КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в дисциплину
ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ Объект, предмет, цель, задачи[4], актуальность, структура учебной дисциплины и отчётность. Основные нормативно-правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература[5]. Основные направления правовой информатизации. Правовая информатика – это информатика, изучающая процессы формирования, интерпретации и коммуникации юридически значимой (включая правовую) информации (нормативно-законодательной, следственно-криминалистической, оперативно-розыскной, судебно-статистической и др.), а также процессы создания, внедрения и использования электронно-вычислительной (компьютерной) техники и ИКТ в сфере юридической деятельности. Актуальность изучения учебной дисциплины обусловлена внедрением в юридическую практику крупномасштабных автоматизированных информационных систем (АИС), таких как Государственная автоматизированная система (ГАС) РФ «Правосудие», ГАС «Выборы», «АСБР-Москва» Банка России и др., а также увеличением масштабов общественно-производственной деятельности (включая юридическую) и, в связи с этим, объективной необходимостью уменьшения сроков рассмотрения различных юридических коллизий, возникающих в обществе, государстве и на мировой арене. Структура и отчётность – дисциплина включает последовательное изучение трёх тем, обязательное самостоятельное конспектирование трёх основных нормативно-правовых актов и заканчивается зачётом. Список основной нормативной литературы для конспектирования: 1. Закон об информации – Федеральный закон от 29 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. – 2006. – 29 июл.; 2. Закон об электронной подписи – Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Российская газета. – 2011. – 8 апр. 3. Статьи 160, ч. 2; 434, ч. 2 ГК РФ – Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2003. – № 2. – Ст. 167. Основные направления правовой информатизации: внедрение крупномасштабных АИС; широкое использование современных информационно-компьютерных систем, средств, ресурсов и технологий; развитие отрасли информационного права. Организационно-правовое обеспечение правовой информатизации. Глобальная информатизация и широкое внедрение информационно-компьютерных средств, ресурсов, технологий, а также разномасштабных информационно-коммуникационных сетей и систем обусловили возникновение в начале XXI века новых возможностей и стимулов для развития мировой экономики и изменения общественно-производственных отношений, включая возникновение и доминирование четвёртого сектора экономики – информационного (наряду с промышленностью, сельским хозяйством и экономикой услуг). В результате существующее индустриальное общество в настоящее время неуклонно трансформируется в новое – информационное общество, построенное на всемерном и эффективном использовании многоаспектной информации и знаний. «Окинавская Хартия глобального информационного общества», принятая 22 июля 2000 г. ведущими государствами мира, является первым международным правовым актом, направленным на согласование усилий международного сообщества в области создания единой информационной сферы общественно-производственной деятельности человечества. В соответствии с принятой Хартией впоследствии были скоординированы, в частности, основные направления национальной и внешней информационной политики во многих современных государствах, включая Россию. Основными этапными правовыми актами, реализующими государственную информационную политику в РФ, являются следующие: 1993 г. – «Концепция правовой информатизации» (утверждена Указом Президента РФ 28 июня 1993 г. № 966); 1995 г. – Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ 4 августа 1995 г. № 808); 1997 г. – «Концепция национальной безопасности РФ» (утверждена Указом Президента РФ 17 декабря 1997 г. № 1300); 1998 г. – «Концепция государственной информационной политики» (одобрена Комитетом Государственной Думы по информационной политике и постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ); «Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ» (одобрена Комитетом Государственной Думы по безопасности); 1999 г. – «Концепция информатизации судов общей юрисдикции» (одобрена Постановлением Совета судей РФ 29 октября 1999 г.), «Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура)» (разработана в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ); 2000 г. – «Доктрина информационной безопасности РФ» (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), «Концепция национальной безопасности РФ» (утверждена Указом Президента РФ 10 января 2000 г. № 24); 2001 г. – «Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ» (подготовлена в Совете безопасности РФ); проект «Концепции развития законодательства РФ в сфере информации и информатизации» (подготовлен Министерством связи и информатизации РФ); 2004 г. – «Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции РФ» (утверждено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ 24 ноября 2004 г.). 2008 г. – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212). 2009 г. – «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537). 2010 г. – «Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (утверждена Постановлением Правительства РФ 20 октября 2010 г. № 1815-р). В России сформирован значительный массив информационного законодательства (в области регулирования информационных отношений) – более 120 законов федерального уровня и более 100 законов субъектов РФ. Среди них федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О персональных данных», «О связи», «Об электронной подписи», «О государственной автоматизированной системе «Выборы», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О средствах массовой информации». «О безопасности», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др. Кроме того, Конституция РФ, все 18 кодексов РФ в большей или меньшей степени касаются реализации информационных прав и свобод, формирования и вовлечения информационных ресурсов в экономический оборот и систему государственного и муниципального управления. Подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов (регулирование деятельности государственных органов и специализированных организаций в инфосфере, оформление отдельных направлений государственной информационной политики) осуществляются через акты Президента РФ, Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, в компетенцию которых входят задачи использования информации и ведомственной информатизации. Осуществляется подготовка и реализация федеральных целевых программ (ФЦП), конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной информационной политики в соответствии с их компетенцией (например, ФЦП «ГАС РФ «Выборы» (1996 – 2000 гг.)», ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)»). В ФЦП «Развитие судебной системы России»[6] такие программные задачи, как информационное обеспечение и информатизация судебной системы страны считаются первоочередными. Тема 1. Информационно-техническое обеспечение правовой деятельности
Архитектура информационной сферы. Под информационной сферой (инфосферой) понимается область активного функционирования информационных деятелей – источников и потребителей информации, использующих различные информационные среды. Причём информационные деятели и соответствующая информационная среда их функционирования органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую эргасистему[7]. Инфосфера включает также множество различных информационных пространств, которое в ходе глобальной информатизации имеет тенденцию к уменьшению на основе пространственной интеграции. Информационное пространство – это область активного функционирования взаимодействующих информационных деятелей, использующих единую информационную инфраструктуру или информационную среду. Под информационной средой традиционно понимается совокупность информационной инфраструктуры, информационных технологий и средств, организационных и юридических структур, представляющая организационные, материальные и правовые условия существования и функционирования информационных деятелей. Базисом (центральной частью) информационной средыявляется информационная инфраструктура – совокупность взаимосвязанных коммуникаций, информационных систем (объектов) и информационных ресурсов. При этом информационная система, инфосистема – это система, в которой образующие элементы, их связи и отношения являются информационными или перерабатывают информацию; а информационный ресурс – совокупность запасов содержательной информации (информационно-содержательный ресурс) и возможностей структурной информации (информационно-структурный ресурс) эргасистемы. Информационный деятель – это субъект информационных отношений как носитель определённого мировоззрения, политических взглядов и моральных ценностей, создатель и пользователь информационной базы эргасистем, элемент принятия управленческих решений и др., обладающий тремя типами взаимосвязанных знаний: интеллектуальными (знания духа), эмоциональными (знания души, психические) и «деятельностными» (знания тела, моторные). Классификация информационных технологий. Под информационной технологией понимается (по аналогии с производственной технологией) упорядоченная совокупность (ансамбль) методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления информации, а также методов тиражирования, распространения, хранения и использования информации в процессе целенаправленной общественно-производственной деятельности. Исторически сменилось четыре основных поколения информационных технологий (в результате трёх информационных «революций»): «наскально-берестяная» (связана с появлением письменности – середина IV тысячелетия до н. э.); бумажная (связана с изобретением печатного станка – середина XV в. и фотографии – середина XIX в., а также электричества и радио – конец XIX в.); компьютерная или безбумажная, или электронная (связана с появлением ЭВМ – середина XX в.); новая или нетрадиционная компьютерная (связана с внедрением персональных ЭВМ (ПЭВМ) с «дружественным» интерфейсом – 70-е гг. XX в.). Компьютерная технология – это информационная технология, реализующая традиционную парадигму программирования (процедурного, функционального или логического) и применяемая как вид массового информационного обслуживания на основе использования средств компьютерной техники (передача данных, системы автоматизированного проектирования, CALS -технология[8] и др.). Причём новая компьютерная технология применяется как современный вид массового информационного обслуживания на основе использования средств телематики (электронная почта, телетекс, видеотекс, телетекст, телеконференции и др.). Традиционная компьютерная технология применяется, в частности, для создания специальных технологий оперативного поиска правовой информации; сбора и переработки статистической информации в правоохранительной системе; уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства и др. Нетрадиционная компьютерная технология или новая информационная технология (НИТ) – это информационная технология, реализующая новую (нетрадиционную, новаторскую) парадигму объектно-ориентированного программирования («от структур данных, описывающих систему понятий предметной области, к программированию функций перехода между ними, отражающих сущность соответствующего информационного процесса»), базирующаяся на принципе «автоформализации» профессиональных знаний специалистов-парапрограммистов и использовании проблемно-ориентированной базы данных и знаний, содержащей модель предметной области (тезаурус, метазнания – знания о знаниях и др.). НИТ применяется, в частности, для создания специальных технологий проектирования (например, CASE -технология[9]), развития и обучения (новая информационно-педагогическая технология), испытания и управления сложноорганизованными объектами (ИПИ-технология[10]), судебной психофизиологической экспертизы и др. Среди существующих информационных ресурсов наиболее важное значение на государственно-правовом уровне имеет информационно-стратегический ресурс – информационный ресурс крупномасштабной эргатической системы (корпорации, ведомства, государства, коалиции государств и др.), определяющий уровень её информационной безопасности. Основными компонентами информационно-стратегического ресурса в настоящее время являются: информационно-управляющие системы (подсистемы) различного уровня и назначения, включая каналы информационного обмена и телекоммуникации, среду обмена информацией, средства сбора (получения), обработки, хранения и доставки информации, основу которых составляют радиотехнические и информационно-вычислительные системы с соответствующими видами обеспечения (информационным, программным, лингвистическим и др.); информация, содержащая результаты интеллектуальной деятельности (НИОКР, изобретательство, рационализация, творчество) персонала и доступная для коллективного (в том числе и автоматизированного) использования в общественном производстве, включая её хранилища (фонды, библиотеки, институты, центры, базы данных и знаний); информация ограниченного доступа, т. е. информация, составляющая государственную и, частично, служебную, профессиональную, коммерческую, семейную и личную тайны, включая её носители, системы и средства защиты; общество, персонал эргасистемы и отдельные люди (человек) как информационные деятели. Согласно интегральному атрибутивно-функциональному подходу в эргасистемах рассматривают два рода информации – объективную и субъективную, представляющие собой, соответственно: внутреннюю структурную (преобразующую) информацию, заключённую в структурах эргасистемы, её элементов управления, алгоритмов и программ переработки информации и являющуюся физической величиной; внешнюю относительную содержательную (специальную, главным образом, осведомляющую, измерительную и управляющую, а также социально-правовую, научно-техническую, планово-экономическую, технологическую и др.), извлекаемую из информационных массивов (сообщений, команд и др.) относительно индивидуальной модели предметной области (тезауруса) получателя (информационного деятеля, эргасистемы). Первая связана с качеством информационных процессов в эргасистеме, с внутренними технологическими эффектами, затратами на её переработку. Вторая – с внешним целевым (материальным) эффектом. В эргасистеме выделяют также качественно различные виды проявления и формы представления информации. Под информацией понимается (1) свойство объектов (процессов) окружающего материального мира порождать разнообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому (пассивная форма) и (2) средство ограничения разнообразия и организации, т. е. управления, дезорганизации и др. (активная форма). Правовая информация – содержательная информация, извлекаемая из (1) правовых актов; (2) материалов юридической статистики; (3) научной, методической, справочной и учебной литературы; (4) материалов подготовки, обсуждения и принятия законов; (5) материалов индивидуально-правового характера. Поскольку информация имеет потребителей, она обладает качеством. Качествоинформации – совокупность свойств информации, характеризующих степень её соответствия потребностям пользователей. Выделяют внутреннее качество, присущее собственно информации и не изменяющееся при её переносе в другую эргасистему, и внешнее качество – изменяющееся при переносе и присущее информации в конкретной эргасистеме. Юридически значимыми являются в настоящее время следующие свойства содержательной информации: полнота, релевантность, кумулятивность и др. – общие внутренние (атрибутивные) свойства (содержательность); достоверность, конфиденциальность, сохранность и др. – общие внешние (ассоциативные) свойства (защищённость); аутентичность, легальность, верифицируемость и др. – специальные правовые свойства (легитимность). Для оценки полноты информации применяются различные классические (в частности, энтропия Р. Хартли, К. Шеннона) и синтетические информационные меры, а также апостериорный подход. Для обеспечения защищённости информации используются соответствующие методы обеспечения достоверности (помехоустойчивости, помехозащищённости), конфиденциальности (скрытности, имитостойкости, разграничения доступа), сохранности (целостности, готовности) информации. Методы обеспечения конфиденциальности информации делятся на организационные (административные – 50%; физические – 22%; законодательные – 8%) и технические (аппаратные, программные и криптографические – 20%). Криптографические методы включают формализованные методы[11] замены, перестановки и сложения-гаммирования, обеспечивающие скрытие смыслового содержания информации. Квалифицированная электронная подпись (или электронная цифровая подписью – ЭЦП) – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты его от подделки, получаемый в результате криптографического преобразования информации по закрытому (тайному) ключу подписи, позволяющий (1) идентифицировать владельца сертификата соответствующего открытого (опубликованного) ключа подписи, а также (2) установить отсутствие искажений информации. Классификация информационных отношений. Информационные отношения – особая группа общественных отношений, характеризующихся различными формами и сложностью реального или мысленного установления единства (общности, взаимосвязи) объектов (предметов, явлений, их свойств) и субъектов. Два и более объектов (как реально взаимосвязанных, так и изолированных) могут быть связаны через информационные отношения одного или нескольких типов одновременно, включая функциональные, причинно-следственные, генетические, организационно-правовые, производственные и др. Наиболее существенными информационными отношениями в инфосфере являются взаимные отношения объектов (эргасистем) и субъектов (информационных деятелей), включающие информационное обособление (изоляцию и защиту) и информационное взаимодействие или связь (сотрудничество и соперничество). Совокупность информационных отношений защиты и соперничества составляет существо так называемой «информационной борьбы» («информационной войны») конфликтующих эргасистем и информационных деятелей, ведущихся с применением как «информационного оружия», так и «организационного оружия». Для обеспечения требуемого уровня информационной безопасности каждой эргасистемы (деятелей) могут создаваться безопасные общие и специальные НИТ, единые информационные среды и пространства (типа ГТС Интернет, «независимых» СМИ и др.), силовые информационно-ударные группировки и др. В широком смысле информационная борьба – это форма информационных отношений конфликтующих эргасистем и информационных деятелей, состоящих в информационном вмешательстве во внутренние дела друг друга, направленном на дезинформацию, дискредитацию, дезориентацию и дезорганизацию противника (конкурента), на разжигание недоверия и вражды между ними. На межгосударственном уровне информационная борьба практически постоянно ведётся в мирное время и особенно активизируется при непосредственной подготовке к вооружённому конфликту (войне). Маргинальным вариантом информационной борьбы на государственном и межгосударственном уровнях является так называемая информационная война – особая форма конфликтных информационных отношений крупномасштабных эргасистем (корпораций, государств и др.), заключающихся в информационной агрессии, направленной на попрание суверенитета и разрушение культуры народов, в создании информационных условий дестабилизации экономики, дезинформации, дезориентации и дезорганизации войск эвентуального противника, в массированном негативном информационном и запугивающем морально-психологическом воздействии на войска и население противника, в прямом применении «информационного оружия» информационно-ударными группировками в ходе проведения специальных информационно-ударных операций. Следует иметь в виду, что все возможные информационные отношения взаимосвязаны и могут, во-первых, оперативно заменяться на любые другие в зависимости от возникающих в реальной обстановке ситуаций, а во-вторых, в каждой определённой ситуации возможно выявление признаков любых отношений. В частности, при возникновении конфликтных ситуаций и усилении степени антагонизма между нациями и государствами с различной идеологией и культурой, информационная борьба может перерасти в агрессивную информационную войну. Данное обстоятельство приводит к необходимости учитывать прецедентные и прогнозируемые ситуации и разрабатывать безопасные (взаимобезопасные) общие НИТ на основе соблюдения норм международного права всеми информационными деятелями – крупномасштабными эргасистемами (корпорациями, государствами, коалициями государств и др.).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |