Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детские




ность, способность предвидеть действия партнёров, ориентироваться в неожиданной обстановке и пр. Игра требует не просто повторения уже известного решения, а выбора из множества вариантов наиб, удачного, оптимального или составления новой комбинации. Подобные действия характеризуют творческую деятельность, к-рая сопровождается эмоциональным подъёмом, познават. интересом и является стимулятором активности личности.

Различают два осн. типа игр: со скрытыми и с открытыми (фиксированными) правилами. К первому типу игр относят сюжетно-ролевые игры, в к-рых действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде. В играх, относящихся ко второму«типу, правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. Это характерно для дидактич. и подвижных игр, а также для большинства развивающих интеллектуальных, музыкальных, для игр-забав, аттракционов и пр.

Сюжетно-ролевые (или сюжетные) Д. и, подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. Сюжет и др. элементы ролевой игры могут иметь театрализованные праздники, карнавалы, строит.-конструкторские игры и игры с элементами труда. Осн. понятия сюжет-но-ролевой игры: тема и содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Тема и содержание — отображаемая в игре область действительности; воображаемая ситуация — образ игры, её модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия; сюжет — последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры; роль — игровая позиция ребёнка, состоящая в отождествлении им себя или др. участника игры с к.-л. персонажем воображаемой ситуации.

Ролевая (бессюжетная) игра у мл. школьников возникает как результат развития воображения, способности к подражанию взрослым, разл. животным, машинам. В таких играх воспроизводится не столько усложняющаяся последовательность действий, сколько сам образ объекта подражания (см. Игра). Поэтому в ролевых играх у малышей действия однотипны (собака лает, паровоз гудит, машина урчит). В шк. возрасте на основе ролевого подражания возникают игры-грёзы, игры-фантазии.

Игра-драматизация представляет собой исполнение детьми к.-л. сюжета, сценарий к-рого заранее существует, но не является жёстким каноном, как это имеет место в театральной пьесе, а служит лишь канвой, в пределах к-рой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценич. действия. В этом смысле буквальное воспроизведение детьми сказки, стихотворения, чтение лит. текста по ролям, участие в созданной взрослыми лит.-муз. композиции в строгом значении слова не есть игра. В то же время инсценировка той же сказки или отрывка из любимой книги (даже если текст передаётся дословно) будет игрой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношение героев. Игры-драматизации могут

А 17 Рос. педагогическая энц., т. 1

«Дочки-матери».

На приеме у «врача».

исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения для других. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцепа, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Игры-драматизации дошкольников в основном воспроизводят жизненные впечатления по сценарию, созданному взрослыми или с их помощью. Эти игры полезны для развития воображения и образной, выразит, речи. В ср. и ст. дошк. возрасте наряду с произведениями нар. фольклора и ху-дож. лит-ры инсценируются сюжеты ки-

но- и телефильмов. В помощь играющим выпускаются разл. театральные наборы, шапочки-маски, детали костюмов, декораций. Широко распространены игры-драматизации в воспитат. работе с мл. школьниками: в формировании навыков культуры поведения («Школа вежливых ребят», «Школа Мальвины»), знакомства с правилами дорожного движения («В гостях у Светофора»), расширения кругозора («Путешествие в книжный океан»). Элементы драматизации помогают детям совершать воображаемые путешествия в историю; для подростков они — форма удовлетворения потребности в худож. творчестве. Кроме того, игры-драматизации, создаваемые самими школьниками, становятся одним из способов творческого осмысления жизни своего коллектива.

Начиная с дошк. возраста (и до подросткового) распространены режиссёрские игры, в к-рых ребёнок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников; за зверей в зверинце, автомашины, трамвай, пешеходов на улице и т. д.; героев придуманной страны (своей «Швамбрании»). Режиссёрские игры могут быть и групповыми; каждый ведёт к.-л. игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизир. концерта, спектакля. В таких играх накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Важнейшим средством физического воспитания детей в дошк. и особенно в шк. возрасте являются подвижные игры, требующие от играющих активных двигат. действий, направленных на достижение условной цели. Уже с детьми ясельного возраста взрослые проводят подражат. игры с движениями («Каравай», «Пузырь» и др.), приучая их к ритмичности, согласованности действий, выполнению элементарных правил — вместе встать, сомкнуть — разомкнуть руки и т. д. У малышей подвижные игры чаще всего бывают связаны с сюжетом и ролью («Кошки-мышки»), с использованием мяча, скакалки и т. д. Характерная черта игр старших дошкольников — появление чётких правил, умение подчиняться им.

Осн. особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В этих играх проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Отсюда и высокая динамика взаимоотношений в игре; каждый стремится создать себе и товарищам по команде выгодное по сравнению с соперником положение. Среди подвижных игр различают: имитационные (в их основе подражание), с перебежками («Волк во рву», «Пустое место» и пр.), преодолением препятствий, сопротивлением («Разрывные цепи», «Бой петухов», «Перетягивание»), ориентировкой («Запрещённое движение»), предметные. Существенное значение для тренировки наблюдательности, навыков анализа обстановки деятельности имеют игры на местности («По следу», «Наблюдатели», «Ночной поиск»). Широко распространены в подростковом и юношеском возрасте спортивные игры.

Подвижные игры развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. Необходимость подчинения правилам формирует честность, справедливость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе.

ДЕТСКИЕ

Необходимым условием сплочения коллектива и средством управления его деятельностью становятся соревнования по подвижным играм: командные эстафеты, первенство по нар. играм («Лапта-», «Чиж», городки), «Пионерболу» и т. д. Рождение традиций физич. у воспитания в семье связано с проведением состязаний типа «Папа, мама, я — дружная семья». Осн. направление пед. руководства в подвижных играх — правильная дозировка нагрузок, обеспечение каждому участнику места в игре в зависимости от индивидуальных осооенностей, наблюдение за сменой командных и рядовых ролей. Для игр-соревнований особенно важны мотивы стремления участников к выигрышу.

Разновидностью игр с правилами являются дидактические игры, специально создаваемые в целях обучения, воспитания и развития детей. Воспитат.-образоват. содержание таких игр не выступает для детей открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Такое непреднамеренное учение ребёнка в игре получило назв. автодидактизма.

Игра-труд. У детей-дошкольников труд и игра едины. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли...» (М акаренкоА. С., Пед. соч., т. 4, 1984, с. 73). Чем старше дети, тем больше у них возможностей к продуктивной деятельности. Понимание обществ, целесообразности труда сочетается с удовольствием от трудового процесса. В строит, играх, в играх с игрушками дошкольники осваивают самые общие действия, необходимые для всякого ручного труда. В шк. возрасте большое место занимает труд как необходимый этап подготовки игры: изготовление предметов, реквизита, стр-во сооружений к военным, туристич. играм, играм-путешествиям; шитьё костюмов, изготовление декораций к играм-драматизациям; работа по оборудованию площадок для подвижных, спорт, и др. игр. В Д. и, находит отражение и расширяющийся политехнизм совр. произ-ва. В игре-труде дети самостоятельно осваивают разл. виды проф. деятельности человека. Этому способствует техн. конструирование (архитектурное, транспортное, машиностроит.), моделирование, художественное творчество, занимат. опыты и т. д. (см. Техническое творчество). Желание запустить воздушного змея, планёр, катер сначала воспринимается детьми как игра. Однако в процессе создания моделей формируются умения и навыки чтения, обработки дерева, бумаги и пр. Т. о., игровая деятельность переходит в трудовую, а навыки, полученные, напр., в бытовых играх (связанные с кулинарией, шитьём одежды для кукол, эстетикой быта), становятся основой работы по самообслуживанию. Динамика Д. и, обусловлена возрастными особенностями детей. В младенческом возрасте первостепенное значение для развития ребёнка имеет общение с ним взрослого. Стремление малыша подражать звукам, жестам, мимике родителей стимулируется игровыми приёмами общения: потешками, прибаутками и т. д. С предметами и игрушками дети совершают разл. повторяющиеся действия, манипуляции (бросают, хватают, катают), цель к-рых — вызвать определённый эффект, добиться результата или познать причину того или иного свойства предмета. Поэтому желание детей

разрушать игрушечные сооружения и ломать игрушки не следует воспринимать как выражение агрессии — это естеств. проявление исследоват. рефлекса. Необходимо, однако, уже с двух лет учить ребёнка собирать из частей целое — из колец, кубиков, кирпичиков складывать домики, пирамидки и т. д. Расширение жизненного опыта и впечатлений приводит к развитию воображения, фантазии, что сказывается и на изменении характера Д. и.: дети всё чаще заменяют реальные предметы и ситуации мнимыми, имитируют действия взрослых — т. о. возникают сюжетно-ролевые игры. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или со скрытой ролью. Несложная сюжетная цепочка из 2—3 действий многократно повторяется (девочка моет куклу). Развитие сюжета, введение новых действий может быть подсказано появлением доп. предметов-игрушек (полотенце, расчёска).

Ролевая игра развивается у детей к концу 3-го года жизни. Изменяется и тематика игр — от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производств, сюжетом, затем — к играм, отображающим обществ, явления. Так, детей 2—4 лет привлекает в играх домашняя работа взрослых, лечение кукол и зверей, поездка на транспорте. У детей 4—5 лет популярны игры «в магазин», «в больницу», «в семью» и др., содержание нек-рых игр связывается с бытовым трудом (мытьё игрушек, приготовление пищи и т. д.) и конструированием. Т. о., труд, становясь составной частью игры, обогащает её содержание. Постепенно у детей формируется способность идти от мысли к действию, т.е. определять, во что они хотят играть, кем быть; возникает потребность выбрать цель игры, согласовывать действия. Однако дети ещё не умеют сговариваться, делиться планами, в этом им должны помочь взрослые. В начале 5-го года жизни дети под руководством воспитателя совместно выбирают игру, последовательность дейст-ствий, общий ход игры и даже распределяют роли. В старшем дошк. возрасте в Д. и, всё большее место занимает тема труда: игры в шофёров, лётчиков, поваров и т. д. Мальчиков увлекают профессии космонавта, подводника, геолога и др., девочки склонны к ролям врача, учителя. У детей 6—7 лет появляется устойчивый интерес к одним и тем же игровым темам и сюжетам — возникает потребность и возможность проводить длит, творческие игры (от неск. дней до месяца и более). На основе рассказов взрослых, радио- и телепередач, просмотра кинофильмов, прочитанных книг рождаются сюжеты путешествий (на Сев. полюс, в Антарктиду), стр-ва новой железной дороги и др. Особый интерес дети (мальчики) этого возраста проявляют к играм воен. тематики. Однако развернуть воображаемые сюжеты в длит, игре без помощи взрослых детям не всегда удаётся.

У детей шк. возраста отчётливее проявляется различие между играми самодеятельными (вольными) и играми, включёнными в орг. пед. процесс. Свободные игры детей на воздухе часто обусловлены временем года: весной — стр-во плотин на ручьях, изготовление и запуск лодок, катеров; летом — игры на воде, подвижные и спорт, игры с мячом, групповые игры воен. тематики; осенью — игры в помещении (настольные, словесные, шах-

маты, шашки, шарады, игры-забавы и др.); зимой — катание с гор, стр-во снежных крепостей и пр. Для школьников характерно возникновение «игровых эпидемий», когда та или иная игра захватывает всех детей школы или двора («Фантики», «Замри» и др.). Стихийные игры подростков, лишённые контроля взрослых, могут оказаться вредными для здоровья детей или приобрести антиобществ, характер. Это относится к играм с огнём, азартным играм, проказам, унижающим человеческое достоинство. В таких случаях эффективно косвенное влияние взрослых, к-рое предполагает дружеский совет при выборе игры, действие педагога (воспитателя, родителя) через лидеров.

Если уч-ся 6—7 лет действуют часто только в воображаемом плане, то в 8- 10 лет они стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собств. смелости, сметливости, силы, настойчивости. Игра создаёт эти возможности в такой мере, в какой не может создать обычная жизнь ребёнка. Т. о., в шк. возрасте ролевая игра становится формой деятельности, в к-рой ребёнок осуществляет своё стремление к определённым образцам человеческой личности.

Большое значение в этом возрасте имеют всевозможные Д. и, с правилами — интеллектуальные, подвижные, к-рые постепенно приближаются к спорту. При их оформлении роль сюжетных моментов постепенно снижается, хотя и не исчезает совсем. Даже в такой игре, как футбол, являющейся типично спорт. Д. и, с правилами, мл. школьники связывают выполнение функций с ролями. Часто они ещё не знают всех правил игры, но сама роль, напр. «защитника», вносит в Д. и, определённые правила (пусть не совсем совпадающие с настоящими). Иногда ролевое содержание проявляется в том, как выполняют мл. школьники свои функции в такой Д. и. Они обязательно привлекают нек-рые атрибуты (перчатки для вратаря, защитные щитки и т. п.) и действуют как настоящие футболисты — падают в отчаянном броске (даже если это и не необходимо) и т. п., т.е. они играют не в футбол, а в футболистов, причём обладающих определёнными качествами. Овладение техникой игры ещё не представляет для этих детей особой задачи, и они её перед собой не ставят. Постепенно они знакомятся с правилами, и из сюжетно-спортивных игры становятся собственно спортивными.

Интеллектуальные игры в этот период развития детей также широко распространены. Использование разнообразных игровых приёмов в уч. деятельности младших школьников повышает их поз-нават. интерес и тем самым способствует более интенсивному усвоению знаний.

Большое значение имеют Д. и, и в подростковом возрасте, особенно у младших подростков (11—14 лет). Наиб, роль здесь принадлежит Д. и, наполненным p мантич., приключенч. содержанием, связанным с необычной обстановкой, с преодолением физич. и интеллектуальных нагрузок и т. п. В этом воз-расге Д. и, становятся мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования (см. также Игрушки).

Игра в учебно-воспитательной работе школы рассматривается как одно из средств развития личности и формирования коллектива учащихся, принцип ор-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.