КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые взгляды русских просветителей
Под влиянием социально-экономических и политических процессов российского общества, идей западноевропейского, в особенности французского, просвещения, в среде русского дворянства и отчасти разночинцев во второй половине XVIII в. сформировалось критически-гуманистическое направление политико-правовой мысли, которое принято называть идеологией русского просвещения. Русские просветители – прежде всего антикрепостники. Они выступили с резкой критикой всех институтов крепостной системы, обличали произвол помещиков, требуя законодательной регламентации крестьянских повинностей, расширения личных и имущественных прав крестьян. При этом обращали внимание русского общества на общую бесперспективность крепостничества для дальнейшего социально-экономического, промышленного и духовно-нравственного развития России. Русские просветители были сторонниками ограничения власти абсолютного монарха правом и определенными формами представительства, способными выражать общественное мнение. Мировоззрение многих русских просветителей формировалось в масонских организациях, получивших широкое распространение в России в середине XVIII в. В них входили едва ли не все наиболее известные деятели культуры и государственные мужи. Масонские ложи представляли собой форму конспиративного протеста против политического гнета феодально-полицейского государства, попытку выйти из-под контроля официальной идеологии. Зачастую в мистической форме масоны создавали утопии о прекрасных странах, управляемых высоконравственными правителями, обеспечивающими свободное объединение благочестивых людей, всеобщее процветание и равенство. Реализацию своих идей и программ большинство русских просветителей связывало с распространением просвещения, воспитанием добрых нравов, наивно полагая, что просвещенный государь и просвещенное общественное мнение способны обеспечить «разумнейшим образом» государственное устройство России, процветание и благополучие её населения. Видным просветителем и наиболее последовательным критиком крепостничества был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.) – писатель-сатирик, публицист, книгоиздатель. Эпиграф издававшегося им журнала «Трутень» – «Они работают, а вы их труд ядите» – стал лозунгом русских просветителей. Новиков обличал пороки тогдашнего общества, произвол и взяточничество чиновников, низкопоклонство дворян перед заграницей. Яркими красками впервые в русской публицистике описал быт крепостных: нищету и угнетение крестьян, непомерные поборы и бесчеловечное обращение с ними жестоких помещиков. Новиков не выступал против крепостничества как системы, осознавая, что «против Бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя искру понятия имеет». Он верил, что «счастье и благоденствие государя и всего народа» зависит от доброты нравов, которые в свою очередь зависят от воспитания. Был убежден, что просвещенный монарх «устроит» процветание государства. Тем не менее его обличительные публикации не остались незамеченными правительством. Екатерина II, не ограничившись только полемикой с Новиковым по вопросам быта, морали, поведения на страницах журнала «Всякая всячина», который издавался под её руководством, в 1787 г. издала указ, по которому изымалось из продажи большое число книг, изданных Новиковым, а в 1792 г. он был арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. Из большой плеяды русских просветителей представляется возможным охарактеризовать еще одного, весьма интересного в плане истории политических и правовых идей – Семена Ефимовича Десницкого (ок. 1740-1789 гг.), правоведа и социолога, сформулировавшего целый ряд достаточно радикальных предложений по проблемам политико-юридических преобразований в государстве. Десницкий широко использовал достижения политико-правовой мысли других стран, изучал произведения Локка, Гоббса, Монтескье, Пуфендорфа, Смита и др. Свое учение он основывал на естественно-исторической концепции. Человеческое общество, согласно его учению, проходит в своем развитии четыре последовательных состояния: первобытную (охотничью), пастушескую, земледельческую и коммерческую. Переход от одного состояния к другому связан с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к жизни. Государство возникает в последний, коммерческий, период, но не в результате договора, добровольного соглашения всех членов общества, а в связи с возникновением собственности. Десницкий предполагает, что власть в обществе с самого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством и использовалась в их эгоистических интересах – защищала богатых; этому же служили и законы. Применительно к России Десницкий считал наилучшей ограниченную (конституционную) монархию. Но его конституционный проект «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» (1768) предусматривал не разделение властей в смысле создания конституционной монархии с системой «сдержек и противовесов», а обособление подчиненных монарху учреждений, осуществляющих законодательные, судебные и исполнительные функции. По проекту Десницкого законодательная власть должна принадлежать совместно Сенату и монарху, пользующемуся правом абсолютного вето. Сенат однопалатен, избирается («по изволению монарха») на основе высокого имущественного ценза от всех сословий в количестве 600-800 депутатов. Сенат кроме «законосовещательных» функций наделялся правом определять размеры подати и пошлин, контролировать деятельность всех коллегий и учреждений, ведать государственной казной, осуществлять отношения с другими странами, объявлять войну и заключать мирные договоры. Большая численность Сената могла придать ему дополнительную значимость в глазах общественного мнения, с которым монарх не мог не считаться. Судебная («судительная») власть в проекте Десницкого получала еще большую независимость от монарха. Хотя судей назначал император, но права его были не безграничны. Судьей мог стать только тот, кто сдал экзамен профессорам юридического факультета, а затем коллегии адвокатов. В проекте предлагалось ввести равный для всех сословий суд присяжных, установить гласность и непрерывность процесса, предоставить обвиняемому право на защиту, учредить адвокатуру, принцип состязательности в суде. «Во многих государствах, – писал Десницкий, – опытом дознано, что без споров в суде справедливости доказать иного средства другого никакого нет». Предлагались и другие идеи по улучшению судопроизводства: о необходимости смягчения санкций, о соразмерности тяжести наказания характеру преступления, о запрещении мучительных способов свершения наказаний и др. В задачи наказательной власти, по мнению Десницкого, должно входить «спокойствие и тишину наблюдать в порученных себе местах, т.е. воров, разбойников и подобных сим в тюрьму брать...», «собирать подушное и пошлины из земельных владельцев», осуществлять также противопожарные мероприятия. Наказательная власть возлагается на воевод, назначаемых монархами. За их деятельностью должен быть установлен строгий судебный контроль. На воевод можно подавать жалобы в суд; обоснованные жалобы докладываются Сенату. Десницкий доказывал идею необходимости широкого местного самоуправления. Вся полнота власти в городах, по его мнению, должна принадлежать «гражданской власти», также избираемой на основе имущественного ценза. Органы местного самоуправления должны ведать вексельными и другими финансовыми делами, сбором пошлин, контролировать торговлю, следить за благоустройством города. Десницкий был активным сторонником строжайшего соблюдения законности в практике государственной жизни. В предложениях по кодификации «всероссийских прав» он предусматривал фиксацию прерогатив монарха, государственных учреждений, определение прав подданных, особенно отношений между помещиками и крестьянами. Но признавая существование таких «природных прав» человека, как права на жизнь, здоровье, честь, собственность, обусловливал их реализацию историческими, географическими и иными обстоятельствами, а проще говоря, политическими соображениями. К примеру, рабство у римлян, по Десницкому, было вызвано обширными размерами страны, наличием множества людей «подлого состояния», склонных к бунтам и возмущениям, которых по этой причине лучше держать в неволе. Очевидно, по этой причине Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. О крепостных крестьянах России он писал: «Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества». В защиту сохранения крепостного права Десницкий приводил довод, выдвинутый еще Татищевым: «Если крепостное право – зло, то его отмена или ослабление – зло еще большее». Даже самые умеренные послабления крепостным необходимо делать, оговаривал Десницкий, «с крайнею осторожностью», считаясь в первую очередь с «волей помещичьей» и осуществлять их так, чтобы не «подать крестьянину поползновения к непослушанию». Десницкий выступал за равные права всех народов, населяющих Россию. «Российская монархия, – писал он, – самоеда приглашает быть участником законодательной власти». Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влияние на развитие просветительских идей в России, на развитие политико-правовой мысли. В целом его доктрина, как и других просветителей, не имела сословно-дворянской окраски и была направлена не на утверждение «просвещенного абсолютизма», а на создание конституционного варианта монархического правления в России, выдвигая на первый план органы народного (всесословного) представительства. В этом и состоит существенное отличие идеологии просветителей от идеологии дворянской аристократии.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |