Во многих экономических задачах часто возникают ситуации, когда две или более сторон разрешают одну и ту же проблему, но преследуют различные цели, их интересы противоположны. Подобные ситуации называются конфликтными. Примерами таких ситуаций служат отношения между продавцом и покупателем, адвокатом и прокурором, кредитором и дебитором, истцом и ответчиком и т.д. Математические методы анализа конфликтных ситуаций объединяются под названием теории игр, сама конфликтная ситуация носит название игры, а стороны, участвующие в конфликте, называются игроками. Исход игры называется выигрышем (или проигрышем) игроков. Если в игре участвуют только два игрока, то игра называется парной. Будем рассматривать в дальнейшем только парные игры. Если выигрыш одного игрока равен проигрышу другого, то игра называется антагонистической. Рассмотрим следующую модель. Игрок А желает принять решение, на результат которого влияет другой игрок В, цели которого противоположны А. Игрок В анализирует все возможные варианты А и принимает такое решение, которое приводит к наименьшему выигрышу А (соответственно максимальному своему выигрышу). Пусть игрок А может выбрать в качестве действий одну из п альтернатив (вариантов) своих возможных действий: А1, А2,…, Аn. Эти альтернативы в теории игр принято называть стратегиями. Аналогично, игрок В может принять одну из m своих стратегий В1, В2,…, Вm. Предположим, что известны выигрыши (проигрыши) игрока А при любой выбранной им стратегии Аi и любом ответе ему игроком В – стратегии Вj. Пусть этот результат выражен числом аij (которое может быть и отрицательным в случае проигрыша А). Величины аij образуют матрицу:
В1
В2
…
Вm
А1
a11
a12
…
a1 m
А2
a21
a21
…
a2 m
…
…
Аn
an1
an2
…
anm
Эта матрица называется платежной или матрицей игры. Рассмотрим игру со стороны А. Он, выбирая свою стратегию Аi, понимает, что В ответит ему такой стратегией Вj, чтобы выигрыш А был минимальным. Поэтому, из всех наихудших вариантов (минимальных элементов каждой строки платежной матрицы) , игроку А выгодно выбрать стратегию, соответствующую максимальному из этих элементов: . Величина a называется нижнейценой игры или максимином. Это гарантированный выигрыш игрока А. С другой стороны, игрок В выбирая свою стратегию Вj понимает, что игрок А ответит такой стратегией Аi, чтобы его выигрыш был максимален. Поэтому из наилучших вариантов для А (максимальных элементов каждого столбца) игроку В рационально выбрать свою стратегию, соответствующую минимальному из этих чисел: . Величина β называется верхней ценой игры или минимаксом. Это максимальный проигрыш игрока В. Реальный результат решения конфликтной ситуации, называемый ценой игры n, заключен между верхней и нижней ценой: . В случае, если верхняя и нижняя цены совпадают , то игра имеет решение в чистых стратегиях, то есть можно точно определить стратегии , которые выгодны для обоих сторон. Если одна сторона отойдет от своей оптимальной стратегии, то ее выигрыш от этого только уменьшится. Пример: Дебитор А желает выбрать один из четырех условий займа: А1, А2, А3, А4. Кредитор может на любой вариант займа ответить вариантом предоставления кредита В1, В2, В3, В4, В5. Процентные ставки для дебитора при любом варианте кредитора представлены платежной матрицей:
В1
В2
В3
В4
В5
А1
А2
А3
А4
Находим минимальные элементы каждой строки платежной матрицы α I и из них находим максимальное значение. Из максимальных элементов каждого столбца β j выбираем минимальный.
В1
В2
В3
В4
В5
α i
А1
1
А2
5
А3
2
А4
2
β j
9
7
8
5
8
Видно, что верхние и нижние цены игры совпадают , следовательно для обоих игроков выгодны стратегии и процентная ставка, равная 5. При принятии игроками иной стратегии, отличной от оптимальной, этот игрок только проиграет.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление