Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и память в архитектуре




Мифология, мода и идеология

 

Предположение о мифологической природе синтеза архитектурной формы выдвигается нами в качестве гипотезы, доказательство или обоснование которой предполагает вторжение в мало исследованную область культурологического проектирования. В данной работе мы не можем претендовать ни на исчерпание подобного рода обсуждения, ни на полноту выдвигаемых его аспектов. Наша задача ­ сформулировать гипотезу и предложить направления ее обсуждения.

 

Начать можно с обсуждения проблемы моды и рекламы в архитектуре. В истории культуры эти явления рассматриваются во взаимосвязи.[101] Реклама выступает как популярная мифология, связывающая эти формы с общими представлениями о стиле жизни, образцовых героических персонажах и их характерах.[102]

 

Если миф выражает подлинный стиль жизни, то его изобразительная имитация есть стилизация. За стилизацией строит упрощенный вариант мифологии, нечто вроде массового внушения или условной игры. Но с тех пор как было сказано, что «весь мир - это сцена», разделить игру и реальность становится все труднее.

 

Критика моды выявляет лежащие за ней механизмы манипулирования массовым сознанием. Но вне-мифологического способа создания стилистических предпочтений в механизме культуры нет. Следовательно, сохраняя свободу критики модного увлечения, мы не можем уклониться от ответственности за формирование тех или иных мифологических аргументов в пользу разделяемых нами стилистических ценностей. Критикуя мифологию тоталитарного искусства и архитектуры,[103] мы не должны делать вид, что демократическое искусство и архитектура лежат вообще вне мифологии.

 

Архитектурные формы как и все прочие стилистические предпочтения, то входят, то выходят из моды. Но выходя из моды, архитектура продолжает занимать место в ландшафте или городской среде. В отличие от произведения прикладного или станкового искусства архитектура не может быть спрятана в музеи, она сохраняет свое живое присутствие в мире. Архитектура более чем какое либо другое творение рук человека не подвластна смерти.[104]

 

 

 

История - ключ к пониманию специфики архитектурной формы. Стремление к созданию новых архитектурных форм стимулируется прогрессом в развитии строительной техники и возникновением новых социальных функций. Та же история со временем делает эти новые функции и строительную технику устаревшими. Но здания успешно приспосабливаются к новым функциям. Качество архитектуры оказывается важнее изоморфизма форм и функций.

Когда сооружение выходит за рамки своей первоначальной функциональной программы и начинает жить новой жизнью, приспосабливаясь к новой ситуации, становится очевидной его собственно архитектурная ценность.[105] Но ориентация на будущую свободу от узкой функциональной программы не может быть учтена в научно-технических методах «синтеза» формы, тут творчество выходит в область мифа самодовлеющей архитектурной формы. Такова историческая «диалектика» архитектурной формы.

Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют "памятниками". В них аккумулируется память человека и общества. Прежде всего, конечно, память о создателях сооружения, времени его строительства, людях его создавших и населявших. Но этим дело не ограничивается. Вся дальнейшая жизнь сооружения откладывает на нем определенный след. Память сохраняет имена жильцов и владельцев здания, бывших после его строительства. Память сохраняет свидетельства перестроек, добавок и изъятий. Здание сохраняет или несет на себе память о тех исторических событиях, свидетелем которых оно было.

Особую роль архитектура как средство аккумуляции памяти исторических событий приобретает в городах. Города можно назвать аккумуляторами исторической памяти. И такого рода аккумуляторы имеют прямое отношение к социальной и духовной энергии общества, Архитектура городов не просто часть культуры общества, она такая часть этой культуры, которая поневоле постоянно взаимодействует с живыми людьми. Как и язык, она ежедневно и ежечасно участвует в современности и в то же время вносит в нее историческую память рода.

Здесь необходимо подчеркнуть, что мы говорим об историзме архитектуры в данном случае не в сугубо историко-архитектурном смысле. Этот смысл остается важнейшей частью архитектуры как искусства и как мифологии. [106] Но здесь имеется в виду и внеархитектурная, средовая память и средовой историзм архитектуры, играющий огромную роль в мифологии архитектуры и мифологии городской среды.

В мифе вообще следует видеть не просто символ, но символчическую

память рода. Миф это всегда история. Архитектура и, особенно, город - это тоже всегда история. Не наука истории, но сама застывшая и коммуницирующая с человеком история.

Степень историчности архитектуры зависит от системы архитектурных форм. Архитектура массового индустриального строительства обладает другой формой исторической аккумуляции времени, чем индивидуальная застройка конца прошлого века. Архитектурная имитация и реставрация - иной по сравнению с оригинальными сооружениями. Особенность архитектуры состоит в том, что ее собственные формы тяготеют к геотектонике, то есть к геохронологии, а по материалу архитектура несет в себе историческую ткань нового времени и даже современности. Так что геохронологические и сугубо исторические отношения в ней уникальным образом совмещаются. Этот аспект архитектуры и городской среды до сих пор еще не стал объектом пристального архитектуроведческого и профессионального анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.