Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика мира 57 страница




В развивающихся странах все основные показатели качества жизни и качества населения значительно ниже. Несмотря на заметные успехи, достигнутые в годы независимого существования, уровень здравоохранения в этой группе стран остается в целом еще невысоким. На 100 тыс. жителей даже в подгруппе стран «верхнего эшелона» приходится от 20–30 до 50—100 врачей и от 100 до 200–300 больничных коек. О большом разбросе показателей свидетельствуют и данные о численности людей, приходящихся на одного врача (от 600–800 в Мексике и Бразилии до 8,5 тыс. в Индии и на Филиппинах) и на одну больничную койку (в Бразилии – 300, в Индии – 1400). В наименее развитых странах все эти показатели остаются значительно более низкими.

Менее благоприятно и сочетание охарактеризованных выше факторов, воздействующих на здоровье людей. Это относится и к фактору природных условий, которые в странах Юга отличаются в целом большей экстремальностью и большим распространением разного рода неблагоприятных природных явлений. Это относится и к степени загрязненности и деградации окружающей среды. Так, по данным ВОЗ, на середину 1990-х гг. примерно 4/5 всех болезней и 1/3 смертей в этих странах явились следствием потребления загрязненной воды.

Рис. 158. Распространение СПИДа в 1970–1980 гг.

В развитых странах доступ к безопасной питьевой воде обычно имеют 95—100 % жителей, в развивающихся же разброс этого показателя очень велик: от почти 100 % в Коста-Рике, Тунисе, Таиланде (для городских жителей) до менее 50 % в Афганистане, Камбодже, ДР Конго, Мозамбике, Мадагаскаре и менее 25 у Эфиопии и Сомали. И это с учетом того, что по многим наименее развитым странам международная статистика просто не располагает необходимыми сведениями. Можно добавить, что в рисоводческих районах Азии с высоким загрязнением ирригационных каналов по-прежнему широко распространен шистосомоз, которым болеют не менее 200 млн человек.

Понятие неблагоприятности в такой же, если не в большей степени относится к фактору образа жизни и социально-экономических условий. В бедных странах гораздо больше распространены болезни, связанные с общей антисанитарией.

Структура заболеваемости и смертности в развивающихся странах также во многом иная. Главным бичом их жителей были и остаются инфекционные болезни, эпидемии которых случаются довольно часто. В странах Восточной Африки на 100 тыс. жителей и ныне приходится от 20 до 50 тыс. больных малярией. Большой урон в Тропической Африке наносит населению и «сонная болезнь». Подсчитано, что в целом в развивающихся странах не менее 200 млн человек страдают от кишечных заболеваний. А в последнее время возросло и число болезней онкологического характера.

Во второй половине XX в. появилась, однако, такая новая болезнь, которая не делает больших различий между богатыми и бедными странами и людьми, между мужчинами, женщинами и детьми. Название этой болезни теперь известно каждому – это СПИД.[91] Она стала известной только в конце 70-х гг. XX в., но распространение ее по всему земному шару стало происходить очень быстро. В 1980 г. в мире было отмечено 200 случаев заболевания СПИДом, в 1985 г. – 280 тыс., в 1990 г. – 440 тыс. и в 1995 г. – почти 1,2 млн.

В начале XXI в. ежегодные людские потери от СПИДа достигли уже 2,7–3 млн человек, а всего к началу 2006 г. от этой болезни умерло 25 млн человек. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения число ВИЧ-инфицированных ежегодно возрастает на 4–4,5 млн человек, а общее их число в 2005 г. составило уже почти 40 млн человек (в том числе 17,7 млн женщин и 2,3 млн детей до 15 лет).

Пандемия СПИДа имеет и свою географию. Зародилась эта болезнь в Центральной Африке, но уже в 80-х гг. XX в. распространилась по всем континентам (рис. 158). Достаточно сказать, что в 2006 г. численность ВИЧ-инфицированных в Западной Европе составила 740 тыс. человек. В Восточной Европе и Центральной Азии (под этим термином в международной статистике фигурируют прежде всего страны СНГ) их число достигло 1 млн 700 тыс. человек; при этом особо отмечаются высокие темпы такого роста. Из субрегионов Азии особо выделяется Южная и Юго-Восточная Азия (7 млн 800 тыс.). В Северной Америке ВИЧ-инфицированных насчитывается 1 млн 400 тыс., в Латинской Америке около 2 млн человек. Но абсолютное первенство по-прежнему сохраняет за собой Африка к югу от Сахары, где число ВИЧ-инфицированных людей уже достигло почти 25 млн человек.

Тогда как развитым странам удается удержать степень инфицированности взрослого населения вирусом СПИДа на уровне ниже 1 %, в Свазиленде он составляет 33 %, в Ботсване, Лесото и Зимбабве 20~ 24, в Намибии и ЮАР 19~20, в Замбии, Мозамбике и Малави 14~16 %. Если положение не изменится к лучшему, то все эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа до 1/5 своего взрослого населения. «Тенденция роста смертности от СПИДа в Африке, – пишут американские ученые, – напоминает скорее о раннем средневековье, чем о светлом новом тысячелетии, на которое столь многие возлагали большие надежды».[92]

Рассматривая проблемы, связанные со СПИДом, необходимо учитывать, что это уже не столько медицинское и даже не социально-экономическое, а скорее политико-государственное явление. Действительно, масштабы его ныне уже таковы, что они угрожают обезлюдением целым странам. Неудивительно, что начиная с 1988 г. под эгидой ООН ежегодно проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. В 2001 г. состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме СПИДа; осуществляется специальная программа ООН по ВИЧ/СПИДу – ЮНЭЙДС. Ученые многих стран работают над созданием вакцины для борьбы с этой болезнью.

Оценивая на таком мировом фоне ситуацию, сложившуюся в России, следует прежде всего отметить ее противоречивость. С одной стороны, по числу врачей (485) и больничных коек (1125) на каждые 100 тыс. жителей Россия продолжает занимать одно из первых мест в мире. С другой стороны, основные показатели качества населения и качества жизни, включая и ее среднюю ожидаемую продолжительность на протяжении 1990-х гг. – в условиях социально-экономического кризиса и продолжающейся деградации окружающей среды – значительно ухудшились. Несколько изменилась и структура заболеваемости и смертности.

Среди причин смертности по-прежнему внеконкурентное первое место занимают болезни сердца и сосудов головного мозга. Но при этом значительно возросла смертность от несчастных случаев и травматизма, а также от онкологических и венерических заболеваний, увеличилась численность инвалидов. Но едва ли не главное «новшество» в этом плане – заметное возрождение некоторых инфекционных заболеваний, в особенности туберкулеза. При оценке состояния здоровья населения России особую озабоченность вызывает тот факт, что в стране продолжает увеличиваться число болезней, возникновение которых обусловлено такими социальными факторами, как недостаточный уровень бытовой и социальной инфраструктуры, медицинского обслуживания. Во все большей мере сказывается и фактор ухудшения экологической обстановки, а также сохранение очень высокой численности курящих людей (40 млн) и пьяниц (15–17 млн). И это не говоря уже о совершенно особой проблеме быстрого распространения СПИДа: в 1996 г. официально насчитывалось 2,5 тыс. ВИЧ-инфицированных, а в середине 2006 г. – 350 тыс., но фактическое их число значительно больше.

Из этих фактов со всей очевидностью вытекают и основные направления действий, необходимых для охраны и укрепления здоровья россиян. В нынешних условиях охрана здоровья также становится одним из важных факторов национальной безопасности страны.

171. Глобальное образование

До самого недавнего времени проблемы образования рассматривались в основном на уровне отдельных стран, точнее – их школьных и вузовских систем. В педагогике сложилась особая отрасль знания, названная сравнительной педагогикой, которая именно в сопоставительном плане анализирует состояние, основные закономерности развития образования, выделяет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимного обогащения национальных педагогических культур.

Эти системы и эти культуры действительно имеют существенные различия. Например, в зависимости от характера системы управления их принято подразделять на централизованную систему, при которой весь учебный процесс определяется и регламентируется центральным государственным органом (Франция, Италия, Нидерланды, Япония, Китай), и децентрализованную систему, при которой управление образованием осуществляется на уровне разного рода местных и районных общественных или общественно-государственных органов при довольно слабом контроле «сверху» (США, Германия, Швейцария, Канада, Австралия).

Наряду с этим в последние два-три десятилетия в научный обиход стало входить новое понятие – о глобальном образовании. Его следует трактовать как специальную сферу жизни человечества, в которой под контролем общества формируются внешние и внутренние условия для развития личности в процессе освоения ценностей как национальной, так и мировой культуры.[93] Глобальное образование – это еще одно порождение современного этапа НТР, связанного с усилением интеграционных тенденций, общих процессов интернационализации и глобализации. А основные его цели заключаются в преодолении: 1) разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов; 2) разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой; 3) расщепления человеческого сознания и души.[94] Иными словами, главная идея глобального образования – это идея формирования свободной и непредубежденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу своего отечества и мира в целом. Неудивительно, что в научный оборот стало входить новое понятие о глобальной этике (глобальной солидарности, глобальной ответственности) как одной из основ нового гуманизма.

Значение такого подхода во многом предопределяется и масштабами современного мирового образования. В мировой образовательный процесс ныне вовлечены более 1 млрд детей дошкольного и школьного возраста, студентов вузов и средних специальных учебных заведений, примерно 60 млн учителей, воспитателей и вузовских педагогов, не говоря уже о десятках миллионов работников вспомогательного и обслуживающего персонала. Из всех известных сфер человеческой деятельности по числу занятых с образованием может соперничать только сельское хозяйство. А по степени разветвленности своей инфраструктуры глобальное образование превосходит и сельское хозяйство. При этом его перспективы также следует рассматривать как самые обнадеживающие: ведь население планеты в возрасте от 5 до 24 лет ныне уже превышает 2 млрд.

Но все сказанное вовсе не означает, что развитие глобального образования происходит плавно и бесконфликтно. Достаточно сказать, что в сравнительной педагогике – как западной, так и отечественной, начиная с 1960-х гг., получило широкое распространение такое понятие, как мировой кризис образования. Нужно иметь в виду, что оно отнюдь не тождественно понятию абсолютного упадка. Тем не менее кризисные явления в образовании, хотя и в разной степени, стали проявляться во всех странах мира. И это неудивительно, поскольку разрыв между образованием со всеми его ведущими компонентами (цели, структура, содержание, методы обучения) и резко изменившимися условиями жизни общества был обусловлен вполне объективными причинами. Главная из них – начало перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, с чем связаны и стирание четкой грани между физическим и умственным трудом, и интеллектуализация, и компьютеризация труда, и неприемлемость функциональной неграмотности, и иная трактовка производственно-технического обучения, и гораздо более широкое вовлечение женщин в обучение и общественно полезный труд. Очень важно отметить и то, что в эпоху НТР в большинстве стран мира средняя школа превратилась из элитарной в массовую. Все это означает, что изменился социальный заказ общества к образовательным системам. А научной основой для такой переоценки стала теория человеческого капитала, начало формированию которой было положено еще на рубеже 50—60-х гг. XX в.

Вот почему потребовались те реформы образования, которые в последние два-три десятилетия активно проводятся в большинстве стран мира. Эти реформы стали важной составной частью социальной политики современных государств. Они постоянно находятся в поле зрения законодательных и исполнительных органов власти, общественности. Они предусматривают перестройку структуры и содержания образования, методов учебной и воспитательной работы.

При проведении таких образовательных реформ достаточно четко обозначились и те тенденции и направления, которые можно назвать общемировыми. Суммируя мнения по этому вопросу, высказанные как отечественными (З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский), так и зарубежными специалистами в области сравнительной педагогики, можно утверждать, что основными характерными чертами современного глобального образования являются:

во-первых, приоритетность образования, которая выражается в повышенном внимании к нему государства и в соответствующих масштабах финансирования;

во-вторых, непрерывность образования, которая должна позволить современному высокообразованному человеку приобретать новые знания и осваивать новые профессии на протяжении всей своей жизни;

в-третьих, повышение качества образования, которое предусматривает обязательное для всех базовое содержание общего образования и достижение его с опорой на личность ученика, высокий профессиональный уровень учителей и педагогическую науку;

в-четвертых, демократизация образования, означающая его доступность для всех членов общества, независимо от пола, социального положения, национальной, расовой, религиозной принадлежности учащихся;

в-пятых, гуманизация образования, т. е. воспитание гуманного отношения к людям, к природе, к плодам человеческого труда;

в-шестых, фундаментализация образования, предусматривающая акцент на те знания и умения, которые составляют основу миропонимания, общей культуры молодого поколения и необходимы для восприятия научной картины мира;

в-седьмых, внедрение в учебный процесс школы таких методов обучения, которые направлены на развитие познавательной и творческой активности учащихся.

К этому перечню можно добавить и такое общее чрезвычайно важное направление, каким является информатизация образования, которая по своей сути революционизирует его, поскольку информационные технологии изменяют саму природу мышления, а следовательно, и сущность процесса образования. Использование новых информационных и коммуникационных технологий составляет, можно сказать, научно-производственную основу всего процесса глобализации образования.

Нельзя не сказать и о такой важной тенденции развития современной школы, как переход ее к 12-летнему сроку обучения с подразделением его на три ступени – начальную, среднюю и старшую, при одновременном возрастании доли молодежи, заканчивающей полную среднюю школу. Так, в 60—70-х гг. ХХв. в крупных странах Западной Европы только 25–30 % молодежи соответствующего возраста заканчивали полную среднюю школу, в начале 90-х гг. – уже 45–60, а на рубеже XX и XXI вв. – 70–80 %.

Однако наличие перечисленных общих тенденций развития глобального образования вовсе не означает необходимости унификации всего мирового образовательного процесса. Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что определенные различия между странами и регионами сохраняются, что национальные особенности и традиции не приносятся в жертву ложно понимаемому единообразию. Школьная система Англии продолжает отличаться от такой системы в Германии, а система Японии – от системы США.

Этот вывод особенно важен для России, поскольку конец XX – начале XXI вв. копирование многих западных образцов под лозунгом врастания в мировое образовательное пространство было явно излишним. Ориентация на лучшие зарубежные образцы должна сочетаться с собственным богатым опытом российской средней и высшей школы.

172. Слаборазвитость как глобальная проблема

Среди приоритетных глобальных проблем человечества есть одна, которая как бы вбирает в себя многие другие, и в первую очередь демографическую и продовольственную проблемы. В широком смысле это проблема слаборазвитых стран мира (которые в свое время назвали развивающимися), а в более узком – проблема десятков наименее развитых и наиболее бедных государств. Эти страны фактически уже давно не развиваются и, по меткому выражению академика Н. Н. Моисеева, «отстали навсегда».

Фактическое социально-экономическое неравенство отдельных стран мира уходит своими корнями в далекое прошлое: богатые и бедные страны, как и богатые и бедные люди, существовали во все времена. Так что в этом отношении наша эпоха не составляет исключения.

В литературе приводятся данные о поляризации богатства в современном мире. И о том, что такая поляризация не только не сокращается, но даже постепенно возрастает. В 1960–1990 гг. доля 20 % беднейшего населения мира в глобальном доходе (ВМП) уменьшилась с 2,3 до 1,4 %, тогда как доля 20 % богатого населения возросла за то же время с 70 до 85 %. Это означает, что разрыв в доходах между двумя группами, характеризовавшийся в 1960 г. пропорцией 30:1, в 1990 г. стал характеризоваться пропорцией 61:1. А в 2000 г. он составил уже 85:1.

Таблица 179

БЕДНОСТЬ В МИРЕ (В 1987 И 1998 гг.)

Не менее, если не более, разительны и следующие примеры. Имущество трех самых богатых в мире людей превышает суммарный ВВП 48 наиболее бедных стран мира! А 15 самых богатых частных лиц-миллиардеров располагают большим имуществом, чем все африканские страны к югу от Сахары. И еще: 360 миллиардеров владеют состоянием, которое равно совокупному годовому доходу почти половины человечества. Кстати, по американским оценкам, всего в мире в 2001 г. было 540 миллиардеров; 270 из них проживали в США, 29 – в Японии, 8 – в России. (В начале 2008 г. число миллиардеров в России увеличилось до 101)

Из этих сравнений вытекает, что и в наши дни очень большая часть населения мира живет в бедности и нищете, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Количественные показатели (критерии) бедности уже давно были выработаны соответствующими органами ООН и Всемирным банком.[95] Регулярно публикуются и основанные на них статистические данные. Представление о масштабах бедности и региональных аспектах этого явления дает таблица 179.

Из данных, содержащихся в таблице 179, можно сделать следующие выводы. Во-первых, общая численность бедных людей в мире не уменьшается. Добавим, что в начале XXI в. она осталась на уровне 1,2 млрд человек.

Во-вторых, лишь совсем мизерная часть этих людей приходится на экономически развитые страны, тогда как все остальные бедные люди – это жители развивающихся стран.

В-третьих, по абсолютным показателям численности бедных регионы развивающихся стран выстраиваются в следующем порядке: Южная Азия, Африка к югу от Сахары, Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Порядок стран по относительным показателям оказывается несколько иным – Африка опережает Южную Азию.

Важно представить себе показатели бедности и на уровне отдельных стран. Хотя такие данные есть не по всем странам, все же регулярно публикуемая статистика Всемирного банка позволяет это сделать. Естественно, что особый интерес вызывают страны с наиболее высоким уровнем бедности (табл. 180).

В следующую группу стран, где доля бедных в населении составляет от 40 до 50 %, входят (по убывающей) Лесото, Сальвадор, Лаос, Бангладеш, Нигерия, Непал, Кения, Индия, Шри-Ланка, Филиппины и Камерун. Если совместить эти данные с данными таблицы, то нетрудно подсчитать, что из перечисленных 25 стран к Африке относятся 13, к Азии – 6 и к Латинской Америке – 5. Но в составе первой десятки, как легко можно заметить, явно преобладают страны Африки. Судя по прогнозу, сделанному на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г., в первой четверти XXI в. в Африке произойдет значительное увеличение числа бедных людей.

Таблица 180

СТРАНЫ, В КОТОРЫХ ДОЛЯ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 50 % И БОЛЕЕ

При всем значении показателя бедности нельзя не принимать во внимание того, что он основывается в первую очередь на данных о душевом ВВП и, следовательно, не может раскрыть всей многоплановой картины благосостояния и особенностей жизни людей. Вот почему было введено сравнительно новое научное понятие о качестве жизни, которое получило уже достаточно широкое распространение. Первоначально оно возникло в связи с проблемой охраны окружающей среды, здоровья людей, но затем получило более полную интерпретацию. Качество жизни представляет собой объективно-субъективное понятие, в котором учитываются очень многие факторы – экономические, социальные, политические, идеологические, экологические и др. Среди них можно выделить такие, как обеспеченность жильем, бытовым и медицинским обслуживанием, учреждениями культуры и образования, наличие политических свобод, соблюдение прав человека и др.

Для количественной (балльной) оценки качества жизни выработаны уже совершенно определенные индикаторы. Главным из них стал разработанный в 1990 г. в рамках Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или короче – индекс человеческого развития (ИЧР). Это интегральный, агрегатный показатель, который рассчитывается на базе трех главных компонентов, характеризующих благосостояние и развитие человека: 1) долголетие (средняя продолжительность ожидаемой жизни); 2) образованность (грамотность взрослого населения и число лет обучения) и 3) уровень жизни (ВВП по паритету покупательной способности из расчета на душу населения). При этом исходят из того, что страны с высоким ИЧР имеют показатель от 0,8 до 1, со средним – от 0,5 до 0,8 и с низким ИЧР – менее 0,5 балла. Хотя показатель ИЧР стали применять только с начала 1990-х гг., он уже широко вошел в практику международных расчетов и сопоставлений. Рейтинги стран по ИЧР органами ООН ныне публикуются ежегодно. Обычно этот показатель рассчитывают по 177 странам.

В группу государств с высоким ИЧР в 1992 г. входили 63 страны, в 1997 г. – 57, в 2000 г. – 53, а в 2005 г. – выросло до 70.

В 2005 г. первое место в этой группе разделили Испания и Норвегия (0,968), а в первую десятку, помимо них, вошли Австралия, Канада, Ирландия, Швеция, Швейцария, Япония, Нидерланды и Франция. В эту же группу входят США, страны Западной и Центрально-Восточной Европы, наиболее «продвинутые» страны Азии (например, Израиль, Сингапур, Республика Корея, Малайзия) и Латинской Америки (например, Аргентина, Чили, Мексика, Коста-Рика). В нее попадает и большинство нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих государств – таких как Бруней, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, Оман, малые островные государства, специализирующиеся на туризме – Барбадос, Багамские и Сейшельские острова. Из стран СНГ в эту группу, хотя и в самом конце, попадают только Белоруссия (0,804) и Россия (0,802). Добавим, что в 2000 г. при индексе 0,782 Россия до первой группы не «дотягивала».

К числу государств со средним ИЧР в 1992 г. были отнесены 63 страны, в 1997 г. – 69, в 2000 г. – 84, и в 2005 г. – 85 стран. Таким образом, эта группы ныне стала самой многочисленной. Основу ее составляют страны зарубежной Азии (например, Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Иран, Турция, Сирия и др.), Африки (Египет, Алжир, Тунис, Марокко, ЮАР и др.) и Латинской Америки (Перу, Эквадор, Никарагуа, Сальвадор и др.). В нее попадают также многие небольшие островные государства Карибского бассейна. В эту же группу входят все остальные страны СНГ (в порядке снижения рейтинга – Казахстан, Украина, Армения, Грузия, Азербайджан, Туркмения, Молдова, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан).

Группу государств с низким ИЧР в 1992 г. формировали 42 страны, в 1997 г. – 49 стран, в 2000 г. – 34, и в 2005 г. – 22 страны. Как следовало ожидать, все страны третьей группы относятся к категории наименее развитых и представлены они только странами Тропической Африки. При этом места в последней пятерке занимают Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Нигер и Мали, ИЧР которых колеблется в пределах от 0,338 до 0,380. Население этих стран живет в условиях крайней нищеты. Очень трудно себе представить как человек может прожить при доходе менее 1 долл в день: ведь это среднеамериканская цена 1 фунта хлеба (454 г) или 1 л молока.

Общее представление о географическом распространении трех охарактеризованных выше групп стран может дать рисунок 159. Что же касается некоторых общих итоговых данных, то в 1994 г. средний показатель ИЧР для всего мира составлял 0,764 балла, для экономически развитых стран – 0,911, для развивающихся – 0,573, в том числе для наименее развитых – 0,336. Соответствующие показатели ИЧР для крупных регионов мира тогда же были такими: Западная Европа – 0,932, Восточная Европа – 0,786, Восточная Азия – 0,746, Южная Азия – 0,449, Африка – 0,435, Северная Америка – 0,945, Латинская Америка – 0,802, Австралия и Океания – 0,933.

Рис. 159. Ранжирование стран мира по ИЧР (2005)

Чтобы помочь развивающимся странам преодолеть бедность и нищету, экономически развитые страны, согласно решению ООН, предоставляют им официальную помощь развитию. Общий объем такой помощи весьма велик: в 1999 г. она составила 85 млрд долл, а в 2005 г. достигла рекордного уровня в 100 млрд долл (в том числе от США 27,5, от Японии 13, от Франции и Великобритании по 10 млрд). Однако этого явно недостаточно, чтобы повлиять на экономическое положение даже беднейших стран. К тому же такой объем помощи отнюдь не отвечает рекомендации ООН выделять на нее 0,7 % годового ВВП. Эту норму выполняют и даже перевыполняют только Норвегия, Швеция, Люксембург, Нидерланды и Дания, в среднем же она составляет только 0,2 % ВВП.

Одной из форм официальной помощи развитию стало списание долгов развивающихся стран. Например, в 2005 г. министры финансов стран «большой восьмерки» приняли решение о полном списании долгов 18 беднейшим странам мира (из них 14– африканские) на общую сумму 40 млрд долл. Списанные долги составили примерно 1/10 той суммы, которая необходима для реализации программы ООН по снижению уровня бедности к 2015 г. Россия в рамках данной акции отказалась от долгов на сумму в 2,2 млрд долл. По общему объему списанных долгов она уступает только Японии и Франции.

173. Другие глобальные проблемы

Наряду с охарактеризованными выше глобальными проблемами, обычно относимыми к разряду приоритетных, существуют и другие сложные проблемы, которые в последнее время также приобрели глобальный характер. Специалисты отмечают, что конфликтные ситуации «нового поколения» особенно стали проявляться уже после окончания «холодной войны» и связаны они преимущественно со столкновениями культур, этносов, религий, вопросами нравственности общественного поведения. Если говорить конкретнее, то к числу подобных проблем, как правило, относят: 1) национализм; 2) преступность; 3) терроризм; 4) наркоманию; 5) дефицит демократии.

Национализм – это идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых лежит трактовка нации как высшей ценности и формы общества. В определенных, взвешенных дозах национализм не представляет большой угрозы для нормального развития общества. Но если его идеологи делают ставку на национальное превосходство, национальную исключительность, то он может принять и такие крайние формы, как шовинизм, расизм и, как ныне часто говорят, воинствующий национализм. Такой национализм время от времени проявлялся и раньше, преимущественно в национальных и региональных масштабах. Но тот всплеск воинствующего национализма, который характерен для конца XX – начала XXI в., принял уже достаточно хорошо выраженный глобальный характер. Политологи объясняют это явление усилением общей тенденции к суверенизации больших и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, растущей нетерпимостью к национальным меньшинствам, усилением ксенофобии,[96] жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы и рабочие-иностранцы. Отмечается также все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений. Это означает, что воинствующий национализм является носителем дезинтеграционного начала, касающегося современной политической и экономической картины мира.

Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических (этнолингвистических) конфликтах. Эти конфликты характерны прежде всего для многонациональных государств, которых в мире около 60, и государств с более или менее значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. В развитых странах причинами этнических конфликтов чаще являются не прямая дискриминация, нарушение прав человека, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и «титульных» наций. А конечной целью этнических конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости. И то и другое – это разные проявления сепаратизма, т. е. стремления к обособлению, отделению. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.