КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подведение итогов. 2 страница
Однако и без этого систематизированные и обобщенные требования, предъявляемые к педагогам педагогической этикой и культурой, приобретают, если вдуматься, столь всеобъемлющий характер, что встает вопрос: а возможно ли в принципе их выполнение, существует ли тот Идеальный Учитель, который может им соответствовать? И если нет, если в реальной жизни каждый из нас в той или иной мере вынужден будет нарушать эти требования, то стоит ли вообще говорить о них? Наверное, все же стоит, причем именно так, немного максималистски, помня знаменитые слова Льва Толстого о том, то в морали надо действовать как на реке — грести чуть выше, чем тебе надо, потому что течение все равно снесет. И поэтому, возможно, стоит рассматривать все приведенные здесь рассуждения, аргументы и выводы как своеобразный тест для самопроверки и самооценки каждым из нас. А еще, может быть, стоит хотя бы однажды, не смущаясь «высоким штилем», с гордостью задуматься о том, какая же все-таки это уникальная профессия — Учитель, если она требу-т столь высокой профессиональной и человеческой культуры. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ» Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональной этики. Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы. Тема 2. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (консервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватизма педагога. Творчество и проблема «конкурентоспособности» в педагогической деятельности. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя. Тема 3. Этика отношений в системе «педагог - учащийся» Отношения в системе «педагог — учащийся»: общение «по вертикали». Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и -учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования. Специфика и «барьеры» общения «по вертикали». «Противоположность» установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры). Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе «педагог — учащийся». Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и личности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с учащимися. Нормы и требования к общению в системе «педагог — учащийся»: корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; «требования к требовательности» педагога; проблема дистанции в современной педагогике.
Тема 4. Этика отношений в системе «педагог - педагог» Общие морально-психологические основы профессионально-делового общения. Роль морально-психологического климата в коллективе: отрицательный и положительный микроклимат, формальные и неформальные отношения в коллективе. Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива. Коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные — учет их особенностей в профессиональном общении. Статус личности в коллективе: «звезды», «предпочитаемые», «отверженные» и др. Распределение «ролей» в коллективе («генераторы идей», «исполнители», «эксперты», «критики» и др.). Культура делового общения. Демократичность, компетентность, толерантность как общие принципы современных деловых отношений. Надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, порядочность и коммуникабельность как нормы поведения в деловом общении. Некоторые принципы и «секреты» делового общения. Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» — с коллегами и «по вертикали» — с администрацией. Этика общения в педагогическом коллективе «по горизонтали» — в системе «педагог — педагог» («отношения в учительской»). Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. Диалогич-ность, плюрализм, толерантность как основа общения «по горизонтали». Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе. Объективные факторы, определяющие эту специфику: сложности в оценке педагогического труда и их последствия: проблема «неравенства» в педагогическом коллективе; проблема педагогического авторитета и мастерства; проблема критики в педагогическом коллективе; общение с молодыми коллегами. Субъективные факторы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе: разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях; «индивидуализм» педагогической деятельности; обостренная потребность педагога в авторитете и «профессиональные заболевания» (амбициозность, максимализм, подозрительность, обидчивость). Штампы и стереотипы в поведении учителя. Недопустимость и преодоление в себе «педагогического чванства», высокомерия, самоуверенности и самолюбования, максимализма и бескомпромиссности. Толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стремление к взаимопониманию — необходимая основа педагогической культуры. Отношения «по вертикали» — административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе. Роль «человеческих отношений» в административно-деловом общении. Стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема лидерства и авторитета. Принцип социальной справедливости и демократичности и их проявление в общении руководителя с подчиненными в педагогическом коллективе. Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Манеры поведения и внешний вид педагога, его имидж. Тема 5. Этика педагога и ученого в системе высшего образования Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношений со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы «обучения» к парадигме «учения» будущих специалистов. Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и трудов предшественников. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов». Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, распределять «роли» в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. «Искусство руководства» научными сотрудниками. «Моральные кодексы» ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах. Тема 6. Этика гражданственности и политическая культура педагога Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся. Политическая культура педагога. Нормативный характер этики гражданственности. Основные понятия этики гражданственности: гражданское общество, гражданин, гражданственность. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Патриотизм и космополитизм. Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность — основные моральные принципы политических отношений. Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание — моральные качества и нормы гражданского поведения. Гражданственность и формы социально-политической активности личности. Гражданственность и отношение к политической власти: этика сотрудничества и противостояния. Конформизм и нонконформизм. Насилие и этика ненасилия. Политический тоталитаризм и авторитаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления антикультуры в политике. Тема 7. Экологическая этика и экологическая культура педагога Экологическая этика как нравственное основание формирования экологической культуры учащихся. Экологическая культура педагога. Нормативный характер экологической этики; ее основные проблемы. Современная экологическая ситуация в обществе. Глобальность моральной ответственности личности за экологическую ситуацию на планете. Новое экологическое мышление. Формирование энвайронментальной этики. «Нравственно-понимающее» отношение к природе. «Этика благоговения перед жизнью»: сущность и парадоксы. Биоэтика и биомедицинская этика: «открытые проблемы».
Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной деятельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося. Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в общении. Гуманизм и авторитаризм, альтруизм и эгоизм в общении. Психо-эмоциональные основания общения: возрастные, половые, психические характеристики личности. Экстравертность и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип личности и его влияние на характер межличностного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении. Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения. «Секреты» и «тайны» общения. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в проблемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога. Тема 9. Этикет в профессиональной культуре педагога Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этика и этикет. Условно-согласительный характер этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества. Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе. Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Приветствия, обращение, знакомство. Манеры, жесты, мимика, позы. Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой этикет. Этикет ведения беседы. Этикет телефонного общения. Простейшие правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, кино, театре, дискотеке; в деловой обстановке — на занятиях и на работе. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Официальные приемы: организация и проведение. Правила поведения в ресторане и в гостях. Этикет застолья. Культура в одежде.
2. Планы семинарских занятий Занятие 1. Этика отношения педагога к своему труду 1. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. 2. Полифункциональный характер педагогической деятельности. 3. Возможности творчества в педагогической деятельности. 4.Моральные нормы отношения педагога к своему труду. 5. Проблема соответствия педагога требованиям современной школы.
Занятие 2. Этика отношений в системе «педагог - учащийся» 1.Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в общении педагога и учащихся. 2.Гуманизм и демократичность — основные принципы общения в системе «педагог — учащийся». 3.Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися 4.Любовь и уважение к учащемуся — норма и форма проявления. 5.«Открытые» проблемы в системе отношений «педагог — учащийся». Занятие 3. Этика отношений в системе «педагог - педагог» 1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе. 2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе. 3. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. 4.Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе. 5.Профессиональные «ловушки» и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога. 6. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения «по вертикали» — административные отношения управления и подчинения. 7. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога. Занятие 4. Этика и культура межличностного обшения педагога 1. Общение в профессиональной деятельности педагога. 2. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения. 3. Психо-эмоциональные основания общения. Знание себя и другого как психологическая основа общения. 4. Культура общения: понятие, признаки, структура. 5. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога. 6. Антикультура в общении. «Дефектные уровни» и «барьеры» общения. Занятие 5. «Открытые» проблемы современной культуры общения 1. Формирование культуры обшения учащихся и роль педагога в этом процессе. 2. Проблемное поле молодежной субкультуры: особенности, этика взаимопонимания и общения. 3. Проблемы общения в современном технизированном мире. Виртуальное общение: перспективы и опасности.
Занятие 6. Этикет в профессиональной культуре педагога 1.Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. 2.Основные принципы и нормы этикета. 3.Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы. 4.Культура речи и речевой этикет. 5.Простейшие правила поведения в общественных местах. 6.Правила поведения за столом. 7.Культура в одежде.
3. Темы для рефератов и самостоятельной работы
Профессиональная этика педагога 1.Свобода и ответственность в деятельности педагога. 2.Педагог — профессия творческая? 3.Консерватизм — добро или зло в педагогической профессии? 4.Проблема дистанции в общении педагога и учащегося. 5.Уважение и унижение ребенка — в чем они проявляются? 6.Внутренний и внешний имидж педагога. 7.Эмоциональный мир педагога. 8.Нравственные аспекты оценки педагогического труда. 9.Нравственные коллизии отношений в учительской. Этика гражданственности 10.Мораль и власть. 11.Политическое насилие и нравственность. 12.Политика — «грязное дело»? 13.Нравственный принцип толерантности в политике. 14.Формы морального протеста в демократическом обществе. 15.Моральная демагогия и политические репрессии. 16.Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа. 17.Историческая память и исторический манкуртизм. 18.Нравственно-психологические основы тоталитаризма. 19.Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры. Экологическая этика 20.Этика экологическая и этика биомедицинская: точки соприкосновения. 21.Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема. 22.Гуманность как основа биомедицинской деятельности. 23.Морально-этические проблемы научно-технического прогресса в медицине. 24.Этические проблемы генной инженерии и клонирования. 25.Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг. 26.Хосписы — готовы ли мы к ним? Этика и культура общения 27.Общение: искусство или наука? 28.Общение как ценность. 29.Творчество в общении и общение в творчестве. 30.Проблема понимания в общении. 31.Трагедия непонимания в общении. 32.Одиночество — альтернатива общения. 33.Симпатия и антипатия в общении. 34.Толерантность в общении: значение, границы, мера. 35.Человек - цель или средство общения? 36.«Барьеры» общения и их преодоление. 37.Общение и юмор. 38.Моральные конфликты: предупреждение и преодоление. 39.Духовность и душевность в общении. 40.Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку. 41.«Секреты» общения в семье. 42.Отцы и дети: парадоксы общения. 43.Дружба как высшая нравственная ценность. 44.Любовь как отношение и влечение. 45.Любовь и ее парадоксы. 46.Любовь и верность, любовь и ревность. 47.Любовь, секс, эротика. 48.Любовь мужчины и любовь женщины. 49.Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности. 50.Супружеские конфликты: способы выхода из них. 51.Реферат по книге Ю. Рюрикова «Три влечения». 52.Реферат по книге Э. Фромма «Искусство любви». 53.Реферат по книге «Русский эрос» (раздел по выбору). Этикет и его нормы 54.Этикет: исторические корни и современный смысл. 55.Этикет народов мира. 56.Роль этикета в деловом общении. 57.Светский этикет. 58.Как вести себя в гостях. 59.Как принимать гостей. 60.Правила поведения за столом. 61.Современный речевой этикет. 62.Мода и этикет. ЛИТЕРАТУРА Профессиональная этика педагога Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. 1987. №9. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразоват. школ. М.,2001. Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышления будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. Кабуш В. Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. Мн., 1998. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод, пособие. Мн., 1993. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 1996. Кочигер Я С, Чампер В.И. Педагогическая этика. Кишинев, 1984. Кухарев И.В. Директор учитсяОбратная связь в педагогической системе. Мн., 1989. Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. Мн., 1996. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 2001. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод, пособие для учителей. — Мн., 1998. Лаптенок С.Д. Этическое просвещение: теоретико-методологические проблемы // Весщ БелАА. 1997. № 1. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994. Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. Баку, 1990. Мшаткта Т.В. Педагагічная культура: запрашэнне да роздуму // Адукацыя и выхаванне. 1993. № 10- 12. Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюллетень (Республиканский институт высшей школы БГУ). Мн., 1996. Мишаткина Т.В. Этика. Учеб. пособие. Мн., 2002. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. Мн., 1997. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. Педагогическая этика. Владимир, 1985. Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт: Материалы III Всерос. науч.-методич. конф. Краснодар, 1998. Ч. 2 Педагогические технологии. / Под ред. B.C. Кукушкина. Ростов-на-Дону, 2002. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Мн., 1986. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. М„ 1997. Русецкий А.В., Гащенко Л.А. Формирование патриотических ценностей в высшей школе.// Вышэйшая школа, 2001, №6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000. Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2003. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Киев, 1969. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982. Университетское образование и наука в XXI столетии. Материалы международ, науч.-методич. конф. Минск, 2003. Ларин С.С., БашлаковаЛ.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. Мн., 1996. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988. Шейное В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. Мн., 1991. Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. Мн., 2000. Этическая педагогика: Сб. СПб., 1993. Robert В. Ban, John Tagg. From Teaching to Learning: A New Paradigm for Undergraduate // Education. Change. November-Decembe. r. 1995.
Вспомогательная литература Этика гражданственности Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Игра по правилам (политическая этика). М., 1991. Бакштановский В.И, Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. Томск, 1993. Дейч М. Коричневые. Неофашизм в России. М., 2003. Жакунова Т.С Политика и мораль. М., 1992. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. М., 1991. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002. Патриотические традиции русского народа. СПб., 1993. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. Юнг К.Г. Современность и будущее. Мн.,1992. Экологическая этика Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993. Введение в биоэтику: Учеб. пособие. М., 1999. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1996. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992. Гор Л. Земля на чаше весов. М., 1993; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Соч. М., 1994. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М., 1990. Клаузура ноосферы: Сб. тезисов и статей по естественнонаучному обоснованию общечеловеческой этики. М., 1990. Коновалова Л.В. Прикладная этика: Биоэтика и экоэтика. М., 1998. Вып. 1. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988. Леопольд А. Природная пирамида // Экологическая Антология. М., 1992. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М., 1990. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1991. По ту сторону смерти. М., 1994. Проблемы биоэтики: Реферат, сб. / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1993. Токар Б. «Зеленая» альтернатива: создание экологического будущего. М., 1990. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. Хесле В. Философия и экология. М., 1993. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994. Экологическая альтернатива. М., 1990. Этика и культура общения Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989. Виртуальная реальность. М., 1997. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. М., 2002. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 2000. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.; Рига, 1997. Каган М.С Мир общения. М., 1988. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990. Козлов И.И. Как относиться к себе и людям? М., 1994. Крутое Н.Н., Крутова О.И. Человек среди людей. М., 1989. Леей В.Л. Искусство быть собой. М., 1991. Леей В.Л. Искусство быть другим. М., 1980. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. Ростов н/Д, 2002. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д, 2002. ЛукьянЯ.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре XX века. Мн., 2000 Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991. Паламарь А. О. Мудрость общения. М., 1990. Пиз А. и Б. Язык взаимоотношений. Мужчина-женщина. М., 2000. Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. М., 1990. Умеете ли Вы общаться? М., 1991. Шмидт Р. Искусство обшения. М., 1992. Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992. Этика и этикет Безруких М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М., 1991. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим... М., 1991. Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. М., 1991. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002. Хороший тон: Сб. правил и советов на все случаи жизни. М., 1990. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994. Школа этикета: поучения на всякий случай. Екатеринбург, 1995. Этикет: дома и в гостях. Мн., 1993. Ягодинский В.Н. Как себя вести. М., 1991. СОДЕРЖАНИЕ Вместо введения. Прикладная этика как «практическая философия»... 4 Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ........... …………………….7 Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ........ …………………….11 2.1.Специфика педагогической деятельности......... …………………….. 11 2.2.Этика отношения педагога к своему труду....... …………………….. 18 Глава 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ»........................ ………………………………24 3.1. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся................................................ ………………………24 3.2. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.......................................... ………………………34 Глава 4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»..................................... …………………………..39 4.1.Этика служебных отношений «по горизонтали»………………….......39 4.2.Этика служебных отношений «по вертикали». ……………………….48 Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ....59 5.1. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог—студент».................................. ……………………….60 5.2. Вузовское образование и этика науки............... ……………………….73 Глава 6. ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ………………………..88
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |