КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западноевропейский либерализм
Либерализм (лат. liberalis – свободный) органически связан с развитием капитализма в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и на разных этапах представлял собой идеологию, с помощью которой «третье сословие» (класс промышленников и торговцев) боролось против абсолютизма, феодальных порядков, сословных ограничений, произвола власти. Идеология либерализма была направлена на создание необходимых условий для интенсивного развития капитализма, на защиту естественных прав и свобод личности, обеспечение политической, религиозной терпимости. Истоки этой идеологии восходят к Ренессансу, Реформации. На её формирование оказали влияние идеи различных мыслителей: Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Т. Джефферсона и др. В XIX в. развитие социально-политической концепции либерализма было связано с именами французского мыслителя Бенджамина Констана (1767-1830гг.) и британцев Иеремии Бентама (1748-1832 гг.) и Джона Стюарта Милля (1806-1873гг.), немцев Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835гг.) и Лоренца Штейна (1815-1890гг.) и др. Либералы объясняли и оправдывали утверждение и развитие в странах Западной Европы капиталистических отношений, обосновывали буржуазные права и свободы, прежде всего свободу личности и промышленной конкуренции, неприкосновенность частной собственности. Если консерваторы рассматривали общество в качестве органического целого, то либералы видели в нем некое подобие механического агрегата, который можно изменять и совершенствовать сознательной деятельностью людей. В разное время идеологи либерализма в своих работах акцентировали внимание на тех или иных его сторонах и особенностях. В мировоззренческом аспекте выделялись и разрабатывались такие черты либерализма, как свободомыслие, общечеловеческий и общегражданский характер социально-политических ценностей и норм, демократизм и гуманизм, неприятие корпоративных и групповых подходов при решении сословных, классовых, национальных и других проблем. В государственно-политической сфере либерализм, несмотря на имевшиеся различия в его трактовке отдельными авторами, также подразумевал ряд общих требований: верховенство закона, негативное отношение к разросшимся функциям государства, приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам, необходимость разделения властей, политический плюрализм, первенствующее значение личности по отношению к любой социальной группе и обществу в целом, признание и соблюдение прав человека и гражданина, которые считались естественными и неотчуждаемыми. Констан, к примеру, естественный строй общественной жизни представлял в виде пирамиды, основанием которой служат права личности, а вершиной – функции государства, которые сводились исключительно к обеспечению индивидуальных прав и свобод человека. По Констану, государство создается для того, чтобы охранять личность и гарантировать ей максимальную свободу деятельности. Большое внимание сторонники либерализма уделяли экономическим вопросам. Доминирующее место здесь занимали проблемы собственности, отмены регламентации и ограничений со стороны государственной власти на развертывание частнособственнической деятельности. Теоретики либерализма считали, что без экономической свободы недостижима и политическая свобода: обеспечение в обществе максимально благоприятных условий для развития конкуренции, частной инициативы и предприимчивости есть необходимая предпосылка и для свободного политического волеизъявления. Обсуждая проблемы свободы, либералы XIX в., как и просветители XVIII в., имели в виду свободу абстрактного гражданина, а не тех людей, которые реально жили в буржуазном обществе. Свобода рассматривается как равная свобода для всех, хотя в действительности имелись в виду добропорядочные законопослушные граждане, т.е. буржуа. Равенство же трактуется как равенство в свободе того же круга граждан. Либералы подчеркивали необходимость защиты свободы не только от посягательств монархического государства. Не меньшую опасность для свободы они видели в революционных теориях народного суверенитета. Неограниченный народный суверенитет, писал Констан, опасен не менее, чем суверенитет абсолютного монарха, так как он открывает путь для деспотии большинства. Государственная власть должна быть всегда ограничена. Это достигается посредством разделения и равновесия властей, а также силой общественного мнения. Что касается организации государственной власти, форм её устройства, то в этом вопросе либералы придерживались разных мнений. Бентам осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства. Констан несомненное преимущество отдавал конституционной монархии. В лице конституционного монарха общество обретает, полагал он, «нейтральную власть», независимую от трех «классических властей» – законодательной, исполнительной, судебной, а потому способную обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность. Милль был сторонником демократии, но демократии своеобразной – элитарной, основанной на всеобщем избирательном праве с определенными ограничениями. Он полагал, что от выборов следует устранять неграмотные, не платящие прямых налогов, наиболее бедные и зависимые слои населения. Зато «наиболее просвещенные» могут обладать и несколькими голосами. По его мнению, обеспечить прогресс общества и личности способны только образованные, нравственно достойные и талантливые люди. Гумбольдт, будучи сторонником правового государства, сформулировал идеал так называемого минимального государства, выступая за резкое сужение его функций. Он подчеркивал, что вмешательство государства во внутреннюю жизнь и дела граждан влечет за собой установление всеобщего единообразия, которое в свою очередь подавляет личность. Последнее же ведет к упадку народных сил, люди становятся неспособными к самостоятельной деятельности, и «апатия охватывает целые народы». Характеризуя государство как зло, но зло необходимое, Гумбольдт призывал к самоограничению его прерогатив посредством права. Такой же подход был присущ и его соотечественнику Штейну, с его проектом государства как надклассовой организации. Штейн полагал: коль скоро общество делится на классы, то государство, имеющее своей задачей «снятие», погашение противоположных интересов социальных групп, должно носить надклассовый характер, быть выше эгоистических интересов отдельной части общества. Доминирование в обществе общих для всех интересов, по Штейну, может обеспечить только монарх, ограниченный конституцией, поскольку неограниченная, абсолютная власть неизбежно будет зависеть от того или иного класса даже в республике. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и, наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику рабочему классу. Небезынтересно отметить, что позже некоторые идеи Штейна использовал «железный канцлер» Бисмарк, чтобы представить реакционно управляемую Германию как «социальную монархию», стоящую якобы выше классовых противоречий. Если в трактовке форм государственного устройства у либералов имелись различия, то по поводу способов общественных преобразований они были единодушны: признавая неизбежность социальных революций, все представители либерализма осуждали революцию как способ общественных преобразований. Основной путь развития общества, по их мнению, это социальная эволюция, постепенное реформирование различных сторон общественной жизни. Защищая политическую свободу личности, гласность, парламентский строй, свободу предпринимательства, либерализм способствовал формированию общечеловеческих ценностей, которые во многом определили облик современной цивилизации.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |