Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женское




мальчиков. По Уставу 1804 девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных уч-щах и даже в гимназиях, но обычно совм. обучение не практиковалось, а к 1810 в уездных уч-щах и гимназиях девочек совсем не стало.

В 1-й пол. 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых уч. заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все жен. уч. заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда, для каждого из них была выработана особая уч. программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В уч. заведениях 1-го разряда (ин-ты Смольный, Патриотический, уч-ща св. Екатерины и большинство губернских ин-тов) и 2-го разряда (Павловский ин-т, Александровские уч-ща в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, ин-ты в Астрахани и Иркутске), где воспитывались дочери дворян, в основу образования положены были иностр. языки; в уч-щах 2-го разряда было расширено преподавание иск— в и рукоделия за счёт наук. В уч. заведениях 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого об— в и др.), предназначенных для мещанок, гл. внимание обращалось на рукоделие и жен. ремёсла, сведения по рус. яз. и арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные ин-ты. В 1845 был учреждён Гл. совет жен. уч. заведений (в 1873 соединён с петерб. и моек, опекунскими советами под общим назв. Опекунского совета ВУИМ), к-рому были подчинены советы отд. уч. заведений. В 1853 существовало 25 жен. ин-тов, где училось 4187 чел. В 1856 издан Устав жен. уч. заведений ВУИМ — свод всех прежних узаконений. С нек-рыми изменениями и дополнениями он действовал до 1917.

С 1843 создавались жен. духовные уч. заведения: уч-ща духовного ведомства (закрытые) и епархиальные уч-ща (полузакрытые). Духовные уч-ща обеих категорий имели 6-летний курс (первоначально 3 кл., затем 6 кл.).

Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы. В 1844 местным властям было предписано открывать нач. жен. школы в тех населённых пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответств. возраста. В 1856 в нач. нар. школах по всей России обучалось 36,9 тыс. девочек (8,2% всех уч-ся или 0,1% всего жен. населения страны). После крестьянской реформы 1861 был учреждён К-т для разработки общего плана устройства нар. уч-щ, к-рый изучал и проблемы совм. обучения в школе. В 1863 число девочек в нач. нар. школах увеличилось до 185,2 тыс. (18,1% всех уч-ся). — «Положение о нач. нар. уч-щах» 1864 законодательно утвердило, что в нач. нар. школах могли обучаться «дети всех состояний... обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские».

Начало бессословного Ж. о. было положено в годы обществ, подъёма накануне крестьянской реформы. В 1858 одновременно в двух ведомствах (ВУИМ и МНП) возникли открытые ср. жен. уч. заведения. По инициативе Н. А. Вышне-градского были открыты Мариинское

уч-ще для приходящих учениц в Петербурге, затем и др. одноимённые уч-ща (в 1862 переим. в мариинские гимназии). Тогда же было утверждено «Положение о жен. уч-щах ведомства МНП», по к-рому создавались уч-ща 2 разрядов: с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 первые переим. в гимназии (курс увеличен до 7 лет), вторые — в прогимназии (получили возможность иметь св. 3 кл.). Во всех гимназиях предусматривалось устройство 8-го (пед.) класса. Состав преподаваемых предметов в гимназиях обоих типов в основном совпадал.

С 1860 в столичных, а затем и в губернских жен. ин-тах устанавливался 7-летний курс при семи кл. Это дало возможность увеличить число уроков по отд. предметам и включить в уч. план ин-тов 1-го и 2-го разрядов педагогику, ввести преподавание естеств. истории и расширить курс по нек-рым предметам в ин-тах 2-го разряда. В 1905 программы жен. ин-тов и мариинских гимназий были унифицированы.

В 1882 в качестве переходной ступени между нач. и ср. уч. заведениями были созданы новые мариинские уч-ща; они подготавливали к изучению ремёсел и к практич. деятельности в домашнем х-ве. С 1887 подобные уч-ща для лиц, «не нуждающихся в гимназич. образовании», стали создаваться и МНП.

По данным переписи 1897, в городах России грамотными было только 12,4% женщин, в сел. местности — всего 8,6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин нац. окраин. Сведения о состоянии нач. жен. образования в России 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. см. в табл. 1.

К 1911 система ср. Ж. о. в России (табл. 2) складывалась из бессословных открытых уч. заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ и частные гимназии) и сословных уч. заведений (жен. ин-ты, епархиальные жен. уч-ща и жен. уч-ща духовного ведомства). Имелись также уч. заведения (все открытые), дававшие неполное ср. образование: прогимназии МНП (число к-рых сокращалось в связи с преобразованием в гимназии), мариинские уч-ща ВУИМ, небольшое число жен. гор. уч-щ (36, и только в Киевском уч. округе). С 1912 открывались высш. нач. уч-ща, к-рые могли быть раздельными и смешанными.

В кон. 19 — нач. 20 вв. получило развитие ср. спец. Ж. о. — с.-х., коммерч., техн. и др. Пед. образование женщин с нач. 19 в. осуществлялось в пепиньерских и пед. классах жен. ин-тов ВУИМ. Первые пед. курсы были созданы Вышнеград-ским в 1863 на базе пед. класса (созд, в 1860) петерб. Мариинской гимназии. Пед. классы открывались при министерских, мариинских и частных гимназиях и епархиальных уч-щах [к 1 янв. 1915 в 8-х (пед.) кл. 913 жен. гимназий обучалось ок. 20 тыс. девушек]. Создавались жен. школы и семинарии земствами и частными лицами. Широкой известностью пользовалась частная жен. учительская школа П. П. Максимовича в Твери (открыта в 1870), а также школы в Самаре, Казани, Петербурге, Костроме. Значит, число женщин получало право учить детей, сдав экзамен на звание домашней учительницы при уч. округе. В 60- 70-е гг. 19 в. сложилась система высш. пед. Ж. о.

Высшее Ж. о. Первым кратковрем. опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии акад. А. И. Шерера в Петербурге в 1823. В годы обществ, подъёма (1859—61) женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петерб. ун-т, а в 1862—64 — Меди-ко-хирургич. академию. В 1863 в ответ на запрос МНП большинство ун-тов (за исключением Моск. и Дерптского) высказалось за предоставление женщинам права на высш. образование. Однако по уставу 1863 доступ женщинам в ун-ты не был разрешён. В 1867 петиция Е. И. Конради о разрешении женщинам посе-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.