Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа педагогической интернатуры




Учебно-методический комплекс педагогической интернатуры

 

Направление подготовки:

050716 – Специальная психология с дополнительной специальностью

050715 - Логопедия

 

 

Квалификация (степень) выпускника

специалист

 

Красноярск 2014

 

 

УМКП составлен ___________________________________________

 

УМКП обсужден на заседании кафедры специальной психологии ИСГТ КГПУ

 

" " октября 2014 г.

 

Заведующий кафедрой д.м.н., профессор Шилов С.Н. _______________

 

Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией)

____________________________________________________________

 

"____" ___________201__ г.

 

Председатель комиссии_____________________

 

 

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра специальной психологии

 

 

 

Направление подготовки:

050716 – Специальная психология с дополнительной специальностью

050715 - Логопедия

 

Квалификация (степень) выпускника

специалист

 

 

Красноярск 2014

Рабочая программа педагогической интернатуры

 

1. Цели подготовки интернов: теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с детьми с различными отклонениями в развитии дошкольного и школьного возраста. Формирование у интернов профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для успешной работы практического психолога образовательного учреждения; совершенствование умений студентов V курса в диагностической работе с детьми с отклоняющимся развитием при выполнении функциональных обязанностей специального психолога.

 

2. Банк технических заданий (ТЗ) на проведение проектных, исследовательских работ

Наименование продукта/услуги, исследования Характеристика Срок сдачи
1. Работа с текущей документацией педагога-психолога   Заполнение документации В течение года
2. Оформление стендовой информации по заданной теме интерна.   Цель: распространение информации для родителей, педагогов, учащихся. сентябрь 2014г.
3. Подбор комплекта диагностических методик по заданной теме интерна.   Комплект психодиагностических методик (не менее 4-х методик): описание методик, бланки для обследования, демонстрационный материал. сентябрь 2014г
4. Проведение первичной диагностики по заданной теме интерна.   Цель: проведение первичной диагностики детей. Проведение диагностики учащихся и составление аналитической справки по результатам диагностики. Написание рекомендаций по результатам диагностики для специалистов (психолога, логопеда, дефектолога), педагогов и родителей.   октябрь 2014г.
5. Проведение общешкольного мероприятия, посвящённого Дню психолога Разработать сценарий мероприятия, проведение мероприятия ноябрь 2014г.
6. Разработка ЦОР (цифровой образовательный ресурс) по теме исследования. Разработать ЦОР (цифровой образовательный ресурс) по теме исследования. декабрь 2014г.
7. Разработка обобщенных рекомендаций (буклет, дайджест) для педагогов, воспитателей, родителей по обучению и воспитанию детей ограниченными возможностями здоровья. Разработать рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. январь 2015г.
8. Составление коррекционно-развивающей программы по заданной теме интерна.   Составление коррекционной программы (пояснительная записка, тематическое планирование, конспекты занятий). февраль 2015г.
9. Апробация коррекционно-развивающей программы Апробация программы на учащихся. март-апрель 2015г.
10. Проведение повторной диагностики учащихся. Цель: проведение повторной диагностики детей. Проведение диагностики учащихся после коррекционной работы по Программе и составление аналитической справки по результатам диагностики. Написание рекомендаций по дальнейшей коррекции для учащихся (педагогов и родителей) по результатам диагностики.   апрель-май 2015г
11. Анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы. Анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы. Написание рекомендаций по дальнейшей работе для учащихся (педагогов и родителей). май 2015г.
12. Подбор и систематизация игры и упражнения по коррекционно-развивающей работе. Подбор психологических игр и упражнений (описание игр, подбор дидактического и демонстрационного материала, систематизация дидактического материала, систематизация дидактического материала). в течение года
13. Выступление на МО с докладом по теме исследования. Цель: расширение знаний специалистов по методам и средствам коррекции. Конспект доклада с компьютерной презентацией и раздаточным материалом, оформление информации для сайта учреждения.   апрель 2015г.
14. Участие в разработке и проведении образовательных, коррекционных, воспитательных мероприятий в соответствии с планом учреждения. Разработка и проведение образовательных, коррекционных, воспитательных мероприятий, активное участие в жизни учреждения. в течение года

 

3. Тематика ВКР

Тема ВКР ФИО выпускника ФИО руководителя База интернатуры
  Формирование умений социэмоциональной грамотности учащихся подросткового возраста с нарушением интеллектуального развития Патрушева Вера Валерьевна Верхотурова Н.Ю. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2.
  Психологическая коррекция пространственных представлений младших школьников с нарушением интеллектуального развития Фомина Елена Евгеньевна Потылицына В.Ю. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2.
  Психолого-педагогическая модель сопровождения детей с расстройством аутистического спектра Горбунова Екатерина Михайловна Черенева Е.А. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2.
  Особенности межличностного общения младших школьников с расстройством аутистического спектра Иванова Ирина Вячеславовна Черенева Е.А. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2
  Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Лалетина Елена Аркадьевна Черенева Е.А. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2
  Психолого-педагогическая модель сопровождения детей с задержкой психического развития Полосин Никита Валерьевич Черенева Е.А. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2.
  Формирование мотивации к учебной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития Рошко Ольга Александровна Потылицына В.Ю. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2.
  Особенности эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития Жарова Анастасия Владимировна Верхотурова Н.Ю. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5:  
  Формирование социально значимых компетенций эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития Акулич Ирина Сергеевна Верхотурова Н.Ю. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5:  
  Изучение особенностей восприятия. Понимания и вербализации эмоциональной экспрессии у учащихся младшего школьного возраста Бугаева Анжела Игоревна Верхотурова Н.Ю. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5:
  Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида Курагина Вита Викторовна Верхотурова Н.Ю. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5:  
  Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития Даммер Яна Сергеевна Бардецкая Я.В. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5:  
  Особенности межличностного общения старших дошкольников с задержкой психического развития Осипова Е.И. Кунстман Е.П. Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2

 

4. Структура комплекта практических заданий для интерна

 

Название компонента Форма представления
  Учебно-теоретический компонент Посещение лекций, мастер-классов для интернов, оформление стендовой информации, брошюр-рекомендаций для родителей и педагогов учреждения.
  Учебно-практический компонент Индивидуальный план, график, отчетная документация (дневник интерна, протоколы обследований, конспекты занятий, подобранный стимульный материал), фото-отчет проведенного внеучебного (праздничного, воспитательного, др.) мероприятия.
  Научно-практический компонент Проведение исследования по выбранной теме, участие в научно-практических семинарах, представление результатов исследования на студенческих конференциях, заседаниях СНО кафедры, института.

 

5. Регламент прохождения педагогической интернатуры, подготовки и защиты ВКР

Сроки Характеристика деятельности
Подготовительный этап
  Апрель-май Проблемно-проектные семинары кафедр по формированию банка ТЗ на подготовку ВКР. Выявление запросов от ОУ на преобразовательную деятельность, проектные, исследовательские работы. Согласование банка ТЗ с ОУ.  
  Июнь Утверждение тематики ВКР на кафедрах, руководящих подготовкой студентов в пединтернатуре.
Входной этап (аналитико-проектировочный цикл)
  Конец августа-начало сентября Распределение тематики ВКР между студентами, закрепление студентов за базами пединтернатуры. Запуск проектных, исследовательских работ.
  Сентябрь-октябрь Анализ образовательной среды базы педагогической интернатуры. Учебные занятия по психолого-педагогическим, методическим дисциплинам на базах педагогической интернатуры. Знакомство с педагогами-наставниками. Работа в педагогических мастерских. Разработка замысла проекта, постановка целей, задач исследования, выдвижение гипотезы. Предзащита.
Основной этап (стажерско-практический цикл)
  Ноябрь-март Реализация замысла проекта, проведение исследования. Прохождение педагогической практики.
  Март Апробация полученных результатов на базе педагогической интернатуры (выступление на педсовете, методическом объединении). Получение отзыва от заказчика.
Завершающий этап
  Апрель-май Завершение работы по проекту, проведению исследования. Обобщение и обработка полученных результатов. Оформление ВКР.
  Июнь Получение рецензии на ВКР и отзыва руководителя. Защита ВКР.

 

6. Календарно-тематический план освоения учебных дисциплин (их фрагментов), входящих в программу педагогической интернатуры

Сроки Тема учебного занятия Краткое описание содержания и организации Формы контроля самостоятельной работы в соответствии с портфелем работ
 
         
         
         
         
         
         

 

7. Программа педагогической практики

Содержание деятельности Умения Формы отчета в соответствии с комплектом практических заданий
  Диагностическо-аналитическая деятельность Дифференциальная диагностика для определения типа нарушений, формулирование психологического заключения. Образцы протоколов обследования, образцы психологических заключений.
  Коррекционно-развивающая деятельность Психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы, в том числе технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий; реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей; формирование у обучающихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; применение современных психологических и педагогических технологий. Конспекты проведенных коррекционно-развивающих занятий, подборка стимульного материала.
  Социально-педагогическая деятельность Планирование и проведение мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания; проведение профориентационной работы; оказание помощи в социализации учащихся. План-конспект мероприятия по социально-психологической профилактике, фото-отчет о проведении внеклассного мероприятия (воспитательного, праздничного, др.), план-конспект проведенного классного часа.
  Психопрофилактическая деятельность Проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом. Образцы протоколов психолого-педагогического обследования, анализ профилактической деятельности психолога ОУ, конспект проведенного семинара посвященного проблеме проф. выгорания с педагогами учреждения.
  Научно-методическая деятельность Выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; самоанализ и самооценка с целью повышения своей квалификации; разработка и реализация коррекционно-образовательных программ. Ведение дневника интерна, рефлексивный анализ собственной деятельности. Оформление стендовой информации, брошюр-рекомендаций для родителей и педагогов учреждения. Разработка коррекционно-развивающей программы по проблематике исследования.
  Консультативная деятельность Консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения. Анализ консультативной работы психолога ОУ, составление рекомендаций для родителей.
  Организационно-управленческая деятельность Обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; ведение школьной и классной документации; организация контроля за результатами воспитания; организация и проведение внеклассных мероприятий; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Фото-отчет о проведении внеклассного мероприятия (воспитательного, праздничного, др.), план-конспект проведенного классного часа.

 

8. Характеристика баз педагогической интернатуры

Название, вид ОУ Адрес ФИО руководителя Характеристика
  Центр Психолого-медико-социального сопровождения №2. г. Красноярск, Аральская, 1 к1. Кованенко Светлана Викторовна - директор Учреждение расположено в городе Красноярске. Специализируется на оказании детям от 3 до 18 лет помощи психолога, логопеда, дефектолога, психиатра, массажиста. Сотрудничество с университетом – долгое и плодотворное. Директор центра – Кованенко С.В. также работает совместителем на кафедре специальной психологии, как педагог-практик.
  Красноярская коррекционная школа VIII вида для детей с нарушением интеллекта №5. г. Красноярск, Московская, 31. Клочкова Елена Александровна - директор Учреждение расположено в городе Красноярске. В 2012 г. в рамках соглашения о сотрудничестве между ФГБОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева и Министерством образования и науки Красноярского края принято решение об открытии на базе Краевой коррекционной школы № 5 г. Красноярска кафедры педагогики особого детства.

 

9. Список руководителей интернов:

1. Бардецкая Я.В. доцент кафедры специальной психологии (1 человек 52 группы: Даммер Я.С.)

2. Потылицына В.Ю. доцент кафедры специальной психологии (2 человека 52 группы: Рошко А.А., Фомина Е.Е.).

3. Верхотурова Н.Ю. доцент кафедры специальной психологии (5 человек 52 группы: Патрушева В.В., Жарова А.В., Акулич И.С., Бугаева А.И., Курагина В.В.).

4. Черенева Е.А., доцент кафедры специальной психологии (4 человека 52 группы: Горбунова Е.М., Иванова И.В., Лалетина Е.А., Полосин Н.В.).

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

 

1. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Мет. пос. в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2002. – 96с.

2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В.- М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 С.

4. Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2008.-288 с.

5. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – Спб.: Речь, 2001. – 688с.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: «Академия», 2000. – 184с.

7. Диагностика в детском саду. Методическое пособие./ Баландина Л.А., Гаврилова В.Г и др. – Ростов-на-Дону, 2003. – 288с.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под. ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск,1997

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – Спб.: Речь, 2001. – 400с.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. Издательства: Университетская книга, Логос, 2009 г.

11. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии.- СПб.: Питер, 2009.

12. Панфилова, А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: учебное пособие для вузов / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2011. - 240 с.: ил.

13. Петровская В.Г. Основы семейного консультирования. Учебное пособие для студ. факультета психологии. - Куйбышев, 2012. - 132 с.

14. Сатир В. Психотерапия семьи. – М.:Речь, 2010. – 284с.

15. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. — 80 с. (Коррекционная педагогика).

16. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - 22-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 671 с. - (Высшее образование).

17. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 319с. - ISBN 978-5-691-01312-6.

18. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. – 2003. - №№27 – 28.

19. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – Спб.: Прайм–Евро знак, 2002. – 416с.

20. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 160с.

21. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. – М.,1998.

22. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск,1992.

23. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. Спб.: Питер, 2000. – 416с.

24. Лосева В.К. Рисуем семью. – М.: А.П.О., 1995. – 40 с.

25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство «Речь»; ТЦ «Сфера», 2001. – 176с.

26. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: Речь, 2000. – 190с.

27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. – М.: Генезис,2000. – 192с.

28. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спб.: Речь, 2000. – 150с.

29. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.

30. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо – Пресс, 2000. – 352с. (Серия «Мир психологии»).

31. Никандров В.В. Вербально - коммуникативные методы психологии (беседа и опрос): Уч. пос. – СПб.: Речь, 2002. – 72с.

32. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Уч. пос. – СПб.: Речь,2002. - 103с.

33. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448с.

34. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – Спб.: Речь, 2002. – 112с.

35. Практическая психология образования: Учебник для студентов средних и специальных учебных заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.: «Сфера», 1998. – 528с.

36. Психодиагностика детей: Рабочая тетрадь / Сост. Галанов А.С. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 32с.

37. Психолог в детском саду./Под ред. Венгера Л.А. – М.: Интор, 1995. – 64 с.

38. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 144с.

39. Психологическая диагностика детей подростков: Уч. пособие для студентов: М.К. Акимова и др. /Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия,1995. – 360с.

40. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. чл. корр. РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм – Евро –Знак», 2003. – 224с. (серия «Мэтры психологии»).

41. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер,2001. – 176с.

42. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2001. – 208с.

43. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М.: Из-во АПКиПРО РФ, 2000. – 263с.

44. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 1997. – 384с.

45. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учрежд. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 96с. – (Серия «Педагогическое образование).

46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336с.

47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 544с.

48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 304с.

49. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Речь, 1998.

50. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.

51. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360с.

52. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Диагностический комплекс. - СПб.: Иматон, 2001.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕДИНТЕРНАТУРЫ

 

ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Обозначьте основные направления работы данного образовательного учреждения (паспорт образовательного учреждения, образовательные программы, организация учебно-воспитательного процесса, актуальные проблемы данного образовательного учреждения и пути их решения коллективом школы). На основании этого определите место и роль психолога данного образовательного учреждения, специфику его деятельности (цели и задачи деятельности, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия психолога с участниками учебно-воспитательного процесса, специфику ведения документации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.