КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зубчатые передачи с параллельными и пересекающимися осями
Классификация передач и их краткий анализ В этом разделе приводится классификация и анализ передач, преобразующих вращательное движение во вращательное же, но с другими параметрами. Их — подавляющее большинство в современной технике. Классификация механизмов, преобразующих вращательное движение в другие виды движений, рассматривается в курсе «Теория машин и механизмов». Передачи классифицируются по двум главным признакам: в зависимости от способа передачи вращения на передачи зацеплением (зубчатые, червячные, цепные, зубчатыми ремнями, винтовые) и передачи трением (фрикционные, с гладкими ремнями); В связи с многовариантностью выбора передач конструктором и большой важностью именно этого первоначального обоснованного выбора типа передачи ниже приводится краткое описание передач, а также анализ их преимуществ, недостатков, перспектив, предпочтительные области применения каждой передачи. Ведь обоснованный выбор типа передачи для того или иного конкретного назначения — это творческий процесс, которым в первую очередь должен овладеть молодой специалист-конструктор. Дальнейшие расчеты передач, как бы важны они ни были, все-таки вторичны, и успех технического решения главным образом зависит от удачного выбора варианта передачи. Итак, рассмотрим в упомянутом аспекте следующие наиболее распространенные механические передачи: зубчатые, червячные и другие передачи со скрещивающимися осями, винтовые, цепные, ременные, фрикционные, а также проведем их сравнение по основным показателям. Зубчатые передачи появились еще в глубокой древности. В античные времена зубчатые колеса были настолько хорошо известны, что их даже стали использовать в качестве орнаментов и украшений. Деревянную зубчатую передачу сменила бронзовая, а затем и железная. Первую теорию зубчатой передачи дал еще Аристотель за три с половиной века до нашей эры (рис. 2.1). Рис. 2.1. Колесная передача, описанная Аристотелем (стрелками показано направление движения)
Рис. 2.2. Профили зубьев (зубья заштрихованы): а — циклоидальный; б — эвольвентный . Идею косозубого зубчатого колеса высказывал еще в XVII в. знаменитый английский ученый-механик Роберт Гук. Правда было замечено, что такие колеса вызывают осевые силы (рис. 2.3, а), но в XIX в. догадались совместить два косозубых колеса с противоположным направлением зубьев и получить шевронную передачу (рис. 2.3, б). Такие колеса стали применять прежде всего в прокатных станах.
Ри с. 2.3. Шевронная передача Все эти виды зубчатых колес успешно применяются и сейчас; добавились только круговые, или арочные, зубья, более технологичные в изготовлении, чем шевронные (рис. 2.4). Появилось и новое удачное зубчатое зацепление, в отличие от множества других, не проявивших себя с положительной стороны, — зацепление М.Л.Новикова (1954). Зубья, по М.Л.Новикову, профилируются по дугам окружностей, причем выпуклость на одном зубе сопрягается с вогнутостью на другом. При этом зубья выполняются винтовыми, а следовательно, рабочие поверхности зубьев можно охарактеризовать как круговинтовые *(* Более подробно зубчатые передачи с зацеплением Новикова рассматриваются в п. 8.2.1.). Нагрузочная способность такой передачи в 1,5... 1,7 раза выше, чем у аналогичной по размерам и материалу эвольвентной косозубой передачи. Недостатки — чувствительность к изменению межосевого расстояния, сложность инструмента для нарезания зубьев.
Общий вид основных цилиндрических зубчатых колес представлен на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Цилиндрические зубчатые передачи: а — прямозубая внешнего зацепления; б — косозубая внешнего зацепления; в — шевронная внешнего зацепления; г — прямозубая внутреннего зацепления; д — реечная
Рис. 2.8. Конические зубчатые передачи (стрелками показано направление движения): а — прямозубая; б — с круговым зубом
По сравнению с другими зубчатыми передачами планетарные и волновые передачи появились сравнительно недавно. Планетарную передачу предложил в 1781 г. изобретатель паровой машины Дж. Уатт, причем не совсем по ее прямому назначению, а для того, чтобы заменить кривошипно-шатунный механизм, запатентованный применительно для паровой машины другим изобретатеелем. Однако столетие спустя планетарная передача стала активно использоваться по своему прямому назначению в трансмиссиях машин. Самой «молодой» из зубчатых передач является волновая передача. Впервые такая передача была запатентована в США инженером Массером в 1959 г. и за довольно краткий срок широко распространилась во многих областях техники. Рис. 2.9. Схема планетарной передачи: Планетарными называются передачи, имеющие зубчатые колеса с подвижными осями. Эти передачи (рис. 2.9) состоят из центральных колес наружного a и внутреннего b зацепления (часто используются устаревшие названия, соответственно солнечное колесо и эпицикл). Центральные колеса а и b находятся в зацеплении с сателлитами g, вращающимися вокруг осей, установленных в водиле Н, которое тоже вращается. Сателлиты, вращаясь вокруг собственных осей, вращаются, кроме того, и вокруг центрального колеса а, подобно планетам вокруг Солнца. Отсюда и название передачи. Ведущим в планетарной передаче может быть как центральное колесо а, так и водило Н при остановленном колесе b. Можно вращать и колесо b при остановленном колесе а. При этом получаются различные передаточные отношения в одной и той же передаче. Для получения хода назад (реверса) останавливают водило Н и вращают центральные колеса — а или b. При этом и на заднем ходу получают различные передаточные отношения. Если же вращаются и водило, и оба центральных колеса, то получают так называемую дифференциальную передачу, которая, в отличие от большинства механических передач, имеет не одну, а две степени свободы. Такие дифференциальные передачи широко применяются в автомобилях для механической связи ведущих колес как на одной оси (межколесный дифференциал), так и для связи ведущих колес на разных осях (межосевой дифференциал). Дифференциальные передачи часто применяются совместно с механическими и немеханическими бесступенчатыми передачами, расширяя их функциональные возможности — повышая КПД или увеличивая диапазон передаточных отношений. Роль таких комбинированных передач в технике все возрастает. Планетарные передачи могут быть одно- или многоступенчатыми и иметь передаточные отношения до 1000 и более. Так как в планетарных передачах вращающий момент распределяется по нескольким потокам — по числу сателлитов, эти передачи получаются намного компактнее обычных зубчатых передач. Кроме того, все подшипники, кроме сателлитных, здесь разгружены от радиальных усилий. Так как водило вращается в ту же сторону, что и ведущее центральное колесо, КПД, особенно при малых передаточных отношениях, в планетарной передаче может быть чрезвычайно высок. Все это создает большие преимущества планетарным передачам, да и вообще планетарным схемам механизмов, делая их весьма перспективными во многих отраслях машиностроения. В настоящее время планетарные передачи выполняют на мощности от нескольких ватт (приборы, сервопривод) до мегаватт (например, ветроэлектростанции) при колоссальных вращающих моментах — до5.106 Н.м. Волновые передачи кинематически представляют собой планетарные передачи с одним сателлитом в виде гибкого венца g (рис. 2.10). Этот гибкий венец упруго деформируется генератором волн Н (в данном случае специальным гибким подшипником l) и входит в зацепление с жестким центральным колесом b, в данном случае в двух зонах. Как видно, в зацепление входят много зубьев, до 50 % всех зубьев колеса, с чем связана высокая несущая способность волновой передачи. Ведь у обычных зубчатых передач в зацепление входят лишь 1...2 % зубьев. Рис. 2.10. Схема волновой передачи: b — центральное колесо; g — венец; l — подшипник; H — генератор волн; nH — частота вращения ведущего звена; ng — частота вращения ведомого звена
По сравнению с обычными зубчатыми передачами волновые имеют меньшие габариты и массу, даже меньшие, чем у планетарных передач на тот же момент. Они обеспечивают высокую кинематическую точность, обладают демпфирующей способностью. Специфическим свойством волновых передач является возможность передачи вращения в герметизированное пространство практически при нулевых протечках среды. Волновые передачи способны осуществлять высокие передаточные отношения в одной ступени: например для стальных гибких колес, от минимального примерно 60 до максимального 300. При этом КПД их достаточно велик — в режиме редуктора 80...90 %, как и в планетарных передачах с тем же передаточным отношением. При работе в качестве мультипликатора КПД сильно падает. Недостатком волновых передач является малая частота вращения генератора волн, примерно в пределах 1500...3500 мин-1 при радиусах малых гибких колес от 125 до 25 мм соответственно. Поэтому мощность волновых передач, несмотря на высокие передаваемые моменты, не может быть высокой — от 0,1 до 48 кВт. Срок службы их тоже не очень высок — до 104 часов; это всего около полутора лет при круглосуточной работе и втрое больше при 8-часовой смене. При серийном изготовлении в специализированном производстве волновые передачи дешевле планетарных; серийно волновые редукторы общего назначения выпускаются пока только в США и Японии. Зубчатые передачи — самые распространенные из механических передач; они обладают высокими КПД и несущей способностью; компактны, особенно планетарные и волновые, отличающиеся также плавностью и бесшумностью работы. Кроме последних, они способны передавать значительные мощности — по этому показателю им нет равных среди механических передач. Однако зубчатые передачи требуют точного изготовления, монтажа и обязательной смазки. Особенно требовательны в этом отношении конические колеса с круговыми зубьями и планетарные передачи. Прямозубые передачи, особенно конические, создают при работе с высокими скоростями шум и динамические нагрузки на трансмиссию. В наиболее общих случаях следует стремиться компоновать проектируемую передачу так, чтобы оси зубчатых колес были параллельны. Тогда можно применять цилиндрические зубчатые колеса — самые распространенные и простые. При невысоких линейных скоростях в зацеплении можно использовать прямозубые колеса — наиболее простые и не создающие осевых нагрузок. При высоких линейных скоростях и вращающих моментах — косозубые и шевронные, а также с арочными зубьями и с зацеплением Новикова, если прогибы валов несущественны. Планетарные передачи, несмотря на их сложность, очень перспективны, если требуются высокая компактность и расширение функций передачи — реверс, наборы передаточных отношений. Планетарные передачи позволяют иметь высокие передаточные отношения, комбинирование с бесступенчатыми передачами, упрощенное включение передачи торможением одного из звеньев. Планетарные схемы очень перспективны для повышения КПД как зубчатых передач, так и других, например фрикционных. Волновые передачи следует использовать в сервоприводах и других случаях, не требующих высоких мощностей и частот вращения. В частности, если требуется высокая компактность передачи, точность и плавность работы, а также возможность передачи вращения в герметизированное пространство. Волновые передачи, если позволяет компоновка, следует смелее использовать вместо червячных передач (см. ниже) средней мощности в сервоприводах, лебедках, мотор-редукторах с высокими передаточными отношениями и других случаях, так как первые намного компактнее и имеют несравнимо высокий КПД. Конические зубчатые передачи следует применять только в том случае, если нет возможности использовать цилиндрические. Прямозубые конические колеса сложны в изготовлении, годны только для тихоходных передач, а с круговыми зубьями — технологичны, но очень сложны в компоновке и монтаже. Приводов с непрямозубыми коническими колесами следует особенно избегать, если нет надежной поставки запасных колес. В автомобилестроении идут на то, что ставят двигатель машины «поперек», чтобы только иметь цилиндрическую главную передачу и избежать конических и гипоидных передач (см. ниже). Но если уже принято решение создавать привод с конической передачей, особенно непрямозубой, следует иметь в виду, что для её реальных расчетов нужны соответствующие компьютерные программы, а для изготовления — сложные специализированные станки, которых не так уж много.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |