КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русский» марксизм
Первым российским марксистом в точном смысле этого слова принято считать Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1931 гг.).Это был наиболее подготовленный теоретически профессиональный революционер. Он знал несколько иностранных языков, изучал философию, историю, естественные науки, литературу. Мировоззрение и политическая деятельность Плеханова претерпели сложную эволюцию. В молодости он примыкал к бакунинскому течению народничества, был сторонником крестьянской революции. Сельскую общину рассматривал как основу будущего безгосударственного устройства страны и полагал возможным развитие России по некапиталистическому пути. Кризис народничества в 80-е гг. в связи с неудачами его революционных планов, провалом террора, становление рабочего движения подтолкнули Плеханова к разрыву с народничеством, переходу на позиции марксизма. Именно ему выпала роль критика идеологии народничества с использованием марксисткой социально-политической философии и методологии. В своих работах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» он развенчивал народнические доктрины, доказывая связь дальнейшего развития российского революционного движения с рабочим классом. Главной движущей силой российской революции он считал пролетариат, возглавляемый социал-демократической партией. С этой целью им была создана первая российская марксистская организация – группа «Освобождение труда». Пропагандируя марксистское учение о социализме, Плеханов вместе с тем не питал иллюзий относительно политической зрелости российского пролетариата. Предупреждал об опасности преждевременной пролетарской революции. Он понимал, что экономическая и культурная отсталость России, «азиатчина» и деспотизм ей присущие, – серьезное препятствие для социалистических преобразований. Плеханов полагал, что отсталость, незрелость России будет подталкивать революционеров к насилию, к диктатуре, чрезмерной концентрации власти. Через пять лет после революции, предостерегал он, в России будет установлена диктатура одной партии, через десять лет – единоличная диктатура её вождя. Социалистическую революцию Плеханов считал возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигает высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения. К Великой Октябрьской социалистической революции отнесся отрицательно. «Не надо было начинать», – считал он. Первоначально Плеханов полагал, что власть рабочего класса будет осуществляться посредством прямого народного законодательства, но вскоре от этой мысли отказался. В августе 1903 г. на II съезде РСДРП Плеханов выступил с якобинским программным лозунгом «Благо революции – верховный закон» и с откровенным оправданием революционного произвола. «Революционный пролетариат, – говорил он, – мог бы ограничить политические права высших классов подобно тому, как высшие классы ограничивали когда-то его политические права...» И далее: «Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент - своего рода introvable (фр. «незаменимая палата»), – то нам следовало бы стремиться сделать его долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели». К сожалению, тезис Плеханова о том, что диктаторская власть государства выше права и не может быть связанной его требованиями и предписаниями, был реализован в русской политической истории. Как известно, в начале века перед страной открылась перспектива перехода к правовым демократическим формам политической жизни. Но этот шанс реализовать не удалось. Демократическим нормам не желало следовать царское правительство. Не были заинтересованы в их становлении и развитии и противостоящие правительству революционеры. Парламентарии яростно атаковали друг друга и правительство, отвергая какие бы то ни было формы политического сотрудничества. Затем в ход пошли методы насилия, физического устранения политических противников. Народ вначале безмолствовал, потом стал действовать по-своему, в результате же страна оказалась ввергнутой в кровопролитную гражданскую войну. В начале XX в. Плеханов перешел на позиции социал-реформизма, выступив одним из лидеров и теоретиков российского меньшевизма. Но весной 1917 г. он разошелся и с меньшевиками, переключившись с текущей политики на исторические исследования и философию. Тем не менее Плеханов до конца жизни сохранил личную преданность марксизму и делу рабочего класса. Другой разновидностью российского марксизма является большевизм. Его основу и содержание, как и меньшевизма, составлял марксизм. Но меньшевизм – это реформаторское течение в русском марксизме, а большевизм – революционно-радикальное. Основателем и