Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация полевой практики




ВОРОНЕЖ

По зоологии беспозвоночных

Полевая практика

Методические указания для студентов

1 курса д/о биолого-почвенного факультета

 

 

Составители: О.П. Негробов, В.Б. Голуб, В.И. Камолов

2001
СОДЕРЖАНИЕ

 

Цель и задачи полевой практики.................……………………………..….......3

Организация полевой практики..........................……………..…………………3

Снаряжение студентов и учебное оборудование...........…..…………………...4

Требования к зачету.................................………………………………………..5

Примерный список тем научно-исследовательских работ, выполняемых на полевой практике.........................……………………………………...……….. 6

Методы сбора и обработки материалов...................…………………………...7

Изучение наземных беспозвоночных......................…………………………..10

Понятие об экосистеме. Фауна беспозвоночных смешанного леса..........….10

Беспозвоночные лиственного леса.......................…………………………….13

Беспозвоночные участков хвойного леса ……………………………………..14

Беспозвоночные опушек и полян.........................……………………………..14

Беспозвоночные луга....................................…………………………………...15

Беспозвоночные степных участков.......................…………………………….16

Изучение почвенных беспозвоночных.....................………………………….16

Изучение повреждений растений..........................……………………………..17

Водные экосистемы и животный мир......................…………………………..18

Фауна беспозвоночных реки.............................………………………………..18

Беспозвоночные водоемов озерного типа.................………………………….19

Фауна беспозвоночных пруда............................……………………………….20

Фауна беспозвоночных водохранилища и особенности ее формирования …20

Особенности фауны, беспозвоночных сфагнового болота как олиготрофного водоема.................................………………………………………………….....21

Беспозвоночные временных водоемов.....................………………………..…22

Литература...................…………………………………….……………………23

Систематический список беспозвоночных животных ……………….………24


Цель и задачи полевой практики.

Целью полевой практики по зоологии на I курсе является расширение и углубление знаний о разнообразии беспозвоночных животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоение студентами основных и доступных методов изучения беспозвоночных в полевых условиях. Достижение этой цели возможно только на основе сочетания теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях, с практической работой в естественных условиях.

В задачи практики входит:

1. Знакомство в природе с массовыми, обычными, а также редкими и охраняемыми представителями беспозвоночных животных Воронежской области в условиях лесостепной зоны Европы.

2. Знакомство с фаунистическими комплексами различных типов экосистем (лесных, опушечных, луговых, водных), выявление особенностей их структуры.

3. Приобретение навыков в обработке и определении материала по беспозвоночным и изготовлении коллекций.

4. Приобщение студентов к научно-исследовательской работе на основе выполнения индивидуальных заданий исследовательского характера.

Полевая практика по зоологии беспозвоночных на I курсе проводится на биологической учебно-научной базе ВГУ "Веневитиново" в течение 18 дней. Практика состоит из двух частей:

I) изучения фауны беспозвоночных наземных экосистем

2)изучения разнообразия жизненных форм водных организмов, их морфологических особенностей, связанных с обитанием в водной среде, систематического положения, связей между абиотическими особенностями водоема и образом жизни основных групп гидробионтов.

Большая часть работ выполняется студентами в составе бригад из 3-5 человек. В их объем входит сбор материала на экскурсиях и его обработка, выполнение индивидуального задания и подготовка отчета по нему.

Основу практики составляют экскурсии в различные биотопы, в процессе которых студенты собирают материал, слушают и записывают объяснения преподавателя. В лаборатории собранный материал разбирается, помещается на сохранение в виде сухих коллекций (на ватных слоях или наколотыми на энтомологические булавки) или в фиксирующих жидкостях (4%-ном формалине или 70%-ном спирте).

Собранный фаунистический материал распределяется в каждой бригаде равномерно между ее членами, и каждый студент отчитывается на зачете по своей собственной коллекции.

Материал и отчет по индивидуальному (бригадному) заданию - общий на бригаду.

Учебное время составляет 6 часов. Самостоятельной работой студенты занимаются и в свободное от занятий время.

К прохождению полевой практики студенты допускаются только после прохождения инструктажа по технике безопасности, о чем расписываются в журнале.

Снаряжение студентов и учебное оборудование

На экскурсии каждый студент обязан иметь полевой дневник (блокнот, тетрадь), карандаш или ручку. На бригаду выдаются 1-2сачка для сбора, наземных насекомых, 1-2 морилки, а также, по указанию преподавателя, несколько пробирок или пузырьков для сбора беспозвоночных, подлежащих сохранению в фиксирующих жидкостях и несколько бумажных конвертиков для сохранения бабочек. На водную экскурсию на группу берутся 1-2 водных сачка, 1-2 багра для вытаскивания водной растительности, планктонная сетка для сбора зоопланктона, в отдельных случаях - дночерпатель для сбора зообентоса. На экскурсию по сбору повреждений растений каждая бригада должна иметь 2-3 полиэтиленовых пакета. На экскурсию по проведению почвенных раскопок и изучению почвообитателей берется лопата (малая или большая) и набор почвенных сит.

Для разборки, укладки материала на ватные слои и постановки коллекций в лаборатории на каждую бригаду выдаются лупа, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, энтомологические булавки и коробки, плотная белая бумага (ватман), тушь, перьевые ручки, линейки. Для определения простейших и других мелких беспозвоночных используется стереоскопический бинокулярный микроскоп МБС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.