Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эхинококк Echinococcus granulozus 1 страница




Мозговик овечий Multiceps multiceps

Свиной цепень Taenia solium

Бычий цепень Taeniarhynchus saginatus

Лентец широкий Diphylobotrium latum

Конспект

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Рассмотреть микропрепараты, рисунки, таблицы и зарисовать сколексы цестод.

Задание 2. Изучить строение члеников ленточных червей на примере тыквенного цепня на окрашенном микропрепарате и таблице. Зарисовать незрелый, гермафродитный и зрелый членики цестод.

Задание 3. Изучить особенности циклов развития ленточных червей. Зарисовать циклы развития лентеца широкого, бычьего цепня и строение финн разных видов цепней. Дать пояснения.

 

 

А Б В

Рис.3. Сколексы цестод:

а) вооруженный цепень; б) невооруженный цепень; в) лентец

1 - присоски; 2 - ботрии; 3 - крючья; 4 - шейка; 5 - первые членики стробилы

 

 

A Б В

Рис 4. Членики бычьего цепня (Таеniаrhynchussaginatus)

А- незрелый, Б – гермафродитный, В – зрелый.

1 - стенка тела; 2 - выделительные каналы; 3 - яичник; 4 - желточник; 5 - оотип и тельце Мелиса; 6 - матка; 7 - влагалище; 8 - семенники, 9 - семяпровод; 10 - половая клоака

 

Рис.5. Цикл развития лентеца широкого

 

 

Рис. 6. Цикл развития бычьего цепня

Домашнее задание: 1.Заполнить таблицу жизненных циклов:

Название вида Бычий цепень Свиной цепень Мозговик овечий Эхинококк Лентец широкий
Основной хозяин          
В каком органе паразитирует          
Промежуточный хозяин          
Личиночные стадии паразита          
Пути заражения основного хозяина          

Контрольные вопросы

1. Бычий цепень. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

2. Свиной цепень. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

3. Эхинококк. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

4. Овечий мозговик. Систематическое положение, особенности строения, жизн. цикл.

5. Строение финн у разных видов цепней. Примеры.

6. Широкий лентец. Систематическое положение, особенности строения, жизн. цикл.

7. Тыквенный цепень. Особенности развития.

8. Карликовый цепень. Особенности цикла развития.

ТЕМА 7.Тип Круглые черви (Nemathelmintes)

Класс Круглые черви (Nematoda)

Конспект

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1, Рассмотреть макропрепарат аскариды. Зарисовать внешнее строение самца и самки. Изучить поперечный срез аскариды и зарисовать расположение внутренних органов.

Задание 2. Изучить и записать особенности строения и жизненные циклы паразитических нематод: аскарида, острица, трихинелла, власоглав.

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать препарат трихинозного мяса.


 

 

Рис.1. Анатомия самки аскариды:

1 - стенка тела; 2 - рот и губы; 3 - кишечник; 4 - анальное отверстие; 5 - яичники; 6

яйцеводы; 7 - матки; 8 - влагалище; 9 - валик гиподермы.

 

Рис. 2. Поперечный разрез аскариды: 1 - кутикула; 2- гиподерма; 3-мышцы; 4-кишечник; 5-яичник; 6-яйцеводы; 7-матки; 8- выделительные канальцы; 9-нервные тяжи; 10-первичная полость тела


 

 

Рис.3. Трихинелла (Тrichinella spiralis): 1 - мышечные волокна; 2 - личинка трихинеллы; 3 - известковая капсула

Домашнее задание

1. Нарисовать схему цикла развития свиной аскариды, дать пояснения

2.Нарисовать схему цикла развития трихинеллы, дать пояснения

3.Изучить и биологические особенности нематод-вредителей растений. Нарисовать схему цикла развития растительной нематоды, дать пояснения

Контрольные вопросы

1. Тип Круглые черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

2. Класс Нематода. Характеристика, представители, значение.

3. Свободноживущие круглые черви.

4. Нематоды - паразиты растений. Систематическое положение, строение, представители, особенности размножения и развития, значение.

6. Аскариды. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

7. Острицы. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

8. Власоглав. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

9.Трихинелла. Систематическое положение, особенности строения, жизненный цикл.

 

ТЕМА 8. Тип Кольчатые черви (Annelida)

Класс Многощетинковые черви (Рolychaeta)

Класс Малощетинковые черви (Оligochaeta)

Класс Пиявки (Нirudinea)

Конспект:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Рассмотреть на влажном препарате и таблице внешнее строение многощетинковых червей нереид, зарисовать общий вид.

Задание 2. Ознакомиться с внешним видом дождевого червя, и внутренним строением дождевого червя. Изучить и зарисовать микропрепарат поперечного и продольного разреза тела дождевого червя.

 

Рис.1. Строение многощетинкового червя (Nereis sp.):

1-головной конец тела; 2 - щупальца; 3- пальпы; 4- усики; 5- глаза; 6 - параподии

 

 

Рис.2. Поперечный разрез тела дождевого червя:1 - кутикула; 2 - эпидермис; 3 - кольцевые мышцы; 4 - продольные мышцы; 5 - эндотелий; 6 - целом (вторичная полость тела); 7 - щетинки; 8 - метанефридий; 9 - брюшной кровеносный сосуд; 10 - брюшная нервная цепочка; 11 - просвет кишечника; 12 - складка кишечника (тифлозоль); 13 - спинной кровеносный сосуд/

Домашнее задание:

1. Составить систематический обзор типа Кольчатые черви.

2. Описать и зарисовать строение пиявок.

Рис. 3. Строение пиявок

 

 

Контрольные вопросы:

1.Тип Кольчатые черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

2.Класс Многощетинковые черви. Характеристика, представители, значение

3.Класс Малощетинковые черви. Характеристика, представители, значение.

4.Роль малощетинковых червей в почвообразовательных процессах.

5. Класс Пиявки. Характеристика, представители, значение

6. Особенности развития кольчатых червей.

ТЕМА 9:Класс Ракообразные (Сrustacea)

Тип Членистоногие (Аrtropoda)

Подтип Жабернодышащие (Вranchiata)

Класс Ракообразные (Сrustacea)

 

Конспект:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 1. Изучить особенности внешнего строения ракообразных, используя текст учебника, влажные препараты, таблицы, рисунки. На рис. 1 обозначить части тела. На рис. 2 обозначить конечности речного рака.

Задание 2. Изучить внутреннее строение речного рака. Отметить общее расположение основных органов. На рис. 3 обозначить части тела и внутренние органы.

Задание 3. Рассмотреть строение ветвистоусых, веслоногих рачков. На рис. 4 и 5 обозначить части тела и внутренние органы.

Рис. 1. Внешнее строение речного рака


Рис. 2. Конечности самца речного рака:

Рис.3. Анатомия речного рака:

 

 


 

Рис. 4. Дафния Daphniapulex (отряд ветвистоусые)

 

Рис. 5. Схема строения веслоногого рачка

 

Домашнее задание:

1. Составить систематический обзор подтипа Жабродышащие.

2. Описать особенности строения ветвистоусых, веслоногих и усоногих рачков.

3. Значение ракообразных.

 

Контрольные вопросы

1. Тип Членистоногие. Общая характеристика, особенности строения, представители, значение.

2. Тип Членистоногие. Систематика (подтипы, классы, подклассы, отряды).

3. Подтип Жабернодышащие. Характеристика, классификация, представители, значение

4. Класс Ракообразные. Характеристика, классификация, представители, значение

5. Подкласс Высшие раки. Характеристика, систематика, представители, значение

6. Отряд Десятиногие. Характеристика, представители, значение.

7. Сравнительная характеристика высших и низших раков.

ТЕМА 10. Класс Паукообразные (Аrachnida)

Подтип Хелицероносные (Сhelicerata)

Класс Паукообразные (Аrachnida)

Конспект

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 1. Рассмотреть таблицы, рисунки учебника и макропрепарат скорпиона, паука и клеща. Изучить и сравнить внешнее строение, сегментацию тела.Зарисовать внешнее строение паукообразных.

Задание 2. Рассмотреть строение ротовых аппаратов пауков и клещей (хелицеры и педипальпы). Зарисовать хелицеры и педипальпы паука.

Задание 3. Изучить внутреннее строение паукообразных по таблице, рисункам учебника. Зарисовать схему расположения основных органов.

Задание 4. Рассмотреть макропрепарат пастбищного (иксодового) клеща. Зарисовать внешнее строение взрослой особи. Изучить по таблице различные стадии развития пастбищного (иксодового) клеща.


 

Рис.1. Внешнее строение паука-крестовика: 1 - головогрудь; 2 - брюшко; 3 - ноги; 4 - паутинные бородавки; 5 - хелицеры; 6 - педипальпы

 

Рис. 2. Хелицеры и педипальпы паука

 

Рис.3. Внешнее строение скорпиона

 

 

Рис. 4 Внешнее строение иксодового клеща.


 

Домашнее задание

1. Систематический обзор подтипа Хелицеровые

2. Значение паукообразных.

3. Значение клещей.

Контрольные вопросы

1. Подтип Хелицероносные. Характеристика, систематика, представители, значение

2. Класс Паукообразные. Характеристика, систематика, представители, значение

3. Отряд Скорпионы. Характеристика, представители, значение.

4. Отряд Фаланги. Характеристика, представители, значение.

5. Отряд Пауки. Характеристика, представители, значение.

6. Клещи. Характеристика, систематика, представители, значение.

 


ТЕМА 11. Класс Насекомые открыточелюстные

Тип Членистоногие (Аrthropoda)

Подтип Трахейнодышащие (Тracheata)

Надкласс Шестиногие (Нexapoda)

Класс Насекомые открыточелюстные (Insecta - Ectognata)

 

Конспект:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Рассмотреть и зарисовать схему организации крылатого насекомого. Обозначить части тела.

Задание 2. Изучить строение разных типов конечностей насекомых. Обозначить части конечностей на рис. 2. (А – Ж – типы конечностей, 1 – части конечностей)

Задание 3. Изучить микропрепараты ротовых аппаратов 4 основных типов: грызущий, грызуще-сосущий, колюще-сосущий и сосущий разных насекомых. Нанести обозначения ротовых аппаратов на рис. 3.(А-Д – типы аппаратов, 1 – 18 – части ротовых аппаратов).


Рис. 1. Схема организации крылатого насекомого.

 

 

Рис. 2. Строение конечностей насекомых:

 

 

Рис. 3. Ротовые аппараты насекомых:

 

Домашнее задание

1. Составить краткую характеристику многоножек.

2. Рассмотреть кивсяка и сколопендру. Сравнить внешнее строение кивсяка и сколопендры. Зарисовать сколопендру со спинной стороны.

3. Значение многоножек.

4. Сравнить строение насекомых и многоножек. Выявит черты сходства и отличия.


ТЕМА 12.Развитие насекомых. Классификация класса Насекомые открыточелюстные (Insecta – Ectognata)

 

Систематика Насекомых (Insecta)

Класс Насекомые скрыточелюстные ( Insecta - Entognata )

Класс Насекомые открыточелюстные ( Insecta - Ectognata )

Подкласс Первичнобескрылые (Apterygota)

Подкласс Крылатые (Pterygota)

Инфракласс Древнекрылые(Раlаеорtеrа)

Отряд Поденки (Ephemeroptera)

Отряд Стрекозы (Odonata)

Инфракласс Новокрылые(Neорtега)

Отдел Насекомые с неполным превращением (Hemimetabola)

Отряд Прямокрылые (Orthoptera)

Отряд Тараканы (Blattoidea)

Отряд Равнокрылые (Ноmорtега)

Отряд Полужесткокрылые, или Клопы (Неmiрtега)

Отряд Вши (Аnорlurа)

Отряд Власоеды и Пухоеды (Маllорhаgа)

Инфракласс Новокрылые(Nеoptега)

Отдел Насекомые с полным превращением (Ноlоmеtаbоlа)

Отряд Чешуекрылые (Lepidoptera)

Отряд Жесткокрылые (Со1еорtега)

Отряд Блохи (Арhаniptera)

Отряд Двукрылые (Diptera)

Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera)

Задание 1. Изучить и описать цикл развития насекомых с полным и с неполным превращением.

Задание 2. Записать признаки подклассов и основных отрядов насекомых по следующему плану:

1. Представители

2. Особенности строения

3. Среда обитания и образ жизни

4. Значение

 

Домашнее задание

1. Зарисовать циклы развития, типы личинок и куколок насекомых

 

Рис 1.Основные стадии жизненного цикла насекомых с неполным превращением

 

 

Рис.2.Основные стадии жизненного цикла насекомых с полным превращением

Рис. 3. Типы личинок и куколок насекомых

Контрольные вопросы:

 

1. Подтип Трахейнодышащие. Характеристика, систематика, представители, значение.

2. Многоножки. Характеристика, представители, значение.

3. Насекомые. Характеристика, систематика, представители, значение.

4. Строение основных типов ротовых аппаратов насекомых. Примеры (с указанием отряда).

5. Типы конечностей насекомых и их строение. Примеры (с указанием отряда).

6. Подкласс Первичнобескрылые. Характеристика, систематика, представители, значение.

7. Подкласс Крылатые. Характеристика, систематика, представители, значение.

8. Отдел Насекомые с неполным превращением. Особенности развития, систематика, представители, значение.

9. Отряд Прямокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

10.Отряд Тараканы. Особенности строения и биологии, представители, значение.

11.Отряд Стрекозы. Особенности строения и биологии, представители, значение.

12.Отряд Вши. Особенности строения и биологии, представители, значение.

13.Отряд Пухоеды и Власоеды. Особенности строения и биологии, представители, значение.

14.Отряд Равнокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

15.Отряд Полужесткокрылые. Особенности строения и развития, представители, значение.

16.Отдел Насекомые с полным превращением. Особенности развития, систематика, представители, значение.

17.Отряд Жесткокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

18.Отряд Блохи. Особенности строения и биологии, представители, значение.

19.Отряд Чешуекрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

20.Отряд Двукрылые. Особенности строения и развития, представители, значение.

21.Отряд Перепончатокрылые. Особенности строения и биологии, представители, значение.

 


Тема13. Тип Моллюски (Мollusca)

Классы: Брюхоногие моллюски (Gastropoda)

Двустворчатые моллюски (Bivalvia)

Головоногие моллюски (Сephalopoda)

 

Конспект

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Зарисовать вскрытого моллюска (беззубка), сопоставляя препарат с таблицей. Сравнить строение двустворчатых моллюсков с брюхоногими, выявить черты сходства и отличия.

Задание 2. Рассмотреть и изучить раковины брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Задание 3. Изучить макропрепарат головоногого моллюска - кальмара. Описать внешнее строение головоногих моллюсков.

 

 

Рис.1. Анатомия беззубки:

1 - мантия; 2 - нога; 3 - жабры; 4 - жаберный сифон; 5 - клоакальный сифон; 6 - рот; 7 -ротовые лопасти; 8 - желудок; 9 - печень; 10 - кишечник; 11 - задняя кишка; 12 - анальное отверстие; 13 - сердце; 14 - околосердечная сумка; 15 - почки; 16 - гонады; 17 -створки раковины; 18 - связка между створками (лигамент)

 

 

Рис. 2. Анатомия виноградной улитки (из Бриана):

1 - губное щупальце, 2 - глазное щупальце, 3 - глотка, 4 - окологлоточное нервное кольцо, 5 - легкое, б - легочная вена, 7 - легочное отверстие, 8 - анус, 9 - выделительное отверстие, 10 - прямая кишка, 11 - мочеточник, 12 - предсердие, 73 - желудочек сердца, 14 - перикардий, 15 - почка, 16 - желудок,17 - печень, 18 - гермафродитная железа, 19 - гермафродитный проток, 20 - белковая железа, 21 - семяприемник, 22 - канал семя приемника, 23 - яйцевод, 24 - семяпровод, 25 - мешок любовных стрел, 26 - пальцевидные железы, 27 - бич,, 29 — слюнные железы

 

 

Домашнее задание

1. Составить систематический обзор типа Моллюски.

2. Изучить и кратко описать внутреннее строение головоногих моллюсков.

3. Значение моллюсков.

 

Контрольные вопросы

1. Тип Моллюски. Характеристика, классификация, представители, значение.

2.Класс Двустворчатые моллюски. Характеристика, представители, значение.

3.Класс Брюхоногие моллюски. Характеристика, представители, значение.

4.Класс Головоногие моллюски. Характеристика, представители, значение.

5. систематический обзор типа Моллюски.

6. Филогения типа Моллюски.

7. Характеристика подтипа Боконервные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.