Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование социальных качеств и свойств личности




И геофизическим условиям

Устойчивость к резко изменяющимся погодным

Адаптация к нарушению биологических ритмов

Все органы и системы организма имеют собственный ритм (биоритм) протекания процессов жизнедеятельности, сформировавшийся под воздействием внешней и внутренней среды на протяжении жизни всех предшествующих поколений людей.

Рассогласованность биоритмов приводит к болезненным изменениям в организме, сначала – функциональным (ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, быстрой утомляемости и др.), а затем – органическим (заболеваниям органов и систем).

Студенческий возраст характеризуется достаточно выраженной неритмичностью, а в отдельные периоды – практически полным нарушением природных биоритмов.

 

 

Регулярные физические тренировки повышают уровень адаптации и устойчивости к временным нарушениям режима жизни (особенно в период сессии) и сами способствуют установлению правильного и ритмичного образа жизни. Научными исследованиями показано, что студенты, регулярно занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с оптимальным сном, рациональным питанием, достаточным пребыванием на свежем воздухе имеют более высокую готовность к устойчивой по качеству продолжительности умственной работе в период семестра и проявлению более значительного напряжения во время сессии.

 

В последние годы метеопатия – болезненное реагирование на погоду, значительно возросла не только у пожилых людей, но у лиц среднего и молодого возраста.

Метеопатические реакции проявляются в плохом самочувствии, головной боли, бессоннице, психическом дискомфорте и др. Причинами этого могут быть, кроме болезней и переутомления, недостаточная физическая подготовленность и функциональное состояние организма.

Универсальным средством увеличения резервных возможностей организма в целях устранения метеопатии являются физические упражнения, которые способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, улучшают обменные процессы, оптимизируют регуляторные механизмы, укрепляют

 

органы и ткани, тем самым создают условия для более рациональной перестройки психофизиологических процессов в организме в соответствии с меняющимися погодными и геофизическими условиями.

 

В процессе занятий физической культурой и спортом формирование социальных качеств и свойств личности происходит посредством выполнения физических упражнений, а также моделирования социальных (игровых и соревновательных) ситуаций. Постоянные сознательные усилия, направленные на решение задач двигательной деятельности, формируют волевые качества, способность к коммуникации, эстетическую сферу личности, а также, при соблюдении педагогических условий, нравственные качества личности.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на развитие таких волевых качеств, как настойчивость и упорство (циклические виды спорта и др.), выдержка и самообладание (гимнастика, акробатика и др.), смелость и решительность (экстремальные виды спорта), инициативность и самостоятельность (индивидуальные виды спорта и др.). Все виды физических упражнений при регулярном выполнении развивают целеустремленность, инициативность и дисциплинированность.

Эстетические качества личности формируются на основе развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в гармонично развитом теле человека, в отточенных до высокой степени совершенства движениях, в социально значимом поведении в условиях противоборства с соперником и с самим собой.

Важной социализирующей функцией физической культуры является предоставление ею широких возможностей для дружеского и делового (спортивного) общения,

приобретения опыта объединения, взаимного положительного влияния друг на друга в процессе совместной деятельности на фоне проявления высокого напряжения физических, психоэмоциональных и духовных сил. Исследованиями установлено, что люди, занимающиеся физическими упражнениями более коммуникабельны и общительны, обладают более высоким уровнем навыков делового и личного общения, они хорошие «психологи» и «дипломаты», более толерантны (терпимы) в общении и т.д.

Социализирующее воздействие физическая культура и спорт оказывают не только на занимающихся физическими упражнениями, но и на зрителей. Всеобщий интерес к спорту, как к зрелищу, его общепонятность, непредсказуемый драматизм, мощный эмоциональный заряд воспитывают и объединяют людей. Эстетическую и нравственную нагрузку в этом смысле несут спортивные состязания, когда между «болельщиками» устанавливаются «мосты» взаимопонимания, сопричастности и доброй воли.

 

Заключение

Социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностей физической культуры.

Организм человека – сложная единая и саморазвивающаяся система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействие внешней и внутренней среды.

Как биологическая система организм обладает свойствами цели, структурности, целостности, гомеостаза, адаптации, саморегуляции, динамизма развития.

 

К средствам физической культуры относятся физические упражнения. Естественные факторы природной среды и гигиенические факторы.

Систематическая мышечная деятельность расширяет границы возможностей человека, повышает резервы сохранения устойчивой «неравновесности» организма.

В результате занятий в организме наступает ряд изменений, имеющих большое значение для увеличения как физической работоспособности, так и для сопротивления негативным фактором природной и социальной среды. Эти изменения развиваются в виде долговременной адаптации и основываются на расширении «рабочей площади» для осуществления тех функций, которые во время упражнений наиболее активны. Разносторонняя физическая подготовка способствует развитию различных мышечных групп, улучшает функции внутренних органов и систем, увеличивает энергетические и пластические ресурсы организма, совершенствует механизмы восстановления и резистентности к длительным и интенсивным нагрузкам. В конечном счете, все это означает повышение возможностей для энергетического и пластического обеспечения специфических гомеостатических реакций, ответственных за поддержание постоянства жестких констант внутренней среды организма, без которых невозможны нормальная жизнедеятельность и сохранение здоровья.

Двигательная функция является генетически обусловленной и относится к основным функциям человеческого организма. Тот, кто постоянно её совершенствует, совершенствует свое тело и психику.

 

 

 

Литература

 

1. Амосов Н.М Раздумья о здоровье. 3-е изд. Кемерово, 1981.

2. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А.. Аэробные упражнения. М.:

ФиС, 1988.

3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: ФиС, 1987.

4. Материалы к теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура». Учебное пособие. ч.1/Под общ. ред. Волковой Н.М., Половникова П.В.. СПб.: СПбГТУ, 1997.

5. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страчко Н.П.. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1986.

6. Фомин Н.А.. Физиология человека: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1982.

7. Физическая культура студента и жизнь: учебник /В.И. Ильинич. М.: Гайдарики, 2007.

 

 

Приложение 1

 

Контрольные вопросы

 

1. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и

саморегулирующаяся система.

2. Обмен веществ и энергии в организме.

3. Гомеостаз.

4. Адаптация и резистентность.

5. Саморегуляция организма.

6. Сущность воздействия средств физической культуры на организм и личность.

7. Воздействие физических упражнений на обмен веществ и энергии.

8. Воздействие физических упражнений на кровь и кровообращение.

9. Воздействие физических упражнений на дыхательную систему.

10. Воздействие физических упражнений на опорно-двигательный аппарат.

11. Воздействие физических упражнений на пищеварение, выделение, терморегуляцию.

12. Воздействие физических упражнений на железы внутренней секреции.

13. Воздействие физических упражнений на нервную систему.

14. Гиподинамия и её неблагоприятное воздействие на организм.

15. Роль физических упражнений в повышении устойчивости студента в учебной деятельности.

16. Роль физических упражнений в повышении устойчивости человека к факторам производственной деятельности (укачиванию, вибрациям, замкнутому пространству, радиоактивному излучению).

17. Роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к резко изменяющимся погодным и геофизическим условиям.

18. Роль физических упражнений в формировании социальных качеств и свойств личности.

 

 

Приложение 2

 

Словарь терминов

 

Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования.

Актин – белок, фибриллярная форма которого образует с миозином основной сократительный элемент мышц, обеспечивающий их сокращение.

Анаэробная работоспособность – возможность организма максимально использовать анаэробный путь энергообеспечения.

Аэробная работоспособность – возможность организма максимально использовать аэробный путь.

Белки – высокомолекулярные органические вещества, составляющие основу процессов жизнедеятельности всех организмов. Выполняют структурную (построение тканей и клеточных элементов) и функциональную (ферменты, гормоны) роль. Необходимость постоянного обновления лежит в основе обмена веществ.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы (физической, психической) и заключающийся в постепенно возвращении организма в целом, его органов и систем к дорабочему или близкому к нему состоянию.

Гиподинамия – ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем.

Гомеостаз – совокупность сложных приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, содержания глюкозы в крови и др.).

Двигательный навык – форма двигательного действия, выработанная по механизму условного рефлекса (динамического стереотипа) в результате соответствующих систематических упражнений.

Жиры – органические соединения, в основном сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот, один из основных компонентов клеток и тканей организма.

Кровь – жидкая ткань организма, циркулирующая в кровеносной системе, обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма и выполнение ими специфических физиологических функций.

Легочная вентиляция – количество воздуха, проходящее через легкие за минуту. У студента в покое – 5 – 9 литров.

Миофибриллы – микроскопические сократительные волокна, состоящие из белковых нитей и проходящие вдоль мышечного волокна.

Митохондрии – органоиды клеток, в которых протекают окислительно-восстановительные реакции, обеспечивающие клетки энергией. Число митохондрий в одной клетке – от денниц до нескольких тысяч.

Молочная кислота - важный промежуточный продукт распада углеводов.

МПК (максимальное потребление кислорода) – наибольшее количество кислорода, которое организм может поглощать за минуту при предельно тяжелой работе.

 

Рефлекс – последовательная передача нервного импульса от воспринимающегочувствительного аппарата в ЦНС, от него к действующему органу и ответная реакция самого органа.

Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологически показатели.

Углеводы – обширная группа природных органических соединений. Подвергаясь окислению, обеспечивают все живые клетки энергией. Входят в состав клеточных оболочек и других структур. Участвуют в защитных реакциях организма.

Утомление – физиологическое состояние, возникающее в организме человека в результате проделанной работы (физической, умственной и др.) и выражающееся в снижении работоспособности, дискоординации регуляторных механизмов, нарушении гомеостаза.

Физические упражнения – двигательные действия, выполняемые в соответствии с закономерностями теории и методики физического воспитания в целях развития организма и личности занимающихся.

Циклические упражнения – упражнения, при которых одинаковые движения (циклы) повторяются на протяжении всей работы.

Эндокринные железы (железы внутренней секреции) – железы, не имеющие выводных протоков и выделяющие вырабатываемые ими гормоны непосредственно в кровь.

Эритроциты – красные кровяные клетки, содержащие гемоглобин. Переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания. Образуются в костном мозге.

 

 

Содержание

 

1. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и

саморегулирующая система 3

2. Сущность воздействия средств физической культуры на

организм и личность 4

3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования

отдельных систем организма и личности под воздействием

физических упражнений 6

3.1.Обмен веществ и энергии 6

3.2.Система крови 8

3.3.Сердечно-сосудистая система 8

3.4.Дыхательная система 9

3.5.Опорно-двигательный аппарат 10

3.6.Органы пищеварения и выделения 11

3.7.Регуляция функций организма 12

3.7.1. Гуморальная регуляция 12

3.7.2. Нервная система 13

4. Гиподинамия и её неблагоприятное воздействие на организм

и личность 15

5. Надежность человека в системе учебной и производственной деятельности 16

6. Адаптация к нарушению биологических ритмов 17

7. Устойчивость к резко изменяющимся погодным условиям 18

8. Формирование социальных качеств и свойств личности 18

Заключение 19

Литература 20

Приложение 1 21

Приложение 2 22

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.