Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие педагогической деятельности




Проблема формирования профессиональной идентичности студента

Динамика становления профессиональной идентичности в течение обучения у студентов педагогического вуза подробно разработана Ю.П. Поваренковым []. Автор предлагает выделять следующие этапы становления профессиональной идентичности у студентов. На первом курсе обучения юноша до определенного момента продолжает ощущать себя школьником, что психологически проявляется в неспособности вчерашнего ученика осознать себя студентом. Оценка всего происходящего происходит с позиции предыдущего опыта. Как справедливо замечает У.С. Родыгина [], на первом курсе кризис начинается после первой сессии и может быть охарактеризован как эмоциональный, связанный со снижением положительных эмоций относительно выбранной профессии. Подобную позицию высказывает Б.С. Волков [], отмечая, что студенты первого курса в большинстве своем опираются на идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реальностью резко изменяются и способствуют усугублению переживания кризиса идентичности у юношей.

К окончанию первого курса, под действием разного рода факторов, у студента складывается представление о невозможности дальше реализовывать так называемую «школьную идентичность». Однако, успешное преодоление школьной идентичности пока затруднено в силу противоречивой и нестабильной Я-концепции. Уже к окончанию второго курса у студентов начинает складываться студенческая (академическая) идентичность, сопровождаемая ростом большинства самооценочных показателей, фиксацией социального статуса в учебной группе и стиля студенческой жизнедеятельности [].

В течение четвертого и пятого курсов под влиянием производственной практики у студентов начинает складываться собственно профессиональная идентичность, которая во многом является еще нестабильной. Это связано, прежде всего, «с незавершенностью формирования профессиональной идентичности и переживается студентами как неготовность к самостоятельной профессиональной деятельности и ощущением страха перед будущим и профессиональными перспективами в частности» [, с. 57].

На основе полученных результатов психодиагностики, У.С. Родыгина отмечает, что к пятому курсу резко снижаются многие показатели, отражающие профессиональную идентичность студентов. Среди таких показателей автор называет «тяжелое психическое состояние и сильные эмоциональные переживания выпускников, связанные с вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность и снижением положительных эмоций относительно профессии» [, с. 42].

В работе Л.Г. Матвеевой [] изучалось становление профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология». Автором представлены основные закономерности становления профессиональной идентичности, среди которых осознание имеющихся противоречий между образом Я и образом Я-профессионал, а также конструктивному разрешению данного противоречия. Факторами разрешения данного противоречия в системе высшего образования, а значит и стабилизации идентичности, является изменения в мотивационно-потребностной сфере и спецификой межличностных отношений с преподавателями учебного заведения.

Одно из важных условий переживания кризиса идентичности в системе высшего образования представлено в работе Ю.А. Кумыриной []. Согласно авторской позиции, формированию профессиональной идентичности у студентов является включенность их в профессиональное сообщество, которое способствует приобщению к профессиональной деятельности и ориентирует студентов на дальнейшее личностно-профессиональное развитие.

Согласно Ю.П. Поваренкову [], основными показателями сформированной профессиональной идентичности являются принятие себя как профессионала, конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей, а также системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

Таким образом, обучение в вузе может выступать в качестве условия возникновения и переживания кризиса идентичности в раннем юношеском возрасте. Данный постулат во многом связан со спецификой обучения в вузе, заключающийся в особенностях учебно-профессиональной деятельности, принципиально влияющей на личностно-профессиональное развитие, а также становление профессиональной идентичности. Динамика учебно-профессиональной деятельности, ведущей в период студенчества, наглядно показывает становление профессиональной идентичности и уменьшению переживаний, связанных с новым жизненным этапом молодых людей.

48. Особенности учебной деятельности студента.

Учебная деятельность студентов является ведущей их деятельностью. Поэтому интеллектуальное развитие и профессиональное становление, хотя и не исключительно, но в основном, происходит в процессе учебной деятельности. Уже в первые недели обучения в вузе следует учить студентов учиться.
Студенты отличаются по интеллектуальным способностям, типу мышления, темпом продвижения в обучении. Это необходимо учитывать при организации обучения, осуществлять дифференциацию учебно-воспитательного процесса.

Для повышения уровня учебной деятельности необходимо продолжать формировать у студентов общие умственные действия и приемы умственной деятельности, усиливать мотивацию обучения и использовать традиционные и новые технологии, современные информационные технологии, которые активизируют учебно-познавательную деятельность.

Механизмом учебной мотивации является формирование целостной структуры целей учебной деятельности. Отсюда вытекает важность своевременной и систематической постановки преподавателями целей обучения, которые студенты должны принять и направить свою деятельность на достижение поставленных преподавателем и самостоятельно целей обучения. С I курса необходимо показывать студентам общественную значимость выбранной ими профессии и важность развития студентом своих профессионально значимых качеств.

К факторам, которые влияют на учебный процесс относятся:

— Внутренние — те, которые зависят от личности студента;

— Внешние — те, которые зависят от условий организации учебного процесса.

К основным внутренним факторам относятся уровень развития и характер внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также умение учиться, т.е. умение организовывать свою деятельность, в том числе и обучая.

Поскольку высшая математика в основном изучается на первом курсе для нематематических специальностей и начинает изучаться на первом курсе для математиков, опираясь на выше сказанное, выясним некоторые особенности учебной деятельности студентов первого курса:

— период ранней юности — это период систематического усвоения учебных дисциплин, поэтому преподаватель не имеет права нарушать принцип научности;

— в этот период осуществляется систематизация, обобщение и углубление знаний, полученных в основной и старшей школах;

— наблюдается высокая активность мысли, студенты готовы к продуктивному мышлению;

— студентам интересны не конкретные знания в готовом виде, а сам ход их открытия, создания, движения мысли;

— эффективное усвоение знаний происходит в результате движения мысли за счет таких умственных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, классификация, обобщение, сравнение, систематизация;

— для студентов первого курса запоминания материала, данного в готовом виде, происходит хуже, чем материала, добытого самостоятельно. В памяти остается то, что воспринимается за счет активной познавательной деятельности;

— запоминание прочнее при опоре на различные средства наглядности, на результаты знаний, представленных в виде опорных конспектов, схем, таблиц.

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. По определению советского педагога И.Ф. Козлова, педагогическая деятельность есть «...сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) — родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей». Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Педагогическая деятельность всегда носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание — объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность-как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает стать глубоко сознательной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях выражается в следующих обобщениях.

1. Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.

2. Воспитание — явление объективное и категория более широкая, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с нею в органическом единстве, воспитание может вступать с нею в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни.

3. Назначением воспитания в обществе является удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей. Педагогическая деятельность преследует цель охвата педагогическим влиянием всей детской жизни, формирования у воспитанников определенного ми-. ровоззрения, потребностей, форм поведения, личностных качеств.

4. Воспитание имеет общественной функцией подготовку производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с такой подготовкой ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности.

5. В воспитании средствами воздействия на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей, что приводит к. известной стихийности, непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сознательно стремится к преодолению стихийности, к организованности, к тщательному отбору содержания и видов деятельности детей для достижения запланированных целей.

6. В воспитании принимают участие все: взрослые и дети, вещи и явления, природа и среда. Педагогическая деятельность представлена специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать влияние природы, среды и общественности.

7. По мере совершенствования общественных отношений и организации общественной среды происходит сближение воспитания и педагогической деятельности. Круг сознательных участников педагогической деятельности расширяется, включая в себя социальных педагогов, производственных наставников, педагогически образованных родителей, представителей общественности и самих детей.

Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса — одна из важнейших функций общества. Рассмотрим основные компоненты, составляющие ее структуру.

Начальным, первым компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности.

Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни — мировоззрение.

Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Для того чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации к срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Наконец, четвертым компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себя ряд более конкретных. К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил,потребностей, способностей, дарований.

Эффективность педагогической деятельности в воспитательном процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий воспитательным целям и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Эти противоречия обусловлены подвижностью, изменчивостью содержания основных функций педагогической деятельности. Развитие жизни общества, накопление новых знаний, совершенствование процессов производства, социальный прогресс — все это требует изменения содержания педагогических функций.

Педагогическая же деятельность обладает известной традиционной консервативностью. Она обусловлена особенностями детской природы, необходимостью устойчивости и стабильности содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы. Немалую роль играют и профессионально-психологические особенности труда учителя, состоящие в возникновении и укреплении в сознании педагогических штампов и шаблонов. В результате между устаревающим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагоги-ческой деятельности, с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества — с другой, возникает противоречие. Его разрешение осуществляется на основе анализа всех сфер жизни нашего общества, выявления новых требований к человеку и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания образования и воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности. -

Педагогическая деятельность как'общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни. Она тесно связана с экономическим базисом. Педагогическая деятельность по существу есть органическая часть производственных отношений, организуемая для удовлетворения нужд экономики, производства, подготовки производительных сил, общественно-государственных потребностей. Она содержится за счет общества, выполняет его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающих поколений. Педагогическая деятельность направлена также на решение задач развития в ребенке человеческой личности.

Педагогическая деятельность как общественное явление нераз-. рывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование.индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, включение детей в культуру общественной жизни.

Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык — основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, воздействие и организация всей детской жизни. Педагогическая деятельность как общественно-государственная функция выступает в качестве организатора педагогических усилий всего общества: педагогической деятельности общественности, трудовых коллективов, семьи, всех педагогических учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.