КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АЛ. Герценаи Н.Г. Чернышевского
Русский утопический социализм
Основоположником доктрины «русского», или «крестьянского», социализма считается Александр Иванович Герцен (1812-1870 гг.). Именно он, разуверившись в возможностях западных стран осуществить социалистические идеалы («Запад гниет, мещанство торжествует»), пришел к выводу, что Россия, минуя капитализм, может прийти к социализму. Герцен был знаком со всеми течениями западного социализма, но он не стал их апологетом, не идеализировал их, а стремился найти формы и методы соединения абстрактных «книжных» идей и принципов социализма с реальными общественными отношениями. Западноевропейские страны, как полагал он после знакомства с их политической практикой периода неудачных революций 1848-1849 гг., исчерпали потенциал социального творчества. Тогдашние западные правительства казались ему компанией «политических шулеров», парламенты – «средством перегонять общественные потребности в слова и бесконечные споры». Не внушали ему оптимизма и рабочие, которые, как отмечал Герцен, «желают социального правительства, которое бы управляло ими для них, а не против них», но «управляться самим им и в голову не приходит», а «будь пролетарий побогаче, он и не подумал бы о коммунизме». Разочаровавшись в западничестве, где, по его мнению, господствуют «стяжание, нажива, ажиотаж и страсть к власти», считая, что мещанство может стать окончательной формой западноевропейской цивилизации, Герцен стал связывать будущее прогресса не с воинствующим индивидуализмом, а с «солидарностью». Начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму, он увидел в России, где сохранялось общинное землевладение. В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся все необходимые элементы непосредственных социалистических отношений: 1) право каждого на землю; 2) общинное владение ею; 3) мирское управление. Стремление найти истоки в самой ткани социальной жизни составляло характерную черту всей русской революционно-демократической мысли. И в этом одно из её отличий от западноевропейских социалистических учений. Герцен полагал, что отмена крепостного права при сохранении общины позволит избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму. «Мы, – писал он, – русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта... от общинного владения и общинного управления, – и идет вместе с ра-ботничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука». Но Герцен не идеализировал русскую деревню, где «мужики, довольствуясь тем, что могут кое-как прокормиться, как испуганное стадо, жались в свою общину». Её главным недостатком он считал поглощение личности общиной, отсутствие развитых индустриальных начал, хотя подчеркивал, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе общинное начало с личным. Основную задачу социальных преобразований он видел в развитии свободы личности и одновременном укреплении принципа общинного землевладения, распространении общественного самоуправления на все уровни государства сверху донизу и использовании западной науки, передовых политических идей для оплодотворения крестьянского быта. Приобщить русского крестьянина к положительным результатам цивилизации и науки Запада должны были, по Герцену, передовые русские люди, «прошедшие через западную цивилизацию» и впитавшие её исторический опыт и социалистические представления. К вопросу о средствах и образе действий при осуществлении социальных преобразований Герцен подходил диалектически, полагая, что тут все зависит от обстоятельств: упорство реакции может привести к революции, а её ослабление – «дать реорганизации мирный исход». Его принципиальная позиция сводилась к следующему: с помощью революционного насилия можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, но построить социализм таким способом невозможно. Нельзя звать к оружию, считал он, не исчерпав реформаторских усилий. Русь надо звать не «к топору», отвечал Герцен радикальным революционерам, а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившийся в России. «Призвавши к топору, – пояснял он, – надобно овладеть движением, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми...» В России нет такой организации. Поэтому к топору звать не следует, пока есть «хоть одна разумная надежда на развязку без топора». И Герцен выдвигает 1 ноября 1861 г. лозунг «В народ!», полагая, что, не зная народа, можно его лишь притеснять, кабалить, завоевывать, «но освобождать нельзя». Этот лозунг стал на многие годы призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении. Проблемы государства, права и политики в герценовской теории «русского социализма» рассматривались как подчиненные главным проблемам- социальным и экономическим. Взгляды Герцена на государство эволюционировали от увлечения гегельянством до анархизма. Но гегелевский этатизм ему был чужд, а у анархистов он взял идеи децентрализации и самоуправления, дистанцировавшись от их антигосударственности. В целом же он смотрел на государство трезво и прагматично как на форму, способную наполняться самым различным конкретным содержанием: оно может как способствовать прогрессу, так и тормозить его. «Государство, – отмечал Герцен, – не имеет собственного определенного содержания, оно служит одинаково реакции и революции, тому, с чьей стороны сила». В тесной связи с современными политическими событиями сформировалось представление Герцена и о государственных формах и институтах. Трагические уроки практической политики, полученные им в Западной Европе в 1848-1849 гг., когда на его глазах рождалась и умирала Вторая французская республика, породили разочарование в буржуазном парламентаризме. Французская республика времен президентства Луи Бонапарта казалась ему гораздо хуже английской монархии. Государственные формы правления в западноевропейских странах, парламенты и конституции оказались несовместимыми по своему содержанию ни со свободой, ни с равенством, ни с братством. К российскому самодержавию Герцен относился в целом отрицательно, особенно к крепостному праву. Главный порок самодержавия Герцен видел в том, что оно не имеет корней в народе, а государственный аппарат развращен. Но он допускал возможность его реформирования, установления конституционной монархии. При этом его волновали принципы будущей конституции, а не терминология. Для него было не важно, как её будут называть: конституция, хартия, грамота; безразлично, как назовут высший представительный орган-дума, собор, парламент; как будет именоваться глава исполнительной власти – царь, король, император, президент. Важно, чтоб в стране утвердились бессословность, правопорядок, самоуправление, федерация. Но с 60-х гг. Герцен уже безоговорочно выступал за республику. Необходимо, считал он, установить не только политическую, но и социальную республику, т.е. реальную власть народа и для защиты народа, власть, которая сможет обеспечить благосостояние каждого и всех. Другой теоретик и пропагандист «русского социализма» Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.) также высоко ценил социальные возможности русской сельской общины. Общинное владение землей, полагал он, не только в состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность «соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице», но и позволяет ускорить социальное развитие общества в целом, благоприятствует развитию прямоты характера и качеств, нужных для гражданина, давая независимость правам частного лица. Социально-политическая проблематика изложена Чернышевским в его романах «Что делать?», «Пролог», «Письма без адреса», в статьях «Экономическая деятельность и законодательство». Свои идеи он доносил читающей России через журнал «Современник». Широкая эрудиция, поразительная работоспособность и литературный талант, наряду с острой социально-политической направленностью его публикаций, принесли Чернышевскому славу властителя дум радикально мыслящей молодежи дореформенной России. Но в 1862 г., в возрасте 33 лет, он был арестован, а затем осужден на каторгу и вечную ссылку в Сибирь. В 60-90-х гг. его имя запрещалось упоминать в печати, а сочинения находились под запретом. В результате его творческое наследие стало для молодежи лишь героической легендой, не более. Социализм Чернышевский трактовал как общество более справедливое, более свободное и более экономически рациональное, чем те, в каких люди жили до сих пор. Сознавая неопределенность понятия «социализм», он видел в нем не систему догм, а «довольно сложную комбинацию идей», акцентируя внимание при этом на тех из них, которые могли подойти к условиям России. Особенно ему импонировали идеи «кооперативного социализма», у истоков которого стоял Р. Оуэн, и позиция тех мыслителей, которые видели в социализме наследника либеральных ценностей. В интерпретации самого Чернышевского социализм предстает как естественное дополнение идей свободы идеями социальной справедливости, большего равенства и уверенности в завтрашнем дне. Главная идея социализма, подчеркивал он, «проста и чиста»: «для успокоения общества необходимо наискорейшее возможное улучшение материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса». Решение этой проблемы Чернышевский видел в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и средствами наук. В земледелии братство это должно выразиться в переходе земли в общинное пользование, а в промышленности- в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе. Но и социализм – преходящий социально-политический строй. На смену социализму, полагал Чернышевский, придет новый, более совершенный общественный порядок – коммунизм. Если при социализме обобществлены средства производства и земля, то при коммунизме будет обобществлено и распределение. Люди будут получать продукты труда по потребности, утверждал Чернышевский. Он был убежден, что у России особый путь к социализму: Россия, опираясь на специфическую традицию российского общества – общинное земледелие, может избежать язв «пролетарства» и прийти к социализму, минуя капитализм. Длительное время в общественной историографии Чернышевского представляли как воинствующего революционера, якобы призывавшего Русь «к топору». На самом деле он был не революционером, а просветителем, но сознавал неизбежность революции при условии, если общество не способно осуществить преобразования мирным путем. Однако Чернышевский был убежден в ограниченных возможностях революций: нельзя насильно внедрить в общество высокие идеалы, ибо «люди привыкают к хорошему, только когда сами понимают, что оно хорошо, и находят возможность усвоить его». Особенно его беспокоила перспектива стихийной революции в России, где из-за тяжелых условий жизни «народ невежествен, исполнен грубых предрассудков и слепой ненависти» и не привык бережно относиться к человеческим судьбам и к материальным ценностям. Поэтому, считал Чернышевский, он «не пощадит и нашей науки, нашей поэзии, наших искусств; он станет уничтожать всю нашу цивилизацию». Поэтому он выступал «против ожидаемой попытки народа... самому приняться за устройство своих дел». Оптимальным вариантом могло стать реформирование общества сверху, если не по инициативе царя, то в виде уступок общественному мнению. Но после первых шагов по осуществлению крестьянской реформы Чернышевский убедился, что российская самодержавно-бюрократическая система не способна к реформированию, перекрыла все легальные пути оппозиции и отвечает репрессиями даже на простые ходатайства о злоупотреблениях властей. Да и оппозиция в лице либеральной элиты была способна, как считал он, только на болтовню и шушуканье по поводу действий правительства. Чернышевский приходит к выводу, что остается третий путь – постепенная подготовка общественного мнения, или, вернее, общественного сознания, воспитание новой интеллигенции, «новых людей», сочетающих верность идеалам с профессиональной компетентностью, стремящихся найти общий язык с народом. Просвещение народа и помощь ему в самоорганизации, а не бунтарство и тем более не террор – вот задача, которую ставил Чернышевский перед революционно настроенной молодежью, пытавшейся на практике воплотить принципы разумного человеческого общежития. Чернышевский не стремился предрешать вопрос об устройстве власти, которая заменит свергнутое самодержавие. Его больше интересовали проблемы правопорядка и самоуправления, чем вопрос о форме правления. Он полагал, что после длительного переходного периода (25-30 лет) будущее общество сложится в федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, перешедших в собственность работников. На этапе же перехода к социализму предполагалось существование ответственной перед народом власти. Правительство, по его мнению, это лишь одна из форм общественной силы и деятельности. И был убежден, что правительство не должно заниматься такими делами, которые идут хорошо и без его вмешательства. Но там, где практика докажет «недостаточность разрозненных индивидуальных усилий» и невмешательство грозит большими экономическими потерями и обострением социальной несправедливости, там «разумное участие государства» полезно и даже необходимо. Отношения в обществе, в том числе и экономические, должны определяться, по Чернышевскому, не только законодательством, но и общественным регулированием при посредстве профсоюзов, крестьянских организаций, кооперации, местного самоуправления и т.д. Чернышевский считал, что «законы и распоряжения, касающиеся рабочего класса, могут составляться не иначе как по соглашению с этим классом, с его одобрения и при его участии». Он возлагал большие надежды на промышленные союзы работников. Чернышевский полностью разделял гуманистические стремления к «улучшению положения низших классов» и связанную с этим новую, расширенную, концепцию прав человека. Он полагал, что человек, лишенный прав на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, никогда не будет полноценным работником. Но в вопросах обеспечения основных социальных гарантий и улучшения материального положения низших классов его возмущала позиция либералов, считавших, что «недостойны помощи те, которые не имеют мужества сами помочь своим делам». «Но зачем же и существует государство, – вопрошал он, – как не для охранения человека от бедствий, которых не может отвратить его собственное мужество и сила?» Разве полиция защищает только тех, кто сам способен к самозащите? Помощь нужна не сильным и мужественным, а слабым и сломленным судьбой. В свое время Чернышевский, характеризуя учение Сен-Симона, назвал его создателем «теории об улучшении народного быта». С полным основанием это определение можно отнести и к учению самого Чернышевского, которое оказало большое влияние на многие слои последующей революционной интеллигенции, теоретизировавшей и действовавшей в духе коренного «улучшения»: бунтарей-бакунинцев, впередовцев, террористов и конституционалистов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |