КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося
Провести исследование и составить психолого-педагогическую характеристику на коллектив класса. Уметь Знать Практики На четвертом курсе обучения в качестве задания от кафедры психологии на период учебно-воспитательной практики в школе студент должен: 1. Провести психолого-педагогическое изучение класса, в котором студент прходит педагогическую практику. 2. Провести исследование с двумя учениками, обладающими различными интеллектуальными и/или личностными особенностями и составить психолого - педагогческую характеристику личности учащегося (на двух учеников). В качестве учебно-методического сопровождения студенту необходимо: - литературу по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии; - возрастные и индивидуально-психологические особенности детей; - критерии качества и оценки отчета по педагогической практике - использовать предлагаемые кафедрой методические рекомендации, ориентировочную схему изучения и составления характеристики на личность учащегося; - использовать предлагаеемое кафедрой методическое обеспечение (экспериментальные методики исследования, инструкции и рекомендации к их проведению, правила обработки, анализа и интерпретации полученных результатов); - применять на практике навыки и умения психолого-педагогической работы с детьми, родителями и учителями; - составлять психолого-педагогические рекомендации по обучению и воспитанию учащихся. Студенты должны сдать результаты исследования и психолого-педагогические характеристики руководителю от кафедры психологии но окончании практики, не позднее семи дней до итоговой конференции. На пятом курсе в качестве задания по кафедре психологии от студента требуется: 2. Провести психологический анализ учебного мероприятия (урока) и предоставить письменный отчет-анализ. В качестве методического обеспечения студенту необходимо Знать: - литературу по проблемам общей, социальной, возрастной и педагогической психологии: - возрастные и индивидуально-психологические особенности детей; - социально-психологические феномены и закономерности межличностных отношений в группах и коллективах; - методы изучения и способы анализа учебного мероприятия (урока); - критерии качества и оценки отчета по практике. Уметь: - использовать методические указания и ориентировочную схему изучения и составления характеристики классного коллектива. - использовать методическое обеспечение (методы и методики исследования, инструкции и рекомендации к их проведению, анализу и оценки). - использовать схему наблюдения и составления психологического анализа учебного мероприятия (урока). - применять на практике навыки и умеия психолого-педагогической работы с детьми, родителями и учителями; - составлять психолого-педагогические рекомендации по обучению и воспитанию учащихся, а также оптимизации психологического климата в группе учеников. График работы студентов над психологической частью педпрактики 1-я неделя (четверть) педпрактики - пассивная. Идет посещение занятий, ознакомление с классом, работой классного руководителя, наблюдение, выделение учеников для психолого-педагогического изучения. Осуществляется сбор первичной информации и фиксация общих сведений об учениках, подбор методов и методик изучения личности. Вторая и третья недели – активная практика. Осуществляется проведение бесед с учащимися, наблюдение за ними, исследование познавательной сферы и личностных особенностей учащихся, а также особенностей межличностных отношений в группе. На данных этапах рекомендуется использовать следующие методы изучения учащихся: - изучение документов: знакомство с личными делами учащихся; просмотр классного журнала, - беседы с учителями и классным руководителем; - информация от администрации: организатора, завуча, директора школы; - психолого-педагогическое наблюдение за учащимися; - анализ результатов деятельности учащихся: посещение спортивных секций, кружков самодеятельности, сочинения учащихся; - беседы с активом класса и родителями учащихся; - проведение экспериментальных, психодиагностических исследовательских работ по изучению личности учащихся. Последняя неделя - подготовка отчетов: оформление и сдача характеристик и результатов психолого-педагогического исследования.
В процессе составления психолого-педагогической характеристики ученика практикант должен углубить свои знания теоретических основ общей, возрастной и педагогической психологии и успешно применять на практике эти знания в условиях повседневной школьной жизни. В работе над характеристикой выявляется умение студента собирать необходимый материал для психологического осмысления и психолого-педагогического заключения. При составлении и написании характеристики ученика необходимо учесть следующее: а) не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами из наблюдений, бесед или психодиагностических протоколов; б) не допускать схематизма, не описывать ученика как исключительно положительную или отрицательную личность, избегать субъективных моральных оценок; в) характеристика должна содержать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов; г) в процессе изучения индивидуально-психологических особенностей личности ученика необходимо обращать внимание на его специфические возрастные характеристики, д) в процессе работы с использованием классических психодиагностических методик необходимо обязательное ведение протокола. е) в конце характеристики следует сделать педагогические выводы и рекомендации относительно особенностей учебной и воспитательной работы с этим учеником. ж) не допускать чрезмерных обобщений по результатам отдельной методики- полученные данные необходимо перепроверять и использовать комплекс методов и методик. Руководитель педагогической практики от кафедры психологии оценивает психолого-педагогическую характеристику студента, исходя из данных требований. Эта оценка входит в общую оценку педагогической практики студента.
Комплексное психологическое исследование ученика предполагает изучение студентом различных сфер психической жизни и деятельности личности. Для этого в помощь студенту-практиканту кафедра психологии предлагает: - ориентировочную структурно-методическую схему психологического исследования личности учащегося с использованием соответствующих психодиагностических методик. - комплекс психодиагностических методик (стимульный материал, инструкции и методические рекомендации к их применению, способы обработки и интерпретации полученных результатов, критерии оценки психических особенностей процессов свойств, состояний). Перечень обязательных и дополнительных методик прилагается Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося 1. Общие данные (фамилия, имя, дата рождения, класс). 2. Физическое развитие ученика: а) уровень физического развития (норма, опережение, отставание,); б) актуальное состояние здоровья, отношение к своему здоровью; в) имеющиеся и перенесенные болезни их субъективная оценка в) отношение к спорту, урокам физкультуры и физической зарядке.
3. Возрастные особенности личности ученика (характер его самооценок, эталоны взрослости, особенности чувства взрослости, оценка сверстников и учителей, родителей и других взрослых,характер самовыражения, способы утверждения себя как личности и пр.).
4. Влияние семейного воспитания: а) отношение к ребенку родителей и близких (требовательность, уважение, любовь и принятие, суровость, жестокость, отвержение и изоляция избалованность, согласованность или разлад в средствах воспитания среди членов семьи); б) состав семьи, материальные и культурные условия домашней жизни ученика. в) отношение ребенка к семье - матери, отцу, сестрам братьям, бабушке, дедушке, другим родственникам.
5. Учебная деятельность и умственное развитие ученика: а) общее умственное развитие: кругозор, начитанность, развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно и письменно); особенности внимания (степень развития произвольного внимания, устойчивость, концентрация, умение распределять внимание, переключаемость); особенности памяти (объем непосредственной пемяти, развитие осмысленной памяти, владение приемами опосредованного запоминания, легкость воспроизведения); развитие мышления: умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, находить быстрое решение, особенности творческого мышления и воображения; б) самостоятельность ученика: умение планировать время, работать над книгой, письмом, контролировать себя, заучивать материал, составлять план, конспекты и т.д. в) уровень мотивации обучения (низкий, средний, высокий),интерес к занятиям и отношение к учению (к каким учебным предметам проявляет больший интерес, отношение к отметке, оценке способностей учителями). г) чем обусловлен интерес (равнодушие, неприязнь) к учебной деятельности.
6. Трудовая деятельность (любит ли трудиться или относится к труду пренебрежительно): а) организованность и дисциплинированность в труде; б) какие виды труда предпочитает; сфера будущих профессиональных интересов в) участие в производительном труде.
7. Общественная деятельность и активность: а) интерес к общественной и политической жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями, родителями, товарищами); б) интерес к жизни коллектива (класса, школы). Принимает ли участие в культурно-массовых мероприятиях школы, олимпиадах, работе МАН и т.п. в) какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические), как их выполняет; или же не имеет поручений.
8. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: а) положение в коллективе (любовь, авторитет, отчужденность, чем определяется это отношение), доволен ли своим положением в коллективе и какое хотел бы занять? б) отношение к товарищам по классу: с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чем их причина? в) отношение к учителям и воспитателям.
9. Психологические особенности личности учащегося (желательно в этих вопросах отметить возрастные особенности проявления личностных качеств): а) интересы, их глубина и активность. Интерес к чтению (что читает: художественную, научно-популярную пли развлекательную литературу), к технике, исскуству, моделированию, кино, спорту, коллекционированию и др.; б) специальные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности, математические и в чем они проявляются); в) о чем мечтает и какую профессию намечает в будущем; г) особенности характера и темперамента: дисциплинированность (выполнение школьного режима, отношение к требованиям взрослых, наиболее типичные нарушения дисциплины); ярко выраженные отрицательные и положительные черты характера: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, общительность, замкнутость, честность, лживость, ответственность, щедрость, жадность, аккуратность, неряшливость, трудолюбие, скромность, самостоятельность или грубость, эгоизм, черствость, зазнайство и др.; проявление темперамента: энергичность, вялость, вспыльчивость, хладнокровие, сдержанность, устойчивость или частая смена настроения, склонность к аффектам, быстрота или медлительность реакций.
10. Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе: а) общий вывод о данном ученике; б) выбор учебно-воспитательных мероприятий, наиболее действенных для данного ученика; в) индивидуальная работа практиканта как помощника классного руководителя с данным учеником; г) рекомендации по перспективе дальнейшей работы с учеником.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |