Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении




Кроме психологических и моральных причин, препятствую­щих общению, познанию и пониманию Другого, одними из са­мых серьезных являются социокультурные барьеры. Особое место среди них занимает сравнительно новый феномен — маргинальность в общении.

Маргиналъностъ — это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жиз­ни. В ситуации маргинальное™ оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностя­ми и «материнской» группой, из которой они выделились (си­туация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная ситуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, по­рождая определенные, порой трагичные, барьеры.

В основе маргинальное™ в общении лежит герменевтическое непонимание — невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и тради­циям одной культуры. И хотя общаются они на одном естест­венном языке, но договориться порой не могут, что объясняет­ся различиями категориальных систем их мышления и ценно­стей, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого. Такое непонима­ние возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна сторона оказывается «пра­вой», а другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавли­ваются, не распознаются другой. Причем главное здесь — не «ко­личественный» уровень культуры сторон (прямо пропорциональ­ной зависимости между уровнем культуры и уровнем понимания не прослеживается), а «качественный» тип культуры людей, всту­пающих в общение. В наибольшей степени маргинальность харак­терна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры.

Маргинальность может быть пространственной, временной, культурной. Пространственная маргинальность связана с пере­меной места жительства: эмиграцией в другую страну, миграци­ей из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей куль­турной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее, скажем, от деревенского происхождения, традиций, националь­ного языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений. Испытывая затруднения с включением в иную куль­турную традицию или отторгаясь новым окружением, не же­лающим его принимать, он попадает в «промежуточную» ситуа­цию — ситуацию «меж-культурья». Возникает феномен маргинальности, порождающий синдром «никому-не-нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и «приобщения» — иногда весьма агрессивное — с другой. Так человек становится маргиналом.

И дело не в том, что одна культура общения «выше», «лучше», а другая «ниже», «хуже» — к примеру, городская или сельская. Они про­сто иные, разные. Иногда помогает время, дающее возможность адапта­ции, иногда человек до конца жизни так и остается «промежуточным» — маргиналом. И чтобы этого не случилось, ему надо помочь адаптиро­ваться к новой, непривычной культуре. Это касается, в частности, сту­дентов, приехавших в вузы из сел, маленьких городов, провинции. Их городские сверстники не всегда готовы помочь им в этом, а иногда, особенно на первых порах, демонстративно отгораживаются от них. Вот здесь и должен на помощь прийти педагог: снять возникшие барьеры, устранить герменевтическое непонимание.

Временная маргинальность связана с переменами иного рода — когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее, эпоха: когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения перестают действовать или те­ряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут — в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей — стать «руководством к действию». И опять чело­век «впадает» в состояние маргинальное™, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточ­ным» человеком.

Такие ситуации, как правило, редки, происходят они в периоды бурных социальных ломок и потрясений — в глобальном или регио­нальном масштабе. Так, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и общежития в эпоху становления христианства. В России эпохальные потрясения вообще стали «национальной забавой» — от петровских реформ до эпохи перехода «от социализма к капитализ­му». Причем одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле — не желая принимать новых правил отношений, другие же ока­зываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность. В та­ком положении, оказалась, например, значительная часть старшего поколения граждан бывшего Советского Союза, не желающая или не умеющая принять новых условий жизни, тоскующая по старым образ­цам и желающая вернуть их. Отсюда — пресловутый конфликт «отцов» и «детей», их неумение и неготовность понять друг друга.

Суть «культурной» маргинальности - недооценка или непри­ятие культуры вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать «над ней»: Такой тип маргинальное™ сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежи­тельное отношение к своему языку, культуре, национальным обы­чаям. Единственный путь преодоления культурной маргинально- сти — образование и воспитание — «окультуривание» человека.

В педагогической деятельности, единственным способом осу­ществления которой является общение, чрезвычайную роль иг­рает маргинальность в общении, затрудняющая процесс обуче­ния и воспитания, а порой делающая его просто невозможным. Проявляется она в ряде моментов, к встрече с которыми (и к преодолению которых) педагог должен быть готов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда — «клано­вость», деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (род­ственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-пони- мание», о котором уже говорилось.

Дело в том, что менталитет маргинала отличается рядом признаков:

— одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумени­ем совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

— монополизмом на истину, только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

— неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и лю­бые аргументы здесь бессильны — он не воспринимает их;

— нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать от­пор.

2. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных пози­ций (часто не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») — это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» прин­ципу «использовал — выбросил».

3. Маргинальность в общении носит, как правило, воинст­вующий характер. Маргинала отличает уверенность в собствен­ной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую воз­можность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта на­правленность на противостояние может проявляться в общест­венной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктив­на, но и привносит большое моральное зло в систему межлич­ностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура обще­ния предполагает отношение к Другому как равному мне субъ­екту, за которым я готов признать право на «самость», «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность — это антикультура в общении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.