КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение темперамента в психологии и жизни человека
Особенности психики у каждого человека индивидуальны и имеют существенное значение при общении между людьми. Прежде всего, индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов и свойствах темперамента. Реализуя свои интересы и убеждения, стремясь в жизни к определённым целям, в своём поведении и поступках люди проявляют различные индивидуальные особенности и своеобразно реагируют на происходящее. В этом и проявляются основы темперамента и неповторимости личности. У каждого человека свой тип темперамента и формирующиеся на его основе устойчивые свойства нервной системы. С этим нельзя не считаться и необходимо учитывать. В жизни человека и общества темперамент имеет огромное значение. Его особенности необходимо учитывать при приёме на работу. Деятельность, требующая своевременного и быстрого реагирования, принятия решений подходит далеко не для каждого человека. В учёбе и массовых профессиях свойства темперамента необходимые для продуктивной работы встречаются не у всех, поэтому необходимо компенсировать их за счёт других свойств. Зная и понимая свойства личности можно с пользой для каждого использовать каждый тип темперамента. Невнимательность к детскому темпераменту со стороны родителей может привести к очень пагубным последствиям. Агрессивная реакция на поведение холерика, приведёт к ответной агрессии, аналогичная реакция на поведение сангвиника доведёт до того, что ребёнок потеряет доверие к родителям, у ранимого меланхолика вообще чрезвычайно легко развить замкнутость и стремление к одиночеству, флегматики зачастую являются объектами насмешек даже среди сверстников. Важно помнить, что, к примеру, холерика необходимо постоянно занимать важным для него делом, в противном случае это может привести к сложным конфликтам в коллективе. В нашей стране сейчас очень не хватает детских и подростковых организаций, которые могли бы занять школьников интересным для них делом. Все эти факторы во всех случаях ведут к осложнению внутреннего климата в семье, росту агрессивности и замкнутости детей, развитием недоверия и т.д. В итоге школьники остаются, предоставлены самим себе. Очень многие беды современного общества берут свои истоки как раз в непрофессионализме педагогов и родителей, а между тем в наше время, в эпоху, когда подростковая преступность, бродяжничество, преступления в отношении детей, приняли устрашающие масштабы, наши дети как никогда нуждаются в родительском понимании любви и ласке. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, оказывают прямое влияние на жизнь и проблемы в обществе. В таких профессиях, как летчик-испытатель, космонавт, спасатель, чья работа связана с постоянным физическим и умственным экстренным перенапряжением, риском, опасностью, повышенным уровнем ответственности, требования к психике крайне высоки. Меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем представителям другого типа. От темперамента зависят и эмоции личности, а значит и эффективность дисциплины, к которой плохо поддаются экстровертные типы, а также побудительной силы мотива. От темперамента зависит и влияние уровня нервно-психического напряжения. Каждый по-разному оценивает свою деятельность, ожидает её проверки и контроля, определяет скорость своей работы, реагирует на силу дисциплинарных воздействий. Всё это необходимо учитывать тому человеку, чья профессия непосредственно связана работой с людьми. Абсолютно при любом типе темперамента можно воспитать в себе все общественно важные и ценные свойства личности. Но методы их развития будут сильно зависеть от темперамента. Таким образом, темперамент является одним из важнейших условий, с которым необходимо считаться при персональном подходе к воспитанию, обучению, социализации, формированию в человеке гармоничной и всесторонне развитой личности. Темперамент – это дар природы, поэтому он не может быть хорошим или плохим. Человек проявляет свой темперамент, под воздействием социальных условий, общественных норм и требований. Цельная человеческая личность возникает благодаря сложному и тонкому взаимодействию различных структур головного мозга. Кора больших полушарий – наиболее загадочное образование. Будем надеяться, что в XXI веке нас ждут удивительные открытия в области нейрофизиологии и психологии.
Заключение
Темперамент – это индивидуальная характеристика личности, включающая в себя динамические особенности психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Выделяются три сферы проявления темперамента: - общая психологическая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (мотивы, ценности, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, т.к. темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности. 4 основных типа темперамента: Сангвиник – человек, с повышенной реактивностью(активность и реактивность уравновешенны). Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активностью и энергичностью, с удовольствием принимается за новое дело и может долго работать и не утомляется. Быстро сосредотачивается, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и реакций. Присущи гибкость ума, быстрые движения, быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. Холерик – отличается высокой реактивностью и активностью. Но преобладает больше реактивность, поэтому он необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более инертен, в сравнении с сангвиником. Отсюда высокая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Экстраверт. Флегматик – обладает высокой активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокоен. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новому, при этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверты. Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, жесты бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Неэнергичен, ненастойчив, легко утомляем и мало работоспособен. Присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических реакций. Большинство меланхоликов – интраверты.
Список использованной литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2010. Денисова, О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. 215 стр. 2. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПГУ, 2011. 158 стр. 3. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М., 2010. 89 стр. 4. Социальная психология Под ред. А.М. Столяренко. 2-е изд., перераб. И доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МВД РФ.2009г. 511 стр. 5. Иванников В.А. Основы психологии: Курс лекций («Мастера психологии»),2010г.336 стр.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |