Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося




Провести исследование и составить психолого-педагогическую характеристику на коллектив класса.

Уметь

Знать

Практики

На четвертом курсе обучения в качестве задания от кафедры психологии на период учебно-воспитательной практики в школе студент должен:

1. Провести психолого-педагогическое изучение класса, в котором студент прходит педагогическую практику.

2. Провести исследование с двумя учениками, обладающими различными интеллектуальными и/или личностными особенностями и составить психолого - педагогческую характеристику личности учащегося (на двух учеников).

В качестве учебно-методического сопровождения студенту необходимо:

- литературу по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии;

- возрастные и индивидуально-психологические особенности детей;

- критерии качества и оценки отчета по педагогической практике

- использовать предлагаемые кафедрой методические рекомендации, ориентировочную схему изучения и составления характеристики на личность учащегося;

- использовать предлагаеемое кафедрой методическое обеспечение (экспериментальные методики исследования, инструкции и рекомендации к их проведению, правила обработки, анализа и интерпретации полученных результатов);

- применять на практике навыки и умения психолого-педагогической работы с детьми, родителями и учителями;

- составлять психолого-педагогические рекомендации по обучению и воспитанию учащихся.

Студенты должны сдать результаты исследования и психолого-педагогические характеристики руководителю от кафедры психологии но окончании практики, не позднее семи дней до итоговой конференции.

На пятом курсе в качестве задания по кафедре психологии от студента требуется:

2. Провести психологический анализ учебного мероприятия (урока) и предоставить письменный отчет-анализ.

В качестве методического обеспечения студенту необходимо

Знать:

- литературу по проблемам общей, социальной, возрастной и педагогической психологии:

- возрастные и индивидуально-психологические особенности детей;

- социально-психологические феномены и закономерности межличностных отношений в группах и коллективах;

- методы изучения и способы анализа учебного мероприятия (урока);

- критерии качества и оценки отчета по практике.

Уметь:

- использовать методические указания и ориентировочную схему изучения и составления характеристики классного коллектива.

- использовать методическое обеспечение (методы и методики исследования, инструкции и рекомендации к их проведению, анализу и оценки).

- использовать схему наблюдения и составления психологического анализа учебного мероприятия (урока).

- применять на практике навыки и умеия психолого-педагогической работы с детьми, родителями и учителями;

- составлять психолого-педагогические рекомендации по обучению и воспитанию учащихся, а также оптимизации психологического климата в группе учеников.

График работы студентов над психологической частью педпрактики

1-я неделя (четверть) педпрактики - пассивная. Идет посещение занятий, ознакомление с классом, работой классного руководителя, наблюдение, выделение учеников для психолого-педагогического изучения. Осуществляется сбор первичной информации и фиксация общих сведений об учениках, подбор методов и методик изучения личности.

Вторая и третья недели – активная практика. Осуществляется проведение бесед с учащимися, наблюдение за ними, исследование познавательной сферы и личностных особенностей учащихся, а также особенностей межличностных отношений в группе.

На данных этапах рекомендуется использовать следующие методы изучения учащихся:

- изучение документов: знакомство с личными делами учащихся; просмотр классного журнала,

- беседы с учителями и классным руководителем;

- информация от администрации: организатора, завуча, директора школы;

- психолого-педагогическое наблюдение за учащимися;

- анализ результатов деятельности учащихся: посещение спортивных секций, кружков самодеятельности, сочинения учащихся;

- беседы с активом класса и родителями учащихся;

- проведение экспериментальных, психодиагностических исследовательских работ по изучению личности учащихся.

Последняя неделя - подготовка отчетов: оформление и сдача характеристик и результатов психолого-педагогического исследования.

 

В процессе составления психолого-педагогической характеристики ученика практикант должен углубить свои знания теоретических основ общей, возрастной и педагогической психологии и успешно применять на практике эти знания в условиях повседневной школьной жизни. В работе над характеристикой выявляется умение студента собирать необходимый материал для психологического осмысления и психолого-педагогического заключения.

При составлении и написании характеристики ученика необходимо учесть следующее:

а) не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами из наблюдений, бесед или психодиагностических протоколов;

б) не допускать схематизма, не описывать ученика как исключительно положительную или отрицательную личность, избегать субъективных моральных оценок;

в) характеристика должна содержать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов;

г) в процессе изучения индивидуально-психологических особенностей личности ученика необходимо обращать внимание на его специфические возрастные характеристики,

д) в процессе работы с использованием классических психодиагностических методик необходимо обязательное ведение протокола.

е) в конце характеристики следует сделать педагогические выводы и рекомендации относительно особенностей учебной и воспитательной работы с этим учеником.

ж) не допускать чрезмерных обобщений по результатам отдельной методики- полученные данные необходимо перепроверять и использовать комплекс методов и методик.

Руководитель педагогической практики от кафедры психологии оценивает психолого-педагогическую характеристику студента, исходя из данных требований. Эта оценка входит в общую оценку педагогической практики студента.

 

Комплексное психологическое исследование ученика предполагает изучение студентом различных сфер психической жизни и деятельности личности.

Для этого в помощь студенту-практиканту кафедра психологии предлагает:

- ориентировочную структурно-методическую схему психологического исследования личности учащегося с использованием соответствующих психодиагностических методик.

- комплекс психодиагностических методик (стимульный материал, инструкции и методические рекомендации к их применению, способы обработки и интерпретации полученных результатов, критерии оценки психических особенностей процессов свойств, состояний).

Перечень обязательных и дополнительных методик прилагается

Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

1. Общие данные (фамилия, имя, дата рождения, класс).

2. Физическое развитие ученика:

а) уровень физического развития (норма, опережение, отставание,);

б) актуальное состояние здоровья, отношение к своему здоровью;

в) имеющиеся и перенесенные болезни их субъективная оценка

в) отношение к спорту, урокам физкультуры и физической зарядке.

 

3. Возрастные особенности личности ученика (характер его самооценок, эталоны взрослости, особенности чувства взрослости, оценка сверстников и учителей, родителей и других взрослых,характер самовыражения, способы утверждения себя как личности и пр.).

 

4. Влияние семейного воспитания:

а) отношение к ребенку родителей и близких (требовательность, уважение, любовь и принятие, суровость, жестокость, отвержение и изоляция избалованность, согласованность или разлад в средствах воспитания среди членов семьи);

б) состав семьи, материальные и культурные условия домашней жизни ученика.

в) отношение ребенка к семье - матери, отцу, сестрам братьям, бабушке, дедушке, другим родственникам.

 

5. Учебная деятельность и умственное развитие ученика:

а) общее умственное развитие: кругозор, начитанность, развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно и письменно); особенности внимания (степень развития произвольного внимания, устойчивость, концентрация, умение распределять внимание, переключаемость); особенности памяти (объем непосредственной пемяти, развитие осмысленной памяти, владение приемами опосредованного запоминания, легкость воспроизведения); развитие мышления: умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, находить быстрое решение, особенности творческого мышления и воображения;

б) самостоятельность ученика: умение планировать время, работать над книгой, письмом, контролировать себя, заучивать материал, составлять план, конспекты и т.д.

в) уровень мотивации обучения (низкий, средний, высокий),интерес к занятиям и отношение к учению (к каким учебным предметам проявляет больший интерес, отношение к отметке, оценке способностей учителями).

г) чем обусловлен интерес (равнодушие, неприязнь) к учебной деятельности.

 

6. Трудовая деятельность (любит ли трудиться или относится к труду пренебрежительно):

а) организованность и дисциплинированность в труде;

б) какие виды труда предпочитает; сфера будущих профессиональных интересов

в) участие в производительном труде.

 

7. Общественная деятельность и активность:

а) интерес к общественной и политической жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями, родителями, товарищами);

б) интерес к жизни коллектива (класса, школы). Принимает ли участие в культурно-массовых мероприятиях школы, олимпиадах, работе МАН и т.п.

в) какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические), как их выполняет; или же не имеет поручений.

 

8. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

а) положение в коллективе (любовь, авторитет, отчужденность, чем определяется это отношение), доволен ли своим положением в коллективе и какое хотел бы занять?

б) отношение к товарищам по классу: с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чем их причина?

в) отношение к учителям и воспитателям.

 

9. Психологические особенности личности учащегося (желательно в этих вопросах отметить возрастные особенности проявления личностных качеств):

а) интересы, их глубина и активность. Интерес к чтению (что читает: художественную, научно-популярную пли развлекательную литературу), к технике, исскуству, моделированию, кино, спорту, коллекционированию и др.;

б) специальные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности, математические и в чем они проявляются);

в) о чем мечтает и какую профессию намечает в будущем;

г) особенности характера и темперамента: дисциплинированность (выполнение школьного режима, отношение к требованиям взрослых, наиболее типичные нарушения дисциплины); ярко выраженные отрицательные и положительные черты характера: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, общительность, замкнутость, честность, лживость, ответственность, щедрость, жадность, аккуратность, неряшливость, трудолюбие, скромность, самостоятельность или грубость, эгоизм, черствость, зазнайство и др.; проявление темперамента: энергичность, вялость, вспыльчивость, хладнокровие, сдержанность, устойчивость или частая смена настроения, склонность к аффектам, быстрота или медлительность реакций.

 

10. Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе:

а) общий вывод о данном ученике;

б) выбор учебно-воспитательных мероприятий, наиболее действенных для данного ученика;

в) индивидуальная работа практиканта как помощника классного руководителя с данным учеником;

г) рекомендации по перспективе дальнейшей работы с учеником.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.