Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое поле школьного музея: прошлое и настоящее




Нормативно-правовая база школьного музея

База школьного музея

Нормативно-правовая

Туризма и экскурсий

 

 

 

 

 

Министерство образования и высшей школы Республики Коми

 

Коми Республиканский центр детско-юношеского

туризма и экскурсий

 

 

 

 

Сыктывкар

 

Составитель: Акишина Е.С.

Нормативно-правовая база школьного музея

 

 

Данная брошюра составлена на основе работы «Школьный музей на рубеже веков» /Под ред. к.п.н. Е.Ф. Аврутиной и методического пособия «Школьный музей» В.Е. Туманова. В неё включены наиболее важные документы для деятельности школьного музея.

Рекомендации предназначены для руководителей и организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, учащейся молодежи.

 

Республика Коми, 167981 г. Сыктывкар, ул. Пушкина,110

ГОУДОД «Детско-юношеский турцентр РК»

Тел.: 8 (8812) 24-98-62

Факс: 31-28-13

 

Редактор – Вотякова Л.Е.

Дизайн и верстка – Божко Я.В.

 

© Акишина Е.С., 2004

© ГОУДОД «Детско-юношеский турцентр РК», 2004

 

 

Школьным музеям в советский период истории России придавалось достаточно важное значение. Их стремительный количественный рост в 1950-60-е годы вызвал необходимость регламентации деятельности, включения в структуру культурно-просветительных, идеологических ин­ститутов, организации контроля за сбором и использованием памятников истории и культуры, объектов природы.

Органы образования в этот период неоднократно издавали различно­го рода методические рекомендации, поощрявшие педагогов и учащиеся к созданию школьных музеев, объяснявшие основные принципы и прави­ла их создания. Однако эти рекомендации не всегда соответствовали существовавшим научным требованиям в области комплектования музей­ных фондов, их учета и хранения, экспозиционного и иных форм исполь­зования. Поэтому органы культуры начали проводить систематическую работу по организационному и научно-методическому обеспечению дея­тельности школьных музеев. В 1962 г. Научно-исследовательским инсти­тутом музееведения Министерства культуры РСФСР было издано спе­циальное методическое пособие, в котором были даны рекомендации по организации и содержанию деятельности школьных музеев. Здесь же бы­ла отражена и позиция органов культуры по отношению к школьным му­зеям; «каждый школьный музей - это частица (пусть очень маленькая) огромной сети музеев нашей страны, являющихся хранилищами источ­ников наших знаний о природе и обществе».

Эта цитата свидетельствует о том, что органы культуры увидели в школьных музеях потенциальных помощников государственных музеев в собирании, хранении и использовании памятников истории и культуры, объектов природы как национального достояния.

Это концептуальное положение нашло свое отражение в «Положении о музейном фонде Союза ССР, утвержденном приказом Министра куль­туры СССР № 273 от 26 июля 1965 г. во исполнение постановления Со­вета Министров СССР от 2 июня 1965 г. №428 «О музейном фонде Сою­за ССР». В «Положении о музейном фонде Союза ССР», в частности, бы­ло записано, что основными хранилищами музейного фонда Союза ССР, наряду с государственными, академическими, учебными и ведомственны­ми музеями, являются «народные музеи, действующие на общественные началах». Под народными музеями в этот период понимались музеи, которые создавались и действовали на общественных началах в государственных уч­реждениях и общественных организациях, получившие этот статус реше­нием местных исполнительных органов власти. В том же порядке ста­тус народного получал и школьный музей.

Этим же положением была определена и основная схема взаимодейст­вия общественных музеев с государственными, которая сводилась к сле­дующему: памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, которые комплектуют и используют общественные музеи, яв­ляются составной частью музейного фонда Союза ССР; памятники исто­рии и культуры, объекты природы, входящие в фонды общественных му­зеев, включаются в состав музейного фонда Союза ССР путем постанов­ки их на учет ближайшим по профилю государственным музеем, который организует их научное хранение и правильное использование; в этот же государственный музей передаются музейные предметы в случае прекра­щения деятельности общественного музея.

Таким образом, школьный музей как один из видов народного музея стал официальным хранителем определенной части национального исто­рико-культурного достояния, входящего в музейный фонд Союза ССР.

В 1967 г. Министерство просвещения РСФСР и Министерство куль­туры РСФСР издали совместный приказ «О мерах по дальнейшему улуч­шению деятельности школьных музеев». Этот приказ отметил как по­ложительное явление в отечественной культуре и педагогике развитие се­ти школьных музеев, указал на ряд недостатков в организации и содержа­нии работы школьных музеев и утвердил «Рекомендации по дальнейше­му улучшению деятельности школьных музеев». В рекомендациях бы­ла сделана первая попытка сформулировать определенные критерии, предъявляемые к школьному музею как специфическому музейному и педагогическому общественному институту. По существу, рекомендации носили характер нормативного документа, не только потому, что утвер­ждались приказом сразу двух министров - просвещения и культуры России, а, главным образом, потому, что содержали целый ряд положений правового характера. Эти рекомендации долгое время использовались в практике деятельности органов образования и культуры в качестве основ­ного документа, определяющего порядок организации и принципы деятельности школьного музея, осуществления контроля за качеством комплектования и использования фондов, обеспечения их сохранности и своевременной передачи музейных предметов и коллекций в фонды государственных музеев. Рекомендации имели и значение документа, координи­рующего функции органов культуры и образования в области создания и содержания деятельности школьных музеев.

Первым специальным правовым актом, определяющим статус, основные функции и юридические нормы деятельности школьных музеев ста­ло «Положение о школьном музее», утвержденное постановлением Сек­ретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Коллегии Министерства культуры СССР №8/58а от 19 августа 1974 г. Примечательно, что из всей сети музеев, работающих на общественных началах, только один вид - школьные музеи - был удостоен специально­го нормативно-правового акта. Причиной тому было их необычайно ши­рокое распространение. Так, например, только в РСФСР в начале 1970-х годов функционировало около 40 тысяч школьных музеев, залов, комнат различных профилей. В то время как по учетным данным органов культуры в РСФСР в 1977 г. существовало лишь 1074 общественных му­зеев других видов. Для сравнения напомним, что в 1973 г. в РСФСР бы­ло 698 государственных музеев.

Таким образом, сеть школьных музеев многократно превышала коли­чество всех других музеев в Российской Федерации - государственных, ведомственных, общественных. Развитие сети школьных музеев стиму­лировалось органами государственной власти. При этом каждое ведомст­во преследовало свои цели: органы образования - обеспечение учебно-воспитательного процесса; органы культуры - увеличение и обеспечение сохранности музейного фонда; органы комсомола - идеологическое воспитание молодежи. Конечно, это только общая схема, на самом деле все обстояло куда сложнее. Например, специалисты музейного дела понима­ли, что создание школьных музеев - это не только способ выявления и сохранения историко-культурного наследия как составной части музей­ного фонда страны, но и угроза уничтожения определенной его части. Ведь большинство школьных музеев создавалось в процессе проведения массовых молодежных политико-патриотических акций, таких, как мас­совый поход школьников «Из искры возгорелось пламя», посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Всероссийский поход пионеров и школьников «Дорогами ленинской мечты», посвященный 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое Отечество», посвященная 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина и 50-летию образования СССР и др. По форме и содержанию эти акции были краеведческими, т.к. предусматривали выявление и собирание исторической информации и подлинных памятников истории и культуры в своем реги­оне и создание на их основе школьных музеев. Среди собираемых юными краеведами памятников истории и культуры было немало имеющих определенное научно-историческое, музейное значение, которые могли быть включены в музейный фонд Союза ССР или в Государственный архив­ный фонд СССР. Однако не только школьники, но и многие из их наставников-педагогов не обладали специальными знаниями в области научной организации выявления, собирания и сохранения историко-культурного наследия и необходимой информации о нем. Поэтому нередко памятники истории и культуры изымались из среды бытования без фиксации сведе­ний об их истории, владельцах, среды бытования, что вело к снижению информационного потенциала собранных краеведческих материалов, предметов музейного значения. Во многих школьных музеях не осущест­влялся учет и описание музейных предметов, что превращало школьный музей в некое хранилище случайных вещей и наглядных пособий. Нако­нец, создание школьных музеев в процессе массовых компаний, осущест­вляемое нередко под нажимом сверху, приводило к тому, что после завер­шения очередной акции про музей забывали, а иногда и просто выбрасы­вали собранные материалы.

Принятие «Положения о школьном музее» позволило зафиксировать статус школьного музея в государственной системе охраны и использова­ния памятников истории и культуры, объектов природы, определить его музейные и образовательно-воспитательные функции, выработать критерии, позволявшие выделять школьные музеи из многообразных формирований музейного типа - уголков, комнат, кабинетов, выставок и т.п., определить основные принципы и методики организации взаимодейст­вия школьных музеев с государственными музеями и архивами, обозначить ответственность должностных лиц за сохранность музейных предме­тов школьного музея. Большое значение имело и то, что статус школьно­го музея определялся органами образования и школьные музеи станови­лись, по существу, сетью ведомственных общественных музеев. В то время школьному музею предоставлялось право быть преобразованным в народный музей и, таким образом, войти и в структуру общественных му­зеев системы органов культуры.

В соответствии с «Положением о школьном музее» подлинные памят­ники истории и культуры, объекты природы, находящиеся в его ведении, подлежали включению в состав Музейного фонда СССР путем постановки их на учет в местном государственном музее соответствующего профиля. Были предусмотрены и процедуры передачи наиболее значимых му­зейных предметов в собрания государственных музеев и полностью фон­дов ликвидированных школьных музеев.

Процедуры постановки на государственный учет и передачи на государственное хранение коллекций основного фонда школьного музея были разработаны в специальных методических указаниях «О порядке передачи наиболее ценных экспонатов из фонда школьных музеев в собрания государственных музеев» (М.: 1974 г.).

Развитие сети общественных музеев в стране, создаваемых не только в учреждениях образования, но и в государственных учреждениях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в высших и средних учебных заведениях, в общественных организациях и т.п., вызвало необходимость более четкой регламентации их деятельности, приведения нормативных документов в соответствие с Законом СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976 г.). В связи с этим в 1978 г. Министерство культуры СССР утвердило «Типовое положение о музее, работающем на общественных началах». Принципиально важной в этом положении была классификация общественной музейной сети по ведомственному признаку: музеи, работающие под непосредственным руководством органов культуры; музея коллективов предприятий, учреждений, совхозов, высших и средних специальных учебных заведений, профессиональных технических училищ; школьные музеи, работающие под руководством органов народного образования.

К концу 1970-х годов школьные музеи стали заметным явлением в сфере образования и культуры, они заняли определенное место в структуре музейной сети страны. Во-первых, школьные музеи получили право участвовать в комплектовании и использовании музейного фонда Союза ССР, а через него и Государственного архивного фонда. Во-вторых, школьные музеи получили собственный статус как музеев, создаваемых органами образования для совершенствования средств и содержания обучения и воспитания учащихся. В-третьих, школьные музеи получили ста­тус общественных музеев, что включало их в систему музеев, патрониру­емых органами культуры, и предоставляло право получения научно-методической помощи от государственных музеев. К слову сказать, в начала 1980-х годов в штаты областных и головных музеев были введены специ­альные должностные единицы по работе с общественными музеями. В-четвертых, школьные музеи получили право добиваться присвоения им почетного звания «Народный музей».

Школьным музеям уделялось особое внимание. В региональных орга­нах образования были созданы межведомственные советы и комиссии по паспортизации школьных музеев, в состав которых входили не только специалисты органов образования и государственных музеев, но и пред­ставители государственных архивов, библиотек, учебных и научно-исследовательских институтов, отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Всероссийского общества охраны при­роды, местных советов ветеранов войны, комитетов комсомола и других научных и общественных организаций. Представители межведомствен­ной комиссии по заявке школы или внешкольного учреждения выезжали на место и обследовали школьный музей. Если его деятельность соответ­ствовала требованиям «Положения о школьном музее», то на заседании комиссии выносилось решение о присвоении ему статуса «Школьный музей». Таким музеям органами образования выдавалось регистрацион­ное свидетельство «Паспорт школьного музея». На паспортизированные школьные музеи в областных, краевых, республиканских станциях юных туристов заводились две регистрационных карточки, одна из которых ос­тавалась в специальной картотеке школьных музеев региона, другая вы­сылалась на республиканскую станцию юных туристов Министерства просвещения РСФСР.

Тем же школьным музеям, которые не вполне соответствовали крите­риям «Положения о школьном музее», давались конкретные рекоменда­ции, оказывалась методическая помощь, с тем, чтобы музей мог вновь пре­тендовать на получение статуса «Школьный музей». Школьные музеи, получившие этот статус,- т.е. прошедшие паспортизацию, должны были подтверждать его через каждые три года.

Паспортизированные школьные музеи регистрировались в местных ор­ганах культуры и им назначался патронирующий государственный музей. Специалисты этого музея приезжали в школьный музей, изучали его фон­ды и экспозиции, при необходимости оказывали организационную и мето­дическую помощь, отбирали те музейные предметы, которые, на их взгляд, заслуживали быть включенными в состав музейного фонда Союза ССР, и осуществляли необходимые процедуры по постановке этих музейных предметов на государственный учет. Однако отсутствие достаточно разра­ботанных критериев отбора музейных предметов из фондов общественных, в том числе школьных музеев для постановки на государственный учет не­редко приводило к тому, что учитывались не все музейные предметы основ­ного фонда общественного музея, а лишь некоторые из них, субъективно оцененные специалистами государственного музея. В результате в состав музейного фонда Союза ССР включалась лишь небольшая часть собраний общественных музеев, что противоречило духу и букве «Положения о му­зейном фонде Союза ССР». Например, по экспериментальным данным Министерства культуры СССР на 1 января 1981 г. из 5 918 770 музейных предметов, входящих в основные фонды общественных музеев страны, лишь 432 800 было поставлено на государственный учет.

Помимо постановки на государственный учет существовала практика передачи музейных предметов из фондов школьных музеев в собрания го­сударственных музеев. Во-первых, передавались на государственное хране­ние те музейные предметы, которые не имел права хранить школьный музей: огнестрельное оружие, взрывоопасные и радиоактивные предметы и т.п. Во-вторых, передавались те музейные предметы, сохранность которых не могла быть обеспечена в школьном музее: холодное оружие, изделия из драгоценных металлов и камней, в том числе наградные знаки. К третьей категории можно отнести те музейные предметы, физическое состояние которых было угрожающим, а в условиях школьного музея не могло бы обеспечено их сохранение, консервацию и, тем более, реставрацию. Нередко передавались и музейные предметы, обладавшие особой исторической ихудожественной значимостью. В последнем случае передача осуществлялась на основании добровольного согласия заинтересованных сторон. Существовала также практика выявления и собирания активом школьных музеев предметов музейного значения, «заказанных» государственным музеем, особенно для пополнения систематических коллекций - этнографических, нумизматических, палеонтологических и других.

Деятельность школьных музеев признавалась как общественно полезная в государственных масштабах. Поэтому проблематикой школьных музеев занимались не только органы образования и культуры, но и мно­гие научно-исследовательские учреждения, общественные организации. Для координации деятельности государственных учреждений и общественных организаций был образован Межведомственный совет по руко­водству школьными музеями РСФСР. Помимо координационных функций, совет осуществлял установление тесного сотрудничества школьных музеев с научными учреждениями, специалистами, привлечение их к активному участию в работе со школьными музеями.

В 1980-х годах был принят ряд нормативных актов, относящихся к деятельности школьных музеев. В 1985 г. было утверждено новое «Положе­ние о школьном музее», в 1988 г. утверждена новая редакция «Поло­жения о Музейном фонде СССР», однако они лишь закрепили сформированное правовое положение школьных музеев, объединили, скоординировали существующую нормативную базу. Правда, «Положение о школьном музее» вводило звание «Отличный школьный музей», которое присваивалось органами образования лучшим школьным музеям с выдачей специального свидетельства.

Школьные музеи как составная часть сети музеев, работающих на об­щественных началах, рассматривались органами культуры в качестве ре­зерва для расширения государственной музейной сети. В этих целях На­учно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР проводил специальные исследования по определению потенци­альных возможностей расширения государственной музейной сети с ис­пользованием общественных музеев. Ведь в 1980-е годы государст­венная музейная сеть, даже с включением в нее ведомственных музеев, оставалась все еще слабо развитой. «Наша страна занимала 29-е место в мире по количеству музеев и при этом - последнее среди европейских стран - членов СЭВ по числу музеев... на сто тысяч жителей». Веро­ятно, при этих расчетах не учитывались общественные музеи, которых в начале 1980-х годов насчитывалось порядка 12 тысяч.

В это число не входили многочисленные формирования музейного ти­па - уголки, краеведческие кабинеты, выставки и т.п., которые не имели еще статуса школьного или общественного музея, но обладали основны­ми их признаками: наличие фонда подлинных памятников истории и культуры и музейно-выставочной экспозиции.

Следовательно, потенциально музейная сеть страны была более разви­той, нежели официально зафиксированная в государственных статисти­ческих органах. Государственная же сеть музеев продолжала развиваться за счет перевода в нее общественных музеев. Например, в 1970-х годах около 200 общественных музеев Российской Федерации были переведе­ны в систему государственных. Большинство этих музеев стали фи­лиалами государственных музеев, но некоторые из них были реорганизо­ваны в самостоятельные музеи. Например, школьный музей Далматовского дома пионеров им. А.Н.Зырянова был преобразован в Историче­ский музей имени А.Н.Зырянова г. Далматова Курганской области. Стал городским музеем и школьный военно-исторический музей средней шко­лы №5 г. Вязьмы Смоленской области.

Резкое изменение социально-экономической и политической ситуа­ции на рубеже 1990-х годов довольно существенно отразилось на разви­тии школьного музейного дела. В процессе проведения кампании по так называемой деполитизации и деидеологизации учреждений образования были закрыты, уничтожены сотни школьных музеев, в первую очередь, те из них, которые в своем названии имели некую идеологическую окра­ску, например, музеи истории пионерии и комсомола, ленинские музеи, музеи интернациональной дружбы и другие. Реформаторы образования и культуры часто не вникали в проблему сохранения материалов музеев как источников по истории Отечества, как подлинных памятников истории и культуры, являющихся составными частями музейного и архивного фон­дов страны. Например, в Санкт-Петербурге, известном высоким уровнем музейной культуры, сеть школьных музеев сократилась вдвое. Среди утраченных музеев - посвященные О.Ф.Берггольц, Д.М.Карбышеву, Ге­рою Советского Союза летчику Севастьянову, героям Волховского фрон­та, морякам легендарной «Авроры».

Примерно такая же картина наблюдалась по всей стране. Всем памят­ны многочисленные выступления ветеранов Великой Отечественной войны, их обращения к правительству и Президенту в защиту школьных военно-исторических музеев, которые в большинстве случаев назывались музеями боевой славы. И если бы не подоспело празднование 50-летия Победы, то неизвестно, сохранились бы они.

Серьезный удар был нанесен и по педагогам - руководителям школь­ных краеведческих исследований учащихся и школьных музеев. Они пе­режили и чувство растерянности, и чувство унижения, поскольку были не только уничтожены плоды их многолетнего труда, но и поставлена под сомнение сама целесообразность и общественно полезная значимость их бескорыстной деятельности.

В этот период началось и реформирование правового поля деятельно­сти школьных музеев. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», который, после внесения в него некоторых поправок, вторично был при­нят в 1996 г. Первые же статьи закона вызвали чувства оптимизма у педа­гогов, традиционно использующих краеведение в целях обогащения со­держания образования и повышения эффективности воспитания уча­щихся. Закон РФ «Об образовании» ввел национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов. Это значит, что преподавание любой дисциплины, предмета в учреждении образования должно складываться из федерального компонента, т.е. знаний и умений, обязательных для всех учащихся страны, и национально-регионального компонента, т.е. знания истории, культуры, природы, экономики, географии и т.п. своего края или своего этноса. Логично было бы предположить, что школьные музеи могли бы выполнять в учреждении образования функции межпредметного кабинета по реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов. Од­нако формирование содержания национально-регионального компонента закон передает в ведение республиканских, краевых, областных, гг.Москвы и С-Петербурга органов управления образованием (ст. 29-2-е), а не самих учреждений образования. На практике же педагоги-новаторы сами разрабатывают авторские программы с включением в них элементов краеведения. Закон обходит молчанием и возможность использования традицион­ных средств внеклассной и внешкольной деятельности для совершенство­вания обучения и воспитания учащихся. Не нашлось в законе и места для определения функций общественных организаций в учреждении образова­ния, каковой, по существу, является школьный музей, говорится лишь о праве руководителя учреждения образования координировать деятель­ность не запрещенных законом общественных организаций (ст. 32-2-х). Та­ким образом, Закон РФ «Об образовании» создает объективные предпо­сылки для развития школьного краеведения и школьных музеев, однако не создает правового поля для их реальной деятельности, а по существу - вы­водит школьный музей за рамки функций учреждений образования.

Более четкое представление о возможном правовом поле деятельности школьных музеев дает Закон Российской Федерации «О Музейном фон­де Российской Федерации и музеях в Российской Федерации от 26 мая 1996 г.

Прежде всего, закон разделяет Музейный фонд РФ как совокупную часть культурного наследия народов Российской Федерации на государ­ственную и негосударственную части.

К государственной части Музейного фонда РФ отнесены музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собствен­ности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся (ст. 13). Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музей­ного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, другими го­сударственными учреждениями на праве оперативного управления (ст. 16). Иными словами, музейные собрания, коллекции и отдельные музей­ные предметы, хранящиеся в государственных музеях или иных государ­ственных учреждениях, образуют государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Все же другие музейные предметы и кол­лекции, включенные в Музейный фонд РФ и не отнесенные к его госу­дарственной части, образуют негосударственную часть Музейного фонда РФ (ст. 19). Негосударственная часть Музейного фонда РФ находится в муниципальной, частной или иных формах собственности (ст. 6), т.е., в основном, в негосударственных музеях (ст. 30).

Школьные музеи, таким образом, являются негосударственными му­зеями и хранят и используют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Чтобы музейные предметы и коллекции школь­ного музея были признаны негосударственной частью Музейного фонда РФ, они должны быть включены в Государственный каталог Музейного фонда РФ. Эта процедура осуществляется путем подачи заявки в органы культуры, которые после регистрации коллекций школьного музея в Государственном каталоге Музейного фонда РФ выдают музею специаль­ное свидетельство (ст. 8).

Руководителям и активу школьного музея необходимо четко предста­влять, что хранящиеся в школьном музее подлинные памятники истории и культуры, объекты природы представляют собой национальное достоя­ние и после регистрации их в Государственном каталоге Музейного фон­да РФ они остаются в школьном музее на правах оперативного управле­ния, а органы культуры осуществляют контроль за их сохранностью и ис­пользованием, решают вопросы об изменении места хранения, а в опреде­ленных случаях - и отчуждении музейных предметов (ст. 23).

Школьный музей может вступить в правовые отношения с государст­венными органами культуры как потенциальный хранитель негосударст­венной части Музейного фонда РФ лишь в качестве субъекта права. Субъектом права он становится в том случае, если он зарегистрирован в установленном законодательством порядке и получил соответствующие лицензии на осуществление уставной деятельности.

Закон однозначно говорит, что музеи в Российской Федерации созда­ются в форме учреждений (ст. 26), они действуют на основании уставов (ст. 30) и могут осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 34).

Поэтому, как представляется, перед каждым школьным музеем стоит альтернатива: зарегистрироваться в качестве субъекта права как общест­венная организация и нести всю полноту ответственности за сохранность музейных предметов, за осуществление предусмотренных законодатель­ством процедур, связанных со статусом музея и как общественной орга­низации, и как хранителя негосударственной части Музейного фонда РФ, или остаться структурой другого субъекта права - образовательного учреждения - и выполнять те функции, которые зафиксированы в уста­ве этого учреждения.

Может показаться, что ностальгия по прошедшему времени «благо­денствия» школьных музеев, как и общественных музеев в целом, бес­смысленна. Однако, вполне возможно, что положительный опыт исполь­зования школьных музеев для осуществления государственной политики в области образования, охраны природы и памятников истории и культу­ры, в конце концов, будет востребован. Он поможет на региональном и об­щероссийском уровне сформировать концепции и модели эффективного участия широких слоев общественности, в первую очередь учащейся мо­лодежи, в реализации государственных функций в области образования, воспитания, выявления, охраны и использования культурного и природ­ного наследия музейно-краеведческими средствами.

 

 

Письмо Минобразования России

от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16

 

О деятельности музеев образовательных учреждений

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образо­вательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования, активном участии в про­грамме туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Участники движения «Отечество» - школьники и педагоги - совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы, ведут описание памят­ников истории, культуры и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материа­лы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:

- исторических - 2060;

- военно-исторических - 1390;

- комплексных краеведческих - 1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитыва­ют разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветера­нами войны и труда. Вооруженных Сил, организуются тематические экскурсии. Уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.

Как правило, вокруг музея складывается детский и взрослый актив, создаются орга­ны самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учре­ждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными уч­реждениями и общественными организациями, в первую очередь, отделениями Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культу­ры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев попол­няются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы ре­гиональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют боль­шое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внима­ния и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов уп­равления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образователь­ных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должно­стей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материаль­ного стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руко­водителей образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собран­ных материалов.

Минобразования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского вос­питания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образова­тельных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и уч­реждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможности оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.

С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях,
обеспечения методической помощи в их организации и работе направляем Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.


Заместитель Министра Е.Е.Чепурных

 

 

Приложение к письму Минобразования России

от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.