КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запущенность
ЗАНКОВ щеобразоват. подготовки уч-ся и др. 3. д. ш. решает свои задачи, координируя работу со всеми членами шк. администрации, проф. объединениями педагогов, органами ученич. самоуправления. Организац.-пед. и воспитат. функции 3. д. ш. связаны с созданием в школе благоприятного морально-психол. климата, атмосферы проф. пед. взаимопомощи и творческих поисков учителей (в т. ч. в ходе повышения квалификации), ведением групповой и индивидуальной работы с учащимися, содействием органам ученич. самоуправления в их деятельности. В школах с числом классов-комплектов более 21 избираются 2 или 3 3. д. ш., в зависимости от числа учащихся на разл. ступенях обучения. Лит Горская Г. И., Ч у p а к о-ва Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе. M., 19862; Васильев Ю. В., Пед. управление в школе: методология, теория, практика, М., 1990; Внутришкольное управление, под ред. Т. И. Шамовой, М., 1991. В. Н. Замятина, Г. И. Оглоблина. ЗАНКОВ Леонид Владимирович [10(23). 4.1901, Варшава, — 27.11.1977, MocKBaj, педагог, нсихолог, дефектолог, д. ч. АПН (1955), дер пед. наук (1943). Окончил ф-т обществ, наук Моск. ун-та (1925). Преподавал в сел. школе Тульской обл. (1918—19), работал воспитателем и зав. детскими с.-х. колониями в Тамбовской и Моск. обл. (1919—22). С 1929 вёл н.-и, работу: в НИИ дефектологии (1929—51, в 1944—47 директор), НИИ теории и истории педагогики АПН (1951—77, в 1951 — 1955 зам. директора по науке). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в пед. иссл. разных видов пед. эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в пед. эксперимент психол. методов изучения общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности пед. нововведений. Под руководством 3. проведены фундаментальные иссл. в области общей педагогики: выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же уч. задач, их разл. эффективность для развития детей; впервые в условиях пед. эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т. ч. и оптимальных, условиях обучения; вскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении; создана новая дидактич. система нач. обучения, направленная на общее развитие детей и воплощённая в практич. руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия); изд. в сер. 60-х гг. С о ч.: Очерки психологии умственно отсталого ребенка, М., 1935; Память школьника, ее психология и педагогика, М., 1944; Проблемы речи, ее расстройств и восстановления, ИАПН РСФСР, 1945, в. 2; Память, М., 1949; Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении, М., 1958 (ред.); Наглядность и активизация учащихся в обучении, М., I960; О предмете и методах дидактич. исследований, М., 1962; О нач. обучении, М., 1963; Дидактика и жизнь, [М., 1968]; Беседы с учителями, Ми9752; Индивидуальные варианты развития мл. школьников, М., 1973 (соред.); Обучение и развитие, М., 1975 (соавт. и ред.); Избр. пед. труды, М., 1990. Л. В. Занков, Лит.: Зверева М. В., Л. В. Занков (К 70-летию со дня рождения), ВП, 1971, N° 2; Л. В. Занков (К 75-летию со дня рождения), «Дефектология», 1976, № 5; Волков Б., Л — В. Занков (К 80-летию со дня рождения), СП, 1981, № 3; Некрологи: Л — В. Занков, ВП, 1978, №1; Л. В. Занков, СП, 1978, № 1; Памяти Л. В. Занкова, НШ, 1978, № 1; Л. В. Занков (1901 — 1977). Биобиблиогра-фич. указатель, М.. 1990. М. В. Зверева. ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ, форма организации уч. процесса для лиц, сочетающих получение образования с проф. трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает самостоят, прохождение учащимися отд. разделов уч. курсов в соответствии со специально разработанными уч. программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателями специализир. уч. заведения и очную сдачу в нём установленных экзаменов. Система 3. о. формируется и развивается на основе специально созданных метод, центров — заочных школ, курсов, заочных отделений высш. и ср. спец. уч. заведений. Такие центры организуют разработку уч. планов, программ, метод, лит-ры и др. пособий, осуществляют текущий контроль за уч. деятельностью заочников, ведут приём экзаменов. В дореволюционной России единственной формой заочного получения образования, признанной гос-вом, был экстернат. В 90-х гг. 19 в. экстерны чаще всего держали экзамены за курсы четырёх или шести классов гимназии, четырёх и пяти классов реального уч-ща, а также за курсы ист.-фи-лол. и юрид. ф-тов ун-тов. Прохождение курса экстерном не предполагало метод, помощи со стороны уч. заведения, что делало такое получение образования доступным ограниченному кругу лиц. Первыми в России метод, центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. 1893) при Об-ве распространения техн. знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при К-те пед. музея воен.-уч. заведений (Петербург), к-рые рассылали желающим программы для чтения, рефераты, тексты лекций, организовывали письм. и устные консультации. Моск. программы обучения были построены на основе вузовских уч. курсов. После установления сов. власти уже в нач. 20-х гг. открылись многочисл. заочные курсы при отд. вузах: 2-м МГУ, С.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Механич. ин-те им. М. В. Ломоносова и др., впоследствии (во 2-й пол. 20-х гг.) — заочные отделения. В 1929 коллегия Нар-компроса РСФСР определила принципы и организац. основы 3. о. в высш. и ср. спец. уч. заведениях. Предусматривалось создание специализир. заочных ин-тов, расширение сети заочных отделений вузов. Созданы вузы, ставшие специализир. центрами подготовки кадров без отрыва от произ-ва: Ленингр. индустр. ин-т (1929, ныне Сев.-Зап. заочный политехн. ин-т), Всес. с.-х. ин-т заочного образования (Москва, 1930), Всес. заочный фи-нанс.-экон. ин-т (Москва, 1930), Всес. индустр. ин-т (1932; ныне Всес. заочный политехн. ин-т, Москва). 3. о. применялось также для повышения квалификации кадров. Пост. СНК СССР от 29 авг. 1938 «О высш. заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обя-зат. очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для 3. о. в высш. школе. Студентам, обучавшимся без отрыва от произ-ва, были предоставлены доп. отпуска. С выходом в свет (март 1939) Положения СНК СССР о заочной аспирантуре 3. о. распространилось и на подготовку науч. и науч.-пед. кадров. В 1940/41 уч. г. в СССР действовало 18 заочных ин-тов, при 383 вузах имелись заочные отделения. После 1945 значит, потребность в квали-фицир. кадрах в условиях восстановления разрушенного войной х-ва и его техн. переоснащения определила необходимость дальнейшего расширения масштабов 3. о. В 1946 созданы областные и респ. заочные ср. школы, в нач. 70-х гг. — районные. В интересах освоения программ общего ср. образования в 70-х гг. традиц. 3. о. в школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см, в ст. Вечерние школы). С 1-й пол. 80-х гг. число учащихся — заочников школ уменьшается. Осн. сферой применения 3. о. в 50—70-х гг. постепенно становилась система высш. и ср. спец. школы (см. табл.). В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. подготовка кадров по заочной форме велась в 9 заочных вузах и на специализир. отделениях — «дневных» вузов, в 26 заочных ср. спец. уч. заведениях, а также на заочных отделениях техникумов и уч-щ. Число обучавшихся заочно составило в вузах св. 890 тыс. (32% всех рос. студентов), в ср. спец. школе св. 590 тыс. (26% всех учащихся). В нач. 90-х гг. выпуск специалистов, подготовленных по заочной форме обучения, составил в высш. школе ок. 141 тыс. (ок. 35%), в средней специальной — 173,5 тыс. (св. 27%). В 1981 введены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих определённый стаж работы по избранной уч. специальности; для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, ЗАОЧНОЕ организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам уч. дисциплин в течение 1 года, расширен приём слушателей на подготовит, отделения с заочным обучением при вузах и техникумах. К сер. 80-х гг. выявились серьёзные недостатки в организации З. о.: при расширении объёмов подготовки специалистов снижалось качество обучения, отстала от совр. требований материальная база мн. вузов и техникумов, осуществляющих 3. о., не обеспечивался надлежащий уровень их науч.-пед. кадров. С 1987/88 уч. г. введён новый перечень специальностей, по к-рым наиб, целесообразно осуществлять З. о. Оно концентрируется преим. в вузах, имеющих дневную форму обучения по соответств. или родств. специальностям, располагающих квалифицир. профессорско-преподавательскими кадрами и необходимой уч.-лабораторной базой. Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями уч. планы для З. о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены. Отменены условный перевод с курса на курс и заочное рецензирование контрольных домашних работ. Развёрнута работа по созданию уч. комплексов, включающих общеобразоват. школу, ПТУ, техникум, позволяющих обеспечить непрерывность образования. По заочной форме готовится значит, часть специалистов для с. х-ва, экономики; связи, а также (в высш. школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З. о. не используется при подготовке специалистов для здравоохранения. Уч. планы и программы для заочников ср. спец. и высш. уч. заведений по своему содержанию в основном едины с планами и программами очной формы обучения. Окончившие курс обучения заочники получают диплом единого общегосударств. образца. Уч. процесс при 3. о. в вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоят, подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают гос. экзамены. Для лиц, не имеющих достаточного практич. опыта и стажа по специальности, может быть организована производств, практика. Очные занятия (30—35%объёма уч. плана дневной формы обучения) проводятся гл. обр. в период экзаменац.-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом уч. заведении, а также в уч.-кон-сультац. пунктах, филиалах и т. п.). В уч. процессе при З. о. наиб, трудности вызывают установочные лекции в начале уч. года, когда практически в течение 5—6 дней заочникам предстоит освоить базовый объём теоретич. и методологич. знаний по 3—4 уч. предметам, позволяющий ориентироваться в материале курсов, самостоятельно прорабатывать уч. лит-ру, выполнять контрольные задания и готовиться к экзаменам и т. п. Эти условия требуют от преподавателя особой тщательности в подготовке и планировании лекций, выборе оптимальных средств изложения материала, доказательств и т. п. На очных семинарских и т. п. занятиях особого внимания педагогов требует контроль знаний, в т. ч. проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение уч. периода. С целью 2ь получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретич. собеседования перед выполнением практич. и проверочных работ и др. виды контроля, определяемые учёными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. В практике З. о. широко применяются комплекты спец. уч. пособий, включающие помимо уч. и метод, лит-ры тетради и конспекты с печатной основой, карточки-задания и т. п. Для заочников ежегодно издаются метод, указания и контрольные задания по общенауч. и общетехн. предметам (по нек-рым из них — централизованно). Организуются спец. уч. передачи по радио и телевидению, создаются кинодиа- и видеопособия. В содержании, формах и методах З. о., в воспитат. работе учитывается наличие у заочников определённой проф. подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на произ-ве способствует более глубокому и прочному усвоению программного материала, а проведение уч.-иссл. и опытных работ по реальной производств, тематике определяет развитие творческой активности студентов и учащихся. Это создаёт доп. возможность повышения качества обучения. Предприятия, орг-ции и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от произ-ва, содействие в решении вопросов, связанных с созданием благоприятных условий для обучения. Теоретич. исследования и метод, работу в области 3. о. вели до сер. 80-х гг. гл. обр. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). С 1988 созданы уч.-метод. центры по группам специальностей З. о. на базе соответств. заочных вузов; среди них — МГЗПИ (с 1992 Моск. открытый пед. ин-т). На 3. о. в гос. и муниципальные уч. заведения высшего и ср. проф. образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее ср. образование, а в техникумы и училища — неполное общее ср. образование. В первую очередь по итогам вступит, экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю уч. заведения. На нек-рые специальности приём в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответств. ср. спец. образование. Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразоват. школ устанавливается сокращённая на 1 день или соответств. число часов рабочая неделя. Всего в течение года учащиеся-заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчёте на 6-дневную рабочую неделю (при 5-дневной рабочей неделе число свободных дней или сумма свободных часов соответственно перерассчитывается). За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% ср. заработной платы по осн. месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наим. занятости на произ-ве. В течение уч. года руководители предприятий и орг-ций могут представлять заочникам дополнительно 1—2 свободных дня в неделю без сох- ранения заработной платы (если это не наносит ущерба производств, деятельности). Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск: в 12-м кл. — 20 рабочих дней, 9-м кл. — 8 рабочих дней с сохранением заработной платы по осн. месту работы. На время сдачи переводных экзаменов предоставляется от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счёт сокращения общего числа предусмотренных льготных дней). Рабочим и служащим, допущенным к сдаче вступит, экзаменов в заочные вузы, предоставляется доп. отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и уч-ща — 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения уч. заведения. Успешно обучающимся на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи экзаменов и зачётов ежегодно предоставляется отпуск: на 1-м и 2-м курсах — 30, на 3-м и последующих — 40 календарных дней. На период сдачи гос. экзаменов предоставляется отпуск в 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах — 4 мес, в техникумах и др. спец. уч. заведениях — 2 мес. За время всех уч. отпусков сохраняется ср. заработок. Основанием для предоставления уч. отпусков служит справка-вызов уч. заведения, в к-ром указываются начало и окончание сессии и продолжительность отпуска. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения уч. заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачётов и экзаменов, а также для защиты дипломных проектов или сдачи гос. экзаменов. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед гос. экзаменами для подготовки к занятиям предоставляется один свободный день в неделю (или соответств. кол-во часов) с выплатой за этот день 50% ср. заработка, но не ниже установленного минимума. В зарубежных странах 3. о. распространялось со 2-й пол. 19 в.: в 50-х гг. появились первые частные школы для 3. о. иностр. языкам и т. п., в последней трети века — обществ, центры помощи З. о. [Лига нар. образования (Франция), Об-во распространения нар. образования (Германия), Об-во поддержки домашнего образования (США) и др.]. В 1883 в США открылся заочный ун-т — частная ассоциация преподавателей разл. колледжей и ун-тов, занимавшаяся пропагандой самообразования и З. о. После 2-й мировой войны 3. о. стали применять не только частные, но и гос. высш. и ср. спец. уч. заведения, однако дипломы о заочном образовании традиционно расценивались значительно ниже, чем дипломы очных уч. заведений. Внимание к высш. и ср. спец. 3. о. усилилось в 70-х гг. 20 в.: в США темпы роста численности заочников в этот период ежегодно возрастали на 7,8% по сравнению с 2% численности студентов и учащихся очных уч. заведений; в Великобритании, Канаде, Японии и нек-рых др. странах — до 10%. В известной мере значит, прирост числа лиц, получавших образование заочно, поддерживался за счёт студентов и учащихся из развивающихся стран Азии и Африки, но гл. фактором в процессе расширения масштабов 3. о. была заинтересованность фирм в постоянном повышении квалификации и переподготовке своих ЗАПОМИНАНИЕ работников как одном из условий, обеспечивающих высокое качество труда, продукции и услуг. Этот путь часто соответствует индивидуальным устремлениям работников, поскольку повышает их профессиональную мобильность. Для поддержки З. о. как фактора непрерывного образования используются законо-дат. и организац.-пед. меры. В 1-й пол. 80-х гг. отмечена стабилизация численности заочников. В кон. 60-х гг. появились гос. и частные высш. и ср. спец. уч. заведения, специализированные на заочной форме обучения. Первым среди них стал Открытый ун-т (осн. в 1969; Великобритания). Во 2-й пол. 80-х гг. он охватывал св. 60 тыс. студентов, гл. обр. лиц, занятых в материальном произ-ве; значительным было число получавших т. н. образование для досуга. В рамках ун-та действует ин-т технологии обучения, ведущий исследования по программно-метод. обеспечению 3. о. Подобные уч. заведения к сер. 80-х гг. были созданы во мн. странах (всего ок. 30). Вступит, экзамены в них отсутствуют. В уч. процессе используется т. н. модульная структура уч. курсов, позволяющая выбирать и компоновать их в зависимости от потребностей заочников. Широко применяются индивидуальные методы обучения с использованием компьютерной техники. Уровень полученных знаний подтверждается разл. видами дипломов, сертификатов и т. п. Создаются междунар. объединения (консорциумы) заочных уч. заведений, к-рые берут на себя разработку и предоставление за плату мн. программ и курсов разл. уровней обучения, в т. ч. и после-дипломного. К разработке таких программ и курсов привлекаются ведущие специалисты по отраслевым наукам. Записи лекций и др. занятий тиражируются и транслируются по т. н. замкнутым уч. сетям (в сер. 80-х гг. в США — св. 40; в Бельгии — св. 10) и с помощью спутниковой связи, комплектуются в видеобиблиотеки и т. п. При ЮНЕСКО действует Междунар. совет по заочному образованию, периодически устраивающий конференции с участием представителей уч. заведений и н.-и, центров, изучающих проблемы 3. о. Лит.: Надеинский Б. П., Методика и организация уч. занятий в высш. заочном уч. заведении, Ми977г; Юдин В. А. [и др.]. Заочное обучение в системе высш. образования в СССР, «Совр. высш. школа», 1982. №1; Янушкевич Ф., Технология обучения в системе высш. образования, пер. с польск., М., 1986, гл. 3, 4 (библ.); О III у-ева Н. АУчебник в пед. системе заочного тех. вуза. Л., 1987 (библ.); Громкова М. Т., Заочное обучение в средних спец. уч. заведениях, М., 1990. Г. В. Арсенъев, Ю. Г. Татур. ЗАПОМИНАНИЕ, один из осн. процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. 3. — основа накопления, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. В процессе 3. закрепляются не только отд. восприятия, представления, мысли и т. п., но и связи (ассоциации) между ними, к-рые устанавливаются в познават. деятельности человека и отражают объективные связи и отношения между предметами и явлениями. Ведущую роль в 3. играет вторая сигнальная система, словесные связи. Велика роль речи и в том, что сам процесс 3. на определённом этапе развития становится произвольным, сознательно управляемым. Различают смысловое (логическое) и механич. 3., непроизвольное и произвольное 3. Непроизвольное (непреднамеренное) 3. представляет собой продукт любой целенаправленной деятельности, связанной с выполнением практич., познават. и др. жизненных задач. Однако сам акт 3. является при этом непроизвольным, т. к. сознательная волевая регуляция направлена не на мнемич., а на к.-л. др. цели. Вместе с тем сознат. регуляция деятельности обеспечивает возможность последующего произвольного воспроизведения того, что запоминается непроизвольно. Непроизвольное 3. служит единств, формой накопления индивидуального опыта у детей раннего возраста; оно же является ведущим у дошкольников среднего и старшего возраста и играет существ, роль в уч. деятельности учащихся, а также в повседневной жизни взрослых людей. Необходимым условием непроизвольного 3. к.-л. объектов является действие с ними. Так, в опытах с трудовыми действиями было выявлено, что инструменты и материалы, с к-рыми действовали уч-ся, запоминались очень успешно, а те, к-рые только воспринимались, почти не запоминались. Однако и то, что является объектом действия, запоминается неодинаково продуктивно. Если материал входит в содержание осн. цели деятельности, он запоминается значительно продуктивнее, чем в тех случаях, когда он относится к условиям достижения цели, напр. к способам деятельности или к её промежуточным целям на пути к осн. цели. Продуктивность непроизвольного 3. в значит, степени зависит и от умственной активности, самостоятельности в работе. Материал, не требующий умственных усилий, запоминается несколько схематично, непрочно. Непроизвольное 3. тесно связано с мотивами деятельности. Запоминается полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для человека особенно важное значение, что удовлетворяет значимые для него потребности, вызывает глубокие чувства. Наиб, продуктивно произвольное (преднамеренное) 3., к-рое по своим целям и способам является спец. мнемич. действием. Продуктивность произвольного 3. определяется особенностями мотивов, целей и способов мнемич. действий. 3. благоприятствует дифференциация мнемич. действий (запомнить главное в материале, запомнить полно, точно, надолго и т. п.). Большую роль в повышении продуктивности произвольного 3. играют мотивы учения: познават. интересы, осознание практич. значения приобретаемых знаний и т. п. Успешность произвольного 3. в большой мере зависит от применения рациональных логич. способов 3. Среди них наиб, важным является составление плана запоминаемого материала. Оно включает разбивку материала на смысловые части; их озаглавливание, выделение в них опорных пунктов, с к-рыми легко ассоциируется всё содержание данной части; связывание частей материала по их заголовкам или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Важными приёмами произвольного логич. 3. являются сравнение, классификация, систематизация материала, ассоциирование по сходству или по контрасту. Эф- фективно использование образных связей, представлений в качестве наглядных опор 3. Они важны при 3. не только конкретного, но и абстрактного материала, напр. использование разл. схем в расположении материала в учебниках. Успешному 3. способствует воспроизведение (см. в ст. Память), пересказ самому себе запоминаемого материала — надёжное средство самоконтроля. При этом надо учитывать, что результаты первого воспроизведения, в т. ч. и неправильного, бывают в основном стойкими. Поэтому важно предварительно осмыслить материал, особенно трудный. Прочное 3., как правило, невозможно без повторений, однако их роль не сводится только к упрочению запоминаемого материала. Сначала повторение связано с общей ориентировкой в структуре и содержании материала, затем со смысловой его группировкой, с выделением опорных пунктов, с «привязыванием» к ним материала выделенных частей и пр. Заучивание наизусть, если оно не сводится к зубрёжке, представляет собой наиб, развёрнутый процесс произвольного логич. 3. Различают 3 способа заучивания: частичный, целостный и комбинированный. При заучивании отд. частей материала изолированно одна от другой отсутствует ориентировка на общее содержание. Это снижает осмысливание материала, ведёт к механич. 3. Напротив, при заучивании текста в целом всё время имеется в виду смысл всего текста, что облегчает понимание и 3. отдельных его частей в их взаимосвязи. Однако из-за того, что материал часто складывается из разных по трудности частей, не всегда рационально затрачивать на их заучивание одинаковое кол-во повторений. К тому же середина материала обычно запоминается хуже, чем начало и конец, особенно в большом по объёму материале. При комбинир. способе сначала осмысливается весь материал, на основе этого в нём выделяются отд. части, затем эти части заучиваются, причём более трудным частям уделяется больше повторений; наконец, материал повторяют целиком. Т. о., комбинир. способ сохраняет положит, черты целостного способа и устраняет его недостатки. Он отвечает и требованиям логич. смысловой обработки материала в целях 3. Его применение способствует выработке умения подвергать материал анализу и синтезу. Если уч-ся достаточно овладели такими мнемич. операциями, процесс заучивания у них в дальнейшем может протекать в сокр. и автоматизир. форме, не теряя своей сознательности и активности. Эксперим. данные показали, что непроизвольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, продуктивнее произвольного 3., осуществляемого вне этих условий. Если же рекомендуются одинаковые способы работы с материалом, то результаты 3. зависят от способности произвольного 3. Обычно мнемич. действия, формируясь на основе познавательных, отстают от них; только научившись, напр., классифицировать предметы, слова, можно успешно использовать это умственное действие в качестве способа 3. Соотношение продуктивности произвольного и непроизвольного 3. зависит также от ряда условий. Так, трудный материал, требующий активных умственных усилий, запоминается непроизвольно в процессе выполнения познават. задачи лучше, чем произвольно; произвольное же 3. является более продуктивным в условиях, когда материал был предварительно объектом познават. задачи или когда материал не требует спец. познават. задачи и она может быть подчинена выполнению мнемич. цели. Этим определяется роль произвольного и непроизвольного 3. в обучении. Место непроизвольного 3. будет тем значительнее, чем строже организация и управление процессом формирования умственной деятельности учащихся на основе её активизации и воспитания умений и навыков самостоят, уч. работы. Результаты непроизвольного 3. создают необходимую почву для более рационального использования произвольного 3., осн. функции к-рого состоят в достижении прочного закрепления усваиваемых учащимися знаний, умений и навыков. Поскольку обогащение опыта дошкольников осуществляется гл. обр. за счёт непроизвольного 3., для успешного его развития необходима постоянная забота об общем умственном развитии ребёнка, постепенное усложнение содержания его деятельности, воспитание познават. интересов и т. п. Однако в целях подготовки к школе очень важно формировать у детей хотя бы нач. умения произвольного ло-гич. 3. в их практич. и игровой деятельности, а также в дошк. формах обучения. Непроизвольное 3. у мл. школьников в результате повседневного выполнения уч. задач становится всё более систематичным и продуктивным. Однако развитие произвольного 3. вызывает у них определённые трудности, т. к. требует сложных логич. способов 3. Необходимым условием полного овладения определёнными познават. действиями как способами произвольного логич. 3. является доведение этих действий до уровня обобщённых, свёрнутых умений. Младшие школьники часто подменяют понимание материала для 3. простым повторением. Объясняется это тем, что для них легче повторить материал, чем применить к нему логич. анализ, хотя бы и в простейшей его форме. Если при этом учитель часто ставит перед ними задачу запомнить что-либо и не руководит систематически формированием у них познават. навыков, умением понимать, осмысливать материал, то у многих из них вырабатывается устойчивая привычка к механич. 3. Старшие школьники овладевают сложной системой обобщённых умений понимания и 3. Большое значение в этом возрасте приобретает умение работать с книгой, словарём, умение составлять тезисы, конспекты, планы и т. п. В связи с этим у старших школьников часто познават. установка преобладает над мне-мической, появляется тенденция к недооценке произвольного 3., что приводит иногда к недостаточно прочному закреплению знаний. Обучение учащихся рациональным способам 3., формирование у них привычек к точности и аккуратности в работе, ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивости в их выполнении- важнейшее условие развития и воспитания памяти. Лите мирнов А. А., Психология запоминания. М., 1948; 3 и и ч с и к о П. И., — Непроизвольное запоминание, М., 1961. См. также лит. при ст. Память. П. И. Зинченко, ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович [30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва], психолог, д. ч. АПН СССР (1968), дер пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил пед. ф-т 2-го МГУ (1930). В 1929—31 сотрудник АКБ им. Н. К. Крупской. С 1931 в Харькове в Психоневрологич. академии; одновременно с 1933 доц., с 1938 зав. кафедрой психологии пед. ин-та. В 1941—43 работал в эксперим. госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943—60 доц., проф. кафедры психологии МГУ; в 1944—60 зав. лаб. психологии детей дошк. возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 директор НИИ ДВ. В 1965—67 акад.-секр. отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968- 1981 чл. През. АПН СССР. Разрабатывал вопросы общей и дет. психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психол. теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусств, «под-стёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы уч. деятельности. Ввёл в дошк. педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически дет. видов деятельности. В этой связи переход к шк. обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации. Соч.: Избр. психол. труды, j t. 1 — 2, М., 1986; Восстановление движений, М., 1945 (соавт.); Психология. Учебник для дошк. пед. уч-ш. M., 19653; Развитие праизнольных движений, М., 1960; Актуальные проблемы возрастной психологии, М., 1978 (соавт.). Лит А. В. Запорожец. [Некролог], ВП, 1981, N° 6; А. В. Запорожец, СП, 1982, № 3; Елагина М. Г., Рузская А. Г.. Выдающийся советский психолог, СП, 1988, ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, устойчивые отклонения от нормы в нравств. сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицат. влиянием среды и ошибками в воспитании. Черты 3. п. могут проявляться отчётливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Различают понятия 3. п. и трудновоспитуемости. 3. п. развивается постепенно, проходя определённые стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание к-рых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применять систему коррекционно-воспитат. мер. Задача педагогов — ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитии школьников на такой стадии, когда они ещё не приобрели устойчивый характер. Условно выделяют неск. стадий 3. п. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошк. возрасту). Она возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей дет. учреждения, приводящих к неблагоприятному положению ребёнка в коллективе; как результат депривации. Вторая стадия 3. п. является следствием слабой психол. и пед. готовности к школьному обучению дошкольников. Система пед. мер на этой стадии должна быть направлена на создание нормальных условий воспитания дома и в дет. яслях и садах, на развитие внимания, мышления, индивидуальных психол. качеств. Большое значение имеет формирование у ребёнка эмоциональной устойчивости, способности к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками. Желательно овладение ребёнком первыми навыками чтения, счёта, труда и т. п., создание у него верного представления о школе, роли учителя. К ошибкам воспитания относятся обобщающие оценки качеств личности ребёнка по его отд. поступкам. Малыши особенно доверяют мнению взрослых, поэтому неправильное впечатление, сложившееся у воспитателя, может послужить основой для появления у маленького человека неадекватного отношения к себе. Переоценка или недооценка им своих способностей мешает правильно вести себя в период нач. шк. обучения (см. Самооценка). Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников нач. форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в дет. коллективе (см. Негативизм детский). Осн. причина — отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения одноклассников, отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии, положении в группе. Уч-ся стараются привлечь к себе внимание негативными способами — плохим поведением, невыполнением домашних заданий и т. п. Источником неудач в значит, степени являются недостатки организации уч.-воспитат. процесса в школе. Для предупреждения 3. п. на этом этапе необходимы совместные усилия семьи и школы, направленные на стимулирование познават. деятельности ребёнка, интереса к учению, организацию свободного времени. Большое значение имеет психол. поддержка учителя, гуманные, товарищеские взаимоотношения в коллективе. Иногда необходимо создание т. н. ситуаций успеха, предусматривающих организацию условий, при к-рых ребёнок испытывает чувство удовлетворения от достигнутого. Полезно поощрять положит, черты личности учащихся, не выставлять плохих отметок («отсроченная отметка»). Учитель должен избегать публичного осуждения поступков, травмирующего дет. психику. Большими возможностями, препятствующими 3. п., располагает семья: разумный режим, помощь в выполнении домашних заданий, совместные занятия с детьми
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |