Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Методы линейного программирования. Решение транспортной задачи методом потенциалов




 

Этот метод позволяет автоматически выделять циклы с отрицательной ценой и определять их цены.
Пусть имеется транспортная задача с балансовыми условиями



.
Стоимость перевозки единицы груза из Ai в Bj равна C ij; таблица стоимостей задана. Требуется найти план перевозок xij, который удовлетворял бы балансовым условиям и при этом стоимость всех перевозок бала минимальна.
Идея метода потенциалов для решения транспортной задачи сводиться к следующему. Представим себе что каждый из пунктов отправления Ai вносит за перевозку единицы груза (всё равно куда) какую-то сумму αi; в свою очередь каждый из пунктов назначения Bj также вносит за перевозку груза (куда угодно) сумму βj. Эти платежи передаются некоторому третьему лицу ("перевозчику"). Обозначим ai + bj = č ij (i=1..m; j=1..n) и будем называть величину č ij "псевдостоимостью” перевозки единицы груза из Ai в Bj. Заметим, что платежи αi и βj не обязательно должны быть положительными; не исключено, что "перевозчик” сам платит тому или другому пункту какую-то премию за перевозку. Также надо отметить, что суммарная псевдостоимость любого допустимого плана перевозок при заданных платежах (αi и βj) одна и та же и от плана к плану не меняется.
До сих пор мы никак не связывали платежи (αi и βj) и псевдостоимости č ij с истинными стоимостями перевозок Cij. Теперь мы установим между ними связь. Предположим, что план xij невырожденный (число базисных клеток в таблице перевозок ровно m + n -1). Для всех этих клеток xij>0. Определим платежи (αi и βj) так, чтобы во всех базисных клетках псевдостоимости были ровны стоимостям:
č ijij= с ij, при xij>0.
Что касается свободных клеток (где xij =0), то в них соотношение между псевдостоимостями и стоимостями может быть, какое угодно.
Оказывается соотношение между псевдостоимостями и стоимостями в свободных клетках показывает, является ли план оптимальным или же он может быть улучшен. Существует специальная теорема: Если для всех базисных клеток плана xij>0,
αij= č ij= с ij,
а для всех свободных клеток xij=0,
αij= č ijс ij,
то план является оптимальным и никакими способами улучшен быть не может. Нетрудно показать, что это теорема справедлива также для вырожденного плана, и некоторые из базисных переменных равны нулю. План обладающий свойством:
č ij= с ij (для всех базисных клеток) (2.36)
č ijс ij (для всех свободных клеток) (2.37)
называется потенциальным планом, а соответствующие ему платежи (αi и βj) — потенциалами пунктов Ai и Bj (i=1,...,m; j=1,..., n). Пользуясь этой терминологией вышеупомянутую теорему можно сформулировать так:
Всякий потенциальный план является оптимальным.
Итак, для решения транспортной задачи нам нужно одно - построить потенциальный план. Оказывается его можно построить методом последовательных приближений, задаваясь сначала какой-то произвольной системой платежей, удовлетворяющей условию (2.36). При этом в каждой базисной клетке получиться сумма платежей, равная стоимости перевозок в данной клетке; затем, улучшая план следует одновременно менять систему платежей. Так, что они приближаются к потенциалам. При улучшении плана нам помогает следующее свойство платежей и псевдостоимостей: какова бы ни была система платежей (αi и βj) удовлетворяющая условию (2.36), для каждой свободной клетки цена цикла пересчёта равна разности между стоимостью и псевдостоимостью в данной клетке: γi,ji,j - č i,j.
Таким образом, при пользовании методом потенциалов для решения транспортной задачи отпадает наиболее трудоёмкий элемент распределительного метода: поиски циклов с отрицательной ценой.
Процедура построения потенциального (оптимального) плана состоит в следующем.
В качестве первого приближения к оптимальному плану берётся любой допустимый план (например, построенный способом минимальной стоимости по строке). В этом плане m+n-1 базисных клеток, где m - число строк, n - число столбцов транспортной таблицы. Для этого плана можно определить платежи (αi и βj), так, чтобы в каждой базисной клетке выполнялось условие:
αij= с ij (2.38)
Уравнений (2.38) всего m+n-1, а число неизвестных равно m+n. Следовательно, одну из этих неизвестных можно задать произвольно (например, равной нулю). После этого из m+n-1 уравнений (2.38) можно найти остальные платежи αi, βj, а по ним вычислить псевдостоимости, č i,jij для каждой свободной клетки.

Таблица № 2.5

    В1   В2   В3   В4   В5   αi
  А1 č= 7 č= 6     č= 6 α1= 0
  А2   č= 5 č= 4 č= 5   α2= -1
  А3 č= 8   č= 6 č= 7   α3= 1
  А4   č= 6 č= 5   č= 6 α4= 0
  βj   β1= 7   β2= 6   β3= 5   β4= 6   β5= 6  


α4 = 0, =>
β4 =6, так как α4 + β4 = С44 =6, =>
α1 =0, так как α1 + β4 = С14 =6, =>
β3 =5, так как α1 + β3 = С13 =5, =>
β1 = 7, так как α4 + β1 = С41 =7, =>
α2 =-1, так как α2 + β1 = С21 =6, =>
β5 =6, так как α2 + β5 = С25 =5, =>
α3 = 1, так как α3 + β5 = С35 =7, =>
β2 =6, так как α3 + β2 = С25 =7.
Если оказалось, что все эти псевдостоимости не превосходят стоимостей
č ijс ij,
то план потенциален и, значит, оптимален. Если же хотя бы в одной свободной клетке псевдостоимость больше стоимости (как в нашем примере), то план не является оптимальным и может быть улучшен переносом перевозок по циклу, соответствующему данной свободной клетке. Цена этого цикла ровна разности между стоимостью и псевдостоимостью в этой свободной клетке.
В таблице № 2.5 мы получили в двух клетках č ijс ij, теперь можно построить цикл в любой из этих двух клеток. Выгоднее всего строить цикл в той клетке, в которой разность č ij- с ij максимальна. В нашем случае в обоих клетках разность одинакова (равна 1), поэтому, для построения цикла выберем, например, клетку (4,2):

Таблица № 2.6


Теперь будем перемещать по циклу число 14, так как оно является минимальным из чисел, стоящих в клетках, помеченных знаком -. При перемещении мы будем вычитать 14 из клеток со знаком - и прибавлять к клеткам со знаком +.
После этого необходимо подсчитать потенциалы αi и βj и цикл расчетов повторяется.
Итак, мы приходим к следующему алгоритму решения транспортной задачи методом потенциалов:
1. Взять любой опорный план перевозок, в котором отмечены m+n-1 базисных клеток (остальные клетки свободные).
2. Определить для этого плана платежи (αi и βj) исходя из условия, чтобы в любой базисной клетке псевдостоимости были равны стоимостям. Один из платежей можно назначить произвольно, например, положить равным нулю.
3. Подсчитать псевдостоимости č i,jij для всех свободных клеток. Если окажется, что все они не превышают стоимостей, то план оптимален.
4. Если хотя бы в одной свободной клетке псевдостоимость превышает стоимость, следует приступить к улучшению плана путём переброски перевозок по циклу, соответствующему любой свободной клетке с отрицательной ценой (для которой псевдостоимость больше стоимости).
5. После этого заново подсчитываются платежи и псевдостоимости, и, если план ещё не оптимален, процедура улучшения продолжается до тех пор, пока не будет найден оптимальный план.
Так в нашем примере после 2 циклов расчетов получим оптимальный план. При этом стоимость всей перевозки изменялась следующим образом: F0=723, F1=709, F2=Fmin=703.
Следует отметить так же, что оптимальный план может иметь и другой вид, но его стоимость останется такой же Fmin = 703.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.