Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые воззрения декабристов




 

После окончания Отечественной войны 1812 г. и особенно после возвращения русских войск из Западной Европы в общественно-политической жизни и мыс­ли России произошли существенные перемены, обусловленные затуханием реформаторских импульсов в государстве. О либе­ральных обещаниях Александра I и реформах было забыто. Царь впал в религиозную мистику и фактически устранился от управления страной. Всеми делами управлял граф Аракчеев. В стране начинается реакция. Повсеместно преследуется вольно­мыслие. Особенно отличились обскуранты Д.П. Рунич и М.П. Магницкий, попечители учебных округов, устроившие ряд по­громов в университетах. Их вдохновлял князь А.Н. Голицын, министр народного образования в 1817-1824 гг., которого Ка­рамзин назвал «министром затмения», поскольку тот, едва всту­пив на пост министра, предложил закрыть все университеты, кроме Московского.

В ответ на репрессии в стране появляются оппозиционные тайные организации и общества по образцу и подобию ма­сонских лож: Орден Русских Рыцарей (1815), Союз спасения (1818) и Союз благоденствия (1818). На основе последнего после его роспуска возникли Северное и Южное общества ре­волюционно настроенных дворян, подготовивших вооружен­ное выступление на Сенатской площади в декабре 1825 г. в Петербурге, а затем восстание Черниговского полка на Укра­ине. По времени этих событий их участники называются де­кабристами.

Движение декабристов сформировалось под воздействием ряда факторов: патриотического подъема русского народа, свя­занного с победой в Отечественной войне 1812г., заграничных походов русской армии, позволивших военным сравнивать все виденное за границей с тем, что им на каждом шагу представ­лялось на родине: рабство бесправного большинства русских, жестокое обращение начальников с подчиненными, всякого рода злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол. Огромное влияние на декабристов оказали идеи передовых мыслителей Западной Европы, в особенности произведения французских просветителей, а также воззрения русских рево­люционеров.

Декабристы детально разработали программу коренного изменения российской действительности. Всех их объединяли общие идеалы и помыслы: ликвидировать крепостничество, деспотический царский режим, сословные привилегии, провоз­гласить основные демократические свободы, наделить кресть­ян землей, обеспечить неприкосновенность частной собствен­ности.

Но движение декабристов не было однородным. Достиже­ние целей общей программы Северное и Южное общества пред­ставляли себе по-разному. Разногласия касались способов ре­шения вопросов: а) о земле; б) о политических правах; в) о фор­мах правления; г) о форме государственного единства будущей России; д) о способах преобразования государственного и об­щественного строя.

Наиболее радикальные взгляды развивал Павел Иванович Пестель (1793-1826 гг.) – разносторонне образованный человек, прекрасный оратор, полковник. Участвуя в Отечественной вой­не проявил большое мужество. На Бородинском поле М.И. Ку­тузов лично преподнес ему золотую шпагу с надписью «За храб­рость». Вместе с русской армией Пестель дошел до Берлина. Был награжден шестью орденами. Мог сделать блестящую во­енную карьеру, но избрал другой жизненный путь: стал орга­низатором и лидером тайного Южного общества. После пора­жения восстания декабристов он был повешен вместе с К.Ф. Рылеевым, П.Г. Каховским, С.И. Муравьевым и М.П. Бестуже­вым-Рюминым в Петропавловской крепости.

По своим мировоззренческим взглядам Пестель был мате­риалистом и атеистом, придерживался естественно-правовой теории и договорной концепции государства. Цель государства он усматривал в обеспечении «благоденствия всего общества вообще и каждого из членов оного общества в особенности», а не только избранных. Если государство заботится о немногих, оно порочно в своей основе. Государство существует на равно­весии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство вхо­дит в состояние насильственное и болезненное». Народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стре­милось «к общему и частному благоденствию», и только на основе законов. Задачу своего конституционного проекта, изве­стного под названием «Русская правда», он видел в необходи­мости сформулировать такие принципы законодательства, ко­торые обеспечили бы достижение общественного благоден­ствия.

Содержание законов Пестель связывал с географическими условиями, а также социальными и политическими института­ми и учреждениями, через посредство которых законы должны осуществляться. Их содержание он также ставил в зависимость от формы правления. Существующую абсолютную монархию Пестель определял как «зловластие», отмечая полное небреже­ние к закону со стороны власть имущих и, как следствие этого, – правовой нигилизм подвластных.

Самодержавие в России, по проекту Пестеля, решительно уничтожалось. Он выступил с идеей физического «истребления всей царской фамилии», дабы пресечь все формы реставрации императорской власти. Его политическим идеалом является унитарная республика. Пестель считал, что федеральная систе­ма неизбежно приведет Россию к катастрофе, поскольку разно­родные области скоро от коренной России отложатся и она потеряет не только могущество и силу, но, может быть, и свое бытие между большими и главными государствами. Россия представлена в проекте Пестеля централизованным государ­ством, состоящим из 10 областей и 3 уделов, со столицей в Ниж­нем Новгороде. Формой правления должна стать президент­ская республика с разделением властей. Высшим законодатель­ным (однопалатным) органом власти должно было стать На­родное вече, избиравшееся на 5 лет. Народное вече избирало высший орган исполнительской власти – Державную думу из пяти человек, имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права распускать Народного веча, так как оно представляло «волю и душу» народа в госу­дарстве.

Наряду с законодательной и исполнительной властями Пе­стель выделял и власть блюстительную. Ею, по проекту, стано­вился высший надзорный орган – Верховный собор, который должен был контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполни­тельная власти не выходили из пределов, определенных им за­конами. Кроме того, он назначал главнокомандующего армией во время войны. Верховный собор избирался пожизненно из 12 человек Народным вечем.

Радикальный характер носила социальная программа Пес­теля: крепостное право отменялось, крестьяне наделялись зем­лей. «Русская правда» провозглашала принцип неприкосновен­ности личности, частной собственности, всеобщее равенство перед законом, свободу совести и занятий, ликвидацию сосло­вий. Вводились единое сословие (граждане), гласный суд при­сяжных заседателей, равный для всех, отменялась смертная казнь, вместо рекрутчины предусматривалась всеобщая воин­ская повинность.

Интересны соображения Пестеля по решению националь­ной проблемы. её он предполагал решить при помощи зако­нов, предписав всем народам и племенам, населяющим Россию, объединиться в один народ с объявлением русского языка го­сударственным на всей территории страны. В таком виде, счи­тал он, Россия будет являть собой «единство, единообразие, еди­номыслие».

Возможность реализации своих идей Пестель связывал с во­енно-революционным переворотом и установлением Времен­ного правительства во главе с диктатором, которые должны были управлять страной в течение переходного периода – деся­ти-пятнадцати лет. В их задачу входило подготовить страну к конституционному режиму.

Более умеренными были взгляды Никиты Михайловича Му­равьева (1796-1843 гг.), руководителя Северного общества. Свои идеи он изложил в трех проектах конституции, последний из которых (наиболее радикальный) был написан уже в тюрьме. В работе над ними Муравьев использовал многообразные источ­ники: конституции ряда северо-американских штатов, англо­саксонское прецедентное право, конституции некоторых евро­пейских государств.

Мировоззрение Муравьева, как и Пестеля, основывалось на теории естественного права и договорного происхождения государства. Он осуждал абсолютную монархию, утверждая, что источником власти является народ, который «не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства».

Наилучшей формой правления для России Муравьев счи­тал конституционную монархию, основанную на принципе раз­деления властей. Но он допускал и провозглашение республики, если император откажется принять конституцию. Испол­нительную власть, по конституции Муравьева, возглавляет монарх – «верховный чиновник Российского правительства». Вся его деятельность контролируется представительным орга­ном – Народным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты представителей. В Верховную думу предлага­лось избирать 42 депутата, в палату народных представителей – 450. В выборах депутатов могли участвовать все совершенно­летние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество. Законодатель­ной инициативой наделялись члены обеих палат и министры. Законы предлагалось принимать или отвергать простым боль­шинством голосов.

Монарх как глава исполнительной власти не мог изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции за­конодательной власти. Но он наделялся значительными пол­номочиями: одновременно являлся верховным главнокоманду­ющим, мог вести международные переговоры с другими стра­нами, назначать с согласия Верховной думы послов, судей и ми­нистров, мог отсрочить введение закона, вернуть его для по­вторного рассмотрения в Народном вече.

Будущая Россия объявлялась как федеративное государство, состоящее из нескольких держав и областей, образованных по территориальному принципу: Балтийская, Заволжская, Запад­ная, Черноморская, Ленская и др. В каждой из них учрежда­лось областное управление правительствующее собрание из двух палат. Областная держава не является государственным образованием и не имеет собственной конституции, не ведет внешних сношений, не чеканит монету и т.п., но её полномо­чия, касающиеся организации местной административно-хозяйственной жизни, достаточно широки.

Муравьев разработал и свой проект судебной реформы. Су­дебную власть предлагалось отделить от административной и строить её по территориальному принципу. В уездах создать со­вестные суды, в компетенции которых относятся гражданские тяжбы и мелкие уголовные дела. Судьей в них мог стать любой постоянно проживающий и пользующийся доверием избирате­лей житель уезда. Обязанности судьи он мог исполнять до 70-летнего возраста, совмещая с другими обязанностями. Област­ные суды избираются областными палатами. Судьи здесь также несменяемы и выборны, остаются в своей должности до 70-лет­него возраста. В этом суде имеется коллегия присяжных заседа­телей. Дела, рассмотренные этими коллегиями, обжалованию не подлежат. Высший судебный орган – Верховное судилище – из­бирается Народным вечем из 5-7 судей пожизненно. Предусмат­ривалось гласное и открытое рассмотрение дел во всех судах. Предложения Муравьева по судоустройству были востребова­ны спустя 40 лет – судебной реформой 1864 г.

Проекты Муравьева содержали требования неукоснитель­ного соблюдения законов всеми гражданами и никаких исклю­чений из этого правила не допускали. Его конституция опреде­ляла не только равенство граждан перед законом, но и свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию крепостного пра­ва (но на основе принципа «земли помещиков остаются за ними»), неприкосновенность имущества и личности, отмену «Табеля о рангах».

В отличие от пестелевского проекта, предполагавшего введение переходного периода с Временным правительством и диктатором, Муравьев полагал, что после революционно­го переворота следует сразу же создать учредительное собра­ние и немедленно установить все предусмотренные консти­туцией гражданские и политические права, по выражению декабриста М.С. Лунина, «водворить в обществе владыче­ство законов».

Движение декабристов – одна из самых героических и тра­гических страниц в отечественной истории. Оно впервые обо­значило стремление русской интеллигенции пострадать за рус­ский народ, принести себя в жертву для будущей свободы оте­чества. Героизм и высокую степень нравственности продемон­стрировали и жены декабристов, последовавшие за своими му­жьями, сосланными в Сибирь на каторжные работы. Идеи де­кабризма оказали значительное влияние на формирование ра­дикальных политико-правовых концепций 1840-1850 гг.

Поражение декабристов – это и национальная трагедия. Изъятие из активной, общественно-политической жизни цело­го поколения лучших, образованнейших, честнейших людей страны, по характеристике А.И. Герцена, «рыцарей с головы до ног, кованных из чистой стали, воинов-сподвижников», су­щественно снизило темпы эволюции отечественной государ­ственности, непреодолимо углубило раскол между правительством и обществом. Российское государство пришло к идеям декабристов лишь в начале XX в.

После разгрома декабристов общественно-политическая мысль в России развивалась в условиях николаевской реакции. Были распущены все, даже легальные, общества, ужесточена цензура. Для усиления политического надзора и сыска в 1826 г. создается Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Доносительство и слежка становятся в эти годы системой, частью повседневной жизни. Обсуждение политических, идеологических вопросов на многие годы пере­мещается исключительно в светские салоны и студенческие кружки – места активного бесцензурного общения.

Тем не менее в середине 30-х гг. возникли мировоззренчес­кие системы, способствовавшие дальнейшей дифференциации политических направлений, сложившихся в предшествующие периоды, вновь заявила о себе оппозиционная идеология, от­личавшаяся от параллельно формировавшейся проправитель­ственной, официальной идеологии («православие, самодержа­вие, народность»).

Суть государственной идеологии сводилась к следующему. Самодержавие является истинно российской формой государ­ственной власти. Оно обожаемо и почитаемо народом, кото­рый боготворит царя за заботу о нем. Царская власть имеет божественное происхождение. Православие определяет мораль­ные качества, весь строй мышления и образ жизни народа. Пол­ная гармония и союз – таков характер связи между самодержа­вием, православием и народом.

Идеологи официальной народности – историк М.П. Пого­дин (1800-1875 гг.), литератор С.П. Шевырев (1806-1864 гг.) и другие проповедовали единство двух начал истории – народа и госу­дарства. Воспевая величие России, они противопоставляли ей западноевропейский процесс, исходя из тезиса об особых «на­чалах» русской истории, русской жизни. В отличие от Запада, где государства создавались с помощью насильственных заво­еваний, в России славяне пригласили варягов, что и создало своеобразие русской истории, предопределило особость русско­го народа, которому якобы свойственны прежде всего такие черты, как покорность, смирение и религиозность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.