КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые воззрения Екатерины II
Вторую половину XVIII столетия принято называть эпохой Екатерины Великой (1729-1796 гг.). Это было время «просвещенного абсолютизма», для которого характерны бурное развитие социально-политической мысли, образования, литературы, журналистики и искусства, появление первых общественных организаций, формирование русского национального самосознания, распространение в обществе понятий о чести, человеческом достоинстве, идей свободы, равенства людей и сословий, справедливости, конституционной идеи. Вместе с тем это было время активной деятельности самодержавного государства, направленной на продолжение преобразований, начатых Петром I, на дальнейшее укрепление бесчеловечной крепостнической системы, усиление привилегий дворянства, расширение границ империи, приобретение новых территорий, развитие промышленности и торговли, преследование ростков инакомыслия. Во второй половине XVIII в. было завершено законодательное оформление крепостничества. Крепостные в России с этого времени уже ничем не отличались от рабов. И не случайно именно на это время пришлось самое крупное социальное потрясение столетия – восстание под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1774 гг.),которое было жестоко подавлено правительством. Но в это же время все более заметное влияние на все сферы общественной жизни начинает оказывать капиталистический хозяйственный уклад, развивавшийся в недрах феодально-крепостнической системы. Сложная и противоречивая социально-экономическая и политическая жизнь России во второй половине XVIII в. определяла содержание и основные направления политико-правовой мысли. Наряду с консервативно-охранительной и феодально-аристократической идеологией явственно обозначило себя дворянско-оппозиционное и антикрепостническое просветительское течение, вершиной которого сталиреволюционно-демократические воззрения А.Н. Радищева. Консервативно-охранительная идеология, продолжая защищать самодержавие, политическое и экономическое господство дворянства, в первые годы правления Екатерины II получила выражение в теории просвещенного абсолютизма. По своим идейным истокам это было достаточно сложное явление. Концепция «просвещенного абсолютизма» причудливо сочетала средневековые богословские идеи божественного происхождения государственной власти и либеральную фразеологию западноевропейских просветителей, приспособленную к потребностям самодержавия, с практикой полицейского государства. Официальный вариант концепции просвещенного абсолютизма получил отражение в знаменитом «Наказеимператрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения». Екатерина II – феномен в российской истории. Незаконно воцарившись на престоле, она процарствовала 34 года, получив при жизни прозвание Екатерины Великой. Она была образованной и начитанной, вела активную переписку с французскими просветителями, была ревностным почитателем их идей, ценила ум и талант. Время её царствования отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Уже вступая на престол, она имела определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения, а с другой – учитывавшую особенности исторического развития России. Реализация этой программы создала не только абсолютную власть в государстве, но и власть, зависевшую сугубо от воли государя. Основные принципы и нормы управления обществом и государством, сущность государственной власти Екатерина II отразила в своем «Наказе...». Почти три четверти текста «Наказа...» занимают высказывания, идеи западноевропейских просветителей. Екатерина официально заявляла, что она стремится использовать эту литературу «на пользу моей империи», «во благо двадцати миллионов людей». «Блаженство всех и каждого» – эти слова были начертаны на значке составителей уложения. На практике же Екатерина обеспечила блага лишь дворянству, а её «Наказ...» служил идейным прикрытием и обоснованием самодержавно-крепостнического строя. Так, Екатерина II, обосновывая свое право на верховную власть, пыталась опереться на авторитет Монтескье: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно со пространством столь великого государства»; «Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оными правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но вконец разорительно». Екатерина II в обосновании самодержавия не ограничивается только ссылками на особенности географического положения страны и добавляет такой довод: «...лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим». Ориентируясь на политические процессы западноевропейских стран, Екатерина II в «Наказе...» постоянно оперирует такими категориями, как «закон», «равенство», «воля», «свобода» и др. Но в ряде случаев их сущность искажается с помощью других терминов или получает своеобразную трактовку. Так, в «Наказе...» концепция разделения властей как гарантия политической свободы подменяется разграничением компетенции различных государственных органов. Заявляя о том, что законы есть самое большое благо в государстве, автор «Наказа...» в то же время подчеркивает, что милость монарха может сделать больше для его подданных, чем миллионы законов. В «Наказе...» даны торжественные обещания издать законы, улучшающие положение народа. Но из содержания «Наказа...» отнюдь не следует, что предполагается существенный пересмотр действующего российского права. Широко используя теорию естественного права для обоснования своих идей, Екатерина II в то же время игнорировала главное в этой теории – необходимость согласовать законодательство с «природой человека», что привело бы к ликвидации сословного строя, провозглашению юридического равенства граждан. Екатериной II был создан ряд комиссий для выработки законопроектов в разных областях. Это создавало видимость предоставления подданным права самим решать насущные вопросы. Но результаты работы этих комиссий её не удовлетворили. В 1767 г. для сочинения нового Уложения она объявила о созыве Комиссии, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных. Но как только в ходе обсуждения проектов законов остро встал вопрос о бесправном положении крепостных, игра в демократию прекратилась, в конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена. В тексте «Наказа...» крепостничество рассматривается как факт, не подлежащий критике. Для его обоснования Екатерина II по-своему интерпретирует даже отдельные высказывания западноевропейских просветителей. Так, беглое замечание Монтескье о том, что одноразовое освобождение большого количества рабов в Древнем Риме привело к массовым беспорядкам, в «Наказе...» превращается в постулат о невозможности законодательной отмены крепостного права: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение». Следует заметить, что Екатерина II была убежденной противницей крепостного права, считала его антигуманным и противоречащим самой природе человека. Она намечала несколько проектов ликвидации крепостничества, но решиться на это так и не смогла из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем императрица была убеждена, что в силу социальной неразвитости русских крестьян свобода для них небезопасна. «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить», – писала она. «Приготовлены» к лучшим законам были умы дворянства. Им и обеспечила законодательная система Екатерины II наиболее благоприятные условия. Провозглашенные в «Наказе...» передовые для того времени требования и принципы частной собственности, охраны прав личности, устранения вмешательства государства в частную жизнь граждан, необходимости свободного суда и современного права были распространены только на господствующий класс. После роспуска Уложенной комиссии, когда Екатерина II уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты, дворяне получили особые права и привилегии: право на гербы, особые мундиры, на земельную и другую собственность, на владение крепостными и эксплуатацию их труда, на ссылку их на каторжные работы, право передавать свои титулы и звания жене и детям. Дворяне освобождались от податей, рекрутских повинностей, телесных наказаний. Двойственность, присущая идеологии и практике эпохи царствования Екатерины II, противоречия между словом и делом, духом и буквой закона, между содержанием «Наказа...» и действительным состоянием дел в государстве породили в русской дворянской среде особенный тип вольтерьянца-крепостника – явление типично русское, необычное для европейской действительности и незнакомое ей. Помещик-вольтерьянец хорошо знает просветительские идеи, следит за новинками западноевропейской социально-политической мысли, восхищается свободой античных республик и конституционными порядками в Голландии и Англии, осуждает торговлю неграми в Америке, но непримиримо враждебно относится даже к самой мысли о возможности предоставления принадлежащим ему крепостным хоть каких-нибудь прав, ослаблении его власти и собственности на людей. Мировоззрение вольтерьянца-крепостника в известной мере получило отражение в политико-правовой идеологии дворянской аристократии, выступавшей за ограничение власти монарха законами, усиление роли дворянства в управлении обществом и дворянством при сохранении существовавших общественно-политических порядков, незыблемости феодально-крепостнической системы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |