Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика мира 48 страница




– достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие собой выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Примерами отдельных памятников такого рода могут служить всемирно известные соборы Европы – такие, как Реймский во Франции, Кентерберийский в Великобритании, Кёльнский в Германии, св. Петра в Италии, Сантьяго-де-Компостела в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии, дворец Потала в Тибете (Китай) или руины Персеполиса в Иране. В качестве примеров ансамблей можно привести Московский Кремль с Красной площадью, исторические центры Праги, Кракова, Зальцбурга, Рима, Флоренции, Дубровника, Толедо в Европе, Иерусалима, Киото, Пекина в Азии, Алжира, Туниса, Марракеша, Томбукту в Африке, Мехико, Гаваны, Куско, Лимы в Латинской Америке.

Анализируя объекты Всемирного наследия, можно применить два подхода – хронологический и хорологический.

Первый из них свидетельствует о том, что и в мире в целом, и в отдельных его регионах большинство памятников культурного наследия относится к эпохе средних веков, продолжавшейся в Европе тысячу лет, а в Азии и того более. Довольно широко представлены также памятники, относящиеся к новому времени, в которых нашли отражение достижения материальной и духовной культуры последних столетий. Меньше во Всемирном наследии памятников древнего мира и еще меньше памятников первобытной эпохи. Что же касается новейшего времени, т. е. XX в., то оно нашло в Списке ЮНЕСКО очень слабое отражение. Да и объекты этого времени носят, как правило, совершенно особый характер (например, концлагерь в Освенциме, Мемориал мира в Хиросиме).

Еще больший интерес для географа представляет хорологический (пространственный) подход. На середину 2007 г. в Список Всемирного наследия был включен уже 851 объект, в том числе 660 культурных, 166 природных и 25 культурно-природных, которые находились в 141 стране. Распределение этих объектов по крупным регионам мира показано в таблице 169.

Анализ таблицы 169 показывает, что в качестве региона-лидера в этом случае выступает зарубежная Европа. Объекты Всемирного культурного наследия зарубежной Европы представляют все исторические эпохи и имеются почти во всех странах этого региона, что наглядно отражает роль европейской (западной) цивилизации в мировом развитии. В зарубежной Европе находятся также и страны, выделяющиеся во всем мире по количеству объектов Всемирного наследия: Италия (41), Испания (40), Германия (32), Франция (31). Природных же объектов в этом регионе выделено сравнительно мало.

Таблица 169

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ПО КРУПНЫМ РЕГИОНАМ МИРА

* Без стран СНГ.

 

На втором месте по числу объектов Всемирного наследия, как и можно было ожидать, находится зарубежная Азия, где в культурном наследии также представлены памятники первобытной эпохи, древних цивилизаций, средних веков, нового времени, воплощающие в себе историю цивилизаций Востока. Памятников природного наследия в этом регионе больше, чем в Европе, а среди отдельных стран по общему числу объектов здесь выделяются Китай (35) и Индия (27). Далее по рейтингу следуют Латинская Америка, Африка, страны СНГ, Северная Америка, Австралия и Океания. Характерно, что при этом в Латинской Америке, Африке и странах СНГ культурные объекты количественно преобладают над природными, в Северной Америке природных объектов выделено больше, чем культурных, а в Австралии и Океании все объекты природные.

Россия в 2007 гг. оказалась представленной в Списке ЮНЕСКО 23 объектами Всемирного наследия: 15 из них относятся к культурным и 8 – к природным (в том числе четыре совместных).

К этому можно добавить, что по состоянию на начало XXI в. в Государственном реестре памятников истории и культуры России насчитывалось более 86 тыс. объектов. В их числе было около 26 тыс. объектов федерального (общероссийского) значения, а остальные были отнесены к объектам местного значения. Из этого можно заключить, что страна располагает очень большими резервами для пополнения Списка ЮНЕСКО.

ТЕМА 6 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

151. Глобализация: противоречивый процесс

На рубеже XX и XXI вв. понятие о глобализации стало поистине ключевым, или, как часто говорят, знаковым. Изучение феномена глобализации привлекает ученых, общественных и политических деятелей, представителей делового мира. На Саммите тысячелетия в ООН, проходившем в сентябре 2000 г., глобализация была обязательной темой, которую затронули в своих выступлениях абсолютное большинство лидеров 189 государств, съехавшихся в Нью-Йорк. Ее уже не раз обсуждали также на встречах «большой восьмерки» стран мира.

Несмотря на такой интерес к глобализации (от англ. global – мировой, всемирный), сама сущность этого понятия трактуется не всегда одинаково, вызывая дискуссии в среде специалистов – экономистов, политологов, социологов, географов. Тем не менее все сходятся на том, что в самой общей форме суть глобализации заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как между государствами, так и между отдельными людьми. С позиций политической географии это означает определенное изменение роли государственных границ, барьерная функция которых по мере глобализации уменьшается.

Глобализация представляет собой исторический процесс. Некоторые ученые отмечают, что эта идея – древняя, как сам мир, а ее зачатки прослеживаются еще в античной философии. Другие начальной вехой глобализации считают Великие географические открытия, которые привели к возникновению мирового рынка. Третьи особо подчеркивают жизнеутверждающий взгляд на мировое развитие, отчетливо прослеживающийся в трудах французских просветителей XVIII в. Четвертые полагают, что в первой половине XX в., отмеченной двумя мировыми войнами, лейтмотивом глобализации стала, увы, не идея мирового прогресса, а идея мирового кризиса.

Однако совершенно ясно одно: откуда бы ни выводить родословную глобализации, современный ее всеобъемлющий характер означает наступление принципиально нового этапа в развитии этого процесса. Одновременно происходит усложнение его внутренней структуры. Нередко под глобализацией понимают только экономическую глобализацию, но это не совсем верно. В наши дни правильнее говорить по крайней мере о трех формах глобализации: 1) экономической, 2) политической и 3) культурной.

При этом экономическая глобализация действительно была и остается ее главной формой.

До недавнего времени экономисты пользовались преимущественно термином интернационализация. Если иметь в виду историческую последовательность, то, видимо, правильнее всего говорить о возникновении сначала интернационализации обмена, затем – об интернационализации производства и, наконец, об интернационализации хозяйственной Последний из этих терминов означает такое сближение национальных экономик, которое проявляется в быстром росте хозяйственных взаимосвязей между ними. Подобная взаимосвязь может проявляться в промышленном производстве, в транспортно-коммуникационной сфере, в международном товарообороте, в передвижении капитала, рабочей силы и т. п. В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление международного географического разделения труда, транснационализация производства и капитала.

В этом свете экономическую глобализацию можно рассматривать как новую, высшую стадию интернационализации хозяйственной жизни. Она означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики самих этих экономик – из более или менее замкнутых систем они превращаются в звенья единого мирового хозяйства. А главной движущей силой экономической глобализации (как и транснационализации) становятся транснациональные корпорации, размещающие свои производства и сбывающие свои товары там, где им выгоднее, не считаясь с границами государств. Естественно, что глобализация приводит к еще большей открытости национальных экономик.

Несмотря на особую роль экономической глобализации, политическую глобализацию также не следует недооценивать. В самом общем смысле она представляет собой более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций во главе с ООН в оценке состояния и поисках решений обостряющихся время от времени политических проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных государств, но и всего человечества и обеспечивают его всеобъемлющую безопасность. Большинство политических деятелей, ученых и экспертов в разных странах мира считают, что мировое сообщество на основе критического анализа прошлых конфронтаций, военного и идеологического соперничества периода «холодной войны» ныне просто обязано избрать для себя более рациональную модель международных отношений. Такая модель должна отдавать предпочтение более конструктивным и менее насильственным формам взаимодействия на международной арене, предусматривать отказ от внешнеполитических акций, выгодных лишь небольшому числу государств и ущемляющих права человека в других странах.

Несколько меньшее развитие пока получила глобализация культуры. По этим проблемам споров, пожалуй, особенно много. Обсуждают вопросы о влиянии глобализации на современного человека, на его экономический, социальный и морально-психологический статус, на его самочувствие, личностное развитие, на его ценности и устремления. Существуют разные взгляды по поводу роли средств массовой информации в процессе сближения народов и континентов, путей сближения культур и цивилизаций, использования таких терминов, как «мировая интеллигенция» или «гражданин мира».

Можно добавить, что еще в 1994 г. сначала ЮНЕСКО, а потом и ООН в целом была принята специальная программа под названием «Культура мира». Суть ее заключается в выработке новой глобальной системы ценностных ориентаций. В последнее время стали появляться работы, посвященные глобализации в сфере науки.

Это относится и к социально-экономической географии. В качестве примера можно привести концепцию мировых глобальных городов, которая возникла на Западе еще в 60—70-е гг. XX в., но сформировалась уже в 90-е гг. Сначала понятие «мировой город» относили к городам-столицам особенно большого историко-культурного значения. Однако по мере глобализации мировой экономики, политики и культуры в него стали вкладывать несколько иной смысл. В современной трактовке мировой город – это прежде всего город, занимающий командные позиции в управленческо-информационной и финансовой сферах мирового хозяйства. Специалисты считают, что всего таких городов насчитывается более трех десятков. Самые крупные из них – Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж. За ними идут Лос-Анджелес, Чикаго, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Милан, Сингапур, Сянган.

Еще больше исследований затрагивает вопросы глобального образования, которое знаменует качественно новый этап сотрудничества в этой сфере, начало формирования единого мирового образовательного пространства.

Несмотря на то что при оценке роли и значения глобализации главное внимание обычно обращают на ее положительные стороны (иногда достигая состояния эйфории), анализу подвергают и некоторые ее негативные последствия. В самом деле, по мере развития глобализации вширь уже не региональный, а планетарный характер стали приобретать и многие отрицательные явления экономической жизни. Например, образование мирового финансового рынка явно способствовало более широкому распространению по планете уже упоминавшегося финансового кризиса 1997–1998 гг. В еще большей мере вызовы глобализации испытывает на себе социальная сфера: здесь и распространение преступности и наркомании, и международный терроризм, и бесконтрольная экспансия низкопробных образцов массовой культуры, которая наносит большой ущерб национальным и культурным традициям стран и народов. К этому перечню можно добавить поистине глобальное распространение разного рода техногенных катастроф, ухудшающих и без того непростую экологическую обстановку. Вот почему в последнее время участились, особенно в Западной Европе и в Азии, массовые выступления так называемых антиглобалистов против дальнейшего развития процессов глобализации. А знаменитый американский экономист Джон Гэлбрейт уже написал о кризисе глобализации.

В уточнении нуждается и положение о том, что на рубеже XX и XXI вв. глобализация охватила весь мир. В действительности ее плодами в полной мере может воспользоваться только «золотой миллиард» – так принято называть жителей экономически развитых стран Запада, численность населения которых суммарно приближается к 1 млрд. Что же касается большинства развивающихся стран, то они пока оказываются экономически, политически и психологически не подготовленными к включению в процессы глобализации. Не случайно Африку, особенно Тропическую, иногда называют падчерицей глобализации. Странам с переходной экономикой также предстоит еще многое сделать, чтобы по-настоящему воспользоваться ее выгодами. Отсюда следует один важный вывод – ныне мир переживает лишь начальную стадию глобализации, которая будет продолжаться еще длительное время. При этом очень важно не допустить, чтобы в условиях существования одной сверхдержавы глобализация могла привести к еще большему экономическому и политическому господству США.

Россия довольно активно участвует в процессах экономической, политической и культурной глобализации. Об этом свидетельствуют и увеличение открытости ее экономики, и многие ее важные политические соглашения, и ее деятельность в области культуры, образования и науки. Тем не менее глобализация создает для страны и сложные проблемы, особенно в экономике и социальной сфере. Это связано, например, с тем, что по таким важным показателям, как технический уровень и структура промышленности, конкурентоспособность продукции и некоторым другим, Россия пока не очень готова к эффективному функционированию в глобальной экономике. Отрицательно сказывается также отставание ее от развитых стран Запада, да и от некоторых развивающихся стран по уровню жизни населения. Все это, по-видимому, означает, что врастание России в процессы глобализации потребует известной осторожности и более длительных сроков.

152. Глобальное информационное пространство

Ускорение процессов глобализации в конце XX в. во многом объясняется произошедшей именно в это время настоящей информационной революцией, которая привела к созданию глобальных информационных сетей. Иными словами, в наши дни происходит формирование глобального информационного пространства. Это принципиально новая научно-практическая категория, знаменующая начало перехода к информационному обществу и открывающая перед человеческой цивилизацией новые горизонты развития. Основная задача такой информатизации заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку широкий доступ к накопленным обществом знаниям (информационным ресурсам). Можно сказать, что в наши дни информация сама по себе стала ценным, дорогостоящим товаром, причем «скоропортящимся» и, следовательно, нуждающимся в постоянном обновлении. По некоторым оценкам, емкость мирового информационного сектора экономики к 2000 г. превысила уже 4 трлн долл.

Одновременно происходят радикальные сдвиги в структуре информационных техники и технологии.

Конечно, традиционные виды информационных коммуникаций еще сохраняют свое значение. Н. В. Алисов приводит данные о том, что общее количество технических средств для получения массовой аудио– и видеоинформации (радиоприемники, телевизоры) и для активной индивидуальной связи (все виды стационарных и мобильных телефонов) в мире уже превысило 4 млрд единиц и ежегодно увеличивается еще на сотни миллионов. Добавим, что общее число действующих обычных телефонов в мире выросло с 7 млн в 1910 г. до 51 млн в 1950 г., 520 млн в 1990 г. и 1,2 млрд в 2005 г. Количество ни мобильных телефонов уже приближается к 3 млрд. За последние два десятилетия XX в. общее число телефонов на планете увеличивалось на 10 % ежегодно. Очень впечатляет и такой пример: летние Олимпийские игры в Сиднее в сентябре 2000 г. смотрели примерно 3,7 млрд человек.

Тем не менее статистика отмечает, что в развитых странах уже наблюдается уменьшение количества почтовых и телеграфных отправлений, поскольку на смену прежней электрической связи приходит новая производственно-техническая база, основанная на использовании разных видов электронных технологий. При этом с позиций формирования глобального информационного пространства наибольшее значение имеют спутниковая связь и Интернет.

В 1990-х гг. объем услуг спутниковой связи возрастал очень быстро – на 10–15 % каждый год. Это объясняется как преимуществами использования спутников для передачи информации – в особенности при осуществлении связи с отдаленными труднодоступными районами, так и некоторыми чрезвычайно выгодными конструкционными особенностями таких спутников.

К началу XXI в. мировые системы спутниковой связи включали в себя более 100 действующих спутников, которые обеспечивали свыше 2000 ретрансляторов в разных регионах земного шара (в том числе 500–550 в США, около 400 в Западной Европе). При этом нужно учитывать, что один ретранслятор массой в несколько тонн имеет 80 тыс. каналов и может обеспечить одновременную передачу 200 программ телевидения и 1 млн телефонных разговоров.

Вся эта система спутниковой связи, основанная на использовании низких орбит, подразделяется более чем на 30 национальных и международных (региональных и глобальных) подсистем. Крупнейшей международной организацией, обслуживающей более 4/5 всех телефонных разговоров между континентами, является «Интелсат», объединяющая около 120 стран.

Совершенно особую роль в формировании глобального информационного пространства играет всемирная компьютерная телекоммуникационная система Интернет, которую именуют также Всемирной паутиной (World-Wide Web, или сокращенно WWW). Главная идея Интернета – свободное распространение информации и установление контактов между людьми. При помощи него каждый человек может «встретиться» с любым другим жителем планеты, даже живущим на удалении во многие тысячи километров. На экране своего компьютера, не выходя из дома, он может получить любую необходимую информацию. Неудивительно, что мы все чаще слышим выражение «Интернет-революция». По мнению специалистов, Интернет действительно являет собой новую экономическую и техническую революцию конца XX в. с переходом в XXI в. Развитие Интернет-технологий позволяет не только обслуживать современную мировую экономику, но и во многом создавать ее.

Рис. 124. Рост числа пользователей Интернета в 2000–2007 гг.

 

История возникновения Интернета вкратце такова. В 1968 г. Министерство обороны США для того, чтобы связать между собой удаленные друг от друга компьютеры, решило создать специальную сеть. Работа над ней продолжалась пять лет, и в результате компьютерная сеть, получившая название АРПАНЕТ (по имени своего спонсора – Управления Пентагона по передовым исследовательским проектам), была создана. На первом этапе цель ее была довольно скромной – позволить ученым-компьютерщикам и инженерам, выполнявшим военные контракты по всей стране, устанавливать связь между собой и обмениваться информацией. В процессе такого обмена возникла электронная почта – одна из первых услуг, предоставляемых Интернетом. Затем Национальный научный фонд США принял решение о формировании своей компьютерной сети на основе хорошо зарекомендовавшей себя технологии АРПАНЕТ. Сначала эта сеть обслуживала в основном научные учреждения, но затем к ней стали подключаться все желающие, в первую очередь связанные с деятельностью в области науки и образования. До 1989 г. Интернет оставался некоммерческой сетью, которой пользовались только государственные и академические учреждения. Но с начала 1990-х гг., когда Интернет стали использовать и в деловой сфере, к нему проявили интерес и коммерческие структуры. Именно с этого времени начался особенно быстрый его рост.

В наше время основные функции сети Интернет уже вполне определились. К ним относятся: 1) обеспечение электронной почты; 2) предоставление на компьютеры новостей и сообщений на разные темы; 3) поиск и предоставление на компьютеры документов, фотографий, аудио– и видеозаписей; 4) обеспечение межкомпьютерного общения людей; 5) обеспечение электронных путешествий по миру; 6) обеспечение компьютерных покупок в магазинах и финансовых сделок.[75]

1990-е гг. и начало XXI в. стали временем поистине триумфального шествия Интернета по всей планете. После Северной Америки его сеть стала быстро расширяться в Западной Европе, Японии, Австралии и Новой Зеландии, Израиле, некоторых других странах. Что же касается количественных показателей такого развития, то обычно используют два главных индикатора: 1) число хост-серверов (или «хостов» – базисных, узловых компьютеров, через которые к этой системе подключаются обычные компьютеры); 2) численность непосредственных пользователей Интернета. Численность же пользователей Интернета, подключивших к нему свои персональные компьютеры, увеличилась с 5 млн человек в 1991 г. до 60 млн в 1996 г., 730 млн в 2003 г. и более 1,1 млрд в начале 2007 г. Особенно быстро росло число пользователей в странах Ближнего Востока (рис. 124). А поток информационного обмена в Интернете практически удваивается каждые 100 дней.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в наши дни уже заложена достаточнопрочная основа для формирования глобального информационного пространства. Однако представление о том, что оно уже сложилось, было бы явно преждевременным, поскольку в этом отношении между отдельными регионами и тем более странами существуют большие географические различия.

Если начать с регионов, то по числу пользователей Интернета в 2007 г. они выстраивались в следующем порядке: Азия (420 млн), Европа (315), Северная Америка (233), Латинская Америка (105), Африка (33), Австралия и Океания (18). Степень охвата населения Интернетом у них также довольно различная. Наиболее высокая она в Северной Америке (70 %), за которой следуют Австралия и Океания (53), Европа (39), Латинская Америка (20 %). В Азии этот показатель составляет пока всего 10 %, а в Африке 3,5 % (при среднемировом – 17 %).

Из отдельных стран отметим прежде всего первую пятерку, в которую в 2007 г. входили США (220 млн), Китай (210), Япония (85), Германия (50) и Великобритания (40 млн). Как видно, первое место по числу пользователей Интернета занимают США, где он охватывает 70 % населения. В Японии, Германии и Великобритании такой охват достигает 60–70 %.Из развивающихся стран по числу пользователей Интернета, помимо Китая, выделяются Индия (40 млн) и Бразилия (32 млн). Но доля населения, охваченного Интернетом, в этой группе стран обычно гораздо более низкая. Например, в Китае она составляет 10 %, в Индии всего 4 %. Но есть и такие развивающиеся страны, где эта доля значительно выше (Барбадос – 60 %, Малайзия – 48 %).

К числу наиболее распространенных языков сети Интернет относятся английский (около 30 %), китайский (15 %), испанский, японский, немецкий, за которыми следуют французский, португальский, корейский, итальянский, арабский, Что же касается русского языка, то в первую десятку он не попадает.

В этом свете становятся понятными возражения академика Н. Н. Моисеева по поводу того, что современное человечество уже вступило в стадию информационного общества. Достигнутый уровень информатизации, по его мнению, создает лишь определенные предпосылки для перехода в будущем к такому обществу, поскольку пока необходимой информацией могут пользоваться лишь отдельные избранные группы людей или группы стран. Как полагал Н. Н. Моисеев, настоящее информационное общество – это такое общество, «в котором Коллективный Интеллект будет играть такую же роль в общественном организме, которую индивидуальный разум играет в организме человека».[76]

На этом общемировом фоне положение России в последние годы заметно изменилось к лучшему. Система ИКТ в стране развивается наиболее быстрыми темпами (20 % годового прироста). В структуре ВВП ее доля составляет уже 5 %, а в ближайшее время, по-видимому, увеличится до 10 %. Число пользователей Интернета в начале 2008 г. достигло 35 млн человек, что составляет 25 % всего населения страны. Завершена работа по подключению к системе Интернета всех 53 тыс общеобразовательных школ страны. В 2007 г. было начато осуществление «Стратегии развития информационного общества», которая позволит нашей стране к 2015 г. войти в двадцатку стран-лидеров глобального информационного общества. Уже в 2008 г. общий рынок ИКТ в России составит 58 млрд руб.

153. Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем. В полной мере они проявились уже во второй половине и в особенности в последней четверти XX в. Такие проблемы были вызваны к жизни комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период НТР, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду «отходы» тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде «холодная война» не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Все это, начиная с 60—70-х гг. XX в., привлекло к глобальным проблемам внимание ученых, политиков, широкой общественности. Постепенно сложилось и само понятие о глобальных проблемах, которые:

во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

в-третьих, могут быть решены лишь при сотрудничестве в общепланетарном масштабе, совместных действиях всех стран и народов.

Несмотря на такое, казалось бы, достаточно четкое определение глобальных проблем, оценки общего их количества варьируют в очень широких пределах – от примерно 10 до 40 и даже более.

Впрочем, такое разночтение в какой-то мере объяснимо. Если иметь в виду главные (приоритетные) проблемы, то их действительно не более десятка: 1) проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны; 2) экологическая; 3) демографическая; 4) энергетическая; 5) сырьевая; 6) продовольственная; 7) использования Мирового океана; 8) мирного освоения космоса; 9) преодоления отсталости развивающихся стран. Но если в пределах экологической проблемы отдельно вычленить, скажем, проблемы обезлесения, опустынивания, загрязнения гидросферы и атмосферы, в пределах демографической проблемы – аспекты демографического взрыва и демографического кризиса, неконтролируемой урбанизации, переселения беженцев, да еще добавить к этому в качестве самостоятельных проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступностью и терроризмом, а также проблемы ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем действительно может возрасти в три-четыре раза.

В 1980-х гг. в отечественной науке сформировалась особая область знаний, занимающаяся изучением глобальных проблем человечества, – глобалистика. Тогда же сложилась и классификация (группировка) глобальных проблем, исходящая из подразделения их на три большие группы.

В первую группу стали включать проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества: разоружения и предотвращения новой мировой войны, преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между экономически развитыми и развивающимися странами, обеспечения занятости экономически активного населения и др.

Ко второй группе стали относить проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество»: эффективного использования достижений НТР, развития культуры, образования, здравоохранения и др.

А третья группа вобрала в себя проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – природа»: сохранения и восстановления экологического равновесия, обеспечения потребностей человечества в природных ресурсах, использования ресурсов Мирового океана, мирного освоения космического пространства и др.

Одновременно утвердилось очень важное представление о тесной взаимосвязи всех глобальных проблем – как «общественных», так и «естественных». Действительно, нет необходимости доказывать, что энергетическая и сырьевая проблемы, можно сказать, взаимодействуют с экологической, экологическая – с демографической, демографическая – с продовольственной и т. д. Но центральное место в этой взаимозависимости отводилось проблеме предотвращения новой мировой войны, которая непосредственно затрагивает и все другие проблемы. С позиций гуманизации и гуманитаризации очень важным являлся и тезис о том, что центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем являются человек и его будущее.

Большинство основных положений этой концепции глобалистики, разработанной в 1980-е гг., имеет право на существование и в наши дни. И тем не менее общая обстановка в мире за последние годы изменилась настолько, что принципиальный подход к некоторым из глобальных проблем не мог не подвергнуться существенному пересмотру. В наибольшей мере такая смена стереотипов и парадигм коснулась следующих вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.