КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неокантианские теории права
Во второй половине XIX в. в юриспруденции Западной Европы наряду с теориями насилия (и вопреки им) возникают направления, проповедовавшие возрождение ряда идей Канта, лучших традиций гуманизма в духе естественного права. Видным приверженцем этого направления был немецкий теоретики философ права Рудольф Штаммлер (1856-1930гг.). Он и его сторонники (марбургская школа неокантианства) критиковали юридический позитивизм за его неспособность определять источники развития и изменения права, исследовать способы правового воздействия на общественные отношения и поведение людей. Штаммлер доказывал необходимость внесения в изучение права философского элемента, «естественно-правовой» точки зрения и вслед за Кантом полагал, что понимание социальных явлений возможно лишь при наличии общих условий познания, установить которые – задача социальной философии. Исходная позиция неокантианства – противопоставление наукам о природе, где применяется закон причинности (предшествующее явление порождает последующее), наук об обществе, где действует закон целеполагания (свободная воля людей стремится к целям; волевые действия определяются не тем, что было, а тем, что должно быть). «Сущность социального бытия людей, –писал Штаммлер, – заключается в воле и преследовании целей. Не может быть иной высшей закономерности её конечной цели». Исходя из этого, Штаммлер опровергал притязания исторического материализма (марксизма) на постижение объективных закономерностей развития общества, оспаривал их исходный тезис о подчиненности права экономике, производственным отношениям. Правовой порядок и общественный строй, по Штаммлеру, это одно и то же. Не соглашался он и с позицией Иеринга, который, как известно, считал, что право порождается и управляется государством и без государственного принуждения нет права как такового. В собственном учении о праве Штаммлер ориентировался на закономерности социальной цели. Государственное хозяйство и все хозяйственные явления он рассматривал как определенным образом урегулированную и целесообразно направленную совместную деятельность людей, стремящихся к достижению определенных целей. Отсюда следовало, что создаваемое по воле людей право как особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности есть та неизбежная и первичная категория, без которой не может иметь места сама эта деятельность индивидов Штаммлер характеризует социальное хозяйство как материю, а право – как форму социальной жизни, подчеркивая их тесную взаимосвязь в качестве сторон одного и того же явления – социальной жизни людей. ]Иначе говоря, право первично, а социальное хозяйство, экономические отношения вторичны. Представления марксистов, писал Штаммлер, о юридической надстройке, «будто бы высящейся над отношениями собственности, падает само собой, так как всякое понятие о собственности предполагает создающую его правовую норму». Поскольку деятельность людей, по Штаммлеру, определяется не развитием техники, экономических отношений, а стремлением к достижению целей, источник общественного прогресса следует искать в целеполагании, а значит в выражающем это целеполагание праве. Следовательно, заключал Штаммлер, общественный прогресс осуществляется лишь в области права, которое и является определяющим фактором общественного развития. От собственно права Штаммлер отличает идею права как его цель. Идея права проистекает из самой сущности человека как личности. Фундаментальным требованием человеческого сознания является, как полагал Штаммлер, идея справедливости, основанием которой выступает знаменитый категорический императив Канта. Идея права вместе с тем есть критерий, мерило оценки действующего позитивного права. Самому праву по его сути, отмечает Штаммлер, внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Постоянно происходит изменение содержания, прежде считавшегося справедливым, и человечеству «суждено всегда вынашивать все лучшее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам». Отсюда требование Штаммлера, предъявляемое к праву в каждом обществе, – быть справедливым для данных условий общества, или «правильным правом». Это правильное право он называет естественным правом, или естественным правом с изменяющимся содержанием. Теория Штаммлера, несмотря на полемичность, методологические несоответствия, широко использовалась в XX в. правоведами для возрождения концепции естественного права и была положена в основу этического социализма, сторонники которого рассматривают социализм не как общность, связывающую реальных людей, а как идею такого общежития, движение к которому совершается бесконечно. По своей направленности идеи этического социализма оказались близкими концепциям солидаризма.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |