Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика Западной цивилизации. В 20 страница




ПООЩРЕНИЕ, вид моральной санкции; положит, воздействие авторитетного лица, к.-л. обществ, органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения. П. выражается в признании (как правило, публичном) заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или улучшением материального положения, называется наградой. Помимо одобрения социальное значение П. определяется тем, что оно обращает внимание др. людей и обществ, мнения на примеры, достойные подражания. Т. о., возникает социально-психол. механизм воспроизведения одобряемых обществом действий и их результатов. Этот процесс имеет 2 негативных момента. Во-первых, сама процедура П. и её положит, следствия могут провоцироваться действиями, к-рые целиком сориентированы на получение П. Внешне положительные, такие действия в нравств. плане являются недостойными. Поэтому с этич. точки зрения П. должно учитывать не только результаты действия, но и его мотивы. Во-вторых, со стороны авторитета П. может использоваться как средство манипулирования поведением людей в форме неявного подкупа, привлечения их на свою сторону и др. Р. Г. Апресян В воспитании П. — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. В практике П. даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. П. вызывает положит, эмоции, способствует формированию чувства собств. достоинства, дисциплинированности, ответственности и др. П. осуществляется в разл. словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др.), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребёнка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретных ситуаций.

П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается, если при вручении подарка подчёркивается, что награда не совсем заслужена или ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки могут перестать вызывать у ребёнка положит, эмоции, поэтому в П. всегда должен быть элемент неожиданности, сюрприза. Нельзя увлекаться материальным выражением П., для ребёнка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважит, отношение к его заслугам. Пед. цели достигает П., заслуженное ребёнком, его физич. и нравств. усилием, вызывающим удовлетворение и желание сделать ещё лучше. Наступает нравств. саморегуляция, когда человек уже критически оценивает свою деятельность, возможности. На базе уже имеющихся моральных качеств формируются новые.

В воспитании педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей особую роль играет авансированное П., когда поощряется ещё не сам поступок, а его мотив или только начатое дело, не сформированные окончательно положит, качества личности и т. д. В этих случаях важно оказать воспитаннику доверие, стимулировать его желание выполнить общественно полезное дело хорошо, заставить поверить его в свои силы и возможности. Так, напр., иногда ученику ставят неск. завышенную оценку за знания, но тем самым стимулируют дальнейшие успехи. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, см. Опека и попечительство.

ПОПОВ Павел Иванович [30.11(12.12). 1881, с. Безобразово, ныне Сычёвский р-н Смоленской обл., — 24.3.1969, Москва], астроном, методист по астрономии, проф. (1935). Окончил Моск. ун-т (1907). В 1908—18 преподавал физику, ма"гема-тику и космографию в коммерч. и реальном уч-щах Москвы. С 1918 работал в системе Наркомпроса и одновременно (с 1922) преподавал физику в разл. вузах Москвы. С 1934 в МГПИ (декан физ.-мат. ф-та, проректор, ректор; в 1937—58 зав. каф. астрономии). Пред. (1934—60) уч.-метод, секции Центр, совета Всес. астрономо-геодезич. об-ва. Автор учебников и уч. пособий для ср. и высш. школы, наибольшую известность из к-рых получили «Астрономия» для пед. ин-тов (1940, 19675, соавт.), первый отеч. «Практикум по астрономии в пед. ин-тах» (1947, соавт.) и «Таблицы по астрономии» (1953, 19703).

Соч: Юный астроном, М.-Л., 1926; Естествознание как основа мировоззрения, М., 1927 (соавт.); Физ.-техн. основы нар. х-ва, М., 1927 (соавт.); Астрономия, М., 1931 (соавт.); Курс астрономии, ч. 1—2, М., 1934 (соавт.); Общедоступная практич. астрономия, М. -Л., 1946; Астрономия. Учебник для геогр. ф-тов [пед. ин-тов], М., 1959.

Лит.: Да га ев М. М., П. И. Попов, «Земля и вселенная», 1969, №4; Марлен-ский А. Д., П. И. Попов, «Астрономич. календарь.1970», в 73, М., 1969, Луцкий В. К., История астрономич. обществ, орг-ций в СССР, М., 1982. Е. К. Страут.

ПОПОВА Надежда Ивановна (12.10.1877, Москва, — нач. 1950-х гг., там же), педагог, канд. пед. наук (1935), доцент (1934). Пед. деятельность начала учителем Моск. гор. нач. уч-ща (1894). По окончании ист. отделения Высш. жен. курсов в Москве (1899) преподавала в нач. школе (до 1917), зав. 2-й Опытной школой им. К. А. Тимирязева МОНО (1919—27), чл. комиссии Наркомпроса по составлению программ (1927—30). Вела преподавательскую деятельность в Центр, ин-те повышения квалификации работников нар. образования (1931—32), в Гор. пед. ин-те (1932—40) и науч. исследовательскую в НИИ нач. школы (1937—38), в НИИ теории и истории педагогики (1944—48).

До 1917 в организованном ею «Кружке моек. гор. учительниц» разработала ориг. программу нач. обучения, в к-рой стремилась реализовать в единстве принципы трудовой школы и комплексной системы. Программа П. строилась на идеях интеграции отд. направлений нач. образования. Как предмет выделялся лишь курс «мироведения», способствующий формированию целостного мировоззрения на основе активно-деятель-ностного подхода. Концепция школы, программы и метод, рекомендации обобщены П. в кн. «Четыре года преподавания в нач. школе» (1919).

Активно участвовала в учительском обществ, движении, отстаивала проф. интересы педагогов. В 1905—07 и в 1917 пред. Моск. бюро ВУСа, один из организаторов всеобщей забастовки моек, учительства (дек. 1917 — янв. 1918). Выступала против насаждения в школе клас-сово-парт. идеологии. В 1919 на базе 2-й Опытной школы МОНО создала «Школу жизни» — тип. шк. общины, в к-рой стержнем уч.-воспитат. деятельности являлись трудовое воспитание, взаимодействие с окружающей жизнью, исследоват. методы и игровые формы в обучении. Уч. процесс строился на методе проектов. Программа летних занятий предусматривала с.-х. опытниче-ство и осмысление мира природы. В городе П. организовала уч. заведение, позднее названное «Школой полного дня». О пед. эффективности методики П. свидетельствовала подготовленная учащимися кн. «Как мы живём и работаем в нашей "Школе жизни"» (1925). Свой опыт П. обобщила в кн. «Школа жизни» (19253) и «Метод проектов и школа жизни» (1926). Составила программы для 1- 2-й групп нач. школы (1927).

В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений разрабатывала вопросы методики преподавания географии на основе краеведч. материала, отражённые в уч. и метод, лит-ре: «География в нач. школе» (1933, соавт.), «Учебник географии» для 3—4-х кл. (1935), «Метод, пособие для учителей нач. школы» (раздел географии, 1938). В 40-х гг. подготовила на большом фактич.

материале работы (остались в рукописях) по истории отеч. школы и педагогики [«Из истории с.-х. труда в нач. школе», «Очерки теории и практики передовой рус. педагогики (1900—1917)», «Опытно-показательные школы НКП РСФСР»], где отразила стремление рос. педагогов создать новую трудовую школу, основанную на принципах свободного развития детей, стимулирующую их творческую активность.

Соч.: К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; От нашего края в широкий мир, M., 19283 (соавт., ред.); Методы трудовой школы, М., 1929; О планировании шк. работы, М., 1929; Материал к программе нулевых групп школы I ступени, М., 1930 (соавт.); Как живет и изменяется наша земля, M., 19312.

Лит.: Меньшикова Е. А., «Школа жизни» Н. И. Поповой, НШ, 1990, № 2; Богуславский М. В., Соловьев В. А., «Школа жизни» Поповой, «Магистр», 1992, № 6. М. В. Богуславский

ПОРИЦАНИЕ, вид негативной санкции, выражающейся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, к-рые т. о. признаются морально недопустимыми. Способы выражения П. различны — от мимич. реакции и вербальной оценки до негодования. Чрезмерное (нарушающее эквивалентность воздаяния) или спровоцированное гордыней того, кто высказывает осуждение, П. может стать источником несправедливости, фактором ущемления достоинства человека. В воспитат. практике злоупотребление П., выражение П. за поступок, мотивы и обстоятельства к-рого не вполне понятны, чревато разрушением воспитат. взаимодействия и подавлением личности ребёнка. Между тем известные моральные заповеди прощения обид и воздержания от осуждения призывают к состраданию и уважению к провинившимся. Р. Г. Апресян.

