Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика мира 61 страница




Второй подход – это стратегия ограниченного потребления. Она исходит из положения, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей среды. Формирование стратегии сокращения потребления отражает понимание того, насколько трудно или даже невозможно реализовать стратегию всеобщей очистки при том, что человек действительно перешел допустимые границы в использовании ресурсов и в своем воздействии на геосистемы.

Можно сказать, что оба охарактеризованных подхода исходят из того, что главным источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ. Только в первом случае наиболее опасным объявляется не потребление как таковое, а его следствие – отходы, а во втором случае на первое место ставятся масштабы самого потребления, во многом связанного и с ростом населения.

Наконец, в аспекте концепции устойчивого развития системы «общество – природа» формируется и территориальный подход к ней, предусматривающий различные уровни.

Это может быть уровень отдельных стран. В качестве примера приведем США, где разработана своя национальная программа достижения устойчивого развития, преследующая десять главных целей. Другим примером может служить Китай, где стратегия устойчивого развития была сформулирована в документе под названием «Китайская повестка дня на XXI век – Белая книга о населении, окружающей среде и развитии Китая в XXI веке». Из европейских стран в этом контексте часто упоминают Нидерланды, где неправительственной организацией «Друзья Земли» был разработан документ, названный «План действий «Устойчивые Нидерланды».

Однако должно быть ясно, что достижение устойчивого развития в отдельной стране в условиях современного уровня глобализации – дело практически почти неосуществимое. Поэтому особое значение приобретает глобальный уровень осуществления этой стратегии. На глобальном уровне, что вполне закономерно, особую роль призвана сыграть Организация Объединенных Наций. В преамбуле к «Хартии Земли», подготовленной для очередной Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (2002 г.), говорится: «Мы вступили в критический момент в нашей истории, когда человечество должно выбирать свое будущее. Так как мир становится все более и более взаимозависимым и хрупким, будущее представляет собой и большую опасность, и большую надежду. Для того чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Для этого необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, всемирным сообществом и будущими поколениями». А в качестве основных принципов Хартии сформулированы следующие: 1) уважать и заботиться о живом сообществе; 2) обеспечить экологическую целостность; 3) добиться социальной и экономической справедливости; 4) установить демократию, ненасилие и мир. Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию состоялась в Йоханнесбурге (ЮАР) в сентябре 2002 г. На ней обсуждались две главные проблемы – охрана окружающей среды и план помощи богатых государств бедным. Но результаты этой конференции оказались меньшими, чем ожидалось.

Как правило, развитым странам Запада выполнять рекомендации ООН гораздо легче, чем развивающимся. Хотя и в этой группе стран возникают свои трудности. В литературе можно также встретить утверждение о том, что «золотой миллиард» живет в значительной степени за счет пяти миллиардов более бедных людей в остальном мире.

В итоге в наши дни иногда пишут о трех вариантах (сценариях) будущего развития: 1) инерционном, или развитии «как обычно» – с продолжением, хотя и замедленным, разрушения окружающей среды; 2) ультратоталитарном, который чреват непрерывной борьбой за ресурсы, войнами и жесткой политикой в отношении как собственного населения, так и «третьего мира»; 3) трансформационном, предусматривающем прорыв к новому мировосприятию и новой системе ценностей на основе глобальных коллективных действий. Начато осуществление стратегии образования для устойчивого развития. Она преполагает переход к такой модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды.

В последние годы концепция устойчивого развития находит все большее распространение и в России. Тем более, что иногда в литературе ее прямым предшественником, и не без основания, называется В. И. Вернадский, который еще в первой половине прошлого столетия отмечал, что эпоха стихийного развития человечества заканчивается, и начинается эпоха управляемого развития, при котором биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. Большой вклад в разработку этой концепции внесли В. И. Данилов-Данильян, В. Г. Горшков, академик В. М. Котляков, К. С. Лосев, М. Я. Лемешев, А.В.Яблоков, Н. Ф.Реймерс и другие видные экологи и географы.

Фактически проблема устойчивого развития России и ее регионов стояла и раньше. А ныне ее особая актуальность определяется имевшим место в 1990-е гг. длительным спадом экономики, тяжелой экологической ситуацией, ростом заболеваемости и превышением смертности над рождаемостью, насущной необходимостью исправления допущенных ранее ошибок и охраны окружающей среды. Все это означает, что стратегия устойчивого развития в России должна носить комплексный характер и включать в себя решение социальных, демографических, национальных, политических и, главное, эколого-экономических проблем. В соответствии с этим был принят уже целый ряд государственных документов, среди которых «Концепция перехода России на модель устойчивого развития» (1995). Такой переход намечается осуществить в три этапа: первый (1996–2000 гг.), второй (2000–2015 гг.) и третий (до середины XXI в.). При этом на втором этапе должны быть в принципе решены наиболее острые экономические и экологические проблемы государства.

