Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика студенческого возраста




Проблема выбора профессии в старших классах

Мотивы выбора профессии старшеклассников

Возрастные рамки старшеклассников однозначно не указаны в рассмотренной литературе.

Старший школьный возраст -- один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям [17, 215].

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление старшеклассников к самовыражению и самоутверждению. Для них выбор профессии - в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.

 

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у старшеклассников учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

 

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального выбора.

 

Важнейшая задача этого возраста -- выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы старшеклассника весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале старшего школьного возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности [27, 45].

 

В 15 - 17 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии -- осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы.

 

Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован [27, 46].

 

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

 

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду [27, 47].

 

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональный мотив -- осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

 

Психологи проводили опрос в школах среди старшеклассников с целью найти ответ на этот вопрос. Результаты оказались довольно неожиданными.

 

25% из опрошенных, т. е. каждый четвертый, сообщили, что при выборе работы или учебного заведения, куда собирались пойти после школы, они следовали «совету друзей». Ребята, проучившись много лет вместе, не желая расставаться со своими друзьями, собирались идти после школы туда, куда планировал поступать их более самостоятельный друг, не прислушиваясь при этом к собственным интересам.

 

Дружба, преданность другу -- понятия, несомненно, ценные, но работать по выбранной другом специальности придется самому человеку. К тому же никто не запрещает продолжать дружеские отношения, обучаясь в разных учебных заведениях, и это как раз может послужить хорошей проверкой для настоящей дружбы.

 

19% из опрошенных старшеклассников при выборе профессии следовали совету родителей. Несомненно, что родители, советуя, а иногда и настаивая на чем-либо, руководствуются лучшими побуждениями, однако в вопросах профессионального выбора родители не всегда могут правильно оценить интересы и способности своего ребенка, с одной стороны, и могут не знать ситуации на рынке труда -- с другой. Хотя, конечно, стоит прислушиваться и принимать во внимание советы и пожелания, как родителей, так и друзей, знакомых.

 

9% из опрошенных психологами школьников, выбирающих профессию, руководствовались такими факторами, как «близость учебного заведения от дома» или «отсрочка от армии» (у юношей). Вполне вероятно, что подобные факторы и мотивы выбора никак не будут способствовать удовлетворению человека своей профессией в будущем.

 

И только 40% из опрошенных выбирали профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами.

 

Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности? [26, 210].

 

Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические потребности в питании, жилище и т. п., затем идет потребность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, социальных связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности -- это потребность в уважении и признании, а также потребность в самореализации своих способностей.

 

Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.

 

Человек, выбирающий профессию, должен определить для себя, что для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности, которые связаны с его жизненными ценностями.

 

На выбор профессии влияет еще ряд причин, которые разделяют на внутренние и внешние [26, 210].

 

К внешним социальным факторам; можно: отнести советы пожелания окружающих (о которых мы уже говорили), социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние.

 

Рассмотрим, к примеру, ситуацию, когда юноша умеет хорошо готовить, любит это занятие и собирается пойти учиться в кулинарный техникум, но, сообщив об этом товарищам в школе, он встречает непонимание, насмешки. Его друзья, считая, что готовить пищу -- женское дело и повар -- женская профессия, смеются над ним: и не принимают всерьез его намерение, хотя известно, что: лучшими поварами становятся чаще всего мужчины.

 

К внешним факторам, оказывающим влияние на профессиональный выбор, можно отнести также престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, адвокат, менеджер, банкир, часто выбираются школьниками только потому; что они считаются престижными в наше время. При этом люди, выбирающие такие профессии, даже не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придется делать, смогут ли они выполнить подобную работу. И совсем, как правило, ребята не задумываются, насколько нужна обществу выбираемая ими профессия. Однако «рынок труда» диктует свои требования.

 

К внутренним факторам выбора можно отнести тоже ряд причин. В создании человека, выбирающего профессию, как правило, имеется «образ профессии или профессионала»: «Образ профессионала» -- это совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни. К сожалению, учащимся, выбирающим профессию, часто не осознаются или осознаются только поверхностные, внешние черты «образа профессионала», которые заслоняют собой собственно содержание будущей деятельности. Так, если юноша выбирает профессию моряка, то, прежде всего, он думает о красивой морской форме, о паруснике, скитающемся по морям, и менее всего представляет те «трудовые будни», которых будет больше, чем «праздников». Реальный же «образ жизни» в профессии моряка -- это путешествия, частые отлучки из дома, разлука с близкими, которых можно не видеть месяцами, это однообразная работа в узком замкнутом кругу людей на фоне монотонного пейзажа [26, 210].

 

В «образ профессионала» входит и, чаще всего, оказывается самым главным «образ себя в профессии»: как я буду себя вести, какие я проявлю способности, добьюсь ли я большого успеха; какой я буду - «важный», или «влиятельный», или «значительный» в этой профессии; какие «важные» и интересные люди меня будут окружать). Менее значительной и соответственно, менее осознаваемой частью «образа профессионала» является, как правило, содержание деятельности на конкретном рабочем месте (что же я буду все-таки делать по 8 часов каждый день). Поэтому учащимся будет полезно «поиграть» в профессиональные игры, суть которых-- «примерить» профессию на себя (см. сценарий этих «игр» в конце урока).

 

К внутренним, личностным факторам выбора профессии можно отнести также уровень притязаний, самооценку.

 

Уровень притязаний -- это то, к чему стремится человек, какой уровень достижений он ставит перед собой. Так, например, человек, желающий стать врачом, может стремиться поступить в лучший медицинский вуз (высокий уровень притязаний) или может остановиться на среднем медицинском училище (низкий уровень притязаний). На уровень притязаний во многом влияет самооценка, т. е. оценивание человеком своих возможностей и способностей. Так, к примеру, человек, может быть, и хотел бы поступить в вуз, но боится не пройти по конкурсу, оценивая свои возможности как недостаточные [26, 212].

 

Уровень притязаний, самооценка, а также другие стороны личности человека, выбирающего профессию, несут в себе много сложностей, тонкостей и даже противоречий. Поэтому старшеклассник должен особенно серьезно отнестись к этим вопросам, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу. Психолог, профконсультант также может помочь ученику, выбирающему профессию. Достаточное количество информации -- необходимые знания при совершении столь важного жизненного шага. Например, школьник может не знать о существовании профессии или знать мало, о содержании будущей работы иметь неверное представление о ней.

Воспитательная работа должна строится на требованиях общества, а также учитывать психологические и возрастные особенности студентов. Особенности физического развития молодых людей должны учитываться при организации внеучебного воспитательного процесса в вузе. В юношеском возрасте завершается формирование организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро.

 

В психологическом облике человека обнаруживаются и неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития, поэтому во внеучебной работе со студентами важно учитывать их темперамент, уравновешенность нервной системы.

 

Юноша и девушка становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.

 

В вузах в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общетрудовые и профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов.

 

Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.

 

Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.

 

Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.

 

Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.

 

Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.

 

Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.

 

В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления.1

 

В юношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.).

 

В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий,

 

________________________________________________________________

 

1Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3. - Саратов. - 1997. - с. 32.

 

ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.

 

Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формирование ценностных качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел развивает общественную активность.

 

В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.

 

Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

 

Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.

 

Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.

 

В формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности делового человека большую роль играет участие студентов в принятии и реализации решений, касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса, работы студенческих научных объединений, распределения стипендий и социальных пособий, налаживания нормальных бытовых условий в общежитиях, в полной мере используя при этом педагогические возможности студенческого общежития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.