ПОРТУГАЛИЯ (Portugal), Португальская Республика, гос-во на Ю.-З. Европы. Пл. 92,1 тыс. км2. Нас. св. 9,82 млн. чел. (1993), в т. ч. 99% — португальцы. Гос. язык — португальский. Столица — Лиссабон.

Первые школы (монастырские и епископские) появились в 10—12 вв. В 1288 король Диниш учредил ун-т, к-рый начал работу в 1290 в Коимбре, но неоднократно переводился в Лиссабон и обратно. С 1290 офиц. языком гос-ва утверждён португальский; на нём развивалась самобытная худож. и науч. лит-ра. В эпоху Возрождения стали открываться гор. школы, в т. ч. профессиональные. Принц Энрике (Генрих Мореплаватель) основал (1530) в Сагрише гос. навигационную школу, мн. выпускники к-рой приняли участие в мор. экспедициях эпохи Великих геогр. открытий и в создании португ. колоний.

Во 2-й пол. 16 в. П. стала одним из центров Контрреформации в Зап. Европе; в стране была введена инквизиция. Образование оказалось монополизированным иезуитами, открывшими свои коллегии в Коимбре (1555), Эворе (1559) и др. Число нач. школ оставалось крайне

незначительным, а круг уч. занятий в них — ограниченным.

Под влиянием идей франц. Просвещения при поддержке фактич. правителя П. маркиза де Помбала (премьер-мин, в 1750—77) в 1772 сформирована система гос. и общинных общеобразоват. школ (всего ок. 800), охватившая все адм. единицы страны и инспектировавшаяся гос. чиновниками. Открылись новые проф. уч. заведения: коммерч. (1759, Лиссабон), навигац. (1764, Порту) и др.; в ун-те Коимбры основаны ф-ты естеств. наук и математики. В кон. 18 в. открыты первые жен. уч. заведения.

После Португ. революции 1820 предпринята попытка радикальной реформы: в 1844 установлена обязательность обучения детей в течение 2—3 лет, однако соответствующий закон не выполнялся.

Во 2-й пол. 19 в. появились первые нац. труды по педагогике (Ж. А. Куэлью и др.); по нек-рым предметам были созданы шк. учебники на пед. принципах, но П. в целом оказалась в стороне от ведущих тенденций в развитии образования в Европе.

После провозглашения П. республикой (1910) число нач. школ было увеличено; появились дошк. учреждения, гл. обр. частные; впервые регулярный характер стала приобретать подготовка учителей, в т. ч. для ср. школ. Открылись (1911) ун-ты в Лиссабоне и Порту. Созданы пед. колледжи, при ун-тах Коимбры и Лиссабона, а также высш. нормальные школы в Лиссабоне и Порту. В 1913 учреждено Мин-во просвещения. Однако с установлением фаш. диктатуры А. Салазара высш. нормальные школы преобразованы в учительские, уровень образования в них снижен; пед. колледжи распущены. В 1930 открылся первый в П. техн. ун-т в Лиссабоне.

С сер. 60-х гг. введено обязат. обучение детей 6—12 лет, предполагавшее 2 цикла подготовки: элементарный (4 года) и т. н. продвинутый (2 года). Полное ср. образование (на базе 4-летнего нач. обучения) продолжалось 7 лет. В 1867 вместо продвинутого цикла введён подготовительный средний. Нач. проф. уч. заведения (на базе 6-летнего курса общеобразоват. школы) были, по существу, тупиковыми. В нач. 70-х гг. св. V3 взрослого населения было неграмотным.

В 1973 принят закон о реорганизации системы образования, введении обязат. 8-летнего шк. обучения. Он остался нереализованным в осн. части, но было открыто неск. новых ун-тов. После «Революции гвоздик» (1974) расширены возможности получения общего и проф. образования. Заметно выросла сеть высших и средних (в т. ч. проф.) уч. заведений.

В 1982 были внесены поправки в Конституцию, предусматривающие бесплатность общего базового ' образования. Декларировалось стремление гос-ва к бесплатности образования на всех его ступенях. В 1986 принят Закон об основах образования, подтвердивший этот курс пр-ва П. В 80-х гг. П. вышла на

завершающую стадию в достижении полной грамотности населения.

Общее руководство системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования; на него возложен контроль за работой частных школ и вузов.

Современная система образования охватывает учреждения дошк. воспитания, базовые и полные средние общеобразоват. школы, проф. и высшие уч. заведения.

Дошкольное воспитание не рассматривается как обязательное, но общедоступно и бесплатно в соответствующих муниципальных учреждениях, гл. обр. дет. садах для воспитанников от 3 до 5—6 лет. В нач. 90-х гг. в дет. садах воспитывалось ок. 70 тыс. детей, в т. ч. ок. 40% в частных.

Общее образование подразделяется на базовое и полное среднее. Базовое образование обязательно для детей в возрасте 6—15 лет и в гос. и муниципальных школах носит светский характер; возможно факультативное изучение религии и религ. морали. В базовое образование входят нач. обучение (4 года), подготовительный (2 года) и общий унифицированный (3 года) курсы. Уч. план нач. школы включает португ. яз., арифметику, изучение окружающей среды, худож. воспитание, физкультуру и др. На подготовит, ступени (5—6-й год обучения) в уч. план включаются дополнительно обществоведение, история, иностр. яз., курс естеств. наук, математика, ручной труд и др. Общий унифициров. курс представляет собой первую ступень полного ср. образования (суммарная продолжительность 12 лет). В рамках общего унифициров. курса изучаются как самостоят, предметы биология, физика и химия, история, лит-ра и др., а также предметы практич. и худож. циклов. С 10-го года обучения (т. н. дополнит, курс) возможно изучение предметов по выбору. На завершающем году обучения проводится фуркация по профилям: предуниверситетскому (до 6 соответствующих уч. предметов) и предпрофессиональному (ок. 30 спец. предметов). В 1993 насчитывалось 11,7 тыс. нач. школ (926 тыс. учащихся и 71 тыс. учителей), св. 1300 ср. школ (815 тыс. учащихся и 64 тыс. учителей).

Профессиональное образование учащиеся получают в основном после окончания базовой школы в соответствующих уч-щах и школах (до 3 лет обучения). Одновременно с профессией изучаются общеобразоват. предметы по курсу унифициров. шк. подготовки (факультативно). Имеются начальные проф. уч. заведения (1 год обучения) без общеобразоват. подготовки. В 1992/93 уч. г. насчитывалось св. 200 проф. уч. заведений, в к-рых получали подготовку ок. 85 тыс. чел.

Высшее образование дают ун-ты, ин-ты и колледжи. Срок обучения в них от 4 до 7 лет. Среди более чем 250 вузов — 14 ун-тов, в т. ч. старейшие в Лиссабоне (в 1992 св. 17 тыс. студентов; 5

ф-тов) и Коимбре (13 тыс., 7 ф-тов). К крупнейшим вузам относятся гос. ун-ты в Порту (18 тыс.), Технический в Лиссабоне (14 тыс.) и частный Католич. ун-т Португалии в Лиссабоне (осн. в 1968; св. 7 тыс.). В 1992/93 уч. г. в вузах обучалось 214 тыс. студентов. Среди частных вузов: Высший ин-т прикладной психологии (1981), Высший ин-т языков и управления (1962). Поступление в вуз с нач. 90-х гг. возможно для выпускников полной ср. школы после сдачи нац. экзамена и дополнит. экзаменов по определению вуза.

Образование взрослых. В 1976 начата кампания по ликвидации неграмотности. Эту работу возглавил нац. совет по вопросам образования взрослых и ликвидации неграмотности. В 80-х — нач. 90-х гг. действовало ок. 2 тыс. курсов для взрослых. Лица старше 25 лет, не окончившие ср. школы, могут продолжать получение общего образования по вечерней и заочной системе, в т. ч. в Открытом ун-те (1988).

Подготовка учителей нач. школ осуществляется в пед. уч-щах, работающих на базе полной ср. школы (срок обучения 3 года). Учителя для подготовит, цикла готовятся в высших уч. заведениях: пед. (самостоятельных или работающих в составе политехн. ин-тов), музыкальных и др.; для полной ср. школы — в ун-тах.

Педагогические исследования сосредоточены в основном в ун-тах: в Лиссабонском (на ф-те психологии и педагогики) и в университете Авейру (осн. в 1973; на отделении педагогики).

Г. Ф. Ткач.

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652 — 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. в подмосковном селе. Отец — из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрёл землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.

П. получил традиц. древнерус. книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. наследие П. отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. — анализ всех сторон рус. действительности и предложения по её исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности рус. старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. о реформе образования в России. Они изложены в трёх посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).

П. видел причину церк. раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчёркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. постоянными.

П. пришёл к мысли о принудительном просвещении всего рус. народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства. Под просвещением П. понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.

П. был далёк от идеи осуществлять нач. образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец даёт разъяснения и наставления и в спец. книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твёрдо).

В обращении к светским властям П. подчёркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос. делах. В то же время подчёркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян: их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав, языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. речи) и продавать её «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. книги, в т. ч. философские сочинения.

Особо тщательно П. продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоучёных» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется». Академию П. представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. полагал устроить грамматич. школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители

должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.

П. считал, что в этих образоват. учреждениях следует изучать не только христ. вероисповедания, но и др. мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. о., становлению рационалистич. подхода.

В рассуждениях П. о воспитании детей прослеживаются черты православной пед. традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».

С о ч.: Завещание отеческое, СПБ, 1893; Зеркало очевидное, Казань, 1895—1900; Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. Публ. В. И. Срезневского, СПБ, 1900; «Книга о скудости и богатстве» и др. сочинения. [Послесл.] и коммент. Б. Б. Кафен-гауза, М., 1951.

Лит. — БрикнерА. Г., Мнения Посошкова, М., 1879; Ц аре вс кий А. Л., Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова со стороны их религ. характера и историко-лит. значения, М., 1883; Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897; Б с л я с в И. С., Крестьянин-писатель начала XVIII в. И. Т. Посошков. Его жизнь и деятельность, М., 1902; Каптерев П. Ф., История рус. педагогии, СПБ, 1909; Lewitter L. R., Ivan Tikhonovich Pososh-kov (1652—1726) and «The Spirit of Capitalism», «Slavonic and East European Review», 1973, v. 51, № 125. O. E. Кошелева.

 

ПОТЁМКИН Владимир Петрович [7(19). 10.1874, Тверь, — 23.2.1946, Москва], историк и дипломат, организатор нар. образования, акад. АН СССР (1943), акад. АПН РСФСР (1944), дер ист. наук, проф. (1940).

Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та в 1898. Ученик В. И. Виноградова и В. И. Герье. Оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию на кафедре всеобщей истории. Преподавал (с 1899) в моек, гимназиях, Екатерининском жен. ун-те. Участвовал в работе Пед. об-ва при Моск. ун-те. Из-за участия в марксистском кружке П. была запрещена (1904) преподавательская деятельность в уч. заведениях Моск. уч. округа; занимался частной пед. практикой. В 1905 преподавал в частной гимназии в Екате-ринославе (ныне Днепропетровск). После возвращения в Москву преподавал франц. яз. и законоведение в частных уч.

заведениях. Участвовал в работе Об-ва распространения техн. знаний и его разл. комиссий, составлял программы для чтения по всеобщей истории; публиковал свои статьи в пособиях для домашнего чтения по истории.

С февр. 1917 работал в отделе нар. образования Моск. земской управы; в ноябре — стал членом Гос. комиссии по просвещению. Участвовал в разработке положения о Единой трудовой школе. В 1918—19 в Наркомпросе РСФСР, чл. коллегии отдела школ и нач. отдела съездов (под руководством П. было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников нар. образования, сыгравших важную роль в строительстве новой школы). В годы Гражд. войны — в Красной Армии; был членом Реввоенсовета армии на Зап. и Юж. фронтах. В 1921—1 1 возглавлял Одесское губоно. В 1922 ред. серии кн. «Опыт и проблемы социального воспитания в очерках и монографиях». С 1922 на дипломатич. работе: полпред СССР в Греции (1929—32), Италии (1932—34), Франции (1934—37), в 1937- 40 первый зам. наркома иностр. дел СССР. С 1940 нарком просвещения РСФСР. Участвовал в создании АПН РСФСР (с 1944 её президент).

Под руководством П. Наркомпрос РСФСР проводил работу по сохранению шк. сети и контингентов учащихся в годы Вел. Отеч. войны, развитию школ рабочей и сел. молодёжи, созданию учебников для общеобразоват. школ. При участии П. в школах были введены выпускные экзамены в 4-х и 7-х кл., экзамены на аттестат зрелости, установлены награды золотыми и серебряными медалями. П. был организатором периодически проводимых совещаний «Пед. чтения». Осн. труды по истории Франции, англ, рабочему движению, вопросам междунар. отношений. Гл. ред. и один из авторов 3-томной «Истории дипломатии» (1941—45), за к-рую удостоен Гос. пр. СССР (1942,1945). Соч.: Статьи и речи по вопросам нар. образования, М. -Л., 1947 (библ.).

Лит.: Жуковский Н., На дипломатич. посту, М., 1973. С. Г. Степанов.

ПОТРЕБНОСТИ, внутр. состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности.

В первичных биол. формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чём-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Для человека нужда — это объективная необходимость, к-рая может быть неосознаваемой. Напр., новорождённый объективно нуждается во взрослом человеке, но субъективно он этого не осознаёт, не чувствует, не переживает. Только на 3-м мес жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психич. состояние — П. в общении. Эта П. в дальнейшем распространяется и на др. людей, развивается в любовь к близким, дружбу и т. д. Подрастающий человек начинает осознавать своё отношение к окружающим — П. в

общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях. Возникновение П. побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения, П. становятся внутр. побудителями деятельности — мотивами.

Органич. П. (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Большинство П. животных имеет форму инстинктов, в к-рых от рождения зафиксированы не только свойства соответствующих потребности предметов, но и осн. последовательность поведенч. актов, необходимых для овладения ими. П. человека принципиально отличаются от П. животных. В ходе ист. развития П. меняются предметы и способы их удовлетворения. У человека органич. П. не определяют формы его жизнедеятельности, а напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности. В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его П. Общественно-личный характер П. человека выражается в том, что для удовлетворения П., имеющих внешне личный характер (напр., П. в пище), используются результаты обществ, разделения труда и исторически сложившиеся приёмы. П. человека выражают не столько его личные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к к-рой человек принадлежит.

П. человека формируются в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь перестаёт являться простой добычей, т.е. иметь лишь биол. смысл (быть пищей). С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собств. П., к-рые являются продуктом ист. развития. Поэтому у человека процесс удовлетворения П. выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определённой обществ, развитием.

Характерная особенность П. человека

- их фактич. ненасыщаемость; нельзя удовлетворить к.-л. П. раз и навсегда. Будучи удовлетворённой, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать всё новые предметы материальной и духовной культуры. Обществ, произ-во материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие обществ. П., к-рые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир обществ, отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества. Потенциальная возможность безграничного расширения круга П. ставит вопрос о разумности тех или иных П. Разумными следует считать П., реализация к-рых ведёт к более полному и всестороннему развитию личности, к увеличению вклада личности в общество, культуру, общение с др. людьми. Полное удовлетворение П. -одно из важнейших условий всестороннего развития личности, но оно не является единств, условием. При отсутствии др.

формирующих условий (и среди них в первую очередь труда) возможность легко удовлетворять свои П. часто ведёт к деградации личности. Паразитич. П., не регулируемые трудом, могут стать источником антиобщественного и противоправного поведения.

П. человека формируются в онтогенезе на основе врождённых предпосылок и необходимости в тех или иных формах активности. Обязат. условие формирования П. в той или иной деятельности — опыт этой деятельности, к-рая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации др. П.

Психолого-пед. воздействие на формирование П. может быть эффективным на стадии, когда зарождающиеся П. имеют форму познават. интереса к соответствующей деятельности. Интерес может изменяться по мере опыта деятельности: он либо гаснет, либо перерастает в устойчивую П. Последнее зависит от того, какими эмоциями — положительными или отрицательными — сопровождается деятельность. Правильно организуя деятельность детей и её эмоциональное подкрепление, можно стимулировать развитие у них творческих П. и препятствовать укоренению нездоровых П. Можно также воздействовать на направленность поведения в конкретной ситуации, актуализируя в ней социально одобряемые П. Залогом успешности воздействия во всех случаях выступает правильное понимание П., реально движущих конкретным человеком.

П. человека не являются неизменными. В число осн. задач воспитания входит не только обеспечение полного удовлетворения растущих П., но и в не меньшей степени — изменение самих П., их возвышение. Направление этого возвышения — сдвиг П. с потребления на созидание, не имеющее границ. П. человека в свободной созидательной и преобразовательной деятельности — признак его зрелости и духовного богатства, условие развития его личности, гармонии в отношениях личности и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.