180. Глобальные изменения и география

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экологию, геологию, океанологию, физику, химию, сельскохозяйственные и другие науки.

Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 1980-е гг. возникло новое направление, получившее наименование геоглобалистики.

Можно назвать, по крайней мере, два обстоятельства, которые способствовали становлению геоглобалистики. Прежде всего это наличие ярко выраженных географических аспектов большинства глобальных проблем. Далее, это определенная подготовленность географии к изучению глобальных проблем, которая объясняется как нахождением ее на стыке естественных и общественных наук, так и накопленным ею опытом изучения взаимоотношений между обществом и природой.

Можно утверждать, что в современной отечественной геоглобалистике сложились три последовательных уровня изучения: глобальный, региональный и страновой.

Глобальный уровень, наиболее важный, вытекает из самого существа географической науки. Основой глобальных подходов в физической географии является концепция целостности окружающего мира, базирующаяся на системе представлений о физико-географической оболочке. Основу таких подходов в социально-экономической географии составляет единое экономическое пространство ойкумены, сложившееся к концу XX в. в форме мирового хозяйства. Добавим к этому фактически единое экологическое пространство, в котором обитает человечество. Добавим также глобальное прогнозирование, разработкой которого занимаются географы разных научных направлений.

В качестве второго уровня можно назвать региональный. Он полностью соответствует известному географическому девизу «Глобальное в региональном!» и отражает тот непреложный факт, что глобальные проблемы обычно проявляются и на региональном уровне, имеют свое региональное (зональное) проявление. В качестве примера можно привести единое экономическое пространство Западной Европы или Северной Америки. Не менее ярким примером может служить относительно единое экономическое и экологическое пространство стран СНГ, где, скажем, проблемы Арала или Каспия можно решать только на межгосударственном уровне с участием в первом случае Узбекистана, Казахстана и России, а во втором – Азербайджана, России, Казахстана и Туркмении.

А в качестве третьего уровня выступает уровень отдельных стран. Ведь успех в решении глобальных проблем во многом зависит от того, какие меры будут приниматься именно на страновом уровне. К тому же в разных странах может быть своя специфика, своя приоритетность глобальных проблем. По идее, именно с ней связано зарождение проблемного страноведения, которое призвано выдвинуть на первый план ключевые проблемы той или иной страны – ресурсообеспеченности и природопользования, убыли и роста населения, загрязнения и охраны окружающей среды, снабжения продовольствием и др. Как отметил Я. Г. Машбиц, именно таким путем страноведение смыкается с макрорегиональными проблемами. Еще дальше пошел Л. В. Смирнягин, выдвинувший идею глобального страноведения, которую можно трактовать как изучение отдельных стран в системе глобальных проблем человечества. Недавно она получила дальнейшее развитие в работах Н. С. Мироненко.

Одновременно с более четким выделением трех названных уровней в 80—90-е гг. XX в. в отечественной геоглобалистике появились и своего рода сквозные направления, пронизывающие предмет ее исследования на каждом из трех уровней.

В данном случае можно говорить, по-видимому, о географии мирового хозяйства, которая за короткое время превратилось из наиболее отстающего в одно из наиболее развитых и перспективных направлений. То же можно сказать и о происходящей в последнее время экологизации географической науки и формировании геоэкологии как научного направления, интегрирующего географию и экологию. В связи с этим развиваются и глобальная экология, геоэкологическое видение мира, которые получили отражение в работах В. М. Котлякова, Н. Ф. Реймерса, В. С. Преображенского, С. Б.Лаврова, Ю.Н.Гладкого, К. М.Петрова идругих ученых.

Тесно связана с геоглобалистикой и геоинформатика, которая разрабатывает принципы, методы и технологии получения, накопления, передачи, обработки и предоставления информации географического содержания. Существующие уже более 30 лет геоинформационные системы (ГИС) широко внедрены в социальную и экономическую политику, управление хозяйством и ресурсами, экологию и охрану природы, учет и оценку земель, навигацию, науку и образование. Они используются как на глобальном, так и на региональном и страновом уровнях. Идет также внедрение автоматизированных картографических систем (АКС). В создании ГИС и АКС на разных уровнях участвуют международные организации (ООН, ЮНЕП, ФАО и др.), государственные учреждения и ведомства, частные фирмы, научно-исследовательские институты, университеты.

В связи с такой новой постановкой ряда проблем в географии начался пересмотр некоторых основных ее научных положений. Сущность подобного пересмотра наиболее полно охарактеризовал академик В.М.Котляков, обративший особое внимание на необходимость для географии комплексного подхода к территории, который позволяет выявить, где кончаются естественные тенденции развития и где начинаются тенденции, вызванные развитием цивилизации. Иными словами, многогранная проблема взаимодействия общества и природы требует рассмотрения природы Земли и общества как единой системы, обладающей особым свойством – пространственной организованностью.

Отсюда вытекает и новое понимание землеведения – наиболее общей отрасли географии, изучающей закономерности структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки на разных территориальных уровнях. Новая модель землеведения формируется, исходя из представления о неразрывности двух главных ветвей географии: естественно-географической, познающей природные закономерности, и общественно-географической, изучающей общественно-географические закономерности. Такой подход способствует решительному повороту к совместному изучению механизмов функционирования и взаимодействия природных, природно-техногенных и социально-экономических геосистем.[117]

Такой комплексный подход, при котором меняющийся мир рассматривается в единстве его природной и социальной составляющих, природных и антропогенных ландшафтов и круговоротов, нуждается в специальных методах анализа и синтеза на основе пространственно-временной парадигмы. Уже неоднократно предпринимались и попытки его моделирования.

Конкретная деятельность географов в сфере геоглобалистики связана в первую очередь с их участием в реализации крупных программ, осуществляемых мировым сообществом. Первой такой программой в области наук о Земле стало проведение в 1957–1958 гг. Международного геофизического года. Затем были осуществлены Международная биологическая программа, Международная гидрологическая программа, Международная программа по изучению климата и др. Однако все они затрагивали только отдельные компоненты географической оболочки – атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу. И лишь затем начался переход к более комплексным программам, рассматривающим систему «природа – общество». Так появилась, например, Международная программа «Десятилетие смягчения стихийных бедствий», концентрирующая внимание ученых на быстро протекающих природных и антропогенных процессах.

Но особенно большое значение имеет Международная геосферно-биосферная программа (МГБП) «Глобальные изменения? направленная на детальное изучение физических, геологических, химических, биологических и социальных процессов, которые обусловливают динамику мировой системы и разработку ее моделей. Основное внимание в этой программе уделяется изучению главных изменений в трех масштабах времени: за последний ледниково-межледниковый цикл, характеризующий эволюцию природы за 100–150 тыс. лет; за последние 10 тыс. лет, когда изменения природы известны более достоверно и начало проявляться антропогенное влияние; за последние 100 лет, когда антропогенное воздействие приобрело уже огромные масштабы. Это значит, что МГБП нацелена на изучение фундаментальных проблем эволюции природы Земли и глобальных изменений, вызванных как естественными, так и антропогенными факторами. Главная же ее цель – решение проблемы выживания человечества. МГБП имеет семь главных направлений, однако одно из них (пятое) – «Эволюция и изменения природных и природно-антропогенных географических систем» – целиком относится к географической науке.

Международная геосферно-биосферная программа была принята в середине 1980-х гг. Но на ее подготовку, т. е. глубокое научное осмысление геосферно-биосферных процессов, ушло примерно десять лет. За это время были разработаны подходы к изучению природно-социальной земной системы и ее моделированию, к пространственно-временному анализу глобальных изменений, к их региональным последствиям. Большое внимание участию географов во всех этих разработках было уделено на конгрессах Международного географического союза: 27-м в Вашингтоне (1992) и 28-м в Гааге (1996), который проходил под знаком обсуждения трех главных тем – «Земля», «Море» и «Человеческая деятельность». А в августе 1995 г. в Москве прошла специальная конференция Международного географического союза под названием «Глобальные изменения и география». Задачи этой конференции, по мнению академика В. М. Котлякова, заключались в том, чтобы:

1) способствовать интегрированию географии как естественной и общественной науки;

2) рассмотреть ее реальный вклад в программы исследования глобальных изменений;

3) включить в дискуссию международные организации, ответственные за рассмотрение глобальных проблем;

4) провести диалог между географией и другими дисциплинами, участвующими в программах исследования глобальных изменений;

5) помочь определить сильные и слабые стороны вклада географии в глобальные программы, а также потребности других дисциплин в географических исследованиях.

В августе 2000 г. на 29-м конгрессе МГС в Корее вопросы глобальных изменений и географии снова оказались в центре внимания. Ведь этот конгресс проходил под девизом «Жизнь в многообразии».

В России при наличии многих научных ячеек главным центром, возглавляющим работы по ряду разделов и проектов государственных и академических программ, является Институт географии РАН. Это относится к таким программам, как «Глобальные изменения природной среды и климата», «Прогноз изменения социальной, природной и экологической ситуации в России», «Программа биосферных и экологических исследований», «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технических катастроф» и др. Сформированный при ИГРАН межведомственный и межреспубликанский научный совет по фундаментальным географическим и геоэкологическим проблемам координирует усилия более 80 научных учреждений. К числу важных исследований института относится также создание комплексных и тематических атласов. Среди них и двухтомный атлас «Природные ресурсы мира» и «Природные ресурсы континентов».

Российские географы принимали и принимают большое участие в выполнении всех основных международных программ, и в первую очередь Международной геосферно-биосферной программы. В этом они видят свой вклад в общую борьбу за выживание человечества!

ЛИТЕРАТУРА

Общая ко всем темам

 

Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.

Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.

География. Учебник для вузов. / Под рнедю Е. В. Баранчикова. – М.: Академия, 2006.

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. Учебник для 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2008.

Гладкий Ю. Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2006.

Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.

Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993.

Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М.: Прогресс; Пангея, 1993.

Дергачев В. А., Вардамский Л. Б. Регионоведение. Учебное пособие для вузов– М.: ЮНИТИ, 2004.

Завьялова Е. В., Радищева Н. В. Экономическая география в схемах и таблицах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2005.

Земля и человечество. Общий обзор/ В серии «Страны и народы». – М.: Мысль, 1978.

КимЭ.В., КузнецовА.П. Население и хозяйство мира. Учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2008.

Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. – М.: Дрофа, 2008.

Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2001.

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2008.

Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. – М.: ВЛаДоС, 1998.

Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. – М.: Экопрос, 1999.

Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003.

Максаковский В. П. Новое в мире: цифры и факты: Дополнительные главы к учебнику 10 кл. – М.: Дрофа, 2006.

Родионова И. А. Экономическая география. Полный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2003.

Россия и страны мира. 2006: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2007.

Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. – М.: Дрофа, 2001.

Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебное пособие для 10–11 кл. школ гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2001.

Холина В. Н., Бунакова Т. М. География: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

Холина З. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа, ДиК, 2006.

Экономическая и социальная география. Основы науки. Учебник для вузов – М.: ВЛАДОС, 2003.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник для вузов / Под ред. С.Б.Лаврова и Н.В.Каледина. – М.: Гардарики, 2002.

Тема 1

Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. – Смоленск: СГУ, 1998.

Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2001.

Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Нартов Н. А. Геополитика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004.

Родионова И. А. Политическая карта мира: Учебно-справочное пособие по географии. – М.: Московский лицей, 2000.

Туровский Р. Ф. Политическая география: Учебное пособие для вузов. – Москва; Смоленск: СГУ, 1999.

Холина В. Н., Наумов А. С. Политическая карта мира: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2004.

Тема 2

Баландин Р.С., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.

Винокурова И. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология: Учебник для 10–11 кл. профильных школ. – М.: Просвещение, 1998.

Голубев Г. Н. Геоэкология. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Горохов В. А., Вишневская С. С. По национальным паркам мира: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С.,

Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации (взгляд из России). М. 2005.

Давиденко И., Кеспер Я. Ресурсы цивилизации. – М.: ЭКСПО, 2005.

Залогин Б. С., Кузьминская К. С. Мировой океан. Учебное пособие. – М. Academia, 2008.

Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология: Учебник для 10–11 кл. школ естественнонаучного профиля. – М.: Просвещение, 1997.

Лосев К. С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI в. – М.: Космоинформ, 2001.

Лосев К. С., Ананичева М. Д. Экологические проблемы России и сопредельных территорий. – М.: Ноосфера, 2000.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.

Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда. – М.: Гранд, 1998.

Петров К. М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы: Учебник для вузов. – СПб.: Химия, 1997.

Природопользование: Пробный учебник для 10–11 кл. профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1992.

Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю. Г. Природные ресурсы мира. – М.: МГУ, 1993.

Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003.

Россия в окружающем мире. 2005. Аналитический ежегодник. – М.: МНЭПУ, 2007.

Россия и ее регионы: внешние и внутренние экологические угрозы. /Под ред. Н. Н. Клюева. – М. Наука, 2001.

Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учебник для 10–11 кл. – М.: Дрофа, 1999.

Экзарьян В. Н. Геоэкология и охрана окружающей среды. – М.: Экология, 1997.

Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 1999.

Тема 3

Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М.: Приор, 1998.

Атлас языков мира. – М.: Лик пресс, 2001.

Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество – это народы. – М.: Мысль, 1990.

Брук С. И. Население мира. Этнодемографиче-ский справочник. – М.: Наука, 1986.

Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. – М.: Мысль, 1989.

Все столицы мира: Популярный справочник / Авт. – сост. Л. М. Еремина; научный консультант Ю. А. Сенкевич. – М.: Дрофа, 2001.

Все столицы мира. Энциклопедический справочник. – М. Вече, 2006.

Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000.

Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест, 1999.

Елисеев Г. А. История религий: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 1997.

Ионина Н. А. 100 великих городов мира. – М.:

Вече, 2001.

Ионцев В. А. Международные миграции населения. – М.: Диалог: МГУ, 1999.

Копылов В. А. География населения: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1998.

Кулаков А. Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 1996.

Лаппо Г. М. География городов: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997.

Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий. – М.: Academia, 2005.

Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 1994.

Народы и религии мира. Энциклопедия. – М.: БРЭ, 1998.

Население мира: Демографический справочник. – М.: Мысль, 1989.

Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебное пособие для вузов. – М.: Межд. отношения, 1999.

Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Пучков П. И., Казьмина А. Е. Религии современного мира. – М.: УРАО, 1998.

Расы, народы, нации и народности: Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2002.

Религии мира: Пособие для учащихся 10—11 кл. – М.: Дрофа, 1997.

Религии мира. Энциклопедия для детей. Т. 6. В 2 ч. – М.: Аванта+, 1996.

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. – М.: Academia, 2000.

Симагин Ю. А. Территориальная организация населения. Учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К". 2005.

Современная демография/Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. – М.: МГУ, 1995.

Темы 4 и 5

Абрамов В. Л. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Дашков и К", 2006.

Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Богомолов О. Г. Мировая экономика в век глобализации. Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2007.

Вознесенский В. Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006.

Дроздов А. В. Основы экологического туризма. Учебное пособие – М.: Гардарики, 2005.

Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Международные экономические отношенияю Учебник для вузов /Под ред. Б. М. Смитиенко. – М: ИНФА-М, 2005.

Мировая экономика: глобальные изменения за 100 лет. /под ред. И. С. Корнева. – М: Экономика, 2003.

Мировая экономика. Учебник для вузов. /Под ред. Б. М. Маклярского – М. Междун. отнош. 2004.

Мировая экономика. Учебник для вузов. /Под ред. Ю. А. Шербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Мироненко Н. С. Введение в географию мирового хозяйства, международное географическое разделение труда. Учебное пособие для вузов. – М: Аспект Пресс, 2006.

Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Моисеев Н. Н. Слово о научно-технической революции. – М.: Молодая гвардия, 1985.

Родионова И. А. Макрогеография промышленности мира: Учебное пособие для вузов. – М.: Московский лицей, 2000.

Родионова И. А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX в. – М.: Московский лицей, 2002.

Родионова И. А. Мировая экономика. Индустриальный сектор: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

Христов Т. Т. Религиозный туризм. Учебное пособие для вузов. – М: Academia, 2003.

Черников Г. П., Черникова Д. А. Мировая экономика. – М.: Дрофа, 2006.

Тема 6

 

Василенко И. А. Политическая глобалистика. – М.: Логос, 2000.

Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952–1999 / Ред. – сост. И. В. Бестужев-Лада. – М.: Academia, 2000.

Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. – М.: Наука, 1998.

Глобальная экологическая перспектива-3. 2003.

Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. /Под ред. М.Н.Осьмовой и А.В.Бойченко. – М.: ПНФРА, 2006.

Глобализация, рост и бедность. – М.: Весь мир, 2004.

Глобалистика. Энциклопедия. – М.: Радуга, 2003. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. – М.: – СПб – Нью-Йорк, 2006.

Грани глобализации. – М.: Горбачев-Фонд, 2003.

Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Прогресс; Традиция, 2000.

Дергачев В. А. Глобалистика. Учебное пособие для вузов. – М.: ВИНИТИ, 2005.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.