КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зардаби
и др. Важно, чтобы младшие школьники не были предоставлены самим себе и не попадали бы под отрицат. влияние детей с уже сложившимися негативными качествами личности. Постоянная связь родителей со школой, консультации при необходимости с мед. работниками помогают распознать отклонения в поведении школьников, обусловленные перегрузкой и утомлением, причинами невроген-ного характера. Третья и четвёртая стадии 3. п. наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Третья стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни дет. коллектива, проявлением асоциальных- тенденций, отклоняющимся поведением. Отд. поступки школьников, связанные с нарушением правил поведения, имеют преим. ситуативный характер, т.е. возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (обида на несправедливость со стороны сверстников и воспитателей, неудачи в деятельности и т. п.). Подростки не только переживают последствия своих действий, но и осознают их отрицат. характер, но ещё не умеют предвидеть нежелат. результаты. При слабости воспитат. мер на четвёртой стадии 3. п. антиобществ, тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности и т. п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления (см. Преступность детская). Часто такое поведение сочетается с искажёнными нравств. представлениями, когда грубость рассматривается как проявление взрослости, хулиганство — как независимость и т. п. Подростки пытаются оправдать свои действия, придать им «ро-мантич. окраску». 3. п. развивается в тех случаях, когда уч-ся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса, школы. Их стремление выглядеть взрослыми, независимыми, пользоваться авторитетом среди сверстников в сочетании с незрелостью суждений приобретает при неправильном пед. руководстве гипертрофированно-уродливые формы. Формализм во внеурочной работе, отсутствие полезного общения в шк. коллективе, непонимание со стороны взрослых, одноклассников толкают учащихся на поиски контактов в уличных стихийных объединениях. Педагогически запущенные подростки особенно восприимчивы к нежелат. влиянию среды, часто подвержены алкоголизму, наркомании и т. п. Разрыв между притязаниями подростка и его реальными возможностями может способствовать возникновению невротич. состояний, осложняющих распознавание причин его поведения. Признаки третьей и четвёртой стадий встречаются и у старших школьников. Их поведение отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными» словами и т. п. Смысл воспитат. работы семьи и школы на этих стадиях заключается в том, чтобы проявить внимание к развитию личности каждого подростка, создать условия, способствующие его потребности в признании коллективом его личностных качеств, раскрытию потенциальных возможностей. Большую роль в этом процессе играют окружающая среда, организация досуга, трудоустройства Зардаби. подростков и молодёжи в их свободное время. В предупреждении и преодолении 3. п. необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков учащихся, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внеш. проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении учащихся. Точный пед. диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику воспитания педагогически запущенных детей, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит, тенденций в его поведении. Квалифицир. помощь учителям и родителям в распознавании 3. п. оказывает психолог в штате школы (см. Психологическая служба в школе). 3. п. в ряде случаев приводит к значит, отставанию в психич. и физич. развитии. Нек-рые педагогически запущенные дети своим поведением напоминают аномальных детей (раздражительные, неуправляемые, конфликтные и т. п.), поэтому родители, педагоги должны уметь отличать 3. п. от задержки в развитии, вызванной заболеваниями. А. С. Белкин. 3. п. у аномальных детей возникает в результате отсутствия или слабости спец. работы по коррекции этих отклонений. 3. п. аномальных детей носит особенно тяжёлый характер, т. к. их возможности взаимодействия с окружающей средой, восприятия воспитат. воздействий, понимания взаимоотношений и поступков людей ограничиваются сенсорными, двигательными и интеллектуальными недостатками. Отклонения, вызванные 3. п. аномальных детей (ошибочные представления, вредные привычки, отрицат. черты поведения и т. п.), приобретают стойкий характер и трудно преодолеваются даже после создания благоприятных условий. Воспитанники спец. уч. заведений также могут стать педагогически запущенными. Напр., у детей, посещающих спец. дет. сады и школы интернатного типа и оторванных от семьи, иногда не складываются отношения взаимопонимания со сверстниками и воспитателями. Если педагоги не сразу обнаруживают сложную ситуацию либо не умеют применить необходимые меры пед. воздействия, создаются условия для 3. п. Успешное преодоление 3. п. зависит от своеврем. распознавания и проведения спец. пед. работы с аномальными детьми. В. И. Лубовский. Лит.: Сухомлинский В. А., Трудные судьбы, М., 1967; Алемаскин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; Кочетов А. И., Мастерство перевоспитания, Минск, 1981; Невский И. А., Трудный успех. М., 1981; Зюбин Л. МУч.-воспитат. работа с трудными учащимися, М.. 1982; Баженов В. Г., Воспитание педагогически запущенных подростков, К1986; Белкин А. С., Знаете ли вы своего ребенка?, М., 1986.
ЗАРДАБИ (псевд.; наст. фам. и имя М с л и к о в Гасанбек Салимбек оглы) [июнь 1842, с. Зардоб, ныне город в Азербайджане, — 15(28). 11.1907, Баку], азерб. просветитель, публицист, педагог. Окончил физ.-матем. ф-т Моск. ун-та (1865). Преподавал естествознание в Бакинском реальном уч-ще (1869—78). Организовал (1872) первое в Закавказье благотворит, об-во для неимущих мусульман, желавших учиться в гос. уч. заведениях, и открыл для них пансион в своём доме (об-во закрылось в 1876). Создал и редактировал газету на родном языке «Экинчи» («Пахарь», 1875—77), в к-рой пропагандировал идеи распространения в народе культуры и просвещения, принципы школьного образования. Публиковал статьи на обществ., науч. и пед. темы в газ. «Каспий» (Баку; в 1903—04 и в 1907 — редактор), «Земледельческая газета» (Петербург), «Новое обозрение» (Тбилиси) и др. Основал просветительское об-во «Ниджат» («Спасение») и об-во по распространению грамотности среди мусульман «Нешр-Маариф» («Распространение просвещения»), действовавшие в 1906—17. Один из организаторов 1-го съезда учителей-мусульман Кавказа (Баку, 1906). Развивая идеи М. Ф. Ахундова, обосновывал необходимость широкого общего образования для детей, создания азерб. школы с преподаванием на родном языке. Разработал первый учебник по естествознанию для азерб. ср. школы «Земля, вода и воздух» (изд. в 1912), в к-ром последовательно излагалось эволюц. учение. Написал «Руководство о сохранности здоровья (Гигиена)» (изд. в 1914). Соч.: на азерб. яз. — Избр. произв., Баку. I960; в рус. пер. — Избр. статьи и письма, в 2 тт., т. 1, Баку, 1962. Лит.: М а м с д о в ТП. Ф., Мировоззрение Г. Зардаби, М., 1960; Г ею III ев 3. Б., Мировоззрение Г. Зардаби, Баку, 1962; С е-идов А. Ю., Просветительно-пед. деятельность Г. Зардаби. СП, 1969, м 6; Антология пед. мысли Азерб. ССР, М., 1989. Г. Ахмедов,
ЗАРЯДКА (утренняя гигиеническая гимнастика), регулярное выполнение комплексов физич. упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения учащихся. 3. после сна повышает функциональную активность разл. органов и приводит ЦНС в деятельное состояние. 3. — одно из ведущих средств уменьшения негативного воздействия гиподинамии (малоподвижности) у детей и подростков. Выработка постоянной привычки к 3. во многом зависит от умения и желания родителей и старших членов семьи личным примером увлечь и заинтересовать ребёнка утренними занятиями физич. культурой, а также от пропаганды физич. воспитания в шк. коллективах. Дети с большим удовольствием занимаются 3. с использованием спец. инвентаря: гим-настич. палки, мяча, скакалки, отягощений разного веса, элементов домашнего спорт, комплекса. Упражнения рекомендуется выполнять в чистой, проветренной комнате (в лёгкой одежде, босиком на коврике) или на открытом воздухе (в спорт, костюме и обуви). Очень важно следить за дыханием: при наклонах — выдох, при выпрямлении — вдох. Во время бега и прыжков дышать необходимо через рот. После 3. полезно принять водные процедуры. 3. целесообразно заниматься в соответствии с комплексами, предлагаемыми
ЗВЯГИНЦЕВ по радио и телевидению, в спорт, прессе, предварительно посоветовавшись с учителем физкультуры в школе, врачом. Родители вместе с детьми, старшеклассники могут самостоятельно составить комплекс. Упражнения должны следовать от простого к сложному, от лёгкого (по нагрузке) к трудному с учётом возрастных, физич. и половых особенностей ребёнка. В каждый комплекс продолжительностью 10—15 мин рекомендуется включить 7—10 упражнений (каждое повторяется 6—8 раз). Желательно, чтобы комплекс выполнялся примерно в течение 10 дней, а потом сменялся. Последовательность упражнений может быть такой: 1 — потягивание с движениями рук (вверх, в стороны, назад); 2 — ходьба на месте и с перемещениями; 3 — круговые движения и махи руками, отведение рук в стороны; 4 — наклоны и повороты туловища; 5 — приседания, выпады, маховые движения ногами; 6 — сгибание и разгибание рук; 7 — повороты, сгибание и разгибание туловища, маховые движения руками и ногами; 8 — сгибание и разгибание ног и туловища в положении лёжа, стоя или сидя; 9 — прыжки, бег; 10 — ходьба с постепенным замедлением. В 3. можно включить неск. упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, формирование осанки. Утреннюю 3. в домашних условиях хорошо дополняет гимнастика перед уч. занятиями в школе, на переменах, включающая простые упражнения, направленные на развитие разл. мышечных групп. Комплекс разучивается на уроках физкультуры, сменять его следует не реже одного раза в месяц, лучше через каждые 2 нед. Продолжительность зарядки 6—7 мин, в младших классах 5—6 мин. Проводить гимнастику желательно на открытом воздухе, а в плохую погоду в коридорах и рекреациях, но не в классных комнатах. У учащихся создаётся хороший эмоциональный настрой, если 3. сопровождается музыкой. Лите б. инструктивно-метод. мат-лов по физич. воспитанию, М., 1984; X p и п-кова А. Г.. Ко лесов Д. В., Гигиена и здоровье, M., 19842; Козлов В. И.. Утренняя зарядка, М., 1985. М — Д. Рипа. 3AXАPEHKO Александр Антонович (р. 2.2.1937, г. Каменка Черкасской обл., Украина), укр. педагог, нар. учитель СССР (1983), ч.-к. АПН СССР (1989). Окончил физ.-матем. ф-т Черкасского пед. ин-та (1959). С 1953 работает учителем, с 1959 преподаёт физику и математику в Сахновской ср. школе (Корсунь-Шевченковский р-н Черкасской обл.), с 1966 её директор. Организатор авторской школы. Уникальный шк. комплекс (уч. корпуса, производств, мастерские, шк. музей, планетарий и обсерватория, плавательный бассейн и стадион) построен по индивидуальным проектам студентов-архитекторов методом нар. стройки силами учащихся, педагогов и родителей при помощи колхоза «Маяк».. 3. — один из пионеров педагогики сотрудничества. Сочетает массовую и индивидуальную работу с учащимися на основе знания каждого школьника и опоры на лучшее в нём. Развивая идею А. С. Макаренко о близких и далёких перспективах, 3. удалось сплотить педагогов, учащихся и родителей в единый коллектив и тем способствовать возрождению бывшего неперспективного села. Трудовое обучение 3. ориентирует на реальные дела учащихся: в шк. цехах по договору с предприятиями изготавливается пром. продукция, шк. столовая снабжается овощами, выращенными детьми; выпускники школы вместе с аттестатом получают права тракториста, шофёра. Для 3. характерны поиск и аккумуляция новых идей в пед. науке и практике. Соч. на укр. яз.: Школа над Росью, К., 1979 (соавт.). Лит.: Ч у б ар Б., Воспитать счастливыми, в кн.: Нар. учитель СССР, М., 1985; Храпов В. Е., Твой лучший учитель, школа!, М.. 1987. В. Е. Храпов.
ЗАЧЁТ, в Рос. Федерации форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся и студентов. Проводится преподавателем как индивидуальное или групповое собеседование, опрос, практич. работа и т. п. В вузах и ср. спец. уч. заведениях организуется после окончания семинарских и практич. занятий по определённому разделу уч. курса, после уч. или производств, практики, а также по выполнении установленной серии лабораторных и расчётно-графич. работ. Сдача всех 3., предусмотренных уч. планом на данный семестр, — обязат. условие для допуска студента или учащегося к экзаменац. сессии. Выполненные к 3. курсовые проекты (работы), отчёты по производств, практике, 3. по дисциплинам, установленным Советом вуза или пед. советом ср. спец. уч. заведения, оцениваются дифференцир. отметкой (вносится во вкладыш к диплому). В остальных случаях знания, умения и навыки студента или учащегося оцениваются единой отметкой «зачтено». В ср. общеобразоват. школе 3. проводится гл. обр. в старших классах, в ПТУ — по общеобразоват. и обществ, дисциплинам. На 3. выносятся крупные темы уч. программы. 3. организуется с целью закрепления и обобщения полученных знаний и уч. навыков с учётом результатов текущего контроля. В вечерней школе 3. — форма текущего контроля и обязателен для учащихся. Перечень 3., требования и рекомендации по подготовке к ним объявляются учащимся заранее. Педагог организует такую подготовку на уроках и спец. консультациях. Эффективность 3. во многом зависит от содержания и характера проверочных вопросов, к-рые целесообразно сформулировать т. о., чтобы учащийся мог в устном ответе продемонстрировать знание осн. законов науки, причинно-следств. связей явлений, умение дать верное изложение конкретной темы. В соответствии со спецификой предмета могут применяться письменные 3. В этом случае широко используются карточки-задания, уч. таблицы с печатной основой и т. п. Лит.: Зачетная система в вечерней школе, под ред. О. Е. Лебедева, М., 1974; Зиновьев С. И., Уч. процесс в сов. высш. школе, M., 19752.
ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич [р. 5(18).!. 1918, с. Новоспасское Тульской обл.], педагог, д. ч. АПН СССР (1971), дер пед. наук (1965), проф. (1967). Окончил биол. ф-т Томского пед. ин-та (1940). С 1937 работал учителем ср. школы, с 1954 в НИИ педагогики АПН (Ленинград), с 1960 в ЛГПИ им. А. И. Герцена (с 1966 проректор). В 1968—81 акад.-секр. Отделения дидактики и частных методик, в 1981—89 вице-през. АПН СССР. Руководит лабораторией экологич. образования НИИ СИМО (с 1972). Разрабатывает дидактич. проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе. В кн. «Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в ср. школе» (1971) выявил типы и динамику связей отд. элементов системы обучения в целостной структуре уч. предмета, показал межпредметные связи курса, раскрыл его воспитывающее воздействие на формирование личности. В его трудах прослежен путь образования и развития системы знаний в области, охватывающей окружающую природу и собств. природу человека. 3. — инициатор и организатор первой исследоват. лаборатории при АПН по пед. проблемам экологич. образования. Его труды «Экология в шк. обучении. Новый аспект образования» (1980), «Экологич. образование школьников» (соавт., 1983) и «Отношение школьников к природе» (соавт., 1988) определили новый взгляд на экологич. образование, обосновали необходимость его междисциплинарной основы. Соч.: Систематизация знаний учащихся по курсу анатомии и физиологии человека, М., 1959; Развитие знаний учащихся об эволюции органич. мира, М.. 1962; Взаимная счязь уч. предметов, М., 1977; Проблемы методов обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1980 (соавт.). ЗВОРЙКИН Борис Сергеевич [р. 12(25). 4.1904, м. Народичи Житомирской обл.], физик-методист, ч.-к. АПН (1950), канд. пед. наук (1963). Окончил техн.-матем. отделение Черкасского ин-та социального воспитания (1931). С 1928 учитель в Винницкой обл. С 1932 преподавал физику в школах Москвы; вёл н.-и, работу в НИИ СИМО (1946—78). Сконструировал оборудование для фронтальных лабораторных занятий, в т. ч. комплекс пособий на одно рабочее место, состоящий из взаимосвязанных деталей и приборов, позволяющих провести св. 60 лабораторных работ по всем разделам курса физики («Фронтальные лабораторные занятия по физике для ср. школы», в соавторстве, 1954). Систематизировав шк. физ. приборы, создал образцовый кабинет физики в школе № 315 г. Москвы. Соч.: Электромагнитные колебания и волны в курсе физики ср. школы, М., 1955; Практикум по электротехнике в ср. школе, М., 1957; Новые шк. приборы по физике и астрономии, М., 1959 (соавт.); Физ. эксперимент в школе..., М., 1964 (соавт.); Уч. оборудование по физике в ср. школе, М., 1973 (соавт.); Демонстрац. опыты по физике в 6—7 кл. ср. школы, Ми974 (соавт.); Методика преподавания физики в ср. школе, М., 1975 (соавт.); Практикум по физике в ср. школе, Ми977 (соавт.). О. И. Голованова. ЗВЯГИНЦЕВ Евгений Алексеевич [25.9(7.10)Д869, Елец, ныне Липецкой обл., — 3.3.1945, Москва], краевед-методист, деятель нар. образования России. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1895). С 1898 зав. отд. нар. образования Курской губ. земской управы; с 1904 работал в Саратовском, в 1907—08 — в Московском уездном земстве. С 1909 ред. отд. учебников в книжном изд-ве И. Д. Сытина. Сотрудничал в журналах «Вестник воспитания», «Нар. учитель», «Для нар. учителя» и др., читал лекции по шк. статистике, краеведению и методике внешк. образования в ун-те Шанявского и на учительских курсах. В 1911 с Н. В. Чеховым выступил на 1-м Общеземском съезде по нар. образованию в защиту прав нар. учителя. После Окт. революции читал лекции в пед. уч. заведениях Москвы, руководил учительскими экскурсиями в Венёве, Угличе, Твери. Автор работ по вопросам педагогики, истории и статистики нар. образования;
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |