Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора и обработки материалов




Выполняемых на полевой практике

1. Саркодовые (раковинные корненожки) пресных вод.

2. Личинки стрекоз, обитающие в пресных водах.

3. Макробентос и его распределение.

4. Личинки ручейников - фауна, численность, распределение по биотопам.

5. Планктон водоемов различных типов.

6. Водные жуки.

7. Перифитон - фауна и вертикальное распределение.

8. Распределение и численность личинок кровососущих комаров.

9. Морфо-биологические приспособления членистоногих к обитанию в воде.

10. Фауна моллюсков водоемов различного типа.

11. Фауна водных насекомых водоемов различного типа.

12. Фауна стрекоз Усманского бора.

13. Фауна прямокрылых Усманского бора.

14. Фауна дневных чешуекрылых Усманского бора.

15. То же ночных чешуекрылых (и других групп).

16. Фауна полужесткокрылых насекомых Усманского бора.

17. То же жесткокрылых (обычно по отдельным семействам или группам семейств - пластинчатоусых, усачей, кокцинеллид, листоедов и др.).

18. То же перепончатокрылых.

19. To же двукрылых.

20. Видовой состав и численность опылителей. Суточная активность основных видов опылителей.

21. Суточная активность муравьев и характер их питания.

22. Комплекс почвообитающих беспозвоночных.

23. Разнообразие паутинных тенет и их экологическое значение.

24. Жизнь под корой деревьев.

25. Комплексы насекомых-редуцентов.

Студенты по согласованию с преподавателем могут выполнять и другие темы работ, в том числе - предложенные ими самими.

Сбор наземных беспозвоночных.

При изучении наземных беспозвоночных на полевой практике предпочтение отдается насекомым вследствие их многочисленности, относительной простоты основных методов сбора, обработки и сохранения материала, наличию доступных по сложности определителей. Пауки и другие беспозвоночные, играющие большую роль в экосистемах, из-за трудностей в их сохранении и определении, изучаются в основном в полевых условиях на экскурсиях под руководством преподавателя.

1. Сбор энтомологическим сачком. Методы сбора: кошение по травянистой растительности, кроне кустарников и деревьев; стряхивание в сачок насекомых, сидящих на соцветиях растений; выбороч­ная поимка насекомых в полете (бабочек, стрекоз) и сидящих на растениях и почве. Количественные учетные кошения проводятся по 25 или 50 взмахов в 2-3 — кратной повторности в каждом исследуемом биотопе.

2. Сбор руками или с помощью эксгаустера беспозвоночных, сидящих или ползающих по растениям, почве, в подстилке, под кусками древесины, корой деревьев и т.д.

3. Сбор с помощью ловушек Барбера - стеклянных банок или металлических сосудов с 4%-ным формалином, закопанных в почву до их верхнего края. Выборка беспозвоночных проводится в зависимости от целей исследования через 1-10 суток.

4. Сбор ночных насекомых на свет или светоловушку. Собранных насекомых замаривают в плотно закрывающихся банках с помещенным на дно кусочком ваты, смоченным хлороформом или эфиром для наркоза.

Сбор водных беспозвоночных.

Сбор водных животных, обитающих среди растительности и на глубине 0-50 см, производят водным сачком, аккуратно проводя им в воде сначала в одну сторону, а затем развернув в противоположную. Обитателей дна и обрастателей добывают дночерпателем, скребком и багром. При изучении фитоценозов растения добывают грабельками. Планктонных организмов получают методом фильтрования определенного объема воды (20-40 л) через планктонную сеть. Полученных животных размещают по сосудам, проводят предварительные наблюдения и записи, а в случае необходимости фиксируют в 4%-ном формалине или 70%-ном спирте. Для дальнейшего наблюдения и изучения собранный материал доставляют в лабораторию, где он в этот же день должен быть разобран и проанализирован. Фиксированный материал этикетируют, указывая пункт, водоем, биотоп, дату сбора, фамилию сборщика (ков), живой - выпускают в водоем.

 

Обработка собранного материала.

Собранных и заморенных насекомых (кроме дневных бабочек) помещает на ватные слои (матрасики) и этикетируют - каждый сбор отдельно. На этикетке (лист бумаги, покрывающий материал) указывают место обора, дату сбора, конкретные экологические условия (биотоп: лиственный лес, луг, поляны и т.д.), в которых был собран вид, фамилию сборщика. При проведении всей полевой практики в одном мес­те (на территории, прилегающей к биостанции ВГУ) пишется общая географическая этикетка, а материалы каждого обора сопровождаются только датой обора и сведениями экологического характера.

Лежащий на ватном матрасике материал определяется под бинокуляром или лупой с использованием доступных определителей (см. список литературы). Отдельные экземпляры, по указанию преподавателя и при выполнении индивидуальных заданий, монтируются определенным образом для коллекций на специальные энтомологические булавки. Они накалываются или наклеиваются на прямоугольники из плотной бумаги (ватмана) с размерами 5х10 мм, которые, в свои очередь, накалываются на булавки. При накаливании над экземпляром должно оставаться свободной примерно 1/3-1/4 длины булавки, под ним, соответственно, - 2/3 – 3/4. Под каждый наколотый экземпляр подкалывается написанная тушью географическая этикетка, при необходимости - еще и экологическая. После определения экземпляра под него подкалывается (3-я или 2-я) определительная этикетка, на которой пишется латинское название вида и фамилия определившего данный экземпляр. Размеры всех этикеток - 8х18 мм (можно 10х20). У бабочек и стрекоз при накалывании расправляется крылья по методике, изложенной в соответствующих руководствах (см. библиографию).

Водные организмы в лаборатории размещаются по кюветам соответственно количеству биотопов (биоценозов) изучаемого водоема, откуда были проведены сборы. Распределив животных по группам, наблюдают за их поведением, выявляют морфологические особенности, приспособления к жизни в условиях водной среды. Затем приступают к систематическому определению собранного материала, используя определительные таблицы. Определив систематическую принадлежность животных, приступают к составлению коллекций; животных с мягкими покровами фиксируют в соответствующих жидкостях, насекомых с твердыми покровами можно разложить и хранить на матрасиках, в плотных коробках или наколоть на энтомологические булавки и хранить в энтомологической коробке. Весь коллекционный материал этикетируется, но уже с указанием вида животного и фамилии человека, определившего его. Живыми оставляют тех животных, которые нужны для выполнения индивидуального задания. По определенному материалу в рабочем дневнике составляется фаунистический список; доминирующие (массовые) и необычные виды зарисовываются. Проводят сравнение фаунистического состава по типам биотопов изучаемой водной экосистемы, а после накопления материала по разным типам водных экосистем проводят сравнение по составу зоопланктона, зообентоса, перифитона, обрастателям, фитоценозам. Результаты оформляются систематическим списком с рисунками, яркой для вида характеристикой и таблицами с выводами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.