КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
США за независимость
Американское просвещение и идеология борьбы
Идеи французского Просвещения были очень созвучны деятелям американской революции. Война 1775-1783 гг. английских колонистов в Северной Америке против метрополии, завоевание независимости и образование американской государственности сопровождались здесь расцветом политико-правовой мысли. Труды Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо стали настольными книгами руководителей освободительного движения и основателей США, а идея естественных прав человека воодушевляла колонистов в их революционной борьбе. Политических мыслителей США рассматриваемого периода можно объединить в две подгруппы. В первую вошли радикалы – наиболее последовательные приверженцы освободительной борьбы колоний, демократической республики, прав и свобод граждан, самостоятельности штатов и суверенитета народа. Это Бенджамин Франклин (1706-1790гг.), Томас Пейн (1737-1809гг.), Томас Джефферсон ( 1743-1826гг.). Ко второй группе можно отнести мыслителей более умеренной ориентации: централистов-федералистов Джона Адамса (1735-1826гг.), Александра Гамильтона (1757-1804гг.), Джеймса Мэдисона (1751-1836гг.) и др. Между этими группами шла борьба по коренным вопросам политического устройства нового государства: о форме государства и пределах государственной власти, о характере отношений между государством и народом, о демократических правах и свободах личности. Идеологи федералистов считали идеалом политического устройства страны английскую модель и выступали за сильную центральную (федеральную) власть. Федералисты выражали интересы крупных собственников: торгово-промышленной и финансовой буржуазии, плантаторов. Поскольку плодами победы в войне за независимость воспользовались главным образом именно эти круги, то воззрения федералистов стали определяющими при разработке Конституции США (1787г.), по которой эта страна живет уже более двух веков. Суть федералистской концепции государства предельно ясно выражена в тезисе: «Те, кто владеют страной, должны и править ею». Только богатые, по убеждению федералистов, способны обеспечить справедливость и стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственном управлении неизбежно приведет к тирании большинства, ошибкам и заблуждениям из-за непросвещенности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство. Федералистами была разработана модель государственного устройства США, которая, с одной стороны, препятствует установлению тирании большинства, объединению большинства во всесильную фракцию, а с другой – обеспечивает баланс властей путем сдержек и противовесов. Главную задачу государства они видели в охране собственности граждан. Оппоненты федералистов, республиканцы, были идеологами широких слоев мелких собственников- фермеров, ремесленников. Они отстаивали демократические завоевания народа, опасаясь посягательства на них со стороны власти. Т. Пейн одним из первых в Северной Америке выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов еще в 1775 г. Он был сторонником всеобщего избирательного права и стремился к устранению крайностей и имущественного неравенства. Как и многие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн считал, что все люди по природе равны в своих правах и в равной мере вправе добиваться их осуществления. Именно на основании естественных прав возникает, по его мнению, гражданское общество, а уже затем государство. Оно создается людьми по общественному договору. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Из этой идеи Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления – о праве на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию он обосновывал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства. Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции была присуща и взглядам автора Декларации независимости США Т. Джефферсона, убежденного в первенстве естественных прав над позитивными законами, издаваемыми государством, поскольку само оно создано для охраны и обеспечения прав человека. Решая вопрос о соотношении прав личности и прав правительства, являющийся основой политико-правовой доктрины Джефферсона, последний предлагает сочетать правление народного большинства посредством избрания его представителей с тщательным разделением властей на отдельные и разные отрасли: законодательную, исполнительную, судебную, чтобы правительству было трудно действовать, не обеспечив предварительно взаимное согласие при решении вопросов. Джефферсон добивался установления такого государственного строя, который основывался бы на принципах свободы и «при котором полномочия государственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правительственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих прерогатив, находясь под эффективным контролем и сдерживаемый другими». Джефферсон внес значительный вклад в теорию демократического режима и практику становления демократии в США. Полемизируя с федералистами, исповедовавшими элитаристские концепции, считавшими народ не способным ни понять ценности свободы, ни тем более защищать ее, он настойчиво повторял: в действительности власть должна исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не урезать, а расширять. По инициативе Джефферсона был принят знаменитый Билль о правах, составивший первые десять поправок к Конституции США и устанавливающий широкие демократические свободы для граждан. Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия. Неотъемлемой частью свободы мысли для него были свобода слова и печати. Широко известным стало его высказывание, что, если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, он бы выбрал последний вариант. Он последовательно добивался установления и религиозной свободы. §5. Политико - правовые воззрения классиков немецкой философии В то время, когда во Франции и Северной Америке под влиянием политико-правовых доктрин и программ Просвещения на деле совершались революции, в Германии идеологи нарождавшейся буржуазии, по словам К. Маркса, предпочитали в политике размышлять; вместо того, чтобы действовать, переживали революцию в умах. Но это «переживание» в итоге оказалось весьма плодотворным. Во второй половине XVIII - начале XIX в. Германия дала миру великих мыслителей, родоначальников классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804гг.), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814гг.), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831гг.). Их социально-политические взгляды имели большое теоретико-методологическое значение для эволюции политико-правовой мысли. Первым, кто приступил в Германии к обоснованию и развитию либерализма – идейной платформы буржуазии – был Кант. Он представил эту платформу как единственно разумную и попытался подвести под нее философско-этическую базу и таким образом оправдать ее. Эту задачу он решил в своем учении о государстве и праве. Основополагающим принципом социальных воззрений Канта является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной нравственной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Исходя из этого, он вывел понятие нравственного закона. Кант считал, что моральная личность не может руководствоваться условными правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям внутреннего повеления – категорического (безусловного) императива. Категорический императив не связан ни с какой практической целью, он абсолютен и выполняется исключительно как требование нравственного долга. По Канту, поведение человека морально только тогда, когда, преодолевая в себе любые благородные или низменные наклонности и совершенно независимо от возможных последствий его действий, он руководствуется исключительно чувством долга. Кантовский категорический императив гласит: а) поступай всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом; б) поступай так, чтобы всегда относиться к человечеству – в своем лице или лице другого – как к цели, а не только как к средству. Иными словами, поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе. В кантовском категорическом императиве выражена вечная мысль, которая была известна еще Конфуцию, а Гоббс видел в этом правиле один из естественных законов. Человечество не нашло лучшего определения существа морали. Кант сформулировал и необходимые атрибуты подлинно морального поступка – наличие свободной воли и бескорыстия. Его взгляды на роль морали в жизни общества получили всемирную известность. Мораль у Канта органически связана с правом. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник – практический разум человека и единую цель – утверждение всеобщей свободы. Право, по Канту, это определение меры или пределов свободы человека, его автономии, а истинное призвание права – гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. Чтобы право было в состоянии выполнять уготованную ему в обществе роль, оно должно быть обязательным и наделено принудительной силой. Придать праву столь нужные ему свойства способно только государство – исконный и первичный носитель принуждения. Государственность, по Канту, вызывают к жизни и её бытие оправдывают нравственный долг, чувство уважения людей к естественному праву. Именно требования категорического императива побуждают их оставить первоначальное естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности, и перейти к гражданскому обществу. Переход к нему носит не случайный характер: изолированные индивиды образуют народ, государство посредством договора. Кант определяет государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Согласно Канту, договор об образовании государства заключают между собой развитые относительно морали люди. А потому государственная власть не должна обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона и не могут сами определять правильную линию поведения. Главным признаком государства являются взаимные обязанности государства и его граждан. Именно в этом и заключается смысл договора об образовании государства. Значит не только граждане несут обязательства перед государством и друг перед другом, но и государство несет юридически закрепленные перед последними обязательства. Выдвигая и защищая тезис о том, что назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, Кант тем самым сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве. Сам он, однако, не употреблял этого термина и был далек от того, чтобы рассматривать образование правового государства как ближайшую перспективу. Кант резко возражал против малейшего уподобления власти родительской опеке над детьми. Такое правление, считал он, есть величайший деспотизм. Философ вообще решительно выступал против любых форм тирании, отвергал удушающую регламентацию общественной жизни. Чтобы исключить деспотизм, Кант, вслед за Монтескье, настаивал на строгом разделении властей на законодательную (верховную; ей принадлежит суверенитет), исполнительную и судебную. Законодательная власть должна принадлежать только народу. При этом разделение властей не трактуется Кантом как их равновесие, взаимное сдерживание. Наоборот, он считал, что только субординация и согласие этих трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм, обеспечить устойчивый правопорядок и благоденствие государства. Что же касается форм правового государства, то позиция Канта в этом вопросе противоречива, неоднозначна. Он пишет с сочувствием о республике, но положительно относится и к конституционной монархии. Для Канта главным является не форма государства как таковая, а то, что позднее получило название политического режима, т.е. совокупность методов управления. Обсуждая способы перехода к идеальному государству, он категорически отвергает путь насильственной революции. Революция, по Канту, является внеправовым актом. В рамках права возможно лишь пассивное сопротивление (неповиновение) власти. Но вне права низложение тирана революционным путем есть акт справедливости. Идеальным политическим состоянием общества Кант признавал мир между отдельными гражданами и государством. Он выдвинул также проект установления «вечного мира», который предусматривал полное изживание войн из жизни человеческого общества. Полное торжество мира, по мнению Канта, возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права. Вечный мир, по Канту, – это категорический императив. Он неосуществим в обозримом будущем, но неминуем. Государства придут к нему через просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрую волю правителей, а также экономические потребности наций. Заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли представляют творческие достижения Гегеля, создавшего грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции и отразило в себе все основные противоречия буржуазного прогресса. Если в молодости Гегель придерживался достаточно радикальных взглядов, то в зрелом возрасте стал умеренным реформистом, пришел к убеждению, что Реформация сделала излишними в Германии революционные преобразования, а прусскую конституционную монархию стал рассматривать в качестве идеала государственного устройства. Это повлияло на характер и содержание всей его историко-философской и социально-политической концепции. В его учении была заложена возможность разнородной, подчас диаметрально противоположной интерпретации. Важнейший вклад Гегеля в философию – создание новой диалектической логики, призванной раскрыть закономерности мышления и бытия. Суть диалектического метода в том, что мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, а двигателем их развития служит противоречие. Развитие через противоречие происходит и в природе, и в человеческой истории, и в сознании. Гегелевская диалектика отвергает статичность мысли и действительности, призывает признать и изучать их динамику. Гегель исходит из того, что эволюция неизбежна и подчиняется присущим ей законам. Однако свою философскую систему Гегель рассматривал в качестве выражения абсолютной истины, что резко противоречило его же собственному пониманию исторического характера человеческих знаний. Непоследовательность гегелевской философской системы получила выражение в знаменитой формуле «все разумное действительно, а все действительное разумно». Многие последующие теоретики воспринимали эту формулу как квинтэссенцию гегелевской социально-политической доктрины. её противоречивость очевидна: с одной стороны, она фактически содержит признание завершенности развития мира, а с другой – допускает двоякое толкование: консервативное и революционное. Во всяком случае представители консервативных сил усматривали в этой формуле принцип, позволяющий оправдать существующие порядки, а идеологи леворадикальных течений использовали её для обоснования идей переустройства общества на разумных началах. Противоречия, проистекающие из особенностей гегелевской консервативной философской системы и принципов диалектического мышления получили отражение в его взглядах на общество, государство, право и человека. Так, возникновение и развитие государства определяются им в соответствии с общей структурой его философской системы как ступени саморазвития и самопознания абсолютного духа. При этом Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Первое из них он изображает как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Гражданское общество, согласно Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, вследствие различия интересов сословий оказывается неспособным регулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством. Концепция государства Гегеля – это гимн государству, откровенный этатизм. Государство, утверждает он, это высшее проявление абсолютного духа, «осуществленный разум». Именно государство, а отнюдь не личность объявляется им подлинным носителем мирового духа. Как возникло государство, Гегель не объясняет, но отвергает теорию его договорного происхождения, подчеркивая, что государство – проявление божественной воли. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Целью государства, считал он, является не обеспечение интересов единичных людей, их жизни, собственности и личной свободы, а благо целого. Ставя государство над личностью и обществом, Гегель исходил из того, что оно обладает собственными, и притом высшими, интересами, собственной волей. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета. Власть большинства, или народа, он отвергает. Решающая роль в управлении государством, по Гегелю, принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Чиновничью бюрократию он называл главной опорой государства «в отношении права». Образцовым же государственным строем Гегель считал конституционную монархию, обладающую сильной централизованной властью, способной подчинить себе всех подданных и диктовать им свою волю. Явно консервативными были взгляды Гегеля на сферу межгосударственных отношений. Он подверг критике кантовскую идею вечного мира, считал, что войны и конфликты между государствами не только неизбежны, но и благотворны. Война, полагал он, оздоровляет нравы, подобно тому, как ветер и волны очищают море. Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки и т.п. Вместе с тем Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами. Гегель – противоречивая фигура. Но это не умаляет теоретического значения его идей. Прежде всего оригинальна и содержательна его историко-философская концепция. В отличие от многих своих предшественников Гегель рассматривает историю не как скопище случайных и хаотичных событий, а как закономерный процесс со своими периодами развития, поступательностью, преемственностью, собственными критериями и т.п. Соответственно и история политических и правовых идей выступает не как случайная смена одних мнений другими, а как более или менее адекватное отражение поступательного развития человечества по пути прогресса, как закономерный процесс. Философия, по Гегелю, это эпоха, выраженная в мыслях. Важное значение имеют выводы Гегеля о том, что государство есть результат развития гражданского общества, т.е. экономических его отношений, о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству. Эти выводы оказали влияние на различные направления политико-правовой идеологии. В частности, анархисты и социалисты полагали, что коль скоро государство и общество не совпадают и могут рассматриваться самостоятельно, то почему нельзя заменить политическую власть общественным самоуправлением? Кроме того, следует иметь в виду, что воззрения Гегеля на многие проблемы общества имели прогрессивное значение и применительно к конкретным условиям того времени. Это прежде всего взгляды философа на собственность. Гегель рассматривает её как первую фазу свободы. Без права собственности личность не имеет бытия. Гегель не одобряет рабства, крепостного права и признает «абсолютное право раба добывать себе свободу». Он выступает за суд присяжных, отделение церкви от государства, местное самоуправление, относительную свободу прессы, отстаивает принцип публичности прений в законодательном собрании, отвергает идею о том, что сила делает право. Содержание права, по Гегелю, определяется своеобразием национального характера, духом народа (как у Монтескье) и уровнем его исторического развития, но охраняется принудительной мощью государства. Сущность и назначение права – свобода. Для Гегеля свобода – осознанная необходимость, что предполагает и «несвободу», подчинение законам природы и общества. Следовательно, право – это определение пределов свободы и несвободы. В развитых правовых системах эти пределы устанавливаются детальной регламентацией всех сторон деятельности. В неразвитых – отсутствие детальной разработки в какой-то мере компенсируется общим принципом «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Социально-нравственные идеалы эпохи Просвещения. 2. Политико-правовые теории французских просветителей. Вольтер. Монтескье. Руссо. 3. Политико-правовые взгляды идеологов борьбы США за независимость. 4. Учение о государстве и праве И. Канта. 5. Государственно-правовая доктрина Ф. Гегеля.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |