Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая теория права




Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла по­требность в целенаправленном изучении и использовании пра­ва в качестве инструмента регулирования и социального конт­роля, сдерживания или предупреждения общественных разно­гласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили ши­рокое распространение в общественных дисциплинах.

Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха (1862-1922гг.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, которое следует изу­чать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следу­ет искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство.

По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутрен­ний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоот­ношений, а не из тех юридических положений, которые регули­руют эти отношения. Кроме того, внутренний порядок обще­ственных союзов представляет собой основу юридических уста­новлений.

Однако этого уровня правовых норм еще недостаточно. Поэтому наряду с ними в целях защиты правил поведения, сло­жившихся в обществе, так же, как и в различных государствен­ных институтах, т.е. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые поло­жения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, может быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного.

Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии.

Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой пре­одоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер. Кроме того, авторитетность го­сударственной правовой сферы подавляет, по его мнению, вся­кую творческую мысль и не способствует справедливости ре­шений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь види­мую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэто­му заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологичес­кого изучения «живого права» и интуитивном чувстве справед­ливости, чем на логической интерпретации текстов нормы.

Наибольшее распространение социологическая юриспру­денция получила в США. Здесь это направление начал разра­батывать еще в первой четверти XX в. Роско Паунд (1870-1964гг.). Мировоззренческую основу его учения составляет принцип прагматизма, определяющий значимость знания, любых тео­ретических построений практическими последствиями или пользой. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов уделять внимание исследованию действительной эффективно­сти правовых норм и институтов, обращаться к анализу «права в действии», а не ограничиваться изучением «права в книгах», т.е. права в законе, в нормативных актах. «Мы хотим изучать правопорядок вместо того, чтобы вести споры о природе пра­ва», – разъяснял свою позицию Паунд.

В его понимании, право – это «высоко специализирован­ная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административ­ного процесса». В трактовке права как формы социального кон­троля наиболее ярко проявилась социологическая направлен­ность концепции Паунда, ориентирующая юриспруденцию изу­чать право в контексте социальных отношений, учитывать взаимодействие правовых норм с другими регуляторами обще­ственной жизни: религией, моралью, домашним воспитанием и др. При этом Паунд выступал за необходимость планирова­ния, за расширение контроля, осуществляемого с помощью права. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, по его мнению, возрастает вместе с развитием госу­дарства. Все остальные виды социального контроля также дол­жны действовать под надзором и в соответствии с требования­ми права.

В идее социального управления посредством права после­днему отводилась инструментальная роль, аналогичная роли инженерной науки при решении технических задач. Поэтому своим теоретическим построениям, в том числе и трактовке права, Паунд придает прежде всего инструменталистский ха­рактер. Приведенная выше формулировка понятия права, как не трудно заметить, раскрывает не сущность права, а совокуп­ность его значений – его цель. Категории сущности он проти­вопоставлял понятие цели.

Функции, роль права Паунд видел в сглаживании и при­мирении противоречащих друг другу интересов, в улажива­нии социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд подчеркивал, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наобо­рот, укреплению согласия и кооперации между ними, гармо­низации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований.

Паунд предпринял попытку составить весьма пространную таблицу этих интересов и сформулировал ценности и юриди­ческие постулаты современной цивилизации, которые должны, по его мнению, направлять формирование и применение пра­ва, способствовать компромиссному разрешению противоре­чий в обществе, обеспечивать «защиту интересов» с помощью права.

Среди юридических постулатов, которым в одинаковой мере должны следовать и те, кто создает право, и те, кто его применяет, Паунд выделил следующее: в цивилизованном об­ществе любой человек должен быть уверен в том, что:

1) он не станет объектом нападения;

2) блага, созданные его трудом и приобретенные в соответ­ствии с правилами, существующими в данном обществе, будут находиться в его распоряжении, и он может использовать их по своему усмотрению;

3) окружающие его люди будут вести себя так, что: а) их действия будут соответствовать тому, что разумно ожидать, ис­ходя из обещаний и поведения; б) в своих поступках они будут руководствоваться представлениями, диктуемыми обществен­ной моралью; в) возмещать причиненный ими ущерб, который в данных условиях не может быть признан разумным и неиз­бежным;

4) каждый будет проявлять должную осмотрительность при осуществлении своих действий, с тем чтобы не подверг­нуть других лиц неразумно высокому риску причинения вре­да;

5) ущерб, причиненный в результате совершения действий, представляющих опасность, будет возмещен.

Ценность и постулаты изображены Паундом как идеаль­ные и вечные начала, но при этом он допускал, что в современ­ном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты. Эту идеализированную схему цен­ностей и интересов общества позднее назовут «состоянием все­общего благоденствия».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.