КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) являл собой полную противоположность Карамзину. Он теоретически обосновал и предложил Александру I грандиозный проект обновления всего строя русской общественной жизни по заранее разработанному «полному плану». Сперанского можно отнести к государственным деятелям либерально-консервативного направления, которые шаг за шагом продвигали Россию к конституционной монархии. Сын сельского священника, Сперанский, благодаря выдающимся личным качествам, буквально взлетел на самый верх чиновничьей лестницы, был особо приближен к императору. Последний его пост при Александре I – государственный секретарь. Его дарования, образованность и энергия ценились не только в России, но и за границей. Рассказывают, будто бы во время встречи Александра I с Наполеоном в Эрфурте в 1808 г., в которой участвовал Сперанский, Наполеон так оценил его достоинства: «Неугодно ли Вам будет, Государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?» Сперанский-мыслитель представлял собой уникальный пример в высшей степени творческого синтеза идей французского просвещения, немецкой классической философии, европейских романтиков, исторической школы права и богословия. Этот синтез некоторые исследователи квалифицируют как русское социальное христианство, русский христианский социализм. «Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого духовно-академического образования. Это был Вольтер в православно-богословской оболочке... Ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей... Ворвавшись со своими крепкими неизрасходованными мозговыми нервами в петербургское общество, уставшее от делового безделья, Сперанский взволновал и встревожил его, как струя свежего воздуха, пробравшись в закуренную комнату хворого человека», – так характеризовал его В.О. Ключевский. Планы реформ Сперанского разрабатывались с учетом особенностей исторического развития России, выразившихся прежде всего в гипертрофии власти и дефиците свободы. На их содержании, безусловно, сказались характер и сила ума их автора, его миропонимание, в котором право рассматривалось как одна из фундаментальных и универсальных ценностей, основа и обязательное условие человеческой свободы. Именно такое понимание права положено в основу его концепции реформ. Сперанский различал два вида свободы в государственно-организованном обществе: свободу политическую и свободу гражданскую. Политическую свободу он понимал как возможность участия подданных «в действии законодательной и исполнительной власти». Такая возможность, считал он, не может быть предоставлена всем слоям общества, а только собственникам, так как собственник «в известном размере более способен, в силу собственных интересов, заботиться о доброте законов». Гражданская свобода, в его понимании, это независимое друг от друга существование всех основных групп в обществе. Опираясь на эти положения, Сперанский определяет такие понятия, как политическое и гражданское рабство. Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного –закон для всех». А гражданское рабство – это подчинение одного класса другому. Проанализировав связь между этими понятиями, Сперанский отмечает прямую зависимость гражданской свободы от политической. «Никакая сила в обществе, – пишет он, – не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве «утверждена свобода политическая, гражданское рабство уменьшается само собой». Отсюда он делает принципиальный вывод, что в России нет истинной свободы, и дает очень резкую характеристику её государственному строю, основанному на зависимости крестьян от помещиков и дворян от государя. «Я нахожу в России два состояния – рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов». В условиях деспотического правления даже у дворянства личность, честь и собственность зависят исключительно от самодержавной власти, которая может «возводить и низводить дворянские роды единым своим хотением». Эти «два рода рабов», по мнению Сперанского, сводят на нет всякую силу народа и оставляют на стороне правительства всю неограниченность действий. Любое правительство стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу «разделяй и властвуй». Выход из деспотического состояния Сперанский видит на путях установления в России конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное, постановить и учредить на непременном законе». В его проектах предлагается не только конкретный план государственных преобразований на сей счет, но и методы его реализации, а также сформулированы основные политико-правовые принципы, на которых должна базироваться и функционировать конституционная монархия. Сперанский считал, что все государственные преобразования следует осуществлять исключительно эволюционным, а не революционным путем, как в странах Запада. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года». Кроме того «все царства земные идут к совершенству» не только постепенно, но и с учетом своих исторических особенностей, «человеческой природы, традиций, местных положений, знания народа и требования времени». Он напоминает Александру I, что «дух народный переменяется по обстоятельствам», а всякая страна имеет свою физиогномию» и «что часто и самые лучшие преобразования, не быв приспособлены к народному характеру, производят только насилие и сами собою сокрушаются». Сколько бедствий «можно было бы упредить, – писал Сперанский, – если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовывались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа». Преобразования следует производить, отмечал Сперанский, последовательно, по строго разработанному твердому плану. «...Правительство, действуя без плана, не только теряет время и случай к приуготовлению лучшего, но и заграждает себе пути, ставя...самому себе препятствия». Он отмечает, что история России «от времен Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали». Но главный принцип, которым должна руководствоваться «истинная монархия», – это принцип законности. Чтобы действовать «через твердые законы», он советует Александру I сделать коренные законы государства «столько неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть преступить их не могла». Коренные законы государства, по Сперанскому, должны быть творением народа. В них он предлагал установить «равенство гражданских прав, как личных, так и вещественных, для всех подданных и, следовательно, не допускать никакого в сем разделения состояний». По Сперанскому, права гражданские, «то есть безопасность лица и имущества, суть первое неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в общество». Права гражданина означают, что никто не может быть наказан без суда, каждый только по закону (или по договору) обязан нести личную службу или вещественные повинности и каждый имеет право на собственность. Эти права в России имеют дворяне, купцы, мещане и другие «люди свободного состояния». Помещичьи крестьяне не имеют ни политических, ни гражданских прав. По проекту Сперанского в конечном счете и они должны быть наделены этими правами. Но немедленной отмены крепостной системы он опасался. «В России, – полагал он, – много земель и малочислен народ – быстрое освобождение крестьян может побудить их «обратиться к некоторому роду кочевой жизни», что пагубно и для них, и для государственной экономики. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. «Нельзя основать правление на Законе, – пишет он во «Введении к Уложению государственных законов», – если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых один от другого государственных органах». Но теория разделения властей интерпретировалась Сперанским своеобразно. Законодательная, исполнительная и судебная (по терминологии Сперанского – судная) власти выступают у него как проявления единой «державной власти», во главе которой стоит император. В силу этого императорская власть есть «верховный законодатель», «верховное начало силы исполнительной», «верховный охранитель правосудия» и глава церкви. Власть монарха наследственна и «принадлежит единственно детям законным». В соответствии с указанным подходом Сперанский предлагал учредить двухпалатную Государственную думу, призванную выражать «народное мнение». Дума образуется посредством трехстепенных выборов, обсуждает законы, предлагаемые правительством, которые утверждаются затем монархом. Для осуществления исполнительных функций предусматривались министерства с установлением ответственности министров за нарушение законов перед Государственной думой. Дума наделялась правом просить об отмене незаконных действий министра, а также правом начать расследование с целью изобличения министра в злоупотреблениях властью. Верховным органом «судной власти» должен был стать Сенат, назначаемый императором пожизненно из числа лиц, рекомендованных губернскими думами. «Общее соединение всех государственных сил» призван осуществлять Государственный совет, состав которого также должен был назначаться императором. Проект предполагал усилить самоуправленческие начала на местном уровне, ввести систему коллективного управления сверху донизу через систему представительных органов –дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе. Они наделялись правом формирования местных бюджетов, избрания правлений, судей соответствующего уровня, вносить в вышестоящие органы представления о региональных общественных нуждах. Кроме того, предлагалось предоставить автономию некоторым областям: Сибири, Кавказу, Оренбургскому краю, Новороссийскому краю и земле донских казаков. Все это вместе взятое должно было, по замыслу Сперанского, упорядочить процесс законотворчества и обеспечить надлежащий контроль за исполнением законов. Государственно-правовые проекты вызвали резкое недовольство со стороны дворянской знати. В ход были пущены привычные при дворе средства: сплетни, клевета, доносы. В начале 1812 г. Сперанский был отстранен от службы и отправлен в ссылку. В 1821 г. он был возвращен в Петербург в качестве члена Государственного совета. Но к этому времени он уже осознал всю тщетность своих реформаторских планов и сосредоточил силы на борьбе против произвола путем кодификации законов Российской империи. Под его руководством подготовлены и изданы первое «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1830), «Свод законов Российской империи» в 15 томах (1833), он привел в порядок целый ряд специальных и местных законодательств. Что касается его проектов, то их реализация, к сожалению, растянулась во времени. Частично они были осуществлены его учеником Александром II (Сперанский обучал его политическим наукам), а ограничение монархии законами было произведено лишь спустя сто лет при Николае II в начале XX в. Но они уже не смогли обеспечить эволюционный путь прогресса России, как того хотел великий мыслитель и реформатор.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |