КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о государстве и праве К. Маркса и Ф. Энгельса
Основоположниками марксизма как системы экономических, философских и социально-политических взглядов являются Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895гг.). Их учение восприняло и продолжило революционно-демократические и социалистические традиции, развивавшиеся западноевропейской социально-политической мыслью Нового времени. Вместе с тем марксизм есть не простое продолжение предшествующих ему социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Важнейшим из них явился вопрос об условиях и путях реального освобождения человека от всяких форм угнетения, бесправия, неравенства. Увлеченные прежде всего и главным образом данной проблематикой, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к анализу современного им западноевропейского общества. В центре их внимания оказались вопросы о сущности, тенденциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с позиции интересов человеческой свободы. В контексте этого анализа основоположники марксизма выработали новые подходы и к трактовке государства, политики и права. Сущность этого подхода состоит прежде всего в историко-материалистической интерпретации государства и права, в понимании этих образований как надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Исходным положением марксизма является идея о том, что основу существования и развития общества составляет материальное производство, уровень которого, а также характер производственных отношений, собственности в конечном счете определяют сущность и природу права и государства. Это было новым словом в политико-правовой мысли. Напомним, что даже после того, как мыслители отбросили положение о божественной природе государства и пришли к идее его земного происхождения, они по-прежнему рассматривали государство как результат осуществления идеи, только саму идею теперь приписывали уже не Богу (или мировому разуму, абсолютному духу, как у Гегеля), а людям. Считалось, что разум, мнения или страсти людей являются двигателем исторического развития. Марксизм же показал, что государство, как и весь политический процесс, порождается не свободной волей людей, а экономическим развитием общества. Государство возникает с появлением частной собственности и антагонистических классов. Следовательно, оно является классовым по своей природе и всегда служит интересам господствующего при данном способе производства класса – рабовладельцам, феодалам, буржуа, а отнюдь не общему благу, как полагало большинство мыслителей, начиная с древности. «Государство, – пишут Маркс и Энгельс, – есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы». Это орудие принуждения, машина подавления одной части общества другой, диктатура класса. В условиях рабства, феодализма и капитализма меньшинство подавляет большинство; при переходе от капитализма к социализму диктатура пролетариата осуществляет господство победившего в революции большинства над меньшинством (эксплуататорами). Смена качественных состояний общественной жизни, переход от одной социально-экономической формации к другой – от рабовладельческого строя к феодальному, от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму – процесс закономерный, считают марксисты, и обусловленный прогрессом производительных сил, которые вступают в конфликт со старыми производственными отношениями. Смена общественного строя происходит в результате борьбы классов, применяющих революционное насилие для обеспечения социального прогресса, несущего расширение свободы основной массы людей. Выдвинутое Марксом и Энгельсом положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти, является основополагающим в марксистском анализе политики. Ранее буржуазные мыслители (О. Терри, О. Минье, Ф. Гизо), а также социалисты-утописты тоже знали о существовании классов и классовой борьбе, подробно описали её в своих произведениях, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории. Обосновывая закономерность движения человеческой истории «к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», Маркс и Энгельс выдвинули положение о закономерности отмирания государства и всякой политики, ибо в обществе без классов и классовых противоречий государство и право не нужны. На их место придут не политические институты управления и не классовые нормы регулирования общественных отношений. «Общество, которое по-новому организует производство свободной и равной ассоциации производителей, – писали создатели марксизма, – отправит государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором». Но произойдет это не сразу, подчеркивали они, а на высшей стадии коммунизма, после переходного периода, государственность которого не может быть не чем иным, как революционной диктатурой пролетариата. Государство, разъяснял Энгельс, «есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников... а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать». Это высказывание Энгельса Ленин считает «одним из самых замечательных, если не самым замечательным рассуждением в сочинениях Маркса и Энгельса по вопросу о государстве». С историко-материалистических позиций марксисты объясняют и природу права: его нормы это не свод установленных людьми правил своего поведения в соответствии с абстрактными представлениями о добре и справедливости, а юридическое выражение и закрепление существующих общественных отношений, и прежде всего тех, которые сложились в сфере материального производства, т.е. право тоже носит классовый характер. Обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс писали в Манифесте коммунистической партии: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Право получает свое выражение в законах и соответственно в подзаконных актах, т.е. в юридических нормах, издаваемых государством или им санкционированных (так называемое обычное право). Различение права и закона – важное положение в юридической доктрине Маркса. Хотя оно не всегда проводится им и особенно его последователями. Ленин и другие теоретики социализма в XX в. зачастую их отождествляли. Определяя значение марксизма в развитии политико-правовой мысли, необходимо еще раз подчеркнуть его нетрадиционность, соответствие новым, революционным по своему характеру историческим условиям. К сожалению, дальнейшая судьба марксистских идей была противоречива, особенно при попытке применения их в новых исторических условиях. В ряде случаев марксистское учение было канонизировано, возведено на уровень государственной идеологии сверхрадикального толка, препарировано. Это неизбежно ослабило его конструктивный потенциал, а после краха модели социализма в СССР и в социалистических странах многие готовы без колебаний отнести идеи социализма к утопиям, отрицают марксизм как теоретическую основу и методологию общественных явлений и политико-практической деятельности. Как нам представляется, оценка научно-политической ценности марксистской доктрины не может быть однозначной. Социалистическое учение, разработанное Марксом и Энгельсом, никоим образом не следует сводить лишь к требованию заменить частную собственность на средства производства общественной собственностью, перейти от товарно-денежных отношений к планомерно организованному обмену продуктами труда. Их учение – это программа рабочего движения, борющегося за обеспечение прав человека на труд, отдых, образование и т.д. И тот факт, что трудящиеся многих стран уже добились их осуществления, говорит о выдающемся значении марксизма несравненно больше, чем имевшиеся заблуждения его основоположников или ошибки и просчеты его последователей. Социалистическое учение надо понимать как стремление и борьбу за создание такого общества, которое было бы качественно более справедливым, равноправным и разумным, чем то, которое существует сегодня. Это содержание социалистической идеи не исчезло и не исчезнет. Что касается марксистских представлений о механизмах создания такого общества, то история внесла в эти представления принципиальные коррективы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |