КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовая идеология французских социалистов
Наряду с политико-правовыми идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений или отстаивающими феодально-монархические режимы, в XVIII в. в Западной Европе развивалось направление общественно-политической мысли, представители которого в своих трудах целиком отрицали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов предпролетарских слоев трудящихся. В такого рода произведениях обосновывалась необходимость принципиально новых общественных порядков, основанных на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательном труде для всех, общественном самоуправлении. Это направление получило название утопического социализма. Среди авторов и теоретиков утопического социализма во Франции наиболее известными являются Морелли (ок. 1715г.), автор книги «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», Габриэль Бонна де Мабли (1709-1785гг.), автор книг «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве, или Принципы Законов», и видный революционер Гракх Бабеф (1760-1797гг.). Социалисты предлагали разные проекты и принципы организации общества будущего, но были едины в критике антинародной, угнетательской сущности общества, основанного на частной собственности, считали идеальным строй, основанный на общности имущества, покончивший с неравенством между людьми, с эксплуатацией человека человеком, с тиранией и насилием. Конструируя такой идеал, они пытались найти ответы на ряд серьезнейших вопросов. Каков наилучший способ построения системы органов государства снизу доверху и тип связи центральных органов власти с местными? Каковы целесообразные для блага общества функции государства? Каким надлежит быть политическому режиму по установлению в государстве общности имуществ? Какие законы и как должны действовать в будущем человеческом общежитии? В ответах на эти и связанные с ними вопросы социалисты не были единодушны, однако не было между ними и большого разномыслия. Так, проблему наилучшего способа построения системы органов государства они предлагали решать однозначно республиканскими формами. Одним из моментов, определявшим этот выбор, для них выступали задачи государства, а также средства и методы решения таковых. При этом во всех вариантах их проектов отсутствует механическое повторение, копирование, признание старых государственных устройств. К примеру, повторяя тезис, выдвинутый еще античными мыслителями, что цель государства – забота об общем благе, социалисты его существенным образом скорректировали. Этим общим благом, о котором государство призвано неустанно заботиться, по их мнению, должно быть прежде всего благо простых людей. Социалисты полагали, что государство может сполна реализовать эту свою важнейшую функцию активной целеустремленной деятельностью на двух основных направлениях: организации производства, распределения и потребления и руководстве воспитанием и образованием граждан. Одновременно государство поддерживает общественный порядок, охраняет издаваемые законы, всякого рода предписания и регламенты. Однако в представлениях социалистов о конкретных признаках политико-правового режима, которому надлежит утвердиться в государстве будущего, нередко уживаются взаимоисключающие элементы. Демократические устремления в нем, возвышение начал коллективности (общинности), оценка интеллектуальных, нравственных и тому подобных достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, зачастую переплетаются с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для её свободного всестороннего развития. В устройстве и функционировании государственности будущего многие социалисты важное место отводят законодательству. Нередко даже подверженные иллюзиям юридического мировоззрения, присущего эпохе Просвещения, они защищают его роль в актах предлагаемой ими радикальной перестройки старого общества. Но вот облик, систему, цель законов, адекватных, по их мнению, Природе, Разуму, новому миропорядку, основанному на общности имуществ и призванному в точном согласии с сущностью социалистического миропорядка определять жизнь страны, регулировать деятельность рядовых людей, должностных лиц, учреждений, они определяют в целом верно. Так, Морелли считал, что первым законом нового общества должен стать закон о собственности, который гласил бы: «В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственности кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда». К числу «основных и священных» он относил также законы, определяющие право и обязанность каждого гражданина трудиться «сообразно своим силам, дарованиям и возрасту», право получать кормление и содержание на общественный счет. Им также были определены в «Кодексе природы» законы распределительные или хозяйственные, земельные, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др. Не менее верны и их аргументы в пользу того, что будущему обществу подобает иметь режим верховенства закона. Но социалисты подчас абсолютизируют этот важный принцип и упрощают практику его применения. Так, Морелли полагал, что право должно детально регламентировать все сферы социальной и личной жизни в обществе. Законы, по Морелли, должны определять: кто, в каком возрасте, чем должен заниматься, когда какую одежду носить, когда вступать в брак, в каких науках допустимо вольнодумство, а в каких оно запрещается. Строгая цензура и тотальный государственный надзор за жизнью граждан оправдывались Морелли тем, что интересы общества выше интересов личности. По армейскому, казарменному образцу рекомендовал строить систему руководства «народным государством» и Бабеф. Только с помощью командно-административных методов путем решительного и жесткого руководства сверху, из центра, полагал он, могут быть осуществлены привлекательные замыслы достижения «нерушимого благоденствия всех» и «счастья каждого». С намерением осуществить такую цель логично связана и ориентация Бабефа на довольно широкое применение к гражданам «народного государства» различных репрессивных мер. Но одновременно во Франции возникают теории общинного, безгосударственного социализма и коммунизма. Их развивали Жон Мелье (1664-1729гг.), Леже Мари Дешан (1716-1774гг.), Сильвеп Марешоль (1750-1803гг.). Они были противниками какой-либо власти человека над человеком в будущем и даже управления им. При общинном строе, когда все люди будут равны, все будут работать и сообща пользоваться всем, отпадут причины войн, смут, не станет воровства и других корыстных преступлений, а следовательно, отпадет надобность не только в принуждении, но и в руководстве, управлении. Поскольку в идеях социалистов-утопистов, как и других представителей Просвещения, содержатся гипотезы относительно будущих форм общественного устройства, то они, несомненно, имеют не только историко-познавательное значение. Это подтвердила Великая французская революция (1789-1794гг.), в ходе которой политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали просветители, нашли свое практическое воплощение.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |