Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V3: Политические и правовые учения периода феодализма




V3: Политическая и правовая мысль Арабского Востока.

I:

S: Что в переводе с арабского означает «ислам»?

-: любовь к порядку

-: предание себя богу, покорность

-: всемогущий

-: братство всех мусульман

 

I:

S: По преданию ислам возник в:

-: Константинополе

-: Александрии

-: Мекке

-: Багдаде

(Аравии)???

 

I:

S: Что является основным источником мусульманского права?

-: Коран

-: писаный закон

-: Сунна

-: Иджма

 

I:

S: В чем основное отличие шиизма от суннизма?

-: положение о династии 12 имамов, потомков четвертого халифа Али (Зятя Мухаммеда)

-: положение о том, что двенадцатый имам «скрылся» для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость, равенство, правду

-: призыв к терпеливому перенесению всяких невзгод в ожидании пришествия двенадцатого имама

-: наличие разногласий в соблюдении поста

I:

S: Одним из крупнейших мусульманских ученых средневековья, который с прогрессивных позиций освещал проблемы политики, власти и государства был:

-: Ибн Бестум

-: Маджауддин

-: Ибн Рушд

-: Багауддин

 

I:

S: Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:

-: «Книга назиданий»

-: «Сборник проповедей»

-: «Мир Ближнего и Среднего Востока»

-: «О взглядах жителей добродетельного города»

 

I:

S: В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного:

-: догматизма

-: фарисейства

-: стоицизма

-: эпикурейства

В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного догматизма.

I:

S: Схоласты проявляли большой интерес к вопросам:

-: искусства аргументации

-: логической техники

-: формы ведения споров

-: юридической техники

Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и проч.

I:

S: Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков?

-: Я. Гуса

-: Дж. Уиклифа

-: Ф. Аквинского

-: М. Падуанского

чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265–1266 гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266–1274 гг.) и в иных работах.

I:

S: Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому?

-: силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели

-: стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей

-: стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве

-: стать идеальным собеседником для бога

Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели.

I:

S: Каково предназначение естественного закона по Ф. Аквинскому?

-: силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели

-: стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей

-: стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве

-: быть непримиримым противником еретиков, бороться с ересью

Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

I:

S: Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии.

-: оппозиционизм

-: антиклерикализм

-: богомильство

-: плебисцит

Одно из первых крупных еретических движений, имевших европейский резонанс, – богомильство (Болгария, Х–XIII вв.). Богомильское учение отражало настроения закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступили против феодальноцерковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империей.

I:

S: Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?

-: Дж. Уиклиф

-: Ян Гус

-: М. Лютер

-: М. Падуанский

Видные представители бюргерской ереси – доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324–1384) и чешский теолог Ян Гус (1371–1415). Дж. Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Вместе с тем он отклонял уравнительные лозунги крестьянско-плебейских идеологов, полагая наличную частную собственность и деление общества на сословия идущими от бога. Ян Гус был последователем Дж. Уиклифа.

I:

S: Какую основную цель преследовало движение лоллардов в Англии и таборитов в Чехии?

-: создание национальной церкви

-: ограничение власти Римского папства

-: передачу земель крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества

-: упразднение сословия священников

Лолларды, которые желали передачи земли крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества, пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан. Таборитский лагерь сформировался в ходе национально-чешской крестьянской войны, разгоревшейся против немецкого дворянства и верховной власти германского императора после жестокой казни Я. Гуса. Будучи выразителями интересов крестьянства, городских низов, обедневшего мелкого рыцарства, табориты не только боролись с римско-католической церковью, но и добивались также осуществления мер собственно антифеодального характера (отмены исключительных прав дворянства, феодальных повинностей и др.).

I:

S: Какую основную идею проводит М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»?

-: настоящий источник всякой власти – светское государство

-: церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти

-: упразднение сословия аристократов

-: необходимость конституционного монархического строя

В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324– 1326 гг.) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.

I:

S: В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии?

-: Рубаки

-: А. Навои

-: О. Хайям

-: Низами

В суровое время феодальных междоусобиц, приносивших неисчислимые бедствия народу, поэт мечтал о таком обществе, устои которого зиждились бы на прочном мире и дружбе. Алишеру казалось, что покой в стране может быть установлен только при помощи сильной централизованной власти монарха, могущего создать крепкую державу.

I:

S: Кто является автором эпоса «Давид Сасунский»?

-: Шота Руставели

-: Низами Гянджеви

-: армянский народ

-: Мхитар Гош

«Давид Сасунский» (арм. Սասունցի Դավիթ) — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков.

I:

S: В каком произведении Мхитаром Гошем высказывается мысль о необходимости предоставления невольным людям права выкупа на волю, в частности, путем отработки уплаченной за них цены?

-: «Духовные и светские правители»

-: «Апелляция к Библии»

-: «Судебник»

-: «Естественный закон»

В Судебнике отражен переход армянского общества от рабовладельческого к феодальному. Категория порабощенных слуг приобретает некоторые права, в том числе и прежде всего право на жизнь. Слугу - царрайя теперь уже нельзя было убить, его жизнь охранялась уголовной нормой. Царрайи могли путем отработки или иным способом выкупиться на волю.

I:

S: Кто является автором наиболее раннего памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати»?

-: Мифодий

-: Богдан

-: Иларион

-: Алексий

«Слово о законе и благодати» — один из древнейших памятников древнерусской литературы. Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века

I:

S: Что послужило поводом для создания в 1049 г. «Слова о законе и благодати»?

-: окончание строительства оборонительных сооружений в Киеве

-: нашествие монголо-татарского ига

-: сражение с половцами

-: женитьба великого князя в Киеве

 

I:

S: Что понимает под словом «закон» автор «Слова о законе и благодати»?

-: то, что лежит в основе Ветхого завета, слуга и предтеча благодати

-: политические и правовые идеи Киевской Руси

-: письменные источники Киевской Руси XI в.

-: процесс классообразования и развитие государственности у полян

Для средневековой культуры характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.

В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).

 

I:

S: Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?

-: идеализация государственного строя при Ярославе Мудром

-: процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси

-: то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины

-: социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий

 

I:

S: Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что:

-: род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику

-: Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой

-: Рюрик объявляется отцом киевского князя Игоря

-: все князья братья и всем им в равной мере вменяется в обязанность подчиняться великому князю в Киеве

 

I:

S: Назовите древнейшую часть памятника права XI – XIII вв. «Русская правда».

-: Правда Игоря

-: Правда Святослава

-: Правда Ярослава

-: Правда Всеволода

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

§ «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1–18);

§ «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава,Всеволода), от 1072 г. (ст. 19–41);

§ «Покон вирный» — определение порядка кормлениявирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или1030-е гг. (ст. 42);

§ «Урок мостникам» — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или1030-е гг. (ст. 43).

 

I:

S: В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин - «господин». Это термин отражает:

-: понимание всемогущего и всесильного бога

-: идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства

-: раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине

-: церковную власть, ее превосходство над светской властью

I:

S: Автором какого произведения является Н. Макиавелли?

-: «Государь»

-: «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»

-: «История Флоренции»

-: «Политик»

-: «Государство»

В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: «Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.

I:

S: Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки нового времени – Stato. Что означает данный термин?

-: правление

-: государство

-: идеология

-: международный

Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа.

I:

S: Государство в теории Макиавелли означает:

-: политическое состояние общества

-: отношения властных и подвластных

-: наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона

-: республика

Государство (введение самого термина stato, т.е. «государство» в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.