КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. Н. Полякова, А. М. Вербенец 20 страница
В раннем возрасте с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. В книгах-альбомах для данного возраста часто представлены предметы и сюжеты, в которых ярко демонстрируются эталоны формы, цвета, размерные (большой — маленький, длинный — короткий) и пространственные отношения (рядом, далеко; у, над, под и т. п.). Дети рассматривают картинки, соотносят их со словами, называемыми взрослыми. Дети могут различать изображения предметов ближайшего окружения, животных; эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием — гладят, рвут бумагу и т. п.). Их сперва привлекает возможность различных действий с книгой (открыть, закрыть, перевернуть страницу), а затем — и сам процесс узнавания предметов. Вместе с тем детям недоступны: мелкое изображение предметов; представление предметов в необычном ракурсе; искаженная передача формы, пропорций предметов. В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге (Л. М. Гурович, Н. X. Швачкин и др.). Изображение (иллюстрация) облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионо-ва). Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций. Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т. п. В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше — ниже; больше — меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения — наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривании иллюстраций книг (приложить полоски, провести пальцем). Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Нецветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников. В среднем дошкольном возрасте в связи с обогащением опыта освоения литературных произведений (сказок, стихотворений) и развитием восприятия иллюстрации дети проявляют яркий интерес к чтению и рассматриванию книг. Они более успешно воспринимают образ, если он близок их опыту. Вместе с тем детям сложно воспринимать многодетальные изображения, рисунки со сложной композицией, с измененным пропорциональным соотношением, нереалистично переданной формой предмета, так как форма предмета является ведущей в его опознании. Детей привлекает сюжетная основа математических сказок, историй при условии, что предлагаемые для выполнения задания им доступны, а учебный эпизод непродолжителен. Детей 4—5 лет увлекает уже некоторый «проблемный» сюжет (ситуации, в которые попадают персонажи). Как правило, дети более успешно участвуют в рассматривании и выполнении заданий в книгах, если они рассчитаны не на освоение новой информации, а на выполнение действий (посчитать, помочь персонажу выложить постройку из геометрических фигур, определить равенство двух множеств (всем ли зайцам хватит морковок) и т. п.). Вместе с тем дети самостоятельно обращаются к красочным ярким альбомам, в которых представлены различные геометрические фигуры и предметы разной формы, сравнивают и называют их, обращаются с вопросами к взрослым. Детей данного возраста начинают привлекать задания, представленные в рабочих тетрадях. Но более успешно дошкольники их выполняют, если задания ориентированы на разнообразные практические действия (распределить по заданному условию фигуры, нарисовать цифры или фигуры, соединить элементы множеств, раскрасить изображение) либо на выполнение игровых действий (выложить на листе образ из геометрических фигур). Необходимость тактильно-двигательного способа познания проявляется в данном возрасте в стремлении детей дотронуться до изображения (коснуться углов при рассматривании фигур, соединить как бы «случайной» линией верхушки изображенных деревьев разного размера). В старшем дошкольном возрасте с развитием навыков познавательной деятельности дошкольники начинают проявлять более устойчивый интерес к многоглавным историям и сказкам, в которых представлено математическое содержание и которые можно слушать на протяжении нескольких дней; стремятся «подсказать» решение персонажам, понимают проблемные вопросы и ситуации сюжетной линии. К 6—7-ми годам дети начинают проявлять интерес к познавательной книге, детским энциклопедиям, задавать вопросы о разных средствах и способах измерения, исторически возникших в разных культурах. Самостоятельно рассматривают иллюстрации, просят прочитать комментарии к заинтересовавшему их изображению. Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны. Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна: • быть доступной по содержанию, представлениям и форме; • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.); • иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве; • содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»; • способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира. Также желательно, чтобы книга для дошкольников была красочной; содержала интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей; представляла содержание разделами (главами, страницами) для эффективной организации деятельности детей; предусматривала различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги). Подобным требованиям должны соответствовать и рабочие тетради. Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.). Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям. В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), основная функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета, формы, размера; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления. Книги-игрушки должны быть напечатаны на плотном картоне без острых углов; изображения — выполнены основными цветами, реалистично, на всю плоскость листа, без обилия второстепенных деталей. Не рекомендуется использовать книги мелкого формата. В группе детского сада организуется совместное рассматривание книг (по возможности не ограниченное временем занятие). Педагог обращает внимание на значимые свойства (форму, размеры), называет их словом, активизирует называние проявлений свойств детьми. Как правило, в данных книгах предусматриваются вопросы к детям, возможность практических действий (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или используется «синтез искусств» (красочное изображение дополняется стихотворением, игрой-изображением). Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам — логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. В данном возрасте возможно использование специальных альбомов, в которых предусматривается накладывание блоков (палочек) на цветное изображение (альбом-игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2—3 года)», сост. Б. Б. Финкельштейн; альбом-игра «Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера», сост. Б. Б. Финкельштейн и др.). Работа с альбомами активизирует игру с соответствующими материалами. Альбомы могут быть помещены в предметно-развивающую среду и использоваться для рассматривания в индивидуальной и подгруп-повой работе несколько раз. Применение рабочих тетрадей в младшей группе детского сада, как правило, ограничено. Тетрадь рекомендуют разбирать на рабочие листы, которые выдаются детям по мере освоения материала. Это связано с тем, что ценность практических действий с предметами, опыт обследования объектов, организация деятельности детей с предметными множествами важнее, чем работа с тетрадями. В средней группе сохраняется тенденция использования альбомов и книг для рассматривания. Такие книги должны быть яркими, представлять различные варианты проявления свойств, отношений, активизировать процесс их сравнения детьми. Желательно, чтобы книги и альбомы позволяли организовать различные практические действия детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.). Для активизации интереса детей к данным книгам следует использовать методические моменты (сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности). Выбор рабочих тетрадей определяется образовательной программой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение. Для средней группы также рекомендуют расшивать рабочие тетради на листы. Их хранение может быть обыграно — листы хранятся в подписанных (промаркированных картинкой) файлах в специально отведенном месте; дошкольникам сообщается, что им предстоит играть и заниматься с рабочими листами, сообщаются правила (аккуратно обращаться и т. п.). В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания определяет возможность более широкого использования познавательной литературы (детских энциклопедий) и рабочих тетрадей. Возможна организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (например, в четверг во второй половине дня проводится «вечер Кубарика и Томатика» (читается очередная глава и проводится обсуждение)). Некоторые главы и разделы познавательных детских энциклопедий могут предварять освоение определенных тем на занятиях. Книги с заданиями, направленными на развитие умений и действий, должны располагаться в «уголке книги» (или «уголке познавательного развития»). У детей должна быть возможность воспользоваться ими в любой момент. Для активизации интереса детей к книгам можно использовать следующие методы и приемы. • Коллекционирование интересных познавательных книг. Педагог привлекает внимание детей к идее сбора интересных книг, из которых они могут узнать много нового и необычного; сообщает о начале коллекционирования, правилах оформления и организации «уголка». Каждая новая приносимая книга рассматривается совместно с детьми, включается в коллекцию. Время от времени в «уголке» проводятся занятия, досуги, выставки с использованием пополняемой коллекции. Данное коллекционирование эффективно в том случае, если книги используются в деятельности детей, если в ходе занятия или совместной деятельности создаются ситуации, требующие активизации информации, представленной в книгах (например, нужно узнать, что такое косая сажень (пуд, миля, пядь); в каких единицах измеряли время раньше и т. п.). • Организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги. • Придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах. • Использование данных книг в условиях семьи (посредством создания библиотеки, которой могут воспользоваться родители в выходные дни). • Организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; это позволит обогатить опыт дошкольников, вызвать у них интерес к познавательной книге, воспитывать ценностное отношение к книге как средству познания и «сохранения культурных ценностей». • Использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями. Для развития «читательской культуры» необходимо напоминать старшим дошкольникам правила пользования книгой, отмечать ценность представленной в ней информации. Полезно обсудить отношение людей к книге в целом и к книге познавательного характера в частности. Дети старшего дошкольного возраста более активно используют рабочие тетради как на занятиях, так и в совместной и индивидуальной деятельности. Старшие дошкольники знают правила использования рабочей тетради, могут самостоятельно доставать их из файлов или секции шкафа и класть обратно. В начале года следует пояснить детям цель применения рабочих тетрадей, совместно рассмотреть их, напомнить о правилах их использования, определить способы их хранения. Так как рабочие тетради подразумевают выполнение заданий (закрашивание, дорисовывание), не следует предлагать детям выполнять задания в уже кем-то раскрашенной тетради. Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, следует размножать в виде рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей. Резюме Ф" Использование познавательной книги и рабочих тетрадей является одним из современных и эффективных средств логико-математического развития дошкольников. ^ Познавательная книга математического содержания в силу своих особенностей (сочетание возможностей «синтеза искусств» (графики, слова, полиграфии) и обогащенного познавательного момента) активизирует интерес дошкольников к осваиваемой информации, представляет содержание в наглядной форме, соответствующей возрастным возможностям детей. В зависимости от возраста дошкольников варьируются цели использования данных книг, их функции, содержательные и формальные характеристики. ®" Использование рабочих тетрадей обеспечивает эффективное освоение содержания, развитие умений, значимых проявлений и качеств (волевых усилий, самостоятельности, организованности, аккуратности и т. п.) у детей. Их применение наиболее оптимально в старшем дошкольном возрасте. ЯП?-- Использование книг и рабочих тетрадей должно сопровождать (дополнять) процесс накопления детьми практического опыта обследования предметов и действий с ними, а не заменять (подменять) его. Литература 1. ГуровичЛ. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: Книга для воспитателей детского сада.— М.: Просвещение, 1992. 2. Леонова Л. А. Как выбрать книгу для дошкольника. — М.: Вентана-Граф, 2004. 3. Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. — СПб.: фирма «Икар», 1999. 4. Непомнящая Р. Л., Федорцова Л. С. Детский журнал как средство предматематической подготовки дошкольников // Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. — Л., 1990. Список энциклопедий, альбомов, рабочих тетрадей и познавательных книг Познавательные книги и энциклопедии Х.Ахутина Т., Манелис Н, Пылаева Н., Хотылева Т. Путешествие Бима и Бома в страну математики. Пособие по подготовке к школе. — М.: Линка-Пресс, 1999. 2. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. — М., 1993. 3. Гатанов Ю. Развиваю воображение (Серия «Мой первый учебник»). — СПб.: Питер, 2000. 4. Гатанов Ю. Развиваю мышление и речь (Серия «Мой первый учебник»). — СПб.: Питер, 2000. 5. Житомирский Ж., Шеврин Л. Математическая азбука. — М.: Знание, 1980. 6. Крапина М. В. Логика для обучения детей в семье, детском саду и...—Екатеринбург, 1998. 7. Левинова Л. А., Сатир К. А. Приключение Кубарика и Тома-тика, или Веселая математика.— М.: Педагогика, 1977. 8. Луэлин К. Время (из серии «Моя первая книжка»). — Дар-линг Киндерсли: Лондон—Москва, 1997. 9. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие для детей младшего школьного возраста. — М.: Олма-Пресс, 1999. 10.Серова 3. А. Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе. — СПб.: Питер, 2000. 11.Хайнст М. Количество (из серии «Моя первая книжка»).— Дарлинг Киндерсли: Лондон—Москва, 1997. 12.Юдин Г. Заниматика. Занимательная математика для мальчиков и девочек 4—7 лет. — М.: Росмэн, 1995. Книги-альбомы, книги-игры 1. «На золотом крыльце...», «Давайте вместе поиграем» (сост.: Б. Б. Финкельштейн, Н. О. Лелявина).— СПб., ООО «Корвет». 2. «Поиск заповедного клада», «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков» (сост. Б. Б. Финкельштейн и др.). — СПб., ООО «Корвет». Рабочие тетради 1. Безруких М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры.— М.: Дрофа, 2000. 2. Волкова С. И. Математические ступеньки (Комплекс «Преемственность»).— М.: Просвещение, 2005. 3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся запоминать (серия «Золотая коллекция детского сада»).— М.: Олма-Пресс, 2001. 4. Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь.— СПб.: Питер, 2000. 5. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 5—6 лет. — М.: Баласс, 2002. 6. Дорофеева А. Логическое мышление (серия «Подготовка ребенка к школе»).— М.: Мозаика-Синтез, 1997. 7. Дорофеева А. Учимся считать (серия «Подготовка ребенка к школе»). — М.: Мозаика-Синтез, 1997. 8. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики: Тетрадь для индивидуальной работы с детьми 5—6 лет.— М.: Просвещение^ 2005.
9. Ерофеева Т. И. Знакомимся с математикой / Пособие для детей старшего дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 2005. 10.Ерофеева Т. И., Павлова Л. П., Новикова В. П. Математическая тетрадь для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. 11. Иванова И. В. Математика для будущего первоклассника. 12. Иванова И. В. Математика для будущего первоклассника. Для детей 6 лет (серия «Программа развития и обучения дошкольников»).— СПб.: Нева, 2005. 13. Иванова И. В. Учимся считать. Для детей 3—4 лет (серия «Программа развития и обучения дошкольников»). — СПб.: Нева, 2004. 14. Иванова И. В. Учимся считать. Для детей 4—5 лет (серия «Программа развития и обучения дошкольников»).— СПб.: Нева, 2004. 1^5. Итина Л. С. Геометрические игры (Серия журнала «Карапуз»).— 1996. 16. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Часть 1 / Учебное пособие по математике для дошкольников. — М.: ИНПРО-РЕС, 1996. 17. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз — ступенька, два — ступенька... Математика для детей и их родителей (в 2-х частях).— М.: Баласс, 1998. 18. Подходова Н. С, Горбачева М. В., Мистонов А. А. Волшебная страна фигур.— СПб.: Питер, 2000. 19. Серия обучающих игровых книг «Бубик и Пики» (цифры и счет). — М., 1996. 20. Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2005. 21. Фэрлонг К. Учимся думать. Книга для талантливых детей и заботливых родителей. — СПб.: Сова, 1993. Вопросы и задания для самоконтроля © Сформулируйте основные задачи использования познавательной литературы в процессе логико-математического развития дошкольников. © Определите направления диагностирования особенностей проявления интереса к познавательной литературе (цели, критерии (показатели), возможные задания) у старших дошкольников. © Составьте рекомендации по организации использования познавательной литературы (рабочих тетрадей) для определенной возрастной группы в условиях семьи Приложение 1. Конспекты логико-математических игр для детей 4—5 лет
Навестим кота Леопольда Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки. Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изображениями автомобилей, домиков, сказочных персонажей разных размеров. Развитие сюжета Дети узнают, что кот Леопольд заболел. Воспитатель берет на себя роль Доктора. Доктор. Ребята, я должен поскорее попасть к коту Леопольду и передать ему лекарства, чтобы кот быстрее поправился. Но, к сожалению, Леопольд не оставил своего адреса. Я думаю, вместе мы найдем его быстрее. По дороге дети и Доктор встречают Красную Шапочку. Спрашивают у нее, знает ли она, где живет кот Леопольд. Красная Шапочка говорит, что точно не знает, но ей известно, что к его домику ведет очень широкая дорожка. Доктор раздает детям полоски бумаги разной ширины, всего 3, которые символизируют дорогу. Начинается выбор дорожки согласно условию. Коллективно решают, как можно искать: наложить все 3 полоски одну на другую, чтобы были видны различия по ширине; приложить, совместить их узкой частью; использовать шнур, полоску бумаги, сравнение которых дает возможность найти самую широкую дорожку и т. д. По дороге дети и Доктор встречают нескольких сказочных героев (Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Буратино, Чиполлино, Карандаш, дядя Степа), которые отчаянно спорят о том, кто из них самый высокий. Дети спрашивают, не знают ли они, как найти домик кота Леопольда? В ответ сказочные герои просят детей помочь им разобраться в том, кто из них какого роста. Дети берут карточки с изображениями сказочных персонажей. Сравнивают их по росту (зрительно, сопоставляя парами), выстраивая их от самого низкого к самому высокому и наоборот. Уточняющие вопросы могут быть следующими: кто выше Карандаша? Кто ниже Мальвины? Кто самый высокий? Кто стал бы самым высоким, если бы ушел дядя Степа? Кто стал бы самым низким, если бы ушел Малъчик-с-палъчик? Сказочные герои благодарят детей за то, что они могли решить спор, и сообщают, что точно не знают, где живет кот Леопольд, но знают, что у него самая длинная машина во всем городе. Мы почти у цели, осталось только отыскать самую длинную машину, и тогда мы узнаем, где живет наш больной. Дети анализируют картинки с изображениями домов и стоящих рядом с ними машин. Находят самую длинную из них. Доктор. Вот и домик кота Леопольда. Теперь он быстро поправится. А вам я говорю большое спасибо за то, что помогли мне. Итог. Разговор с детьми о том, что значит «оказать кому-либо помощь». Оказывали ли они помощь; оказывали ли им помощь? Просили ли их о помощи? Возможные варианты усложнения познавательных задач • Построение сериационных рядов по длине (ширине, высоте, объему) путем выбора из оставшихся предметов каждый раз самого длинного (узкого, низкого, маленького). • Создание ситуаций выбора предмета, который больше пятого по порядку, но меньше четвертого; находится перед самым большим; меньше самого маленького. • Выбор предметов: низких и маленьких, высоких и больших; длинных и толстых, коротких и тонких; высоких и толстых, высоких и тонких, низких и тонких. Сравнение их.
Как звери готовились к Новому году Цель. Развитие умения классифицировать предметы по заданному свойству (размеру, цвету, форме), пользуясь условными знаками (разрешающими и запрещающими), вариативности мышления при выборе предмета по правилу (методом последовательного исключения из цепочки); развитие доказательной мотивированной речи. Материал. Карточки с изображениями елок и шаров 3-х размеров, подарочных упаковок разной формы (3-х видов) — по 24 карточки каждого изображения с разрешающими знаками, игровые персонажи (Ежик, Заяц, Лиса). Развитие сюжета Педагог. Однажды перед самым Новым годом друзья, Еж, Заяц и Лиса, отправились в лес за елками. Им понравились три лесные красавицы. Детям предъявляются изображения елей трех размеров. Педагог. Одинаковые или разные они по высоте (размеру)? Уточнение в ходе обмена мнениями: высокая, пониже и низкая. Педагог. Ежик полюбовался елочками и заметил, что самую высокую ему не срубить, а ту, что пониже, — не донести до дома. Какую елку выбрал Ежик? Дети показывают это с помощью карточек. Педагог. Зайцу было все равно, какую елку выбрать, но он побаивался Лису и не хотел с ней ссориться. Сколько елок осталось бы Зайцу для выбора, если бы он все-таки решился выбирать? Дети показывают это с помощью карточек. Педагог. Лиса всегда выбирала все самое большое, считая, что чем больше, тем лучше. Какую елку она выбрала не раздумывая? Какая елка по высоте досталась Зайцу? Дети выбирают елки с помощью карточек. Педагог. Расскажите о выборе елок каждым из зверей, используя слова-сравнения: «выше, чем»; «ниже, чем» и т. д. Варианты ответов: «У Зайца елка выше, чем у Ежа», «У Ежа елка ниже, чем у Лисы и Зайца», «У Лисы елка выше, чем у Зайца и Ежа», «У Зайца елка выше, чему Ежа, пониже, чему Лисы», «Самая низкая елка у Ежа, повыше у Зайца, сама высокая у Лисы», «Самая высокая елка у Лисы, пониже у Зайца, самая низкая — у Ежа». Педагог. Друзья решили украсить елку разноцветными шарами. Еж выбрал желтые потому, что ему нравятся желтые осенние листья. Заяц выбирать не захотел. Лиса сказала, что голубые шары ей не нравятся. Шары какого цвета выбрал каждый из друзей? Дети обосновывают выбор, используя карточки. Педагог. Самых красивых шаров у друзей оказалось пять. Они решили разделить их поровну. Но Лиса хитра, она решила, что себе возьмет больше всех, а Зайцу и Ежу даст поровну, чтобы не поссорились. Как разделила шары хитрая Лиса? (Ответы детей.) Дети рассуждают и параллельно выполняют поисковые действия (Лисе — три шара, а Зайцу и Ежу — по одному). Педагог. Как вы думаете, в хорошем ли настроении мы оставляем друзей — Ежа, Зайца и Лису? Мотивированные ответы детей от имени каждого из друзей: «Еж выбрал самую низкую елку; высокая елка в его норку не поместится; он украсил ее желтыми шариками». Итог. Совместно с педагогом дети распределяют подарки, начиная с Ежика. Выслушивается мнение нескольких детей, а затем сообща договариваются, какой подарок будут вручать Ежу. Возможные варианты усложнения познавательных задач 13.Выбор предметов из множества по двум признакам. Например, по размеру и цвету; цвету и форме; размеру и форме. • Деление множества на равные и неравные части в пользу Зайца и Ежа. Кто похитил варенье? Цель. Освоение умения пользоваться сравнением для получения информации. Развитие сообразительности, смекалки, умения быстро переключаться с одного действия на другое. Материал. Следы на полу (из картона), мягкие игрушки (Карлсон, Винни-Пух, Незнайка, Шапокляк, Чебурашка, Сова). Карточки с изображением чемодана, ключей, горшочков. Развитие сюжета Педагог. Дети, пока вы гуляли, в детском саду случилось чрезвычайное происшествие. Из кухни пропало все варенье. Теперь детям не с чем пить чай. Мне поручили вести расследование, но боюсь, мне не справиться в одиночку. Потребуется ваша помощь. Предлагаю вам стать на время моими помощниками. Вы согласны? Приступаем к расследованию! Вот мой волшебный чемоданчик сыщика, в нем есть все необходимое для поисков. Ой, он закрыт! Без приборов, которые хранятся в чемоданчике, мы никогда не сможем найти похитителей. Я не могу найти ключи, наверное, оставил их у своего друга, мастера, который делает горшочки для варенья. Пойдемте к нему. Мастер сказал мне, что ключи от чемодана он положил в один из горшочков, которые стоят на полке. Этот горшочек точно такой же, как у меня в руках. Вам, как моим помощникам, нужно отыскать этот горшочек на полке у мастера.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |