КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закаливание
(1955; 5 ф-тов, ок. 4,4 тыс. студентов). Уч. процесс в ун-тах состоит из 2 циклов. По окончании первого цикла (3-летнего) уч-ся получают диплом о неполном высш. образовании, второй (полное высш. образование) длится ещё 2 года. При всех ун-тах имеется аспирантура. Кроме ун-тов полное высш. образование дают Ин-т агрономич. наук в Япгамби и Пед. ин-т в Киншасе, а также отд. ф-ты ряда техникумов, где обучение длится 5 лет. Из студентов вузов в сер. 80-х гг. лишь ', ч получила диплом о полном высш. образовании. В 1985/86 уч. г. в вузах было св. 40 тыс. студентов. Учителей нач. школ готовят пед. отделения ср. школ и 4-летние нормальные (пед.) уч-ша, на базе 1-й ступени ср. школы (в 1984/85 уч. г. 366 тыс. уч-ся), учителей ср. школ — пед. ин-ты. Лит Винокуров Ю. Н., Орлов а А. С., Субботин В. А., История Занра в новое и новейшее время, М., 1982; Республика Заир, М., 1984. В. 3. Клепиков. ЗАЙЦЕВ Иван Прокопьевич (р. 24.8. 1920, дер. Семерино, ныне в Вологодской обл.), педагог, создатель системы перевоспитания осуждённых в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ). Окончил Вологодский пед. ин-т (1960). На пед. работе с 1939, с 1947 в ИТУ и органах внутр. дел в Вологодской обл. (с 1962 полковник). С 1983 преподаватель в вузе МВД. Разработал в нач. 60-х гг. систему воспитат. работы в ИТУ осн. видов режима, имеющую целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осуждённых, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов. Основа системы — формирование из групп осуждённых первичных коллективов, оказывающих положит, влияние на личность отбывающих наказание. Индивид, подход к осуждённым, учёт разновозрастного состава, разл. степени криминальной заражённости осуждённых, образоват. и проф. подготовки позволяют создать в коллективе общественно ценные традиции, противостоящие обычаям преступной среды. 3. трактует исправление как результат гл. обр. воспитат. работы. Предложил оценивать степень исправления осуждённых не do поведенч. негативным характеристикам (напр., нарушение режима, невыполнение норм выработки на произ-ве и др.), а по изменению отношения осуждённых к труду, обучению, нравств. и правовым нормам. Значит, роль 3. отводил органам самоуправления из лиц, вставших на путь исправления. Выполнение осуждёнными усложняющихся пед. требований обусловливало движение по т. н. ступеням исправления и стимулировало положит, изменения в их поведении. К пед. работе привлекались не только штатные офицеры-воспитатели, но и сотрудники разл. служб ИТУ, преподаватели внутр. школ и ПТУ и др. Координацию их деятельности осуществлял совет воспитателей отрядов. Свою пед. систему 3. апробировал в воспитат. работе ИТУ Вологодской обл. Практика 3. позволила педагогизировать и гуманизировать среду, установить взаимопонимание и доверие между воспитателями и осуждёнными, восстановить у осуждённых сознат. отношение к соблюдению нравств. норм поведения. В результате у лиц, отбывающих наказание в этих ИТУ, уровень рецидивной преступности снизился в 2—3 раза (по сравнению с данными по стране в целом). В пед. практике 3. получили оригинальную интерпретацию идеи А. С. Макаренко: организация разновозрастного воспитат. коллектива, метод перспективных линий, самоуправление и др. Под руководством 3. в 70-е гг. прошли переподготовку мн. сотрудники ИТУ, использовавшие в своей деятельности его идеи, по существу, предвосхитившие перестройку деятельности ИТУ в направлении их гуманизации в кон. 80-х — нач. 90-х гг. Соч.: Формирование коллектива осужденных, М., 1975 (соавт.); Коллектив осужденных и пути его формирования (соавт.), в кн.: Исправительно-трудовая педагогика, М., 1978. Лит.: Сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитат. работе с осужденными, [Вологда], 1975; С ту ров а М. П., Организация воспитат. процесса в исправительно-трудовых колониях, М., 1988. М. П. Стурова. ЗАКАЛИВАНИЕ, комплекс спец. тренирующих организм мероприятий для повышения его устойчивости к действию неблагоприятных внеш. факторов. Основано на способности организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. В результате многократного, систематически повторяющегося действия того или иного фактора (холод и др.) и постепенного повышения его дозировки развиваются приспособит, изменения в организме, повышается общая сопротивляемость организма. Однако в результате 3. снижается чувствительность организма только к действию определённого физич. фактора (напр., 3. холодом не предполагает развития устойчивости к повыш. температурам или к изменениям давления и т. д.). При прекращении закаливающих воздействий через 1—1,5 мес эффект 3. исчезает. Практически важно выработать устойчивость к холоду, т. к. переохлаждение организма способствует возникновению острых респираторных заболеваний, ангины и др. Очень важно 3. в дет. возрасте: из-за функциональной незрелости нек-рых органов и систем ребёнок особенно чувствителен к неблагоприятным внеш. воздействиям. Физически развитые и закалённые дети реже болеют и лучше переносят разл. заболевания. Кроме того, 3. способствует воспитанию у детей силы воли, выносливости, приучает к дисциплине. При проведении 3. необходимо учитывать возраст ребёнка, состояние его здоровья и физич. развитие, внимательно следить за его самочувствием. Начинать 3. и проводить его следует только по совету врача. Основными факторами 3. являются свежий воздух, солнечные лучи и вода. Наиб, распространённая и доступная форма 3. — использование свежего воздуха, к-рый необходим ребёнку любого возраста, особенно детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Помещение, в к-ром находится ребёнок, необходимо проветривать в холодное время года не менее 3—4 раз в день; летом окно или форточка должны быть открытыми постоянно. Целесообразно постепенно приучать детей не бояться сквозняков, спать при открытой форточке с ранней весны до поздней осени. Не менее важным является достаточное пребывание детей на свежем воздухе. В зимнее время прогулки на свежем воздухе при температуре не ниже —10 °С начинают с раннего возраста (продолжительность прогулок ребёнка 3 мес зимой достигает 4 ч в день). Дети дошк. и младшего шк. возраста могут гулять и при температуре до —25 °С. В летние месяцы ребенок может находиться на свежем воздухе в течение всего дня. Пребывание на воздухе полезно сочетать с цодвижными играми, занятиями спортом. Одежда должна соответствовать времени года и характеру прогулки, не сковывать движений и предохранять от перегревания. На морозе руки и ноги ребёнка должны оставаться сухими и тёплыми. Другой формой 3. являются воздушные ванны, к-рые можно принимать как в комнате, так и на открытом воздухе: с возраста 1—1,5 мес в течение 1—2 мин, с постепенным увеличением продолжительности процедур до 12—15 мин к году; для старших детей продолжительность первой ванны не более 3—5 мин; для детей до 3 лет нач. температура воздуха не должна быть ниже 20 "С, для дошкольника — не ниже 19 °С. Температуру в комнате понижают проветриванием каждые 3—4 дня на 1 °С (но не ниже 15 °С). Ребёнка раздевают постепенно: вначале обнажают руки и ноги, через неделю обнажают до пояса. Летом воздушные ванны проводят в тени (лучшее время с 8 до 12 ч). Воздушные ванны следует сочетать с подвижными играми, массажем, занятием спортом. Частичные воздушные ванны принимаются во время утренней гимнастики. Закаливающее действие воздуха на организм можно усилить солнечными ваннами. Их назначают детям 2 лет и старше, через 1—2 ч после завтрака. Лучшее время на юге — 9—10 ч утра, в ср. полосе — 10—12 ч. Первая солнечная ванна — не более 2 мин (1 мин ребёнок лежит на животе, 1 мин на спине). Каждые 2 дня продолжительность пребывания на солнце увеличивают на 1 мин, постепенно доводят до 30 мин. Во время солнечной ванны голову ребёнка прикрывают белой панамой или косынкой. После ванны следует в тени провести водные процедуры (обливание, обтирание, купание водой 36—30 °С). Вода обладает значит, теплоёмкостью и оказывает сильное охлаждающее действие. Водные процедуры следует проводить с осторожностью, при постепенном нарастании контрастного воздействия (температуру воды изменяют в среднем от 34—35° до 20 °С). После водных процедур необходимо интенсивно растереть тело полотенцем до покраснения кожи. Наиб, распространённые виды 3. водой — умывание, обтирание, обливание. Годовалого ребёнка можно начинать закаливать умыванием. Водой (температура 30 *°С) умывают лицо, шею, руки до локтя, верхнюю часть груди. Постепенно понижают температуру до 20—18 °С. Обтирание проводят рукавицей или концом махрового полотенца, смоченным водой (температура 34 °С). Вначале протирают одну руку и тут же вытирают её насухо до покраснения кожи сухим полотенцем, затем делают обтирание др. руки, груди, живота, спины и т. д. Температуру воды для детей ясельного возраста снижают до 25 °С. Продолжительность процедуры 4—6 мин. Через 1,5 мес от начала проведения обтирания можно переходить к обливаниям. Их рекомендуют начинать с 1,5 лет. Проводить их можно как в зимнее, так и в летнее время. Летом обливание проводят на воздухе при температуре в тени не ниже 18 "С из лейки или кув-
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |