Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежные педагогические энциклопедии и словари 6 страница




Евр. население России формировалось с позднего средневековья. После разделов Польши (1772, 1793, 1795) б. ч. евреев Речи Посполитой (в т. ч. св. 600 тыс. евреев с терр. совр. Украины, Белоруссии, Литвы) оказались на терр. Рос. империи. В 1787 подданными стали ок. 5 тыс. евреев (крымчаков и караимов) бывшего Крымского ханства. В кон. 18 в. в рос. подданство из Черкесии перешло неск. сотен адыгоязычных евреев, принадлежавших к исчезнувшей субэтнич. группе мамшуков, потомков древнего населения Зап. Кавказа.

В 19 в. евр. население империи увеличилось после присоединения Бессарабии (1812; ок. 20 тыс. ашкеназов и сефардов), Вост. Кавказа (1801—28; ок. 7 тыс. горских евреев и неск. тысяч груз, евреев), Ср. Азии (1864—84; ок. 10 тыс. бухарских евреев). Рос. империя стала местом обитания самой многочисл. евр. общины мира (к 1914 - более половины евреев мира).

Большинство евреев жили в сел. местности и в небольших городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, посреднической деятельностью между городом и деревней. Держались обособленно, управлялись общинными (кагальными) орг-циями. Традиц. система образования оставалась для них единственно возможной и охватывала практически всё муж. население, девочки получали домашнее воспитание, зависившее от возможностей семьи.

В 18—19 вв. отношение офиц. властей России к евреям как иноверцам было крайне противоречивым. С1791 осуществлялась гос. политика, направленная на ограничение ареала проживания. Сложилось понятие т. н. черты еврейской оседлости. Евреям разрешалось жить только внутри черты оседлости, выезд из неё, даже временный, был осложнён. В её окончат, границы (1835) входили рос. губернии: Ковенская, Сувалкская, Виленская, Витебская (в т. ч. Севеж-ский, Невельской уезды, ныне на терр. Псковской обл.; Велижский уезд, ныне

на терр. Смоленской обл.), Могилёвская (в т. ч. части Мстиславльского и Оршанского уездов, ныне на терр. Смоленской обл.), Минская, Гродненская, Волынская, Киевская, Черниговская (в т. ч. Суражский, Молинский, Новозыбков-ский и Стародубский уезды, ныне на терр. Брянской обл.), Полтавская, Ека-теринославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская, а также 9 губерний Царства Польского. Из черты оседлости исключались Киев, Николаев, Ялта и Севастополь.

Офиц. политика в 19 в. преследовала цель приобщить евреев к христ. просвещению, внедрить в евр. среду рос. общее образование, к-рое рассматривалось как переходная ступень к христианизации. Положение о евреях 1804 провозгласило свободный доступ евреев в рос. нар. уч-ща, гимназии и ун-ты. Но оторванность евреев от общей рос. жизни, ограничение прав и прямые гонения, определявшиеся тем же «Положением», привели к тому, что евреи в массе не проявили доверия к рос. общеобразоват. школе. На практике офиц. властями чинились препятствия евреям, желавшим воспользоваться правом обучения в унтах, если они не были готовы сменить религию.

С 20-х гг. 19 в. по отношению к евреям стали применяться дискриминац. меры. Среди них: рекрутский набор евр. детей в школы кантонистов с последующим отбыванием воинской повинности (1827—56); цензура ввозимых и печатаемых в России евр. книг (с 1826), полиц. надзор (с 1844) за кагальными органами. По инициативе С. С. Уварова предпринята попытка реформировать традиц. образование евреев. В 1844 по проекту раввина М. Лилиенталя и др. учреждены т. н. казённые евр. уч-ща 2 разрядов и раввинские школы, по группе общеобразоват. предметов сближаемые, соответственно, с рос. приходскими и уездными уч-щами и гимназиями. В казённых уч-щах преподавались Пятикнижие, учение Маймонида и др. религ. предметы, нравств.-дидактич. курс «Жизнь человека» (все по учебникам, сост. Л. И. Мандельштамом, первым евреем, окончившим Моск. ун-т), рус. и нем. языки, арифметика и др. До 1864 языком обучения был немецкий (рассматривался как лит. форма идиша), впоследствии - русский. Казённые уч-ща (св. 100; существовали до 1873) не привлекали евр. молодёжь.

При Александре II евреям разрешено (с 1859) обучать детей закону веры по собств. усмотрению (т.е. фактически легализованы хедеры); введена обязательность шк. обучения для детей евреев-купцов и почётных граждан. В кон. 1861 разл. льготы предоставлены евреям, окончившим гимназии и вузы. Сторонником подобных либер. мер выступал Н. И. Пирогов, знавший нужды евреев как попечитель уч. округов.

В 19 в. образовалась прослойка евр. предпринимателей и аристократов (но-

таблей), в их числе династии Гинцбургов, Поляковых и др. Росло-число представителей интеллигенции, в т. ч. технич. Под председательством барона Е. Г. Гинц-бурга осн. Об-во ипя распространения просвещения ме»^} евреями России (ОПЕ; 1863—1929); оно привлекло мн. представителей евр. интеллигенции, сформировало фонды для финансирования школ, стипендий, издания уч. литры. С. П. Поляковым и др. осн. Об-во ремесл. и земледельч. труда (ОРТ; 1880; впоследствии всемирная евр. просветит, и благотворит, орг-ция), к-рое открывало проф. уч. заведения. Создавались частные евр. гимназии и прогимназии, в т. ч. женские. В уч. заведениях МНП к 1886 получали образование св. 35 тыс. евреев. В 1899 в черте оседлости было св. 640 евр. школ: св. 390 частных, св. 180 общинных и 113 гос. (евр. уч-ща нового типа, с 1875). В них обучалось всего св. 50 тыс. чел., в т. ч. 16 тыс. девочек.

Мн. евреи стали отказываться от архаич. форм нац. и религ. традиций и стремились в светские уч. заведения. Это привело к кризису прежней системы евр. религ. образования. В деятельности частных уч. заведений проявлялись разл. концепции нац. образования, возникшие в евр. среде: сионистские (развитие нац. сознания как базы для создания на земле Израиля нац. гос-ва), идишистские (освоение и развитие нац. культуры на разговорном яз.), светские (развитие гл. обр. проф. и частных уч. заведений). Стремление евреев к обучению в рос. ср. и высших уч. заведениях вызвало офиц. ограничит, контрмеры. В 1887 впервые оформлена т. н. процентная норма евреев в числе учащихся общедоступных уч. заведений: 10% в черте оседлости; 5% во внутр. губерниях; 3% в столицах. Эти меры привели к сокращению числа евреев среди учащихся ср. уч. заведений (12,5% в 1882 и 6,8% в 1902), способствовали, с одной стороны, росту антисемитизма среди учащихся и пед. персонала и, с другой - повышению образоват. конкурентоспособности евр. молодёжи.

До 1917 число евреев, усвоивших рус. культуру, оставалось небольшим. Практически всё муж. евр. население было охвачено хедером и талмуд-торой.

Временное пр-во отменило все ограничит, меры по образованию евреев. Но в обстановке рев. лет 1917—18 мн. евр. уч. заведения (уч-ща при ОПЕ, Петерб. курсы востоковедения, осн. в 1908) закрылись из-за недостатка средств.

После советского «Декрета о свободе совести и религ. объединениях» (1918) деятельность ашкеназской системы образования перешла в разряд официально несанкционированной. В 1919 циркулярами Евр. комиссариата Наркомнаца ликвидированы евр. общинные заведения, в т. ч. образовательные; преподавание иврита запрещено.

В первые годы сов. власти идиш был провозглашён «языком евр. нар. масс». В РСФСР создавались евр. школы 1-й (большинство) и 2-й ступеней ев 360 в 1923/24, ев 1 тыс в 1928/29 уч г., они охватывали ок 17% евр детей (11 тыс чел) В школах 2-й ступени наряду с языком и курсом лит-ры на идиш в рамках курсов истории и обществоведения давались сведения по истории евреев В условиях всеобуча (с 1930) большинство евр детей получало образование на рус яз К 1939 школы с преподаванием на идише остались только в Евр авт области В Дагестане школы с преподаванием на татском яз действовали до кон 40-х гг Образование для евреев стало массовым на всех уровнях

Потерявшие 2,5 млн чел в результате истребления фаш оккупантами сов евреи после кампании «борьбы с космополитизмом» (1948—49) полностью лишились к -л форм нац образования С кон 40-х гг началось негласное восстановление дискриминац практики в отношении евреев в области высш образования Тем не менее евреи занимали первое место среди национальностей СССР по уровню образования По переписи 1970, почти 100% взрослых евреев РСФСР имели образование выше среднего, 39,9% - полное или неполное высш образование Доля студентов-евреев уменьшалась (напр, в Москве с 3,16% в 1970 до 1,8% в 1979, в Молдавии с 6,4% в 1960 до 2,2% в 1985), доля аспирантов-евреев по СССР сократилась с 5,3% в 1960 до 2,9% в 1975

Еще в «оттепель» сер 50-х - нач 60-х гг открылась при моек хоральной синагоге иешива «Кол-Яааков» («Глас Иакова», 1957) Вскоре началось неподконтрольное властям движение под сионистским лозунгом свободы репатриации в Израиль Возникла сеть неформальных кружков (для взрослых) по изучению иврита (ульпанов), евр истории и культуры С сер 70-х гг создавались несанкционированные официально просветит кружки для детей Активисты неформального евр образования подвергались преследованиям Большая часть учившихся в этих группах эмигрировала в Израиль

Подавляющее большинство евр детей в Рос Федерации учится в общеобразо-ват гос или частных школах С кон 80-х гг предпринимаются попытки создания собственно евр общеобразоват светских и религ школ, прежде всего как воскресных В 1993 общее число воскресных школ в России ок 150, дневных общеобразовательных - ок 20 Уч пособия по иудаике на рус яз доставляются из Израиля В С -Петербурге с 1992 издается журн «Евр школа» (на рус яз) Существуют курсы обучения ивриту, в т ч летние Большая их часть входит в систему Евр агентства, междунар орг-ции, стимулирующей «алию» - выезд евреев на ист родину Значит часть учеников евр школ имеет эмиграционную установку

В кон 80-х гг возникли и евр высшие уч заведения негосударственные - Петерб евр ун-т (1989), Евр ун-т в

Москве (1991) и др, Гос евр академия им Маймонида в Москве (1991) Специализации по иудаике открыты на курсах и т и в Ин-те стран Азии и Африки при МГУ, Рос гуманитарном ун-те Общее кол-во студентов в 1994 ок 450 чел, они готовятся по профилям педагогика, журналистика, филология, история, философия Работает неск иешив, примыкающих к разл течениям иудаизма В РФ на идише издаются журнал и газета, на татском яз - газета

Лит M a p с к II С, Очерки по истории просвещения евреев в России, M, 1909, Познере В, Евреи в общей школе СПБ 1914, С о б к и и В, Евр школы в Москве, «Вестник Евр ун-та в Москве», 1993, № 3, Checinski M, Soviel jews and higher educa-tion, «Soviel Jewish Affairs», 1973, № 2, H a l e v у Z, Jewish umversily sludienls and Professionals m Tsansl and Soviel Russia, Tel Aviv 1976, Allshuler M, Soviel jewry smce Ihe Second World War Populalion and social slructure, № V, 1987, G 11 e l m a n Z A Century of ambivalence The jews of Russia and Ihe Soviel Union, 1881 to the presenl, № V, 1988

M А Членов.

Корейцы (ев 107 тыс чел, 1989) Первые группы корейских переселенцев появились на рос Д Востоке в 60-х гг 19 в в результате иммиграции, вызванной аннексионистской политикой Японии Первые кор школы (до 20 учащихся в каждой) открылись в нач 20 в Наиб крупная школа работала с 1911 во Владивостоке Значит роль в распространении кор школ сыграли просветители Ли Дон Хван С'—1928), Ли Джун и др К 1917 действовало ев 180 нач школ, содержавшихся на средства кор населения (ев 5,7 тыс учащихся, ев 250 учителей) Более 2,5 тыс корейцев училось в рус миссионерских и церк -приходских школах

После установления сов власти (1922) стали организовываться гос школы К 1925 в Дальневост крае насчитывалось ев 150 школ с обучением на кор яз (10,5 тыс учащихся), в т ч неск 7-летних (ок 1 тыс учащихся), 9-летняя (осн в 1924 во Владивостоке) В начале введения всеобщего нач обучения (1931/32 уч г.) действовало 380 кор школ, в т ч ев 350 школ I ступени (ев 28 тыс учащихся), 4 школы II ступени (700 учащихся), 21 ШКМ, 4 школы ФЗУ Значит вклад в строительство сов кор школы внесли учителя II Ф Ни, Г В Ким, Хан Чан Гер и др В 30-х гг изданы первые ориг книги для нач обучения корейцев, переведены на кор яз осн стабильные учебники ср школы СССР Кадры для школ готовили кор пед техникумы в Николь-ске-Уссурийском (с 1924) и в пос Посьет (1930), Кор пед ин-т во Владивостоке (1931, 4 ф-та, ев 700 студентов ежегодно) Корейцы получали высш образование на спец отделениях Дальневост ун-та, Воет ин-та (Владивосток) и в др вузах

Осенью 1937 последовала противоправная форсированная депортация кор населения из Дальневост края в республики Ср Азии и Казахстан В новых местах проживания открывались кор школы и классы только в Казахстане ок 10 тыс. корейцев училось в 87 школах, в т ч в 54 корейских Намечалась организованная подготовка пед кадров, однако воссозданные в 1938 Кор пед ин-т в Кзыл-Орде и пед уч-ще в Казалинске вскоре были переведены на обучение на рус яз

В СССР сформировалась кор интеллигенция, для к-рой рус яз стал основным В 60—80-х гг корейцы вернулись на рос Д Восток, компактные поселения появились в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Сев Осетии и др В кон 80-х гг осн Междунар кор центр в Москве, Ассоциация корейцев в России и др нац -культурные объединения Возобновлено изучение кор яз как родного в школах Сахалинской обл (к 1997 ев 500 уч-ся), созданы ок 50 классов (при школах), групп, в т ч воскресных, для изучающих кор яз в Приморском и Хабаровском краях, в Нальчике, Моздоке, Пятигорске, Санкт-Петербурге и др В Москве работают школы рус -кор (на базе общеобразовательной), кор языка Ассоциацией преподавателей кор яз (с 1991) разработаны примерные программы изучения языка и нац культуры

Лит Аносов С Д, Корейцы в Уссурийском крае, Хабаровск, 1928, Ким Сын X в а, Очерки по истории сов корейцев, А -А, 1965, Джарылгасинова P III, Осн тенденции этнич процессов у корейцев Ср Азии и Казахстана, в кн Этнич процессы у нац групп Ср Азии и Казахстана, M, 1980, X а и Б И, Пед проблемы обучения кор населения (на материалах Казах ССР), А -А, 1981 (Автореф дисс) Г Ким.

Немцы (842 тыс чел в 1989) - гл обр потомки выходцев с герм земель Значит число немцев поступало на рус службу с кон 17 в, они образовали крупную слободу в Москве В нач 18 в мн семьи нем купцов, лекарей, военных обосновались в Петербурге Нем население пополнилось с присоединением к рос гос-ву в нач 18 в терр Прибалтики После 1763 приглашенные Екатериной II в Россию нем переселенцы образовали многочисл колонии на слабо освоенных землях в Поволжье и Новороссии, в 1-й четв 19 в подобные поселения появились и на Кавказе, а в кон века - на Юж Урале, Алтае, в Сибири Поданным всерос переписи 1897, насчитывалось ев 1,7 млн чел, родным языком к-рых указан немецкий К 1939 в РСФСР проживало ев 860 тыс немцев, компактно гл обр в АССР немцев Поволжья (осн в 1924, в 1918—24 Трудовая коммуна, ок 380 тыс - ев 66% ее населения), Омской обл, Крымской АССР, Ставропольском и Краснодарском краях В авг 1941 АССР немцев Поволжья упразднена Немцы из европ регионов РСФСР депортированы в Сибирь и Казахстан, где они до 1955 находились в условиях т и спецпоселения Перепись 1979 зарегистрировала в СССР ев 1936 тыс немцев, вт ч в РСФСР -ев 790 тыс (большинство - в Зап Сибири) С нач 90-х гг численность немцев снижается в результате выезда мн семей в Германию Одно-врем происходит миграция немцев в Рос-

сию с терр. быв. республик СССР, гл. обр. из Ср. Азии.

Первые нем. школы появились в Москве в нач. 17 в. при лютеранских церквах. В Петербурге нем. религ. общинами были осн. крупные общеобразовательные Петершуле (1710) и Анненшуле (1736). Моск. и петербр. нем. уч-ща и школы в 19 в. превратились в многоуровневые уч заведения, сохранявшие нац. специфику, но развивавшиеся в русле рос. классич. и реального образования. В нем. поселениях формировался колонистский тип школы, близкий герм, приходской, с конфессиональными различиями, характерными для нем. общин - менонитских в Новороссии и протестантских в Поволжье. В центр уч. программ были поставлены закон Божий, чтение и счёт. Учебники для школ создавались рос. немцами. В 1822 учреждены школы повышенного типа (центральные), в обязанности к-рых включена подготовка учителей. Большинство выпускников колонистских школ владело только чтением; лишь немногие осваивали навыки свободного письма. Уже в 40-х гг. 19 в. школы в нем. колониях перешли на 7—8-летний срок обучения. В 70-х гг. 19 в. стали открываться частные школы, в т. ч. - в центрах нек-рых провинц. губерний с нем. населением - гимназии и реальные уч-ща. В 1881 ок. 550 нем. гор. и колонистских школ и т. п. передано в ведение МНП. В уч. программы включены обя-зат. рус. яз., рос. история и география. В кон. 19 в. в нем. колониях появились земские школы. Закон Божий, родной яз. и лит-ра преподавались в них на немецком, др. предметы - на русском яз. Наиб, число нем. школ действовало в губерниях: Таврической (св. 140), Самарской (св. 110), Херсонской (св. 90), Екатерино-славской (св. 80), Саратовской (св. 60). По переписи 1897, немцы занимали первое место среди народов рос. империи во уровню грамотности на родном яз. Значит, часть нем. населения относила себя к грамотным и на рус. языке.

После 1905 развёрнута реформа колонистской школы. Языком преподавания для большинства предметов утверждался немецкий. Только рос. история и география изучались на русском. Освоение рус яз. начиналось с 3-го класса. К 1909 св. 40% нем. школ относились к группе земских. В колониях появились проф. уч. заведения с обучением на нем. яз. Развитие школы для рос. немцев подорвано в 1914—15 дискриминационными по отношению к нем. населению мерами пр-ва.

Нем. общеобразоват. школа воссоздана в 20-е гг., наиб, широко - в АССР немцев Поволжья. К 1937 здесь из 440 школ 1-й и 2-й ступени св. 240 были немецкими и ок. 30 - смешанными (всего св. 17 тыс. учащихся). В столице АССР г. Энгельс издавались осн. тиражи нем. шк. учебников, распространявшиеся и в др. регионах СССР. Авторами учебников по родному яз. и лит-ре выступали как педагоги из рос. немцев

(К. Фишер, Г. Шнитке и др.), так и эмигранты-антифашисты из Германии. В Энгельсе работали пед. (дневной и вечерний), учит., с.-х. ин-ты; пед., муз., с.-х., индустр. и др. техникумы. Появились нем. дошк. учреждения. С распространением всеобуча (сер. 30-х гг.) в общем числе школ доля немецких снижалась; преподавание на родном яз. стало сокращаться. В условиях спецпоселения создание нем. школ и т. п. не допускалось; даже общение на родном яз. вне семьи считалось предосудительным.

После 1955 организация шк. обучения нем. детей рассматривалась в контексте сложившейся практики национальных школ РСФСР, для к-рых перспективной задачей считалось образование на рус. яз., а родной яз. был основным для учащихся только на нач. ступени. Это не соответствовало интересам немцев, с детства практически хорошо владевших русским и стремившихся именно к овладению родным языком как к фактору нац. самоидентификации. Положение осложнялось отрывом рос. немцев от их прародины и тем, что по лексич. составу их язык в 19—20 вв. стал во многом отличаться от литературного немецкого В 60—70-х гг. были разработаны программы для изучения немецкого как родного в условиях рос. школы, созданы учебники, вт. ч. по курсу нем. лит-ры. В Новосибирском и Омском пед. ин-тах, Славгородском пед. училище (Алт. край) началась подготовка учителей для работы с нем. учащимися.

В кон. 80-х гг. оформились нац.-куль-турные организации рос немцев. При поддержке пр-в России и Германии в нач. 90-х гг. реализуется неск. проектов развития сети образоват. учреждений с изучением нем. яз. как родного или с углубленным изучением на нём ряда предметов. Изданы соотв. уч. программы, учебники и пособия, в т. ч. по истории рос. немцев. Разработана (1994) Федеральная программа развития образования рос. немцев. Для поддержки шк. обучения немцев создан фонд «Бильдунг». В 1997 немецкий как родной изучался (с 1-го по 11-й класс) в школах нац. районов (созданы в 1990—91) Алтайского края (св. 3 тыс. учащихся) и Омской обл. (св. 2 тыс. учащихся), а также Башкирии, Хакасии, Красноярского края, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областей. В нек-рых регионах школьники имеют возможность изучать отд. предметы базового образования на нем. языке.

А С Майер, Г В Перфилова, И Б. Томан

Поляки (ок. 95 тыс. чел., 1989). Традиционно самые крупные центры расселения поляков - Москва (10 тыс.) и С.-Петербург (9 тыс.), а также Смоленск, Волгоград, Самара, Пятигорск, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Калининград; в Сибири проживает ок. 28 тыс. поляков (Иркутск, Томск, Новосибирск, Красноярск и др.). Говорят на разл. диалектах польск. яз. или же на польском, подвергшемся сильному влиянию рус. яз. или его наречий.

Расселение поляков в России - результат ист. событий, связанных с судьбами Речи Посполитой (см. ст. Польша) и территорий Прибалтики, восточнослав. земель и др., где поляки были пришлым народом. Сведения о численности поляков в России в 19 в. противоречивы из-за несовершенства учёта этнич. данных. Считается, что к 1917 на терр. Рос. империи вне Царства Польского проживало св. 3 млн. поляков (ок. 15% их мировой численности). В состав этой группы рос. населения входили потомки поляков - участников нац. восстаний 1794, 1830- 1831, 1863—64, сосланных царскими властями в Сибирь, выходцы из шляхетских и др. семей, осевших в рос. столицах в 19 в., беженцы из Царства Польского, солдаты-поляки рус. армии и др. Поляки занимали одно из ведущих мест по грамотности на родном и рус. языках.

В 1936—41 из ряда областей УССР и БССР, в т. ч. из вошедших в 1939 в состав СССР, в сев. и вост. регионы были насильственно депортированы св. 1 млн. поляков. О численности польск. населения РСФСР 30—40-х гг. может свидетельствовать тот факт, что в 1945—59 с терр. Сибири, Урала, Архангельской и Вологодской областей и Коми АССР в Польшу выехало св. 2 млн. чел. Численность поляков в Рос. Федерации имеет тенденцию к уменьшению.

В кон. 18 в. польск. уч. заведения находились в ведении Эдукационной комиссии или приказов обществ, презрения. В 1800 они стали реорганизовываться по общерос. образцу. Вне Царства Польского осн. часть поляков проживала на терр. Виленской, Гродненской, Витебской, Мо-гилёвской, Минской, Волынской, Киевской, Подольской губерний, составивших Виленский уч. округ (1804). После учреждения МНП и уч. округов во главе Ви-ленского уч. округа был поставлен кн. А. Чарторыский, что позволило полякам сохранить и развивать свои уч. заведения, в т. ч. конфессиональные, управление к-рыми было отнесено к компетенции Виленского ун-та и окружного правления. Общее образование поляки получали в 5 губ. гимназиях (6-классных), ок. 40 уездных (3-классных) уч-щах (11 из них финансировались за счёт обращения доходов ордена иезуитов), гор. и сел приходских уч-щах. Центром ср. и высшего образования поляков был Креме-нецкий лицей (см. в ст. Лицеи). После передачи финансирования гимназий и школ приказам обществ, призрения (1820) уровень уч. работы большинства уч. заведений снизился. В зап. губерниях стали открываться конфессиональные школы пиаров, доминиканцев и др. орденов.

После увольнения кн. Чарторыского (1824) уч. заведения Виленского округа были перераспределены между другими, в т. ч. между вновь созданными Белорусским (1829; губернии Могилёвская и Витебская, с 1831 - Минская), Харьковским (1831, губернии Подольская и Волынская), округами. Усилились тен-

денции к унификации уч. заведений с общероссийскими. С 30-х гг. польск. яз. для преподавания то запрещался, то вновь разрешался в зависимости от полит, колебаний во взаимоотношениях царской власти и польск. населения.

После Польск. восстания 1831 образован Киевский уч. округ (1833; губернии Киевская, Волынская, Подольская, Черниговская), к-рый управлялся местным губернатором. В 1833 решением кабинета министров полякам было разрешено обучаться в моек, и петерб. ун-тах (по представлению губ. властей). В Вилен-ской, Гродненской, Минской губерниях и Белорус, уч. округе действовало 7 гимназий, 12 уездных уч-щ, а также приходские уч-ща. В 1836 прекращено преподавание польск. яз. в Гл. пед. ин-те в Петербурге, готовившем учителей для зап. губерний. Во 2-й пол. 30-х гг. учителя польск. яз. исключены из штатов уч. заведений 9 губерний. Уч. заведения для поляков стали приобретать сословный характер: открылись кадетский корпус в Полоцке, благородные пансионы в Вильне, Гродно и др.; в 1838 открыт Виленский дворянский ин-т, в 1835 - Киевская гимназия с конвиктом (интернатом), неск. жен. пансионов (гл. обр. в центрах зап. губерний). К сер. 19 в. польск. юношество обучалось гл. обр. в правительств, уч. заведениях (только в Виленском уч. округе из 4,6 тыс. учащихся - св. 4 тыс. детей дворян). Польск. яз. преподавался лишь в нек-рых частных уч. заведениях; в кон. 50-х гг. он разрешён и в нек-рых государственных, но после восстания 1863—64 запрещён. Мн. гимназии с польск. учащимися закрыты, часть из них переведена в ранг прогимназий; уездные уч-ща из 3-классных преобразованы в 2-классные (без польск. яз.). При нар. уч-щах, в к-рых занимались поляки, открыты смены для девочек. В 60—80-х гг. 19 в. были популярны «Букварь для деревенских ребят» («Elementarz dla chlopcow wiejskich») и «Букварь для девушек» («Elementarz dla dziewozat»). В Сибири и др. местах поселений сосланных участников восстаний польск. яз. в уч. заведениях не преподавался. Лишь в кон. 19 в. стали использоваться «Самоучитель польск. языка для взрослых», составленный Д. Сеслав (СПБ, 1899- 1903), «Новый и полный самоучитель польск. языка» Л. Горбачевского (СПБ, 18983). По переписи 1897, процент грамотных среди говорящих на польск. яз. составлял: среди мужчин 33,5%, женщин 29,4%. В этих условиях возможность освоения поляками-учащимися нац. культуры сохранялась только в частных уч. заведениях, но их открытие разрешалось только в зап. губерниях.

В 1905 специальным указом было разрешено в школах преподавание на родном языке. С этого времени получило развитие образование поляков на родном языке и в рос. столицах. В Москве и

С.-Петербурге созданы частные польск. школы, в т. ч. при костёлах, и кружки польск. языка.

С 1918 создавались сов. школы с обучением на польск. яз. В Укр. и Белорус, союзных республиках в 20-х гг. были образованы нац. районы с польск. населением, в к-рых открывались начальные, а в 30-х гг. и ср. школы. В целом по СССР материал об их деятельности изучен недостаточно. Выходили и учебники на польск. яз.

Проблема польск. школ в России остро проявилась в период Великой Отеч. войны. Для беженцев и переселенцев с Украины, из Белоруссии, а также из др. регионов, оказавшихся в зоне фаш. оккупации, организовывались общеобразо-ват. школы (первые в Тобольске и Тюмени в 1942). К февр. 1943 в РСФСР действовало 29 школ, в т. ч. в Коми АССР - 19, Красноярском крае - 5, Якут. АССР - 2 и по одной в Чуваш. АССР, Иркутской и Свердловской областях. На первом этапе организац. структура общеобразоват. польск. школы предусматривала 2 ступени - начальную и семилетнюю. За основу был принят уч. план нерусской сов. школы, утверждённый НКП РСФСР на 1942/43 уч. г. с включением в него географии и истории Польши. Шк. документация велась на польск. яз. В течение 1944 польск. школы открылись в Алтайском крае (29 школ и 12 польск. классов при рус. школах; св. 1830 учащихся), в Кировской обл. обучалось 148 детей. В 1945 в Ставропольском крае было 15 школ (св. 400 учащихся). В сер. 1944 в России действовали только 2 польск. ср. школы. До 1945 были открыты ещё 2 школы (работали кратковременно). Всего на 1 июля 1945 на терр. СССР в 215 польск. школах обучалось св. 17 тыс. учащихся, а на 1 янв. 1946 в 248 школах - 18,6 тыс. учащихся. Осн. контингент польск. школьников в СССР составляли учащиеся нач. классов; в ст. классах ср. школ училось св. 140 чел. Одновременно на терр. СССР существовали 16 интернатов (св. 1 тыс. учащихся), в т. ч. в РСФСР —12 интернатов. Полного всеобуча достичь не удавалось. Из-за нехватки пед. кадров часто к пед. деятельности привлекались недавние выпускники неполных ср. школ, а также лица без пед. образования. К сер. 1944 эта проблема была решена. В нек-рых регионах РСФСР, напр, в Ульяновской обл., Башк. АССР, на одного учителя приходилось 25 учащихся, в Алтайском крае - 18. В 1944/45 уч. г. на польск. яз. в 1-м кл. отводилось 306 уч. ч, во 2-м - св. 360, в 3-м - св. 230, в 4-м - ок. 200; на историю Польши в 3-м кл. - 34 ч, в 4-м - 66 ч; на географию Польши в 3-м кл. - 17 ч, в 4-м - 66 ч. На терр. РСФСР работали также 51 польск. дет. сад (св. 2 тыс. воспитанников), а также польск. дет. дома, число к-рых росло (в 1943 - 14, св. 950 чел.). В годы Вел. Отеч. войны разработаны уч.

программы по польск. яз., истории и географии Польши; подготовлены 14 учебников для нач. школ, в т. ч. 9 оригинальных, а остальные как переводы русских. К 1946 издано 29 учебников, уч. пособий и программ общим тиражом св. 122 тыс. экз.

В Рос. Федерации польск. стационарные уч. заведения организованы с нач. 90-х гг. В Москве в Уч.-вос-питат. комплексе на базе ср. школы № 1650 работают 7 воскресных групп (100 учащихся). В большинстве городов, в составе населения к-рых имеются поляки, организуется изучение польск. яз. как иностранного. В С.-Петербурге, Казани, Самаре, Пятигорске, Иркутской обл. и др. часть уч. групп работает в составе уч. заведений, часть - при религ. общинах. Большинство учащихся (в т. ч. взрослых) проходит курс нач. обучения. Изучение польск. яз. в уч. заведениях Рос. Федерации ведётся с помощью учебников и прописей X. Метеры, изданных в Польше для поляков за рубежом (M e t с г. а Н., Czytam ро polsku, Lublin, 1990; с ё ж е, Pokochaj polska mowe, Lublin, 1992; с ё ж е, Pisz§ ро polsku, ч. 1—2; «Mysl§ i pisze», ч. l—2 ). Как правило, в уч. заведениях преподают энтузиасты-поляки, к-рые имеют возможность повысить свою квалификацию на курсах, организуемых польск. землячеством в Москве.

Лит.: Кёппен П. И., Девятая ревизия, СПБ, 1857; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности Мин-ва нар. просвещения: 1802—1902, СПБ, 1902; II и p и м к у-л о в Ш. Д., Польск. школы и дет. учреждения в СССР (1941—46), Таш., 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.