Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЕРМАНИЯ 2 страница




Т. осн. на стремлении человека получить наслаждение. Как целостное отношение к миру Г. может принимать разл. формы и содержание. Гедонистич. мировоззрение строится на утверждении, что наслаждение — непременная предпосылка моральности, т. к. нельзя требовать добродетели от человека страдающего, желания к-рого не удовлетворены; счастье заключается в лёгкости и безмятежности существования и т. п. Принятие наслаждения в качестве высш. цели, как правило, связано с отрицанием регулирующих обществ, норм, препятствующих получению макс, наслаждения. Гедо-ник стремится получить наслаждение любой ценой, что неизбежно ведёт к разнузданности. При этом меняется восприятие личностью окружающего мира: человек осознаёт себя лишь через наслаждение, а сам объект наслаждения превращает в предмет утоления страсти. В крайнем проявлении страсть может утоляться за счёт страдания др. человека, поэтому одно из предельных воплощений Г. — садизм.

Гедонистич. характер человека может обнаружиться в жажде власти, в хамстве (наслаждение здесь доставляет сознание собств. исключительности и возможность безнаказанно унизить др. человека). Вместе с тем стремление к наслаждению может быть возвышенно и удовлетворено в утончённом общении, творчестве. Обращение к Г. может означать несогласие, протест человека против тех социальных структур, в к-рые он оказался включённым помимо своей воли. Однако, как правило, такой вызов обществу выливается в квиетизм, в малодушный уход от действительности.

В большой степени Г. характерен для отроческого и юношеского возраста, гл. обр. в силу социального статуса молодёжи, в большинстве своём ещё не обремененной семьёй. Кроме того, у молодых людей в связи с их возрастными, пси-хол. особенностями стремление к наслаждению в меньшей степени, чем у взрослых, вступает в противоречие с реальностью, существенно его ограничивающей. Долго сохраняющееся Гедонистич. мировосприятие может свидетельствовать об инфантилизме личности, эгоистич. сконцентрированности на себе. Г. нередко провоцируется социальным устройством общества, не дающим развивать гражд. активность молодёжи или не предоставляющим ей возможностей для удовлетворения потребностей, в т. ч. в сфере досуга.

P Г Апресян.

ГЕЗЕЛЛ (Gesell) Арнолд Лусиус (21.6. 1880, Алма, шт. Висконсин, — 29.5.1961, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер. психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) ун-ты. Работал в Йель-ской психиатрич. клинике (1911—48), с 1930 её директор. В 1950 на основе этой клиники создан Гезелловский ин-т дет. развития (Нью-Хейвен), в к-ром изучается онтогенез психики в тесной связи с клинич. пед. исследованиями. Г. разработал практич. систему диагностики пси-хич. развития ребёнка от рождения до юношеского возраста, к-рая базируется на систематич. сравнит, исследованиях нормы и разл. форм патологии с применением кинофоторегистрации моторной активности, речи, приспособительных реакций и лично-социальных контактов ребёнка. Ряд наблюдений проводился с использованием скрывавшего наблюдателя стекла односторонней проницаемости («зеркало Г. *). Данные наблюдений над детьми были сведены Г. в таблицы, по к-рым вычислялся т. н. коэффициент развития (Development Quotient — DO). Этот показатель получил распространение как мера умственных способностей детей. Однако таблицы Г. были созданы на основе ограниченной выборки (дети обеспеченных семей Новой Англии), поэтому коэффициент развития впоследствии был признан неудовлетворит. инструментом психодиагностики. Ввёл в психологию метод лонгитюдного изучения психич. развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. С помощью близнецового метода изучал соотношение созревания и научения. Исследовал также зрит, восприятие и психич. развитие слепого ребёнка. В клинич. практике широко используется составленный Г. «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребёнка от рождения до 2 лет.

В своих иссл. Г. ограничивался чисто количеств, изучением сравнит, «срезов» дет. развития, подчёркивал зависимость развития от созревания организма. Осн. закон дет. развития, по Г., — постепенное замедление темпа изменения поведения. Л. С. Выготский назвал концепцию Г. «теорией эмпирического эволюционизма», показал, что она рассматривает социальное развитие ребёнка как разновидность биологического, как приспособление ребёнка к его среде за счёт «прироста поведения». Призыв Г. к необходимости контроля за нормальным ходом психич. развития ребёнка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет сохраняют практич. значение.

С о ч.: Infant behavior: its genesis and growth, N. Y. — L., 1934; The first five years of life, N. Y. — L., 1940; Developmental diag-nosis, N. Y. — L., [1941]; Youth. The years from ten to sixteen, L., [1965]; Infant and child in the culture of today, N. Y. — [a. o.], 1974; The child from five toten, N. Y. — [a. o.]. 1977 (все — в соавторстве); в рус. пер. — Умственное развитие ребенка. Методика диагностики..., М.-Л., 1930; Педология раннего возраста, пер. с англ., предисл. Л. С. Выготского, М. -Л., 1932. Л. Ф. Обухова.

ГЁЙНИКЕ, Хейнике (Heinicke), Самуэль (10.4.1727, Наутшюц, близ Наумбурга, — 30.4.1790, Лейпциг), нем. педагог. Был учителем нем. яз., предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению («Новая азбука и чтение», 1762). Одновременно вёл пед. работу с глухими детьми. В 1778 открыл в Лейпциге первый в Германии (платный) ин-т для глухих (ныне школа его имени). В ин-те было 15 воспитанников. Свою гл. задачу Г. видел в том, чтобы обучить глухих устной речи. Наряду с этим он прививал навыки счёта, письма, а также заучивания молитв. Подготовке к конфирмации Г. придавал важное значение и использовал этот акт как одно из средств демонстрации успехов глухих учащихся и их приобщения в дальнейшем к обществ, жизни (конфирмация глухих в 18 в. устраивалась в исключит, случаях). Свою систему обучения Г. назвал «устным методом», однако в трудах («Наблюдения над немыми и человеческой речью», 1778; «Об образе мыслей глухонемого», 1780) недостаточно раскрыл его содержание. В кн. «Арканум» (1772) указано лишь, что обучение строилось на основе ассоциаций звуков со вкусовыми ощущениями. Позиция Г. вызвала возражения со стороны Ш. М. де лЭпе, отмечавшего противоречия между задачами общего развития глухого ребёнка и возможностями овладения им произношением.

Система Г. приобрела широкое распространение в Германии. Впоследствии на основе «устного метода» были уточнены и усовершенствованы методики обучения глухих устной речи. Полемика Г. и де ль'Эпе по сей день остаётся основой острой дискуссии сторонников разл. сурдо-пед. систем.

Лит.: Красновский А. А., Из истории методов обучения глухонемых. (Переписка между Де Л'Эпе и Гейнике), Изв. АПН РСФСР, 1947, в. 9, Д я ч к о в А И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Б а-сова А. Г., Егоров С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 5.

ГЕКСЛИ, Хаксли (Huxley), Томас Генри (4.5.1825, Илинг, близ Лондона, — 29.6.1895, Истборн, Сассекс), англ, естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. ч.-к. Петерб. АН (1864). <АБЗАЦ УТЕРЯН>.

1895 проф. Королевской горной школы. В 1871—80 секретарь, в 1883—85 през. Лондонского королевского об-ва.

Г. переносил дарвиновскую идею борьбы за существование на человека, полагая, однако, что в цивилизов. обществе действие законов природы ограничивается законами развития общества. Наиб, способным к выживанию считал человека, умеющего согласовывать своё поведение с социально-этич. нормами, отводя, т. о., важнейшую роль воспитанию. По Г., воспитание, как и всякая наука, должно быть построено на знании объективных законов природы. Предлагал строить образование не только на основе гуманитарных наук, утверждающих исключительность человека, но и на непосредств. изучении природы, подчиняющей человека себе. Интересуясь проблемами образования, стал активным деятелем шк. реформы 1870, был избран президентом первого Лондонского шк. совета. Идея науч. образования была положена в основу составленных Г. и принятых в школах Лондона уч. программ и талантливо им написанных учебников (зоология и физиология). По его требованию в англ, школах была введена биология как уч. предмет. Летом 1871 прочёл курс биологии шк. учителям, впервые соединив лекции с лабораторными работами. Указывая на необходимость гос. системы широкого нач. образования (в программу элементарных школ Г. включил основы естествознания, рисование, музыку, домоводство), в то же время отвергал мысль об обязательности ср. образования, считая его привилегией наиб, способных детей.

Г. известен как блестящий лектор, популяризатор науч. знаний. Одним из первых стал читать публичные лекции для рабочих. Важной стороной своей деятельности Г. считал борьбу за открытие техн. уч. заведений и общеобразоват. школ для взрослых.

Соч.: Science and education, N. Y., 1894; T. H. Huxley on education. A selection from bis writings, ed. by C. Bibby, Camb., 1971; в рус. пер. — О положении человека в ряду органич. существ, СПБ, 1864; Уроки элементарной физиологии, СПБ, 18773; Об университетском воспитании, СПБ, 1876; Введение, СПБ, 1881 (Сер. первонач. учебников, № 27).

Лит.: Мензбир М. А., Т. Г. Гексли, «Рус. мысль», 1895, кн. 11; Ирвин У., Обезьяны, ангелы и викторианцы, пер. с англ., М., 1973; Huxley L., Life and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1 — 2, L., 1900; Bibby C., T. H. Huxley, scientist, humanist and educator, L., 1959. С. Л. Савина.

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), франц. философ, деятель Просвещения, идеолог рев. буржуазии 18 в. Окончил иезуитский коллеж. Был близок с представителями ст. поколения франц. просветителей — Монтескье, Вольтером, входил в кружок, группировавшийся вокруг Д. Дидро и П. Гольбаха. На основе фи-лос. материализма строил последовательно сенсуалистич. психологию, учение о морали, развивал пед. идеи".В 1758 написал кн. «Об уме» (рус. пер. 1917, 1938), направленную против основ феод, порядка, феод.-религ. идеологии и католич. церкви. Книга была запрещена властями и сожжена. Осн. принципы её Г. развил и обосновал в новом труде «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (изд. 1773, рус. пер. 1938).

Во взглядах Г. можно выделить 4 осн. идеи: врождённое равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; полит, система как определяющее начало воспитания. Пытаясь применить материалистич. сенсуализм к объяснению жизни общества, Г. утверждал, что человек — продукт среды. Нет врождённых идей и страстей, говорил Г., врождённой является лишь простейшая физич. чувствительность; человек от рождения ни глуп, ни умён, ни зол, ни добр, он только невежествен и невоспитан. Г. видел в изменении юрид. законов и улучшении воспитания рычаг создания всеобщего счастья. Благосостояние общества, полагал Г., зависит от талантов и добродетелей его граждан, и т. к. они зависят от воспитания, общество может управлять формированием талантов и добродетелей и само определять своё благополучие в настоящем и будущем. Г. требовал, чтобы школы были изъяты из-под контроля церкви и переданы в ведение гос-ва.

Различия в способностях людей являются, по Г., следствием различий в условиях воспитания, к-рое он понимал широко — как всякое формирующее психику влияние среды. Г. подробно рассматривал воспитание ребёнка в семье, подростка в школе, юноши в более широком социальном общении и подчёркивал роль случая (совпадения определённых внеш. обстоятельств с состоянием повыш. восприимчивости). Анализируя роль случая в воспитании, Г. пытался раскрыть внутр. механизм воспитат. воздействия и тем открыть возможность его сознат. применения. Г. стремился доказать, что воспитание никогда не бывает одинаковым; ссылка на одинаковые условия воспитания у детей с разными интересами и способностями, по мнению Г., несостоятельна и не доказывает происхождения этих различий из различия врождённых задатков. Даже незначит. внеш. изменения могут оказать большое влияние на формирование личности.

Г. подверг резкой критике религ. учение о врождённых нравств. чувствах и представлениях и доказывал их опытное происхождение и обусловленность интересами людей. В процессе воспитания, считал Г., осн. значение имеет не столько умственное развитие, сколько воспитание интересов, «страстей»; они каждого делают умным, и только они могут побудить людей на трудные дела, великие поступки и большие открытия. Осн. социальный вопрос, считал Г., состоит в том, при какой полит, системе интересы правителей совпадают с интересами народа и усилия отд. людей направляются на общую пользу. Таким обществ, строем он признавал только республику — пр-во всего народа, к-рое стремится воспитывать людей так, чтобы личный интерес каждого совпадал с интересом всего общества. Воззрения Г. выражали наиб, рев. тенденции буржуазии того времени и оказали значит, влияние на формирование идей Великой франц. революции, а в последующем — идей виднейших представителей утопич. социализма 1-й пол. 19 в.

С о ч.: OEuvres completes, v. 1 — 14, Р., 1795; в рус. пер.-Соч., т. 1 — 2, М., 1974.

Лит.: Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Дидро Д., Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме». Система-тич. опровержение книги Гельвеция «Человек» Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1935; Ворони-цын И. П., К. А. Гельвеции, М., 1934; Момджян X. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; С и л и и М. А., К. А. Гельвеции — выдающийся франц. философ-материалист 18 в., М., 1958; Keim A., Helvetius, sä vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; H o r o-w i t z I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954. П. Я. Гальперин.

 

ГЕОГРАФИЯ в школе, уч. предмет, содержание к-рого составляют основы физ., социальной и экон. географии. Физ. Г. включает осн. понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботан. Г., зоогеографии, а также картографии и нек-рых смежных с физ. Г. естеств. наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная и экон. Г. включают осн. понятия общей и региональной экон. и социальной Г., Г. населения, полит. Г., а также важные понятия ряда экон. наук (экономики пром-сти, с. х-ва и транспорта), демографии, истории нар. х-ва, этнографии, экологии и др. Среди др. уч. предметов Г. занимает одно из ведущих мест в формировании диалектич. мышления и обществ, сознания личности, её полит, культуры.

Курс Г. формирует у школьников понимание совр. геогр. картины мира. Природа изучается как по отд. сферам (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), зонам, так и в их совокупности, т.е. в виде разл. природных комплексов. Важнейшее место в курсе занимает изучение Г. родины, её природы, населения, экономики, особенностей развития и размещения важнейших отраслей х-ва, экон. р-нов и терр.-производств, комплексов.

Курс Г. даёт уч-ся представление о совр. полит, карте мира, его населении и мировом х-ве, глобальных проблемах современности, экон.-геогр. особенностях разл. гос-в.

Геогр. явления рассматриваются в процессе развития, изучаются формы и результаты взаимодействия природы и общества. Уч-ся получают представление о науч. основах рационального природопользования. В ходе изучения формируются экон. знания и умения уч-ся. Знакомство со структурой х-ва, его важнейшими отраслями, их значением, размещением и перспективами развития важно для профориентации.

В курсе Г. школьники учатся находить в отд. геогр. объектах проявление общих геогр. закономерностей, сравнивать объекты, определять их взаимные связи и зависимости и т. д., так развивается их мышление. Важную роль играет Г. и в развитии памяти учащихся. При изучении Г. школьники знакомятся с крупнейшими геогр. открытиями, известными землепроходцами, деятельностью учёных-географов.

География как учебный предмет. До сер. 17 в. Г. как отд. уч. предмет в школах

ГЕОГРАФИЯ

Зап. Европы не изучалась, геогр. сведения обычно давались в курсах государство-ведения. Преподавание Г. было введено во 2-й пол. 17 в., особенно распространилось в 1-й пол. 18 в. Первым светским уч. заведением в России, в к-ром преподавалась Г., была Школа матем. и навига-цких наук, открытая в 1701. В 1703 Г. была введена в гимназии Э. Глюка в Москве. В 1-й пол. 18 в. элементы Г. стали изучать в духовных семинариях. В 80-х гг. Г. как самостоят, дисциплина вошла в уч. план гл. нар. уч-щ, с 1804 — уездных уч-щ.

Содержание отеч. курса Г. ограничивалось нек-рыми сведениями из матем. Г. и кратким описанием важнейших гос— в мира. Успехи отеч. Г. и возросшие требования к знанию своей страны обусловили усиление в преподавании Г. внимания к России. В гл. нар. уч-щах Г. изучалась в двух ст. классах: в 3-м кл. — всеобщая Г., в 4-м — Г. России. В 7-класс-ных гимназиях (введены в 1828) Г. преподавалась в 3—7-х кл. (14 уроков в нед). Курс начинался матем. Г. и всеобщей Г., включавшей осн. сведения о Земле; в 4-м кл. продолжалось изучение всеобщей Г. — описание отд. стран, в 5-м кл. преподавалась отеч. Г., в 6—7-х — «всеобщая и российская статистика» (экон. Г.). С 30-х гг. 19 в. обучение Г. началось с 1-го кл., а в последующие годы из уч. плана гимназий была исключена статистика, к-рая отличалась от общей Г. наличием анализа и объяснения изучаемых в курсе явлений. После 1905—06 в большинстве ср. уч. заведений ввели преподавание Г. в 5—6-х кл. Материал курса (при 2 уроках в каждом классе) распределялся по классам след, образом: 1-й кл. — нач. Г. (элементы общей физ. Г.), 2-й — Г. неевроп. стран, 3-й — Г. Европы, 4-й — Г. России, 5—6-е кл. — коммерч. Г. России и главнейших гос— в мира (в нек-рых уч. заведениях этот курс наз. сравнительной Г., или отечествоведе-нием). В 1911/12 уч. г. на изучение курса Г. отводилось в гимназиях 10 уроков в нед, в реальных и коммерч. уч-щах, а также в кадетских корпусах 12 уроков, в высш. нач. уч-щах 8 уроков в нед (1—4-е кл.). В 1915 по новым уч. планам и программам кол-во уроков Г. было увеличено до 16 в нед, однако они были введены только в отд. гимназиях Петербурга и Москвы.

В 1921 комиссией под руководством Д. Н. Анучина была создана первая сов. программа по Г.: в 3—4-х кл. предусматривалось изучать родиноведение (своя деревня, город, уезд, губерния), давать обзор типичных картин природы и жизни людей в разных частях страны; в 5—8-х кл. намечалось преподавать Г. частей света и отечественную, а также курс экон. Г. (России и важнейших гос— в мира); в 9-х кл. вводилось изучение Земли как планеты с элементами астрономии и метеорологии. В программе увеличивалось не только кол-во уроков по Г., ной объём курса отеч. Г., усиливался объяснит, элемент в обучении. Однако эта программа фактически была введена лишь в немногих столичных школах, в основном Г. преподавалась по программам, составленным местными органами образования.

С введением в 1923—24 программ ГУСа геогр. материал 3—4-х кл. вошёл в комплексные темы, а 5—9-х кл. вместе с историей был включён в курс обществоведения и частично (вместе с биологией) в курс естествознания. Отрывочные геогр. сведения не формировали у уч-ся систематич. геогр. знаний. Поэтому в 1927 Г. была восстановлена как самостоят, уч. предмет в 5—7-х кл., а в 1932- в 8-х кл. На основе пост. ЦК ВКП(б» и СНК СССР от 16 мая 1934 чО преподавании географии в нач. и ср. школе СССР» изменена структура и увеличен объём курса Г. (до 15 уч. ч в нед), введено его концентрич. построение. Курс Г. нач. школы включал элементарные сведения по общей физ. Г. на материале своей местности (3-й кл.) и характеристику природы и жизни людей по зонам в пределах СССР (4-й кл.). В 7-летней школе большое место отводилось изучению физ. Г.: в 5-м кл. — общей физ. Г., в 6-м — Г. частей света, в 7-м кл. — Г. СССР. Поскольку для большинства уч-ся образование ограничивалось 7-летней школой, в курсы 6-го и 7-го кл. наряду со сведениями о природе были включены нек-рые сведения о населении и х-ве СССР и важнейших заруб, стран. Систематич. курсы экон. Г. СССР и заруб, гос— в были перенесены в ст. классы.

В кон. 50-х гг. в ср. школы союзных республик, кроме РСФСР, были введены соответствующие курсы региональной Г. С переходом к 8-летнему (нач. 60-х гг.), а затем к всеобщему ср. образованию (70-е гг.) сетка часов и структура курса Г. менялись. Построение курса Г. стало линейно-ступенчатым. Нач. курс Г. в мл. классах был заменён курсом природоведения в 4-м кл.; в 5—7-х кл. преподавалась физ. Г., а в 8—9-х кл. — экон. Г. Экон.-геогр. материал в программе 6—7-х кл. был значит, сокращён.

Типовая программа по Г. для всех ср. уч. заведений имела след, структуру (до 1986). В 5-м кл. изучался нач. курс физ. Г. (2 ч в нед), к-рый опирался на приро-доведч. знания, полученные уч-ся во 2—4-х кл. В 6-м кл. (3 ч в нед) последовательно рассматривалась физ. Г. каждого материка, а в заключение — их общие физ.-геогр. закономерности. В 7-м кл. преподавался курс физ. Г. СССР (2 ч в нед), состоящий из общего обзора и физ.-геогр. характеристики каждой из крупных природных территорий; в заключение рассматривалась физ. Г. своей области (края, авт. республики). В 8-м кл. курс экон. Г. СССР (2 ч в нед) включал две осн. части: общий обзор нар. х-ва (население, отрасли пром-сти, с. х-во и транспорт) и обзор экон. р-нов и союзных республик и завершался экон.-геогр. характеристикой своей области, края, авт. республики. В школах всех союзных республик, кроме РСФСР (где рассматривалась Г. АССР области), после курса физ. Г. СССР в 7-м кл. изучался свой курс региональной Г. (физ. и экон.). В 9-м кл. преподавалась экон. Г. заруб, стран (2 ч в нед), включавшая общий обзор, характеристику социалис-тич., крупнейших капиталистич. и развивающихся стран, а также тему о всемирных экон. отношениях.

В 1986/87 уч. г. во всех ср. уч. заведениях введена новая программа по Г., в большей мере отражающая новую науч.-метод. концепцию. С целью разгрузки программы от излишне усложнённого и второстепенного материала укрупнены изучаемые регионы и сокращена геогр. номенклатура. Курс Г. строился как единый. Изучение Г. в 6-м кл. 11-летней школы открывалось нач. разделом физ. Г. (2 ч в нед), переходным от природоведе-

ния к систематич. Г. Его задача — ознакомить уч-ся с Г. как наукой, её языком, сформировать нач. геогр. знания и умения, дать представление о природе и населении Земли. В курсе последовательно-рассматривались понятия о плане и карте, об оболочках Земли, о взаимосвязи компонентов природы, о населении и полит, карте мира, в заключение (как обобщение) — природа и население своей местности. В 7-м кл. в курсе Г. (3 ч в нед) рассматривались происхождение материков, атмосфера и климат Земли, мировой океан, давалось понятие о природных комплексах и их смене, об освоении Земли человеком. На конкретном материале разл. территорий мира уч-ся подводились к пониманию закономерностей целостности геогр. оболочки Земли и совр. этапа её развития. В 8—9-х кл. преподавался курс Г. СССР (2 ч в нед), задача к-рого дать учащимся глубокие и комплексные знания о природе, населении и нар. х-ве страны. Физ. Г. СССР изучалась в осн. в 8-м кл. Курс состоял из введения, в к-ром рассматривались источники геогр. знаний,. давалась общая характеристика природы и природных ресурсов страны по компонентам (рельеф, геол. строение и полезные ископаемые, климат и климатич. ресурсы, внутр. воды и водные ресурсы, почвы и почвенные ресурсы, растит, и животный мир), а также разделов, посвящённых природным комплексам (природное районирование, природные зоны и комплексы) и обобщающего раздела — рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. В 8-м кл. рассматривались также численность, состав и размещение населения на терр. страны. В 9-м кл. преподавалась экон. и социальная Г. СССР; общая характеристика нар. х-ва, осн. межотраслевые комплексы — топ-ливно-энергетич., маш.-строит, и др., раскрылось их значение, развитие и размещение. Большое место в курсе занимала региональная часть по экон. зонам, а в их пределах — Г. отд. республик и экон. р-нов. Курс 9-го кл. завершался комплексным изучением Г. республики (области, края). Курс 10-го кл. включал экон. и социальную Г. мира (геогр. характеристика мировых природных ресурсов, населения, важнейших отраслей мирового х-ва, глобальные проблемы человечества, экон. и полит. Г. стран).

В кон. 80-х — нач. 90-х гг. значительно расширились, углубились и увеличились по объёму курсы Г. отд. республик. Эти курсы стали изучаться на протяжении целого учебного года, иногда в течение 2 лет.

Нек-рые школы, пользуясь правом вносить изменения в структуру уч. предметов, в рамках уч. планов, осуществляют на ср. ступени шк. обучения интеграцию общей физ. Г. с химией, физикой и биологией в едином курсе естествознания, а на ст. ступени — экон. и социальной Г. мира с курсом всеобщей истории в едином курсе совр. мира. В школах с дифферен-циров. обучением вводятся спец. курсы Г., соответств, профилю школы (Г. с. х-ва, мед. Г. и др.), а также некоторые разделы Г. включаются в общие курсы экологии.

В 1990—91 почти по всем шк. курсам Г. были изданы параллельные учебники, соответствующие требованиям программы, но отличающиеся по структуре и отбору фактич. материала. Учителям предоставлено право выбора учебника, поэтому при соблюдении общих для школ

ГЕОГРАФИЯ

отд. республики требований к знаниям учащихся, в построении курсов и в отборе уч. материала между школами могут быть существ, различия.

В соответствии с концепцией развивающего обучения важной задачей шк. Г. стало формирование творческого мышления учащихся, а в условиях непрерывного образования — подготовка к последующему образованию. В связи с этим большое внимание уделяется формированию у уч-ся приёмов умственных действий, навыков уч. труда и практич. умений. Активизация уч. деятельности школьников обеспечивается прежде всего их систематической, постоянно усложняющейся самостоят, работой с раз л. источниками (картой, статистич. материалами), наблюдениями, практическими занятиями, использованием межпредметных связей.

Углублённую теоретич. и практич. подготовку по Г. уч-ся могут получить на факультативных занятиях.

Учитель Г. использует разл. средства обучения: стенные карты — общие физические (полушарий, материков, отд. территорий), политико-адм., спец.-тематические и настольные атласы и контурные карты; кино- и видеофильмы, диафильмы и диапозитивы; стенные картины; таблицы; коллекции; гербарии; глобусы; макеты и модели; приборы и разл. инструменты. Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. средств делают целесообразным создание в школах кабинета Г. и геогр. площадки. В кабинете Г. сосредоточиваются все уч. пособия и ТСО, используемые на уроках Г. и во внеклассной работе; проводятся просмотр уч. кинофильмов и диафильмов, телеуроки, геогр. сборы, диспуты и т. д. На геогр. площадке организуются практич. занятия и наблюдения по физ. Г. {наблюдения за высотой Солнца, определение азимута, ориентировка по Полярной звезде, Солнцу и т. д.).

Ведущее место во внеклассной и внешк. работе по Г. занимает краеведение. Осн. формой организации внеклассной работы по Г. в школе является географический кружок.

Учебники, учебные и методические пособия по географии. В 1-й пол. 18 в. в уч. заведениях России использовались переводные учебники — анонимный «Геогра-<Ьня, или Краткое земного круга описание» (изд. в России в 1710), «География генеральная» Б. Варениуса (изд. в Амстердаме, 1650; рус. пер. 1718), «Земноводного круга краткое описание» И. Гибнера 4изд. в Германии, 1693; рус. пер. 1719). Материал о России был в них незначительным по объёму, содержал мн. неточностей. В 1742 вышел первый рус. учебник Г. «неизв. автора), в 1776 — учебник отеч. географии X. А. Чеботарёва «Геогр. метод, описание Рос. империи». В кон. 18 в. то 30-х гг. 19 в. в высш. и ср. уч. заведениях России использовались пособия Е. Ф. Зябловского и К. И. Арсеньева. В них содержались довольно полные и соответствующие действительности сведения о России. В учебнике Арсеньева «Начертание статистики Рос. гос-ва» (1818) впервые было дано описание природы и i-ва по «пространствам», на к-рые разделялась Россия; давались в нём и не-к-рые объяснения, в частности о связях срнроды и х-ва. Среди многочисл. учебен ков по Г., изданных в сер. и во 2-й оол. 19 в., выделялись «Уроки географии» Л. Д. Семёнова (изд. 1860—67), положившие начало родиноведч. направлению в отеч. Г. Описание России в этом учебнике начинается с Петербурга, его уезда, губернии, а затем даётся по путям сообщения в виде «воображаемого путешествия» по всей стране. Высокими качествами отличался «Учебник географии» (ч. 2—3, Азия, Австралия, Африка, Америка и др.) А. Я. Герда (1887—88), содержавший яркие описания, интересный материал по физ. Г. и естествознанию. С кон. 19 в. распространение получили геогр. учебники П. Белохи, И. Матченко и К. Смирнова, с обширным материалом о России и большом числе заруб, стран. Перегруженные геогр. номенклатурой учебники были рассчитаны на зазубривание огромного кол-ва названий и цифр. Для этих книг были характерны статистич. подход к изложению фактич. материала, слабое использование карт. Введение в курс экон. Г. полит, и полит.-экон. вопросов усиливало его связь с современностью, однако эти вопросы, как правило, не были сопряжены с геогр. материалом. Учебники Г. И. Иванова (изд. 1902) отличались интересным, доступным для учащихся текстом, включали отрывки из сочинений известных популяризаторов геогр. науки того времени А. П. Нечаева и С. Меча, произв. рус. писателей, были хорошо иллюстрированы, содержали вопросы и задания для самостоят, работы. Серия учебников (1903) группы моек, преподавателей ун-та и гимназий А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А. С. Баркова и С. В. Чефранова включала материал, раскрывающий достижения геогр. науки, многочисленные иллюстрации и спец. картосхемы. В отличие от предшествовавших, они давали характеристику населения и его хоз. деятельности, доступный непосредств. наблюдению уч-ся краеведч. материал, задания для самостоят, работы. Эти учебники, исправленные и дополненные, издавались и в сов. время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.