вождем большевизма был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.). В вопросах политики, государства и права он, как и Плеханов, был последователем Маркса, т. е. основывал свою политическую и правовую концепцию на материалистическом понимании истории, на признании эксплуататорского и антинародного характера буржуазного государства и права, на убеждении в том, что социалистическая и правовая диктатура пролетариата исторически неизбежны и несут за собой социальный прогресс, который со временем завершится переходом к коммунистическому обществу, к отмиранию в силу этого государства и права. Вместе с тем он гибко применял его общие принципы к анализу российской действительности, при выработке своих теоретических положений и организационно-тактических идей. К тому же Ленин имел возможность использовать опыт европейской социал-демократии, а также традиции освободительного движения: традиции Н.Г. Чернышевского, народовольцев, П.Н. Ткачева, особенности исторического развития России. Как и народники, Ленин в теории в конечном счете исходил из идеи самобытного пути России к социализму, а в политическом действии ориентировался на восстание, захват власти, диктатуру. С учетом новых исторических условий Ленин изменил некоторые теоретические позиции К. Маркса, а в ряде случаев развил и дополнил их. К числу таких новаций следует прежде всего отнести ленинскую идею о возможности победы социалистической революции в одной стране (или группе стран) и при том, что эта страна находится на «средней» ступени развития буржуазного общества. Такая революция и была осуществлена в России в 1917 г. Среди теоретических положений, характеризующих вклад Ленина в социально-политическую теорию марксизма, нужно выделить учение о роли революционной теории в рабочем движении, о гегемонии пролетариата в демократической революции и развитие в связи с этим учения о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства как переходной форме власти в период между буржуазно-демократической и социалистической революциями, раскрытие революционных возможностей крестьянства в борьбе против капитализма. Разумеется, арсенал идей Ленина гораздо более разнообразен. Это проблема союзников пролетариата в революции (крестьянства, национально-освободительного движения и т.п.), проблема соотношения диктатуры и демократии, стратегии и тактики международного рабочего и коммунистического движения, проблема партии – передового отряда рабочего класса в борьбе за революцию и др. Предметом особого интереса Ленина было учение о государстве. В работах дооктябрьского периода он обосновывал отмену государства в связи со строительством социализма и коммунизма. «При социализме, – писал он, – все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял». Поэтому пролетарское государство он представлял как «полугосударство», отмирающее государство. Но практика государственного строительства после прихода большевиков к власти не подтвердила ленинские выводы, сделанные в предшествующий этому период. По Ленину, государство является организацией насквозь классовой, вернее организацией господствующего класса. Это машина осуществления политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающая его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин обосновывает необходимость слома буржуазной государственной машины и замены её социалистическим государством – диктатурой рабочего класса, которая должна быть государством типа Парижской Коммуны. В дальнейшем Ленин пришел к выводу, что «искомой и найденной» государственной формой диктатуры пролетариата могут стать советы депутатов трудящихся – учреждения, которые одновременно и законодательствуют и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует республика Советов на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д. Ленин полагал, что диктатура пролетариата не исключает, а, наоборот, с необходимостью предполагает установление демократии для подавляющего большинства населения, для всех трудящихся. Однако эта диктатура предполагает и допускает политические и правовые ограничения для эксплуататоров и их «пособников». В послеоктябрьских трудах, учитывая обострение классовой борьбы, он уточняет понятие диктатуры пролетариата: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Естественно поэтому, что, по Ленину, не может быть ни действительного разделения властей, ни тем более правового государства. И то и другое определялись им как юридические функции, присущие буржуазной правовой и политической науке и практике, выгодные лишь эксплуататорским классам. Вместе с тем такие институты политической системы, как всеобщее избирательное право, парламентаризм, формальное юридическое равенство признавались им как явления исторически прогрессивные, могущие быть использованными рабочим классом в его политической деятельности. В итоге попытки двигаться по пути, ведущему к отмиранию государственности, созданию системы коммунистического самоуправления привели к формированию в советском обществе такой негосударственной структуры, как компартия, которая создала организацию тоталитарной власти и сама стала её центром. Ленин к 1921 г. пришел к выводу, что диктатура пролетариата «невозможна иначе как через коммунистическую партию». Руководящее положение компартии он называл основой Советской Конституции – юридической и фактической. В свете современной политической конъюнктуры многие сегодня считают деятельность Ленина и большевиков, вольно или невольно допустивших большой разрыв между теорией марксизма и реальной политической практикой, совершивших Октябрьскую революцию «во имя Маркса, но не по Марксу» (Н. Бердяев), безоговорочно негативной. Но вот что говорит тот же Бердяев, непосредственный участник и свидетель тех исторических событий: «Никогда в стихии, и особенно в революции, созданной войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда, а не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре. Только диктатура могла остановить процесс окончательного разложения и торжества хаоса и анархии... Большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям». Многие противники большевиков, побежденные, изгнанные, уже в начале 20-х гг. пересмотрели свое отношение к революции, к той власти, которая утвердилась в России после Октября 1917 г. Прежде всего это были «сменовеховцы», сторонники движения, получившего название от вышедшего в Праге в 1921 г. сборника «Смена вех» и журнала под тем же названием, издававшегося в Париже. Один из авторов сборника Н.В. Устрялов писал: «С точки зрения русских патриотов русский большевизм, сумевший влить хаос революционной весны в суровые, но четкие формы своеобразной государственности, явно поднявший международный престиж объединяющейся России и несущий собой разложение нашим заграничным друзьям и врагам, должен считаться полезным для данного периода фактором в истории русского национального дела». С середины 20-х гг. почти на три последующих десятилетия продолжателем и толкователем дела и учения Ленина был Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953 гг.). Для него были характерны предельный догматизм в интерпретации марксизма, абсолютизация одних его положений (диктатура пролетариата, теория насилия в первую очередь) и игнорирование других, извращение диалектического метода, неприятие демократических норм и процедур политической жизни. Свой взгляд на природу государства Сталин формулировал так: «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Абсолютизируя теорию насилия, Сталин сделал вывод о том, что «сопротивление классового врага будет принимать тем более острые формы, чем больше успехов будет у социализма». Эта теория стала идейным основанием репрессивной модели общественного устройства не только в отношении к людям иных взглядов и убеждений, но и советского народа в целом. Применение силовых методов реализации социальных проблем стало рассматриваться и как основное средство социалистических преобразований. В Советском Союзе были свернуты такие механизмы общественного прогресса, как многообразие форм собственности и хозяйствования, конкурентные начала экономической жизни, товарно-денежные отношения, материальное стимулирование труда. Их место заняли главным образом прямые командные методы организации производства и общественной жизни в целом. Все это привело к утрате главного, что было в марксовой концепции социализма: понимание человека как цели, а не средства. Вместо этого сложилось представление о человеке как «винтике» в государственно-бюрократической машине. Негативные последствия такой практики известны: советское общество в конце концов было доведено до кризисного состояния. В таком же положении оказался и большевизм, марксизм-ленинизм в целом. Почему в нашем обществе утвердились большевизм, ленинизм и так называемый сталинизм? Дело тут, как представляется, не только в Ленине или Сталине. Дело в тех специфических условиях, в которых зрела и осуществлялась российская революция. Об этих специфических условиях вели речь многие аналитики уже накануне первой русской революции 1905-1907 гг. и особенно после её поражения, когда в кругах интеллигенции был поставлен вопрос о том, каким путем пойдет Россия, каков будет её общественно-политический строй. Так, авторы сборника «Вехи», выходившего в 1908-1909 гг., Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, А. Изгоев, Б. Кистяковский, П. Струве и С. Франк, поставив задачу исследовать психологию и идеологию русской интеллигенции, её отношение к революции, личности, морали, государству и праву, показали, что традиционно русской, кружковой, интеллигенции присущи слабость теоретических интересов, низкий уровень философской культуры, склонность оценивать культурное творчество по критериям политическим и утилитарным, а не с позиций его абсолютных ценностей. Б. Кистяковский и П. Струве подчеркивали, что русскую интеллигенцию характеризует слабая индивидуальная и социальная дисциплина. Они объясняли это отсутствием у нее правового самосознания, понимания значения прав личности и правового государства, неизбежно основанного, как и всякая общественная организация, на компромиссе. Кистяковский в статье «В защиту права» справедливо обвинил значительную часть русской интеллигенции в недооценке важности закона и порядка для нормального развития государства и общества. Вместо конституционных преобразований политического строя России интеллигенция, отрицавшая воспитание и самовоспитание в политике и ставившая на их место возбуждение масс прививала радикализм своих идей к радикализму народных инстинктов, аппетитов и ненавистей. Все это неизбежно вело к разнузданию и деморализации. Высший идеал, доказывал Струве, – это свобода личности. Но подлинная свобода достижима лишь на основе связи человека с государством. А в России государственная власть всегда стремилась произвольно, безраздельно распоряжаться жизнью общества и человека, что в свою очередь порождало безразличие к праву и со стороны революционной оппозиции. Государство призвано соединять власть, основанную на идее права, и общественность, народное мнение, опирающиеся на идею свободной, личной ответственности, носителями которой являются средние слои общества – не буржуа, а культурно наиболее зрелые элементы народа. А этого слоя в России как раз и не было. Если же в обществе отсутствует среднее сословие, то, по Струве, получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, а другие – презрения. Порождало ожесточение, нетерпение, стремление самым радикальным способом разрешить «социальный вопрос» и то обстоятельство, что российский капитализм был отягощен крепостническими пережитками, самодержавием. В России отсутствовало или во всяком случае было неразвито гражданское общество, существовали резкая социальная поляризация, острые социальные противоречия. Важные последствия имел также тот факт, что революция фактически родилась из империалистической войны. Истоки, питавшие большевизм в его ортодоксально-классических (сталинизм) или необольшевистско-модернистских формах (хрущевско-брежневский и горбачевский периоды советской истории), питают идеологию и российского политического руководства, пришедшего к власти в 1990-х гг. Все содержание его политического курса основано на сугубо большевистских приемах, перенесенных в формирующиеся рыночные отношения. Рыночный большевизм, изменив свою форму, исповедует, в сущности, прежние базовые социальные и нравственные ценности: он до основания разрушил прежние социальные устои и отношения, как это сделали большевики-ортодоксы в октябре 1917 г., обеспечил тотальное отчуждение широких масс трудящихся от экономической, социально-политической и духовной жизни, вновь расколол общество на противостоящие части, облегчил власти политическое маневрирование (ранее противостояние осуществлялось по линии красные – белые, социально свои и социально чуждые, теперь: демократы – патриоты). Человек, как и прежде, не защищен от произвола власти, государства. Наконец, рыночные большевики даже в меньшей мере, чем их многие предшественники, занимаются развитием производства, сосредоточившись в основном на совершенствовании распределительных отношений (денежных и природных ресурсов, льгот, привилегий и т.п.), и так же не заинтересованы в развитии законодательной базы реформирования. В отношении к таким непреходящим ценностям, как культура и образование, рыночный большевизм далеко обогнал советский большевизм: разрушение этих ценностей, уничтожение духовных корней русского народа идет особенно интенсивно. И самое опасное: утвердилась полная безответственность и безнаказанность за проступки, ошибки, преступления режима против народа, который держат в состоянии полной политико-правовой неопределенности. В отличие от советских людей граждане современной России не имеют пока политических, духовных и нравственных оснований и ориентиров, которые помогали бы им и стране выйти на дорогу полного процветания, социального комфорта.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |