КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые воззрения декабристов
После окончания Отечественной войны 1812 г. и особенно после возвращения русских войск из Западной Европы в общественно-политической жизни и мысли России произошли существенные перемены, обусловленные затуханием реформаторских импульсов в государстве. О либеральных обещаниях Александра I и реформах было забыто. Царь впал в религиозную мистику и фактически устранился от управления страной. Всеми делами управлял граф Аракчеев. В стране начинается реакция. Повсеместно преследуется вольномыслие. Особенно отличились обскуранты Д.П. Рунич и М.П. Магницкий, попечители учебных округов, устроившие ряд погромов в университетах. Их вдохновлял князь А.Н. Голицын, министр народного образования в 1817-1824 гг., которого Карамзин назвал «министром затмения», поскольку тот, едва вступив на пост министра, предложил закрыть все университеты, кроме Московского. В ответ на репрессии в стране появляются оппозиционные тайные организации и общества по образцу и подобию масонских лож: Орден Русских Рыцарей (1815), Союз спасения (1818) и Союз благоденствия (1818). На основе последнего после его роспуска возникли Северное и Южное общества революционно настроенных дворян, подготовивших вооруженное выступление на Сенатской площади в декабре 1825 г. в Петербурге, а затем восстание Черниговского полка на Украине. По времени этих событий их участники называются декабристами. Движение декабристов сформировалось под воздействием ряда факторов: патриотического подъема русского народа, связанного с победой в Отечественной войне 1812г., заграничных походов русской армии, позволивших военным сравнивать все виденное за границей с тем, что им на каждом шагу представлялось на родине: рабство бесправного большинства русских, жестокое обращение начальников с подчиненными, всякого рода злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол. Огромное влияние на декабристов оказали идеи передовых мыслителей Западной Европы, в особенности произведения французских просветителей, а также воззрения русских революционеров. Декабристы детально разработали программу коренного изменения российской действительности. Всех их объединяли общие идеалы и помыслы: ликвидировать крепостничество, деспотический царский режим, сословные привилегии, провозгласить основные демократические свободы, наделить крестьян землей, обеспечить неприкосновенность частной собственности. Но движение декабристов не было однородным. Достижение целей общей программы Северное и Южное общества представляли себе по-разному. Разногласия касались способов решения вопросов: а) о земле; б) о политических правах; в) о формах правления; г) о форме государственного единства будущей России; д) о способах преобразования государственного и общественного строя. Наиболее радикальные взгляды развивал Павел Иванович Пестель (1793-1826 гг.) – разносторонне образованный человек, прекрасный оратор, полковник. Участвуя в Отечественной войне проявил большое мужество. На Бородинском поле М.И. Кутузов лично преподнес ему золотую шпагу с надписью «За храбрость». Вместе с русской армией Пестель дошел до Берлина. Был награжден шестью орденами. Мог сделать блестящую военную карьеру, но избрал другой жизненный путь: стал организатором и лидером тайного Южного общества. После поражения восстания декабристов он был повешен вместе с К.Ф. Рылеевым, П.Г. Каховским, С.И. Муравьевым и М.П. Бестужевым-Рюминым в Петропавловской крепости. По своим мировоззренческим взглядам Пестель был материалистом и атеистом, придерживался естественно-правовой теории и договорной концепции государства. Цель государства он усматривал в обеспечении «благоденствия всего общества вообще и каждого из членов оного общества в особенности», а не только избранных. Если государство заботится о немногих, оно порочно в своей основе. Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось «к общему и частному благоденствию», и только на основе законов. Задачу своего конституционного проекта, известного под названием «Русская правда», он видел в необходимости сформулировать такие принципы законодательства, которые обеспечили бы достижение общественного благоденствия. Содержание законов Пестель связывал с географическими условиями, а также социальными и политическими институтами и учреждениями, через посредство которых законы должны осуществляться. Их содержание он также ставил в зависимость от формы правления. Существующую абсолютную монархию Пестель определял как «зловластие», отмечая полное небрежение к закону со стороны власть имущих и, как следствие этого, – правовой нигилизм подвластных. Самодержавие в России, по проекту Пестеля, решительно уничтожалось. Он выступил с идеей физического «истребления всей царской фамилии», дабы пресечь все формы реставрации императорской власти. Его политическим идеалом является унитарная республика. Пестель считал, что федеральная система неизбежно приведет Россию к катастрофе, поскольку разнородные области скоро от коренной России отложатся и она потеряет не только могущество и силу, но, может быть, и свое бытие между большими и главными государствами. Россия представлена в проекте Пестеля централизованным государством, состоящим из 10 областей и 3 уделов, со столицей в Нижнем Новгороде. Формой правления должна стать президентская республика с разделением властей. Высшим законодательным (однопалатным) органом власти должно было стать Народное вече, избиравшееся на 5 лет. Народное вече избирало высший орган исполнительской власти – Державную думу из пяти человек, имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права распускать Народного веча, так как оно представляло «волю и душу» народа в государстве. Наряду с законодательной и исполнительной властями Пестель выделял и власть блюстительную. Ею, по проекту, становился высший надзорный орган – Верховный собор, который должен был контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, определенных им законами. Кроме того, он назначал главнокомандующего армией во время войны. Верховный собор избирался пожизненно из 12 человек Народным вечем. Радикальный характер носила социальная программа Пестеля: крепостное право отменялось, крестьяне наделялись землей. «Русская правда» провозглашала принцип неприкосновенности личности, частной собственности, всеобщее равенство перед законом, свободу совести и занятий, ликвидацию сословий. Вводились единое сословие (граждане), гласный суд присяжных заседателей, равный для всех, отменялась смертная казнь, вместо рекрутчины предусматривалась всеобщая воинская повинность. Интересны соображения Пестеля по решению национальной проблемы. её он предполагал решить при помощи законов, предписав всем народам и племенам, населяющим Россию, объединиться в один народ с объявлением русского языка государственным на всей территории страны. В таком виде, считал он, Россия будет являть собой «единство, единообразие, единомыслие». Возможность реализации своих идей Пестель связывал с военно-революционным переворотом и установлением Временного правительства во главе с диктатором, которые должны были управлять страной в течение переходного периода – десяти-пятнадцати лет. В их задачу входило подготовить страну к конституционному режиму. Более умеренными были взгляды Никиты Михайловича Муравьева (1796-1843 гг.), руководителя Северного общества. Свои идеи он изложил в трех проектах конституции, последний из которых (наиболее радикальный) был написан уже в тюрьме. В работе над ними Муравьев использовал многообразные источники: конституции ряда северо-американских штатов, англосаксонское прецедентное право, конституции некоторых европейских государств. Мировоззрение Муравьева, как и Пестеля, основывалось на теории естественного права и договорного происхождения государства. Он осуждал абсолютную монархию, утверждая, что источником власти является народ, который «не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства». Наилучшей формой правления для России Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Но он допускал и провозглашение республики, если император откажется принять конституцию. Исполнительную власть, по конституции Муравьева, возглавляет монарх – «верховный чиновник Российского правительства». Вся его деятельность контролируется представительным органом – Народным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты представителей. В Верховную думу предлагалось избирать 42 депутата, в палату народных представителей – 450. В выборах депутатов могли участвовать все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество. Законодательной инициативой наделялись члены обеих палат и министры. Законы предлагалось принимать или отвергать простым большинством голосов. Монарх как глава исполнительной власти не мог изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Но он наделялся значительными полномочиями: одновременно являлся верховным главнокомандующим, мог вести международные переговоры с другими странами, назначать с согласия Верховной думы послов, судей и министров, мог отсрочить введение закона, вернуть его для повторного рассмотрения в Народном вече. Будущая Россия объявлялась как федеративное государство, состоящее из нескольких держав и областей, образованных по территориальному принципу: Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др. В каждой из них учреждалось областное управление правительствующее собрание из двух палат. Областная держава не является государственным образованием и не имеет собственной конституции, не ведет внешних сношений, не чеканит монету и т.п., но её полномочия, касающиеся организации местной административно-хозяйственной жизни, достаточно широки. Муравьев разработал и свой проект судебной реформы. Судебную власть предлагалось отделить от административной и строить её по территориальному принципу. В уездах создать совестные суды, в компетенции которых относятся гражданские тяжбы и мелкие уголовные дела. Судьей в них мог стать любой постоянно проживающий и пользующийся доверием избирателей житель уезда. Обязанности судьи он мог исполнять до 70-летнего возраста, совмещая с другими обязанностями. Областные суды избираются областными палатами. Судьи здесь также несменяемы и выборны, остаются в своей должности до 70-летнего возраста. В этом суде имеется коллегия присяжных заседателей. Дела, рассмотренные этими коллегиями, обжалованию не подлежат. Высший судебный орган – Верховное судилище – избирается Народным вечем из 5-7 судей пожизненно. Предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел во всех судах. Предложения Муравьева по судоустройству были востребованы спустя 40 лет – судебной реформой 1864 г. Проекты Муравьева содержали требования неукоснительного соблюдения законов всеми гражданами и никаких исключений из этого правила не допускали. Его конституция определяла не только равенство граждан перед законом, но и свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию крепостного права (но на основе принципа «земли помещиков остаются за ними»), неприкосновенность имущества и личности, отмену «Табеля о рангах». В отличие от пестелевского проекта, предполагавшего введение переходного периода с Временным правительством и диктатором, Муравьев полагал, что после революционного переворота следует сразу же создать учредительное собрание и немедленно установить все предусмотренные конституцией гражданские и политические права, по выражению декабриста М.С. Лунина, «водворить в обществе владычество законов». Движение декабристов – одна из самых героических и трагических страниц в отечественной истории. Оно впервые обозначило стремление русской интеллигенции пострадать за русский народ, принести себя в жертву для будущей свободы отечества. Героизм и высокую степень нравственности продемонстрировали и жены декабристов, последовавшие за своими мужьями, сосланными в Сибирь на каторжные работы. Идеи декабризма оказали значительное влияние на формирование радикальных политико-правовых концепций 1840-1850 гг. Поражение декабристов – это и национальная трагедия. Изъятие из активной, общественно-политической жизни целого поколения лучших, образованнейших, честнейших людей страны, по характеристике А.И. Герцена, «рыцарей с головы до ног, кованных из чистой стали, воинов-сподвижников», существенно снизило темпы эволюции отечественной государственности, непреодолимо углубило раскол между правительством и обществом. Российское государство пришло к идеям декабристов лишь в начале XX в. После разгрома декабристов общественно-политическая мысль в России развивалась в условиях николаевской реакции. Были распущены все, даже легальные, общества, ужесточена цензура. Для усиления политического надзора и сыска в 1826 г. создается Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Доносительство и слежка становятся в эти годы системой, частью повседневной жизни. Обсуждение политических, идеологических вопросов на многие годы перемещается исключительно в светские салоны и студенческие кружки – места активного бесцензурного общения. Тем не менее в середине 30-х гг. возникли мировоззренческие системы, способствовавшие дальнейшей дифференциации политических направлений, сложившихся в предшествующие периоды, вновь заявила о себе оппозиционная идеология, отличавшаяся от параллельно формировавшейся проправительственной, официальной идеологии («православие, самодержавие, народность»). Суть государственной идеологии сводилась к следующему. Самодержавие является истинно российской формой государственной власти. Оно обожаемо и почитаемо народом, который боготворит царя за заботу о нем. Царская власть имеет божественное происхождение. Православие определяет моральные качества, весь строй мышления и образ жизни народа. Полная гармония и союз – таков характер связи между самодержавием, православием и народом. Идеологи официальной народности – историк М.П. Погодин (1800-1875 гг.), литератор С.П. Шевырев (1806-1864 гг.) и другие проповедовали единство двух начал истории – народа и государства. Воспевая величие России, они противопоставляли ей западноевропейский процесс, исходя из тезиса об особых «началах» русской истории, русской жизни. В отличие от Запада, где государства создавались с помощью насильственных завоеваний, в России славяне пригласили варягов, что и создало своеобразие русской истории, предопределило особость русского народа, которому якобы свойственны прежде всего такие черты, как покорность, смирение и религиозность.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |