Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрепление




шина. Температуру воды постепенно понижают до 25 "С. Зимой обливание проводят в ванной комнате при температуре в ней не ниже 18 "С. Начиная с 2-летнего возраста, можно проводить местную водную процедуру — обмывание ног (температуру понижают с 35 до 22°С). Эту процедуру лучше проводить перед сном.

Энергетичным закаливающим действием обладают купания в открытых водоёмах, т. к. термич. и механич. раздражение водой сочетается с воздействием воздуха, солнечных лучей и движениями при плавании. Начинать 3. купанием можно с 2 лет. Морские купания рекомендуют начинать с 3 лет.

Нек-рые родители, не удовлетворённые традиц. методами 3., пробуют использовать более своеобразные его формы. Их дети во все времена года ходят в лёгкой одежде и даже босиком; нек-рых детей приобщают к занятиям плаванием с грудного возраста и т. п. Суждения о пользе такого рода 3. противоречивы. Энтузиасты подчёркивают большую пластичность дет. организма, его способность к адаптации. «Консерваторы» предостерегают от возможных отрицат. последствий физиол. стресса. Очевидно, что, обращаясь к экстремальной форме 3., необходимо иметь квалифицированное мед. заключение о её допустимости для ребёнка.

Лите пирина В. П., Закаливание детей, M., 19722; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982е.

И. А. Корниенко.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся, деятельность учителя, направленная на прочное усвоение знаний. Проводится на всех этапах обучения.

В зависимости от класса и специфики уч. материала в одних случаях 3. органически объединяется с изучением нового, в других — приобретает относительно самостоят, значение и требует выделения особого времени. Напр., работа учащихся с геогр. картой в одинаковой мере относится как к изучению нового материала, так и к его 3., тогда как обучение учащихся умениям и навыкам по языку, математике, черчению и др. уч. предметам требует проведения на уроке спец. упражнений. 3. на уроке вторично фиксирует в памяти учащихся изучаемые факты и понятия и тем самым придаёт им большую прочность и осмысленность, проясняет те вопросы и стороны изучаемых явлений, к-рые на первом этапе изучения остались в тени; формирует умения и навыки, к-рые складываются в результате упражнений.

3. условно можно подразделить на след, виды: воспроизводящее 3. (уч-ся вторично осмысливают известный им уч. материал и могут его пересказать, письменно оформить и обобщить); тренировочное 3. (первоначально образовавшиеся умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности); творческое 3. (уч-ся не только воспроизводят и совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых вопросов, по-новому ставят и решают эти вопросы). В нач. школе большую роль играет первичное 3. знаний, к-рое происходит в ходе объяснения нового уч. материала, путём его прямого воспроизведения. В ср. школе этап прямого 3. с форме воспроизведения знаний и действий (упражнений) может быть заменён решением проблемных задач, построенных на изученном материале. К творческому 3. относятся разл. сочинения, изучение критич. лит-ры, справочного и доп. материала, постановка новых опытов и решение новых задач, выполнение таких работ, в к-рых одни явления и события сравниваются с другими, выясняется общее и особенное в этих явлениях и событиях.

' Между указанными видами 3. имеется тесная связь. Как в процессе воспроизводящего и тренировочного 3. развивается творчество учащихся, так и в процессе творческого 3. воспроизводятся и совершенствуются ранее приобретённые знания, умения и навыки.

Наиб, типичными методами и формами 3. являются беседы, лекции обобщающего характера, обзорные доклады, рефераты, сообщения учащихся и др. Самый действенный способ 3. знаний, умений и навыков — их применение в упражнениях, задачах, письм. ответах на вопросы, лабораторных и практич. работах, в трудовой деятельности.

Цели 3. служит повторение, к-рое необходимо для систематизации и обобщения получаемых знаний и умений, а также проверка знаний учителем.

Методика 3. знаний зависит от конкретной задачи урока. Нередко при 3. знаний понижается интерес учащихся к этому виду знаний, т. к. перестаёт действовать новизна изучаемого материала. В этих случаях важно полнее вскрывать практич. значение 3. — расширять творческие моменты, разнообразить методику, раскрывать новые стороны изучаемых явлений 3.

Лит.: Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; Педагогика школы, М., 1978; гл. 6, § 2; С а в и и Н. В., Педагогика, М., 1978, гл. 6, § 5.

ЗАКС Арт Яковлевич [15(27).5.1878, г. Порхов, ныне Псковской обл., — 4.2. 1938, Москва], педагог, методист внешк. работы. После окончания ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (1901) преподавал историю и был воспитателем в Тенишевском уч-ще, в 1907—14 работал в Коммерч. уч-ще в Лесном. Одновременно вёл спец. курс экскурсионного дела в Пед. академии (1908—15) и позднее в Тверской жен. учительской школе им. П. П. Максимовича, где заведовал уч. частью (1915—19). В годы Революции 1905—07 возглавлял комиссию по проведению всеобщей забастовки учителей Петербурга. После Окт. революции работал в Наркомпросе (1919—20); один из организаторов Центр, музейно-экскурсионного ин-та (1921—23), Бюро шк. экскурсий Наркомпроса, Опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса (1923—30), Центр, дет. экскурсионной станции. Директор ин-та методов внешк. работы (1923—31). В нач. 1930-х гг. возглавлял ф-т внешк. образования 2-го МГУ.

Труды 3. способствовали организации школьно-экскурсионной работы в РСФСР. Предложил разнообразные формы переподготовки учителей, в т. ч. 7—12-дневные «экскурсионные конференции», в ходе к-рых организовывались встречи с ведущими педагогами и методистами, читались лекции, проводились показательные экскурсии и обмен опытом.

С о ч.: Ведение экскурсий, в кн.: Шк. экскурсии, их значение и организация, СПБ, 1910; Опытно-показат. экскурсбаза НКП, «На путях к новой школе», 1924, м 10—12; Сел. экскурсбаза Наркомпроса, там же; Шк. экскурсии в Москву, там же; Массовые шк. экскурсии, М., 1926 [ред.].

С. Г. Степанов.

ЗАЛКИНД Арон Борисович [5(17).6.1888, Харьков, — июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. ин-та (1917—20). В 1923—30 преподавал в АКВ и 2-м МГУ.

Первоначально занимался практич. психиатрией и психоневрологией, под влиянием теории 3. Фрейда опубликовал неск. статей в журнале рус. психоаналитиков «Психотерапия». После 1917 пропагандировал идеи психоанализа, пытаясь совместить их с постулатами марксистской науки. Проводя аналогии между основными положениями фрейдизма и широко понимаемой рефлексологии, пытался доказать близость их категориального аппарата и предмета исследования. Подобный вариант эклектич. синтеза разнородных теорий уже в 20-х гг. вызвал резкую критику, в частности, в работах Л. С. Выготского и M. M. Бахтина.

Увлечение фрейдизмом обусловило внимание 3. к проблемам психосексуального развития и полового воспитания. Заложенные им теоретич. основы полового воспитания на долгие годы фактически определили стратегию решения этого вопроса в сов. педагогике. 3. указывал, что хотя сексуальное влечение — неотъемлемая часть жизни человека, оно представляет собой проявление одного из низших пластов личности и не должно отвлекать представителей нового общества от выполнения их социально-ист, миссии. Решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности («сублимации» — по Фрейду). В плане возрастного развития в этой связи повышенное внимание уделял подростковому возрасту, рассматривая его как критический, переходный. Согласно 3., существуют три типа процессов, определяющих кризисный характер подросткового возраста: нарастающие стабилизац. процессы, закрепляющие прежние приобретения организма и делающие их более стабильными; процессы действительно критические — бурно осуществляющиеся изменения; оформление зарождающихся элементов взрослого человека. Эти идеи, в частности, были использованы Л. С. Выготским при создании его периодизации возрастного развития и разработке понятия кризиса» возрастных.

Критикуя большинство современных ему пед. и психол. теорий, к-рые легли в основу биологизаторского направления в педологии, 3. указывал на недопустимость «биол. статизма» в рассмотрении развития ребёнка. Сведение процессов развития к созреванию организма, анализ становления личности в терминах элементарных поведенческих реакций 3. называл зоологич. подходом к детству. В противовес этому представлению акцентировал внимание на внеш. условиях, определяющих развитие; считал, что среда является решающим фактором формирования личности. Это положение легло в основу социогенетич. направления в педологии. Идея 3. о влиянии среды на развитие и поведение ребёнка оказалась весьма продуктивной в решении вопроса о т. н. моральной дефективности. До сер. 20-х гг. к категории морально дефективных относили широкий круг детей, чьё поведение отклонялось от общепринятых норм; наряду с нервными и психически больными детьми морально дефективными считались также беспризорные и педагогически запущенные дети. 3. было показано, что недопустимо подразделять детей на нормальных и морально дефективных, т. к. решающим фактором отклоняющегося поведения в большинстве случаев выступают недостатки среды и воспитания.

3., однако, абсолютизировал влияние среды, расценивая последнюю как фактор, остающийся стабильным и оказывающий неизменное механич. воздействие на протяжении всей жизни. Этот подход вызвал возражения со стороны мн. педагогов и психологов. Однако взгляды 3. находили и значит, поддержку: в 1927 на 1-м Педологич. съезде ему удалось представить теоретич. платформу, к-рая была одобрена как «объединённая платформа», призванная консолидировать сов. педологов. В 1928 была создана Комиссия по планированию исследоват. работы по педологии в РСФСР при Главна-уке Наркомпроса, 3. был назначен её председателем. В том же году 3. стал гл. редактором журн. «Педология». В 1930 по инициативе 3. был проведён съезд по изучению поведения человека; т. о. 3. фактически заявил претензии на роль идеолога всей совокупности наук о человеке. В 1930 Психол. ин-т в Москве был преобразован в Ин-т психологии, педологии и психотехники; на посту его директора 3. сменил Н. К. Корнилова.

В 1936 3. умер от инфаркта на московской улице, возвращаясь с собрания, на к-ром было оглашено пост. ЦК ВКП(б) «О педологич. извращениях в системе наркомпросов ».

Соч.: Очерки культуры революционного времени, М., 1924; Революция и молодежь, М., 1925; Вопросы сов. педагогики, М. — Л19313; Основные вопросы педологии, М., 1930; Половое воспитание. M., 19302; Педологич. основы воспитательной работы с подростковым возрастом, в кн.: Вопросы педологии рабочего подростка, М., 1929; Основные особенности переходного возраста, «Педология», 1930, № 1; Педология дет. и юношеского коммунистич. движения, в кн.: Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2. М., 1930.

Лит.: Эткинд А. М., Обществ, атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х гг., ВП, 1990, № 5.

ЗАЛЬЦМАН (Salzmann) Кристиан Гот-хильф (1.6.1744, Зёммерда, близ Эрфур-та, — 31.10.1811, Шнепфенталь, близ г. Гота), нем. педагог, представитель филантропизма. Учился в Йенском ун-те (1761—64), был священником. С 1781 преподавал религию в филантропине в г. Дессау. С 1784 возглавлял филантропии в поместье Шнепфенталь, получивший при 3. значит, известность (уч. заведение существует и ныне). Ставил целью дать детям — выходцам из бурж. семей — образование, по уровню не уступавшее получаемому аристократами. Стремился сочетать умственное развитие, опиравшееся на изучение предметов реального цикла и новых языков (гл. обр. практика речи и чтение лит-ры), с гимнастикой и занятиями разл. видами ручного труда, к-рые рассматривал как средство укрепления физич. сил и выработки полезных в жизни навыков и умений. Привлёк к преподаванию Б. Г. Благие и И. К. Ф. Гуте Мутса, к-рые здесь разработали свои метод, системы. Среди мн. пед. соч. 3. «Книга о раках...» (1780), критиковавшая прежние системы воспитания, «Книга о муравьях...» (1806), ставшая популярным пособием для неск. поколений герм, учителей. Деятельность 3. способствовала пропаганде демократизации школы, ориентации воспитат. процесса на разностороннее развитие детей.

Соч.: Ausgewählte Schriften, Bd 1 — 2, Langensalza, 1897 —190l2; Pädagogische Weisheiten. Ausgewählt und eingeleitet von H. König, B., 1961. А. И. Пискунов.

ЗАМБИЯ (Zambia), Республика Замбия, гос-во в Центр. Африке. Пл. 752,6 тыс. км2. Нас. 8,4 млн. чел. (1990), гл. обр. народы банту. Офиц. яз. — английский. Столица — г. Лусака.

До провозглашения независимости (1964) действовала ступенчатая система просвещения (8-летней нач. и 6-летней ср. школой) с раздельным обучением афр. и европ. детей. Ср. образование было развито слабо, высш. уч. заведений не было. В 1963 св. 58% нас. в возрасте старше 7 лет было неграмотным. Лишь 1% всего нас. имел законченное нач. образование.

После провозглашения независимости поставлена задача быстрейшего осуществления всеобщего нач. обучения; было упразднено раздельное обучение детей европейцев и африканцев. Частные католич. уч. заведения с 1966 находятся под контролем Мин-ва просвещения. Большинство принадлежавших миссионерам школ в 1968 передано под контроль гос-ва. В 1985 24,3% взрослого нас. было неграмотным.

Современная система образования определяется законом 1966. Руководство уч. заведениями возложено на Мин-во просвещения. Дошк. учреждения для детей 3- 6 лет в 1979 посещало св. 6 тыс. детей. Нач. школа — 7-летняя, обязательна для детей 7—14 лет. Курс обучения делится на 2 ступени: нижнюю (4 года) и верхнюю (3 года). В гор. школах все ученики, окончившие нижнюю ступень, могут продолжать учиться в старших классах, в сел. школах для такого перехода проводятся спец. экзамены. Срок обучения в ср. школе 5 лет (2 года в младшей и 3 года в старшей школе). По окончании младшей школы ученики сдают экзамены на получение соответств. диплома (переходит ок. половины учеников). В 1986/87 уч. г. в нач. школах обучалось ок. 1,358 тыс. уч-ся, или 83% детей соответств. возраста, работало ок. 29 тыс. учителей, в ср. школах обучалось св. 150,3 тыс. уч-ся, работало св. 5,6 тыс. учителей. В ср. школе много иностр. преподавателей.

Проф.-тех. подготовка осуществляется в течение 2—5 лет на базе нач. школы и мл. ступени ср. школы в низших профшколах и ремесл. уч-щах (в 1986/87 уч. г. св. 5,4 тыс. уч-ся в 14 профшколах и ремесл. уч-щах).

В 1965 в Лусаке открыт гос. Ун-т 3., в к-ром в 1989 на 9 ф-тах обучалось св. 4 тыс. студентов. Мед. ф-т был создан с помощью СССР и начал работать в 1969. В г. Китве-Нкана на базе филиала Ун-та 3. в 1988 создан ун-т, в к-ром обучалось св. 500 студентов. Работает ряд ин-тов

и колледжей, к-рые дают неполное высш. образование, в т. ч. Нац. ин-т обществ. управления (осн. в 1963), Техн. колледж (1953), Колледж прикладных ремёсел и коммерции (1963), Колледж по развитию нац. ресурсов — все в Лусаке, С.-х. колледж в г. Монзе (1947), Сев. техн. колледж в Ндоле (1964), Технол. ин-т в Китве-Нкане (1970). Пед. колледжи имеются в гг. Кабве, Касама, Китве-Нкана, Лусака, Ливингстон, Муфулира, Чипата и др. Большинство колледжей было открыто после завоевания независимости. В 1986/87 уч. г. в вузах обучалось св. 9 тыс. студентов, в т. ч. в ун-тах было св. 4,8 тыс. студентов, в вузах неуниверситетского типа — 4,2 тыс.

Подготовка учителей для нач. школ осуществляется в пед. уч-щах на базе младшей ср. школы в течение 3 лет. В 1986/87 уч. г. в 14 пед. уч-щах по подготовке учителей для нач. школ было ок. 4,3 тыс. уч-ся и ок. 400 преподавателей. Учителей для младшей ср. школы готовят на базе полной ср. школы колледжи в течение 2 лет, для полной ср. школы — ун-ты.

Лит.: Республика Замбия, М., 1982; D a tta A., Education and society, N. Y., 1984.

B. 3. Клепиков.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ по учебно-воспитательной работе, в Рос. Федерации должностное лицо администрации школы, ответственное за правильную организацию выполнения уч. планов и программ, качество воспитания школьников.

Должность помощника директора гимназии в России впервые введена в 1828. Он наз. инспектором и избирался из числа старших учителей для наблюдения за порядком в классах и ведения х-ва в пансионах. С 1871 устав гимназии вменял инспектору в обязанность вести уроки.

В соответствии с Уставом единой трудовой школы, утверждённым СНК РСФСР в дек. 1923, в школах с числом групп (позже — классов) не менее 7 была установлена должность зам. зав. школой. С 1934 зам. зав. неполными средними и средними школами стали именовать зав. уч. частью. По Уставу ср. общеобразоват. школы (1970) эта должность стала именоваться 3. д. ш. Он назначался ОНО по представлению директора школы. Со 2-й пол. 80-х гг. 3. д. ш. назначается (в т. ч. на конкурсной основе) директором школы, подотчётен ему и Совету школы. Обычно 3. д. щ. выбирается из числа лучших учителей, имеющих высш. образование и стаж пед. работы не менее 5 лет. В отсутствие директора школы 3. д. ш. исполняет его обязанности.

В адм.-организац. и распорядит. функции 3. д. ш. входят: участие в определении ведущих задач и планировании обра-зоват. процесса; организация распределения пед. нагрузки учителей; участие в подборе и расстановке педагогов и их аттестации; распределение учащихся по классам, группам продлённого дня, факультативам; организация оснащения и оборудования уч. кабинетов, комплектования шк. б-ки и метод, кабинета уч.-метод. и др. лит-рой; составление расписания уроков и др. видов уч. и воспитат. деятельности; упорядочение уч. нагрузки учащихся; организация работы по подготовке и проведению экзаменов.

3. д. ш. осуществляет контроль за выполнением Устава школы, правил внутр. распорядка, объективностью оценки об-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.