Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогического творчества




 

Творчество, как и любой объект материального мира, можно структурировать по тем или иным основаниям. В работе «Педагогическая импровизация: теория и методика» В.Н. Харкин приводит варианты структуры творческой деятельности: труд, бессознательная работа, вдохновение (Лезин, 1906); возникновение идеи, ее доказательство, реализация (Блох, 1920), накопление фактов, возникновение идеи в фантазии, проверка и развитие идеи (Левинскон-Лессинг, 1928); подготовка предпосылок для проблеска новой идеи, созревание, вдохновение – поступление идеи, развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка (Гельмгольц, 1890; Рибо, 1901; Пуанкаре, 1909; Гордон, 1961 и др.); интеллектуальная готовность, усмотрение проблемы, зарождение идеи – формулировка задачи; поиск решения, получение принципа изобретения, превращение принципа в схему, техническое оформление и развертывание изобретения (Якобсон, 1936); осознание проблемы, ее решение, проверка, возникновение проблемы (постановка задачи), подготовка к решению, формирование замысла, воплощение замысла, проверка и доработка (Моляко, 1978); подготовка, созревание; вдохновение, проверка (Тихомиров, 1969).[1] Анализ данных структур показывает разнообразие точек зрения, оснований структурирования творчества.

В качестве главных оснований структурирования творчества целесообразно взять его предметный (субстанциональный) и временной (процессуальный) аспекты.

Л. К. Гребенкина, Н.С. Анциферова, считают, что «... творческий педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитым педагогическим чутьем и интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта».[2] В данном случае в «качество, характеризующее способность к творчеству» включены такие разноплановые и разномасштабные элементы как мышление, мастерство, исследовательская смелость, интуиция, критичность и др. На наш взгляд, здесь не различаются фактор-причины, фактор-условия и собственно элементы творчества как формы осуществления деятельности.

Принципиально важно для установления структуры творчества, то обстоятельство, что оно имеет доминантно не деятельностную, а личностную природу. «Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество, - отмечается в словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».[3]

С этой точки зрения в структуре творчества можно выделить:

Иновативность. Стремление человека к новому, способность восприятия нового.

Знания. Знания – это продукт мышления и деятельности, инвариант разнообразия однородных предметов. В контексте творчества важно различать опосредованное и непосредственное знания. Непосредственным знанием является такое, которое не опирается на дискуссию (от лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент).

Мышление. «Мышление представляет собой один из важных компонентов сознания человека, которое включает наряду с мышлением воображение, различного рода эмоции и пр.».[4] В данном случае мышление и воображение рассматриваются как обособленные, взаимосвязанные процессы.

Мышление является предметом изучения многих наук. К.К. Платонов указывает, что «…мышление как второсигнальная (говоря языком физиологии), понятийная (как говорят психологи) и опосредованная (применяя понятие философии) форма психического отражения развивалась в истории человечества от элементарных (понятия и суждения) до его высших форм (творческого и диалектического)».[5] В данном случае учитывается только понятийная сторона мышления и исключается чувственно-сенситивные, образные моменты мышления. Кроме того, говорится о творческой форме мышления. Однако, по мнению, А.В. Брушлинского «…Все мышление, если это мышление является творческим, продуктивным, самостоятельным и нет оснований выделять в познании особый его вид – продуктивное, творческое мышление и обозначать его специальным термином как эвристическую деятельность».[6]

Важной характеристикой мышления является его самостоятельность. «Самостоятельность мышления, - считает А.В. Брушлинский, - проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ее своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности».[7]

В контексте исследования творчества важно определить типы мышления. Среди различных типов мышления выделяют «…логическое (аналитическое) и интуитивное».[8] С этой точки зрения, выделения интуиции как отдельного структурного элемента неправомерно. Мышление – это единство дискуссии и интуиции, сознательного и бессознательного. А.В. Брушлинский отмечает: «Анализ и синтез всегда осуществляются на разных уровнях осознанного и неосознанного (бессознательного), в непрерывном взаимодействии того и другого».[9] Однако, во многих исследований интуиция рассматривается как самостоятельный структурный элемент сознания.

Интуиция. Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – «…необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов… логических программ поиска решения задачи. Так называемое «непосредственное интуитивное знание» обычно опосредствованно опытом практической и духовной деятельности человека, что собственно и позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества».[10] В Философском энциклопедическом словаре отмечается, что «Интуиция - это способность постижения истины путем прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств».[11] В данном случае речь идет интеллектуальной интуиции. Однако в интуиции присутствуют и чувственно-сенситивный аспект, в значительной мере определяющий механизм ее осуществления.

Интуиции свойственны неосознанность путей и средств решения задачи, непосредственный характер его постижения. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной (редукционной) и нестандартизированной (эвристической). Редукционная интуиция есть сведение одного к другому, выступающему как достоверный факт. Она связана не с получением нового, а с интуитивным характером процесса решения (например, обнаружения неисправности двигателя). По мнению П.В. Алексеева «Эвристическая (творческая) интуиция… связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных».[12]

Интуиция неразрывно связана с дискурсивным мышлением. «Сущность творческой интуиции, - указывает П.В. Алексеев, - заключается в своеобразном взаимодействии наглядных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция выступает в двух формах: эйдетической и концептуальной».[13]

Как считает Л.И. Клименко, «Именно интуиция есть основное, специфическое звено творческого процесса, потому что любой вид деятельности, утрачивая поисковый, в определенной мере, интуитивный характер, превращается в освоенный, стандартный».[14]

Воображение. В фундаментальном труде «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн пишет, что «Воображение – это отлёт от действительности, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности и прообразами для неё».[15] Рассматривая соотношение воображения и творчества, С.Л. Рубинштейн полагает, что «Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе».[16] «Отойти от действительности, чтоб проникнуть в неё, - такова, - по мнению С.Л. Рубинштейна, - логика творческого воображения».[17] По мнению А.В. Петровского, «Возникающее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества».[18] Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная роль воображения заключается в преобразовании представлений (логических схем, образов), обеспечивающих, в конечном счете, создание нового.

Вдохновение. «В процессе творческой деятельности важную роль играет моменты особого подъема сил, психическое состояние вдохновения».[19] Именно вдохновение создает условия для инсайта (от англ. Insight – постижение, озарение), рассматриваемого как внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существа проблемы. В исследовании И.В. Страхова делается вывод, что «творческое вдохновение возникает в системе целеустремленного труда, оно не появится помимо этого условия в результате лишь пассивного ожидания, ровно как не может возникнуть и путем голого формального решения («самоприказа») без объектных и психологических предпосылок, подготавливающих это творческое состояние… Активное отношение к работе, напряженный умственный труд создают психологические условия возникновения начальной фазы вдохновения».[20] Как говорил П.И. Чайковский, «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Импровизация. Импровизация (от лат. improvises – неожиданный, непредвиденный). В структуре творчества, по мнению В.И. Загвязинского, она выступает как «необходимое условие точности попадания в цель».[21] «Педагогическая импровизация, - считает Л.Ю Берикханова, рассматривая вопрос об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов, - является неотъемлемым и очень важным компонентом творческой деятельности учителя, эффективным средством оперативного воплощения оптимального педагогического решения».[22] На наш взгляд, ценным в данном случае является указание на то, что импровизация выступает средством воплощения идеи, которая является продуктом мышления и интуиции, знания и умений.

По мнению В.Н. Харькина, «Импровизация опирается на интуицию. Более того, интуиция является составной частью импровизации, первым ее этапом».[23] Но в такой же мере импровизация опирается на знание, мышление, умения. Если интуиция осуществляется во внутреннем плане, то импровизация разворачивается во внешнем. «Импровизация –, отмечает В.Н. Харькин, это - вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается субъективно-объективно новый продукт».[24]

Л.Ю. Берикханова определяет педагогическую импровизацию как «… специфическую форму преобразующей деятельности учителя, проявляющуюся в момент живого общения с обучаемым и заключающуюся в быстром и эффективном воплощении творческого педагогического замысла, в оперативной корректировке проекта урока в соответствии с конкретными условиями деятельности и творческими возможностями педагога».[25]

Импровизация, на наш взгляд это психологический механизм оперативного регулирования деятельности, базирующийся на взаимной генерации мышления и интуиции.

Умения. Творческие умения связаны с когнитивной, коммуникативной и другими сторонами творчества.

Можно построить модель педагогического творчества, отложив по одной оси виды уровни сознания (мышление и интуиция), по второй – знания и умения, по третьей – воображение и импровизацию, по четвертой – инновативность и вдохновение. Для упрощения модели педагогического творчества возьмем только три первых оси (См. Таблицу 1).

Таблица 1

Модель педагогического творчества

 

        Импровизация
      Воображение  
  Мышление Интуиция    
Знания        
Умения        

 

Всего можно выделить 8 трехмерных элементов творчества: 1 (знания, мышление, воображение); 2 (знания, интуиция, воображение), 3 (умения, мышление, воображение); 4) (умения, интуиция, воображение); 5 (знания, мышление, импровизация); 6) (знание, интуиция, импровизация); 5 (знания, мышление, импровизация); 6) (знание, интуиция, импровизация). Каждый из этих элементов может быть описан, разработана методика его формирования и применения в профессиональной деятельности. Структурные элементы в модели творчества тесно взаимосвязаны, образуя динамическое единство. Благодаря знаниям, творческому мышлению и умениям, начинает работать воображение, возникает состояние вдохновения, которое обеспечивает психологический запуск и реализацию механизма интуиции. Далее в механизме импровизации мышление и интуиция взаимно генерируя друг друга, вызывают возникновение инсайта.

Для обучения профессиональному творчеству и его осуществлению в труде большое значение имеет выделение в качестве оснований структурирования творчества этапов, фаз, стадий творческого процесса.

Рассматривая психологический механизм творчества, Я.А. Паномарев отмечает, что «… в ходе решения задач, требующих от испытуемого высокого творческого потенциала… оказался ряд фаз, названных нами соответственно фазами: (1) произвольного, логического поиска, (2) интуитивного решения, (3) вербализации интуитивного решения, (4) формализации вербализированного решения».[26] При этом «Центральным специфическим моментом творчества считается озарение – интуитивного схватывание искомого результата».[27]

Г. С. Альтшуллер выделяет четыре стадии творчества: выбор задачи и поисковой концепции, сбор и переработка информации, поиск идеи решения, разработка и внедрение решения. (Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979; Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ление, 1986.)

Д. Маккиннон (США) выделяет пять этапов творческого процесса: 1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы; 2) этап «сосредоточения усилий», который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия (этот этап называют периодом инкубации) 4) озарение, или «инсайт»; 5) верификация.[28] В данной структуре интерес представляют периоды «сосредоточения усилий», инкубации и инсайта. Накопление знаний, навыков и умений является необходимым условием творчества, но не его фазой. Накопление осуществляется в образовании или подготовке, а также профессиональной деятельности. Верификация, на наш взгляд, является рутинной работой находящаяся в не пределов творчества.

А.М. Селезнев выделяет в творческом процессе следующие фазы: 1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей решения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.[29] На наш взгляд, 1,2,5 фазы не относятся к структуре творческого акта.

По мнению И. Тейлора (Канада), творческий процесс имеет следующие этапы: «1) формулировка проблемы; 2) трансформации, когда проблема трансформируется с помощью метафоры, аналогии, «реверсирования» и т.д.; 3) внедрение и использование творческого продукта, т.е. преобразование какой-то части окружающей среды» Проблемы научного творчества ИНИОН АП СССР.М., 1980.С.225. Этап трансформации интегративно включает в себя периоды напряжения усилий, инкубации. И. Тейлор не выделяет инсайта как самостоятельного этапа творческого акта, ибо трансформация, осуществляемая последовательно и целесообразными методами, неизбежно должна привести к новому решению сугубо рациональным способом.

Как считает В.А. Левин «… то, что происходит внутри творческого акта… можно схематично и упрощенно представить в виде таких этапов: 1. Усмотрение замысла, предвосхищение результатов творчества. 2. Предугадывание пути реализации замысла, сознательное или неосознанное ограничение зоны поиска …3. Мысленное манипулирование… элементами…., связями между ними, комбинирование, сопоставление и противопоставление элементов, усмотрение неожиданной функции элемента, изменение угла зрения на связи между элементами и т.п. – построение вариантов. 4. Собственно создание, реализация версий, идей, образов в материале… 5. Оценка найденных вариантов…, соотнесение их с замыслом, отбраковка и отбор».[30] Использование словосочетаний «усмотрение замысла», «предвосхищение результатов творчества», «предугадывание пути…», «отбраковка и отбор» придает данной структуре высокий уровень семантической и логической неточности. Мысленное манипулирование скорее метод нежели фаза творчества.

Сопоставление данных структур, позволяет увидеть различный уровень точности и ясности выделения процессуальных элементов творчества, уровень научной аргументации, дать материал для систематизации и обобщения.

На наш взгляд, творческий акт, с психологической точки зрения включает следующие фазы, имеющие различную продолжительность:

1. Принятие проблемы (задачи). Принятие как процесс предполагает понимание и личностную интерпретацию проблемы (задачи).

2. Творческое напряжение. На этапе творческого напряжения задействованы все трехмерные элементы модели педагогического творчества: в следствии иновативности педагога актуализируются знания и умения, включается мышление и интуиция, воображение и импровизация, приводящие к возникновению состояния вдохновения. Происходит реализация сознательных и бессознательных способов творчества, генерирование и оценка вариантов трансформации объекта творческого преобразования. Это требует затрат духовных, умственных и физических сил. Наступает утомление.

3. Релаксации (инкубации). На этапе релаксации творческий процесс осуществляется на бессознательном уровне.

Творческий процесс имеет циклический характер и представляет собой последовательность повторяющихся творческих актов, завершающийся либо успешно (инсайт) либо неуспешно (фрустрация).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.