Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И эксплуатации транспорта 2 страница




Между нарушением правил и преступными последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Состав преступления материальный. Преступление окончено, когда наступили названные в законе последствия. Поскольку комментируемая статья не предусматривает в качестве последствий причинение вреда здоровью человека, наступление такового в этом случае образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и ст. 109 либо 118 УК.

5. Субъект нарушения ветеринарных правил - вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста. Им могут быть как должностные, так и иные лица, обязанные соблюдать эти правила: работники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ; владельцы животных; водители транспортных средств, следующие через карантинную территорию; перегонщики скота и др.

6. С субъективной стороны преступление в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, нарушая ветеринарные правила, не предвидит возможности распространения эпизоотии либо наступления иных тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления названных в законе последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

7. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет непосредственным объектом общественные отношения в сфере охраны флоры и обеспечения экологической безопасности.

8. Предмет преступления - растения, т.е. лесные насаждения, посевы, деревья в садах, огородная растительность, травы, кустарники и т.д.

Правовую базу борьбы с болезнями и вредителями растений составляют международные конвенции, ратифицированные в свое время СССР, к которым присоединилась Россия (например, Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. <1>); Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (в ред. от 18.07.2011) <2>; соответствующие положения ЛК; указанное выше Постановление Правительства РФ "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" и др.

--------------------------------

<1> Ведомости СССР. 1960. N 27. Ст. 246; N 43. Ст. 396.

<2> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3008; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; РГ. 2011. N 160.

 

9. С объективной стороны нарушение указанных правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами (например, использование для посева семян, зараженных болезнями), так и в бездействии (например, непринятие мер по истреблению вредителей леса - дубового или сибирского шелкопряда). Нарушением правил будет и несоблюдение условий, порядка и допустимых пределов применения специальных средств (ядохимикатов, специальной техники).

10. Обязательный признак состава преступления - последствия в виде причинения по неосторожности тяжких последствий. К ним по смыслу закона относятся: массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитоотия); полное или частичное вынужденное уничтожение либо гибель большого количества сельскохозяйственных культур (например, виноградника, пораженного филлоксерой); гибель или порча семенного или элитного фонда, значительных площадей посевов; уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса; гибель животных, птиц, других элементов природы.

Между нарушением правил и этими последствиями должна быть установлена причинная связь.

11. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий.

При причинении вреда здоровью человека вопрос решается так же, как при применении ч. 1 комментируемой статьи.

12. Субъект преступления - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо. Им могут быть как должностные лица федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, так и иные лица, обязанные соблюдать указанные правила.

13. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично содержанию вины при нарушении ветеринарных правил.

14. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет сходство с деяниями, предусмотренными ст. ст. 10.1, 10.2, 10.3, 10.6, 10.8 КоАП. Во всех названных административных правонарушениях отсутствуют последствия либо они не относятся к тяжким. Для квалификации по комментируемой статье установление тяжких последствий обязательно.

 

Статья 250. Загрязнение вод

 

Комментарий к статье 250

 

1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, - общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования вод. Дополнительным, непосредственным объектом выступают отношения по охране жизни и здоровья человека (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи).

Предмет преступления - поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения.

Сравнительный анализ комментируемой статьи и ст. 252 УК позволяет сделать вывод, что воды внутренних морей и территориальные воды РФ не являются предметом рассматриваемого преступления.

Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.д.), также не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния могут быть квалифицированы по ст. ст. 143, 236, 281 и статьям гл. 16 УК.

Отношения по охране вод регулируются Законом об охране окружающей среды, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, ВК; иными федеральными законами; законами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, которые должны применяться в соответствии с ВК. Например, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (в ред. от 25.06.2012) <1>; Гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод; Санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.5.980-00), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 <2>; Санитарными правилами и нормами охраны подземных вод от загрязнения (СанПиН 2.1.5.1059-01), утвержденными Главным санитарным врачом РФ 16.07.2001 <3>; Санитарно-эпидемиологическими правилами (СП 3.4.2318-08), утвержденными Главным санитарным врачом РФ 22.01.2008 N 3 (в ред. от 25.04.2008) <4>, СанПин 2.1.4.2580-10 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству вод централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.02.2010 N 10 <5>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028; 2003. N 33. Ст. 3269; 2006. N 8. Ст. 920; N 23. Ст. 2501; 2012. N 27. Ст. 3745.

<2> Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора. 2001. N 2.

<3> РГ. 2001. 5 сент.

<4> РГ. 2008. 16 апр.; БНА. 2008. N 24.

<5> БНА. 2010. N 14.

 

Конкретные нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов загрязняющих веществ в водоемы утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

За пределами допустимых уровней загрязнение становится опасным и влечет уголовную либо административную ответственность (ст. ст. 8.13 - 8.16 КоАП).

Объективную сторону преступления образует загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств.

Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают их использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Засорение - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих питьевое использование водных объектов.

Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК).

Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств.

Источники загрязнения водоема и вид загрязнения значения не имеют: промышленное, коммунальное, бытовое, сельскохозяйственное, диффузное, т.е. через поверхность земли и воздух.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК) может быть результатом нарушения не только правил водопользования (например, эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств), но и иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования (в частности, транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов).

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 250 УК только в случае, когда содеянным причинен существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

При определении степени загрязнения, засорения или истощения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативные акты.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 <1>, а также Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) <2>.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 6. Ст. 330; СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2772. Указанный Порядок утратил силу в части, касающейся разработки и утверждения лимитов на размещение отходов. См. также: Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (в ред. от 22.12.2010) // БНА. 2010. N 17; 2011. N 8.

<2> СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; 2005. N 39. Ст. 3953.

 

Вид загрязняющего вещества значения не имеет: сточные воды, отбросы, отходы, горюче-смазочные материалы, химические вещества, мусор, смеси и т.п. Радиоактивные вещества также могут служить средством загрязнения воды. При этом если в действиях виновного имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК, содеянное образует совокупность преступлений и подлежит квалификации по комментируемой статье и ст. 236 УК.

Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. В частности, следует учитывать: количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы); экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект и т.п.); стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении по соответствующим таксам; площадь распространения загрязняющих веществ.

Так, существенный вред сельскому хозяйству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание лесов, повреждение береговых насаждений, мест выпаса для скота.

Последствия преступления охватывают и вред, причиненный диким или домашним водоплавающим, пушным зверям, гибель кормовых запасов, мест обитания животных, нерестилищ, зимовальных ям, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы и утрата ею значения продукта питания.

Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь.

3. Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления преступных последствий.

4. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие указанные функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление (рядовые работники, граждане).

С субъективной стороны преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Лицо осознает общественную опасность совершаемого действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность совершаемого действия (бездействия), предвидит возможность наступления таких последствий, не желает, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо предвидит эти последствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

5. Квалифицирующими признаками к ч. 2 комментируемой статьи названы: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под вредом здоровью понимается расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности, причинение одному либо нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда. О понятии массовой гибели животных и зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. коммент. к ст. 247. Понятия заповедника и заказника изложены при рассмотрении ст. 262 УК.

Говоря в ч. 2 комментируемой статьи о "тех же деяниях", законодатель, на наш взгляд, имеет в виду действия (бездействие), а не весь состав преступления, предусмотренный ч. 1 этой статьи. Исходя из этого загрязнение, засорение, истощение, иное изменение природных свойств вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, имеет материальный состав и окончено с момента наступления такого вреда.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав. Преступление окончено с момента их совершения.

6. С субъективной стороны эти преступления также могут быть умышленными и неосторожными.

7. Особо квалифицирующий признак ч. 3 комментируемой статьи: причинение по неосторожности смерти человека (одного или нескольких) в результате деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 этой статьи.

8. Комментируемая статья конкурирует со ст. ст. 8.13, 8.14 КоАП.

9. Составы административных проступков, состоящих в загрязнении вод, по признакам объективной стороны сходны с формулировками, используемыми в комментируемой статье. Однако все они сконструированы как формальные и предусматривают ответственность за деяния, которые могут повлечь последствия в виде загрязнения, засорения или истощения вод.

В ч. 5 ст. 8.13 КоАП предусматривается ответственность за загрязнение ледников, снежников, ледяного покрова водных объектов и т.д. Причем само загрязнение здесь - деяние, оконченное с момента его совершения, тогда как в комментируемой статье - это деяние, влекущее указанные выше последствия. Норма ч. 2 комментируемой статьи отличается от проступка местом совершения правонарушения: она предусматривает ответственность за загрязнение вод в заповеднике, заказнике, зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, тогда как в ст. ст. 8.13 и 8.14 КоАП место совершения проступка не названо.

 

Статья 251. Загрязнение атмосферы

 

Комментарий к статье 251

 

1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, - общественные отношения в сфере экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферы. Дополнительный непосредственный объект (ч. ч. 2 и 3 этой статьи) - отношения по охране жизни и здоровья человека.

Предмет преступления - атмосфера. Отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Законом об охране окружающей среды, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. от 25.06.2012) <1> и другими нормативными правовыми актами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446.

 

2. С объективной стороны преступление характеризуется нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушением эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ - это выход, утечка в атмосферу загрязняющих веществ от источника загрязнения в нарушение действующих правил.

Под нарушением правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов понимается неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенной для очистки и контроля выбросов в атмосферу, либо эксплуатация таких неисправных объектов, когда они не обеспечивают соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Типичными нарушениями правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов являются превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов физических воздействий; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством РФ.

Последствия преступления - загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Загрязнение - это поступление в воздух или образование в нем загрязняющих веществ (сажи, пыли, газов, кислот, иных химических веществ) в концентрациях, превышающих установленные санитарным и экологическим законодательством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Иное изменение природных свойств воздуха - это порожденное физическим, химическим, биологическим, радиационным воздействием на него изменение качества атмосферного воздуха в результате совершения указанных в законе действий, также превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду, т.е. превышение допустимых воздействий шума, вибрации, ионизирующего излучения, изменение электромагнитных, тепловых свойств воздуха.

Между нарушением и преступным последствием должна быть установлена причинная связь.

3. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

4. Субъект преступления - специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов или допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

5. С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Содержание вины при этом аналогично ее содержанию в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 250 УК.

6. Квалифицирующий признак (ч. 2 комментируемой статьи) - причинение по неосторожности вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. ст. 246, 247, 250).

7. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак - причинение по неосторожности смерти человеку.

Между нарушением правил и наступившими последствиями, указанными в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить причинную связь.

Вина в преступлениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, по отношению к причинению вреда здоровью или смерти человека может быть только неосторожной. Содержание ее аналогично содержанию вины в преступлении, предусмотренном ч. 3 этой статьи.

8. Комментируемая статья конкурирует со ст. ст. 8.21, 8.22, 8.23 КоАП.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, считается оконченным, если произошло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Аналогичные последствия предусмотрены и в названных статьях КоАП. Исключением является ч. 3 ст. 8.21 КоАП, где говорится о нарушениях, которые могут привести к загрязнению воздуха. Таким образом, буквальное толкование комментируемой статьи и названных статей КоАП не позволяет разграничить преступление и проступок. Кроме того, в комментируемой статье имеет место тавтология: нарушение правил выброса загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение воздуха (т.е. загрязнение с нарушением правил влечет загрязнение). Такой же недостаток был свойствен и ст. 223 УК РСФСР. Чтобы разграничить каким-то образом проступок и преступление, Пленум ВС СССР в п. 4 Постановления от 07.07.1983 N 4 <1> указывал, что уголовная ответственность за загрязнение воздуха наступает лишь в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей. Иными словами, преступным могло быть не само загрязнение или иное изменение свойств воздуха, а лишь такое, которое создавало реальную угрозу причинения вреда здоровью людей либо привело к таким последствиям. На наш взгляд, расширительное толкование следовало бы применять и при толковании комментируемой статьи.

--------------------------------

<1> Утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 (БВС РФ. 1999. N 1; 2007. N 5), которое, в свою очередь, утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 (РГ. 2012. N 251).

 

Статья 252. Загрязнение морской среды

 

Комментарий к статье 252

 

1. Непосредственный объект преступления - отношения по обеспечению глобальной экологической безопасности и в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.

Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участниками которых является Россия: Конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г. <1>; Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью от 29 ноября 1969 г. (с изм. от 19 ноября 1976 г.) <2>, Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью от 12 мая 1954 г. (вступила в силу для СССР 3 декабря 1969 г.), а также Законе о континентальном шельфе, где определяется порядок захоронения отходов и других материалов на шельфе (ст. ст. 34, 37, 38); Федеральных законах от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2012) <3> (ст. ст. 32 - 38); от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011) <4>, Законе об охране окружающей среды, нормативно-правовых актах, утверждаемых Главным государственным санитарным врачом РФ (например, СанПин 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" <5>).

--------------------------------

<1> Ведомости СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

<2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1977. Вып. XXXI. С. 97 - 106.

<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440; 2011. N 15. Ст. 2021; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.

<4> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732.

<5> РГ. 2010. N 63.

 

2. Предмет преступления - морская среда.

Не могут быть предметом рассматриваемого преступления воды рек, озер, водохранилищ и иные воды, указанные в ст. 250 УК. Воды прилежащей зоны в качестве предмета преступления вряд ли стоит выделять отдельно, как это делают некоторые авторы <1>, поскольку они являются частью исключительной экономической зоны (ст. 22 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").

--------------------------------

<1> См.: Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 125.

 

Место совершения преступления - территориальное море, открытое море, внутренние моря, морская исключительная зона, континентальный шельф.

Определения морской среды как предмета преступления перечислены в названных федеральных законах, а также в ВК.

3. Объективная сторона преступления выражается в загрязнении морской среды. Преступление может совершаться действиями (например, путем сброса загрязняющих веществ) или бездействием (например, непринятие мер по предотвращению загрязнения).

Загрязнение - это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов.

В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы. В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии. В случае если они были незаконно приобретены, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 252 и 220 УК.

В качестве источников загрязнения комментируемая статья называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Береговые источники - это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше. Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства - технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку). Искусственно возведенные в море сооружения - это стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.