КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российский либерализм
Общая характеристика анализируемого периода Во второй половине XIX-начала XX в. Российский либерализм. Политико-правовая идеология русского утопического социализма. Политико-правовые теории народничества. Меньшевизм и большевизм как разновидности русского марксизма. Политико-правовые идеи русских религиозных философов.
В начале второй половины XIX в. Россия оказалась в ситуации острого общенационального кризиса. Оскорбительное для национального достоинства поражение в Крымской войне показало всю неэффективность социально-политической и экономической системы России и поставило под вопрос её положение как великой державы. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, возникновении оппозиционности даже в ближайшем окружении императора. Задача существенных социально-политических преобразований стала неотложной. На этой основе достигается определенный консенсус между правительством и обществом. Правительственные круги и либеральная общественность почти одновременно приступили к разработке проектов будущих преобразований, нацеленных на преодоление экономической отсталости, социальной неразвитости России, на приобщение её к европейской политической культуре, внедрение формальной законности и правопорядка в государственный организм, на придание большей самостоятельности обществу. Все это послужило сильнейшим импульсом к развитию политико-правовой мысли, к поиску экономических и политических моделей будущего России. Новую страницу в истории Российского государства, в том числе в развитии политико-правовой мысли открыли реформы 60-70-х гг. XIX в., либеральный политический курс Александра II. Именно после 1861 г. общественно-политическая мысль в России делает решающий шаг вперед, возвышаясь до уровня политической теории.
Российская либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, чиновно-бюрократической безответственности. В пореформенной России либеральная традиция получила воплощение в оппозиционном либеральном движении дворянства, выходцев из дворянских семей. Именно в этой среде вызревали идеи социально-политических преобразований, касающиеся трех основных сфер: социально-экономической – личное освобождение крестьян и решение земельного вопроса; политико-административной – введение земств, демократических свобод, реформа суда и армии; культурно-образовательной – реформа школ, университетов, цензуры. Наиболее представительной фигурой в ряду либеральных государствоведов и политических мыслителей пореформенной России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Его перу принадлежит пятитомная «История политических учений», а также ряд фундаментальных работ в области государствоведения и философии права «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Философия права», «Собственность и государство» и др. Чичерин был одним из основателей юридической (государственной) школы в русской историографии. Историю России он рассматривал как смену юридических форм: родовой – вотчинный – государственный строй. Монархию считал движущей силой российской истории. Анализируя различные формы правления: абсолютизм, аристократию, демократию и конституционную монархию, создал собственную теорию государства. В общественной жизни, считал он, существуют четыре начала: общее благо, свобода, законность и власть. Соответственно существуют и четыре вида социальных союзов: семья, гражданское общество, церковь и государство – верховный союз людей, объединяющий остальные общности, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое. Высшей стадией развития идеи государства, по Чичерину, является конституционная монархия, в которой различные начала общежития приводятся к идеальному единству: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели». Соглашение элементов в конституционной монархии достигается, как полагал Чичерин, в результате разграничения компетенции верховной власти между монархом, аристократией, демократией. Государство, по Чичерину, призвано определять и регулировать деятельность всех союзов и организаций, но не доминировать над ними; оно «успокаивает страсти, охраняет права и интересы меньшинства, имея всегда в виду высшее благо целью, а не какой-либо части». Основными задачами государства он считал: консолидацию различных общественных сил и интересов; предотвращение социальных катаклизмов; обеспечение безопасности и осуществление нравственного порядка; определение и защиту прав и свобод. Чичерин выступал за установление в государстве юридически гарантированных прав и свобод личности: равенство перед законом, свободу личности и её деятельности, свободу договоров, неприкосновенность частной собственности и т.п. Но он считал, что фактическое равенство недостижимо. «Равенство состояний, – полагал он, – столь же мало вытекает из требований справедливости, как и равенство телесной силы, ума, красоты». Будущность России Чичерин связывал с либерализмом, сутью которого, по его трактовке, является представление о человеке как о существе свободном, даже тогда, когда он ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти. В свободе Чичерин видел «источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства... Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности». Политические свободы (прежде всего право участвовать в государственной власти) он рассматривал как высшее развитие личной свободы и её единственную гарантию. «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от её произвола: в отношении к ней лицо является бесправным». Исходя из этого, Чичерин выдвинул принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Чичерин выделял и характеризовал несколько направлений либерализма, бытующего в обыденной жизни и в общественном мнении. Низшую ступень занимает либерализм уличный. «Отличительная черта уличного либерала, – писал ученый, – та, что он всех своих противников считает подлецами». Он подвержен своеволию, больше всего любит шум, ему хочется волнения для волнения. У него отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. «Он даже не предполагает, что чужое мнение могло явиться плодом свободной мысли, благородного чувства». Другой вид либерализма Чичерин характеризует как либерализм оппозиционный, представленный весьма пестрой смесью типов: «от Собакевича, который уверяет, что только один прокурор – порядочный человек, да и тот свинья, до помещика, негодующего за отнятие крепостного права, до вельможи, впавшего в немилость и потому кинувшегося в оппозицию, которая снова обратит его к власти». Третий вид либерализма Чичерин называет либерализмом охранительным. Сущность его он усматривает в «примирении начала свободы с началом власти и закона». Только такое либеральное направление может действительно влиять на общественные дела, считал Чичерин, которое способно приноравливаться к жизни и искать уроков из истории, не становиться власти в систематическое враждебное отношение, а действовать с пониманием природы и необходимых условий осуществления власти, занимая в то же время беспристрастную и независимую позицию. Сообразно своему либеральному настрою Чичерин полагал, что Россия может идти вперед только в том случае, если произвольная власть будет заменена «властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями», она должна развиваться по программе охранительного либерализма, основное политическое кредо которого – «либеральные меры и сильная власть». Большой вклад в научную разработку российской правовой и политической мысли внес другой представитель либерализма Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910 гг.) – юрист, социолог, один из лидеров кадетской партии, председатель 1 Государственной думы. Будучи приверженцем Р. Иеринга, социологической концепции права, Муромцев считал, что сущность государства и права может быть понята только на основе изучения всей совокупности общественных явлений и фактов, как экономических и политических, так и культурных, психологических и т.п. Юриспруденция, по его мнению, не может ограничиваться изучением только догмы права, систематизацией и комментированием действующего права, она должна стремиться к установлению социологических законов развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права («право как оно есть») и политику права, отрасль права, изучающую право с позиций определенного идеала («право как оно должно быть»). Муромцеву принадлежит заслуга создания собственного оригинального учения о праве. В отличие от широко распространенного мнения, что основу его составляют юридические нормы, он определял право как «совокупность юридических отношений (правовой порядок)». Нормы же считал «как некоторый атрибут порядка». При этом правовой порядок Муромцев рассматривал не как нечто отдельное, обособленное, а как составную часть общественного порядка. «Правовой порядок, – писал он, – есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой». Трактуя право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом, Муромцев способствовал усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял право с законом, с велением носителя верховной власти в государстве и тем самым содействовал более глубокому, объективно-научному пониманию сущности, специфики и роли права. Фактически же такой подход был направлен против реакционного российского законодательства того времени. Не случайно Муромцев за свои либеральные взгляды в 1881 г. во время студенческих волнений был отстранен от преподавания в университете. А впоследствии студенты возложили на его могилу венок с надписью: «Первому русскому гражданину от будущих граждан». Позитивистским социологом в духе О. Конта и Э. Спенсера был другой видный деятель либерального движения Максим Максимович Ковалевский (1851-1916 гг.) – обществовед с чрезвычайной разносторонностью исследовательских интересов и активный общественный деятель-публицист, издатель, депутат. Его перу принадлежит ряд оригинальных исследований по социологии, истории государства и права, по проблемам государственного права. Как и С.А. Муромцев, он считал, что изучать государство и право следует в связи со всей совокупностью факторов социальной жизни, с учетом их исторических корней. Ковалевскому принадлежит приоритет применения историко-сравнительного метода в российской юриспруденции. Исследуя стадии развития общества и государства, он показал, что только с помощью сравнительного права появляется возможность получить ответ на вопросы, какие правовые порядки отвечают родовой, а какие государственной стадии общественности, в какой внутренней связи состоят между собой отдельные юридические нормы в каждом из указанных периодов, наконец, что может считаться в том или ином законодательстве переживанием прошлого и что зачатком будущего развития, что вымирает, что зарождается, а что должно быть устранено со временем и что восполнено и усовершенствовано. В учении Ковалевского о государстве и праве, органически связанном с его социологической концепцией, обстоятельно проанализированы такие общесоциологические категории, как «порядок», «организация», «прогресс», «эволюция», «общественная солидарность». Ковалевский считал, что не всякая эволюция прогрессивна и не каждая организация основана на порядке. Порядок обеспечен лишь там, где общество образует «замиренную среду», основанную на общественной солидарности. Прогрессом может быть признана поэтому только та эволюция, которая ведет к повышению общественной солидарности и замирению социальной среды. Среди средств обеспечения солидарности, а значит «замиренной среды», важнейшую роль он отводил праву. Именно в праве, полагал ученый, главным образом закрепляются достижения прогресса в смысле согласования интересов общества и личности, различных классов и социальных групп. Но не меньшее значение в обеспечении солидарности придается в концепции Ковалевского государству. Оставаясь последовательным сторонником монархии в России, Ковалевский считал возможным эволюционное развитие самодержавия в «демократическую монархию». «Русская империя, – писал он, – нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации её историческим вождем, положим в основу русского обновления систему самоуправления общества». Видным государствоведом либерального толка и теоретиком права был профессор Санкт-Петербургского университета Николай Михайлович Коркунов (1853-1904 гг.). Его знаменитые «Лекции по общей теории права» были самым популярным учебником в российских университетах, выдержавшим девять изданий и переведенным на ряд европейских языков. Подобно другим либералам, Коркунов в своем учении о праве и государственной власти пытался соединить социологические концепции, трактующие право как средство достижения согласованности интересов общества и личности с идеями модной в то время социальной психологии. Но в отличие от тех, кто считал, что право – это «защищенный интерес», он полагал, что право защищает не всякий интерес, а только отдельно взятый интерес в его отношении к другому интересу. Ведь право, рассуждал Коркунов, предполагает не менее двух лиц с встречными интересами, а содержание общественной жизни составляют разнообразные личные и общественные интересы. Чтобы обеспечить возможность совместного сосуществования и реализации интересов, право отграничивает каждому субъекту правовых отношений известную сферу, устанавливает права и обязанности и тем самым обеспечивает определенный порядок в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право – интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс – истца и ответчика, государственное право – интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право – интересы людей как участников международных отношений и как граждан отдельных государств. Психологические категории и конструкции использовались Коркуновым и при трактовке сущности государственной власти. Он решительно не соглашался с формально-догматическим подходом к государственной власти как единой воле и с теми, кто считал, что авторитет и силу государства обеспечивает принуждение. Принуждение, отмечал он, действует в государстве далеко не всегда; не является главным для государства и общая воля, так как в обществе существует множество воль, порою прямо противоположных друг другу. Государственная власть, полагал Коркунов, определяется не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимости подвластного. Носителями государственной власти являются все граждане, а её границы и сила заключаются в степени осознания гражданами своей зависимости от государства и его органов. Государство, по Коркунову, – это состояние постоянного властвования, опирающегося на добровольное подчинение. Это есть, писал он, «общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми». Своеобразным было отношение Коркунова к идее разделения властей. Он доказывал, что власть неделима и что «нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». Одновременно ученый отмечал, что власть стремится захватить сферу настолько широкую, насколько это возможно, и побуждает её носителей к различным злоупотреблениям. В его понимании разделение властей может быть обеспечено: а) надлежащим распределением функций властвования между государственными органами; б) выполнением разных функций одним органом в разном порядке для разных категорий дел или различными комбинациями таких сочетаний. Характеризуя власть и право в России, Коркунов придерживался традиционных умеренно-либеральных подходов. «Государь, – считал он, – сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет её правомерно». Одновременно он отмечал устарелость российской правовой системы, «бесправие личности перед административным произволом и полное отсутствие хотя бы малейшей свободы общественной деятельности», печалился, что в России политические права имеет лишь «узкая сфера наличного служебного персонала», сформированная на началах сословности, а административная власть вооружена правом устанавливать «такие ограничения свободы, которые отнюдь не могут быть определены необходимостью». Выход из создавшегося положения Коркунов видел в улучшении законодательства, в установлении режима законности, привлечении граждан к политической деятельности, политическим реформам. Но при всем этом он полагал, что реформы следует проводить сверху, силами самодержавной власти, а ближайшей перспективой развития государственного строя России должна быть не представительная, ограниченная монархия, как в странах Запада, а «правомерная, но самодержавная монархия». Идеи Коркунова получили дальнейшее развитие в творчестве его преемника по кафедре – Льва Иосифовича Петражицкого (1808-1931 гг.), создателя российской психологической теории права. Его перу принадлежат такие работы, как «О мотивах человеческих поступков», «Введение в изучение прав и нравственности», «Эмоциональная психология», «Теория права государства в связи с теорией нравственности» и др. С точки зрения Петражицкого, как и других представителей психологической школы права, причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право он рассматривал как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования, подчинения, подражания и др.) и эмоций, которые лежат в основе конкретных человеческих действий. Главные эмоции, по Петражицкому, – этические, которые представляют собой внутренние императивы. Право – тоже этическое переживание, а значит элемент психики, причем индивидуальной психики человека. Такой подход означал, что право по своей сущности субъективно. И если довести эту посылку до логического конца, то можно прийти к выводу, что каждый субъект обладает своим правом. В жизни, конечно, это не так. И Петражицкий, понимая это, подразделял право на «официальное» (связанное с государством и его органами) и неофициальное, «подлинное», как продукт психологии личности, т.е. право, действующее в рамках той или иной социальной группы или организации. Он насчитывал 15 основных видов права, в том числе и такое, как «колдовское право». Основу других норм социального поведения, к примеру морали, Петражицкий видел также в психологии. Но он признавал различия между правом и нравственностью. Для нравственности, полагал ученый, важен момент добровольности в исполнении обязанностей, для права характерно их непременное исполнение. Важнейшей целью юридической науки Петражицкий считал разработку политики права как совокупности мер, призванных направленно способствовать упрочению «правового» в психике, а соответственно и в поведении человека. Концепция Петражицкого, в которой вольно или невольно «подлинное» право (индивидуальное правосознание) рассматривалось фактически как критерий права официального, получила широкое признание в либеральных и кадетских кругах как средство борьбы против несовершенного, устарелого официального российского законодательства, игнорировавшего и нарушавшего основные принципы права «подлинного» – свободы личности, совести, слова и т.д. Видную роль в развитии российского либерализма конца XIX - начала XX в. сыграл Павел Иванович Новгородцев (1866-1924 гг.). Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам государства и права, среди которых наиболее известны «Кризис современного правосознания» и «Об общественном идеале». Его считают родоначальником концепции возрожденного естественного права в России. Суть исторического прогресса Новгородцев усматривал в движении к общественному идеалу. Его поиску и обоснованию он посвятил всю свою жизнь и научную деятельность. Идеал необходим, «чтобы в свете его созерцать прогресс общественных форм, чтобы иметь критерий для различения вечных святынь от временных идолов и кумиров, чтобы знать направление, в котором следует идти», – полагал Новгородцев. Руководствоваться таким идеалом – нравственный долг человека: «Не останавливаться ни на чем данном, но вечно стремиться вперед, вечно искать, бороться с собой и с внешними препятствиями». Идеал, по его мнению, воплощается не в социальной материи, а в личностных отношениях. И в противовес историческому и социологическому подходам в анализе общества, он выдвигает приоритет личности, её нравственного сознания, а исходным началом при построении общественного идеала, по его мнению, «должна быть признана свобода бесконечного развития, а не гармония законченного совершенства». По учению Новгородцева, главным ориентиром общественного идеала во все времена должна быть признана нравственная ценность отдельной личности. Следуя Канту, он настоятельно требовал, чтобы человек с его правами и свободами всегда рассматривался как цель и источник прогресса, а не как средство для общественной гармонии. Через призму постоянной изменчивости форм реальности, вечной человеческой неудовлетворенности достигнутым и творческого поиска нового, соответствующего нравственному совершенствованию личности, Новгородцев оценивал и анализировал теоретические концепции, право, общественно-политическую жизнь и её формы. С этих позиций обосновывал он потребность в возрождении философии естественного права, которое считал моральным критерием критики и совершенствования позитивного права. «Не вера в земной рай, который оказывается по существу недостижимым, а вера в человеческое достоинство и нравственные долженствования» – вот основа права, по Новгородцеву. Сущность концепции естественного права с изменяющимся содержанием он сводил к проблеме перехода человечества от «земного, но не всегда возможного», к «земному, всегда осуществимому и потому обязательному». Достигается это в правовом государстве, которое Новгородцев рассматривал как относительный общественно-политический идеал. Он боролся за его утверждение и стремился выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового государства, провозгласив и обосновав понятие «права на достойное человеческое существование». Форма правового государства, по мнению Новгородцева, может быть и конституционно-монархической, и республиканской. Но во всех случаях она должна иметь представительные законодательные органы, ответственное правительство и обеспеченные законом права граждан. Особое внимание ученый уделил анализу демократической организации общественной жизни как одной из форм правового государства. В содержательном плане демократию Новгородцев определял как возможно полную свободу личности, состязание мнений и систем, свободную игру различных сил в обществе, свободу творчества. Это управление большинства и одновременно свобода, уважение меньшинства; это и равенство, стремление к которому сильнее свободы. В целом же демократия – это «организованное самоуправление народа, сочетающееся с твердостью правового порядка и свободной жизни». Но демократия, отмечал он, требует соответствующей зрелости народа: «Это должен быть народ, созревший для управления самим собой, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к ограничению». Издержки и трудности воплощения такого народовластия Новгородцев обозначил следующим образом: опасность перерождения демократии в олигархию, неопределенность, отсутствие абсолютных ценностей. В этой связи он считал, что демократия – не путь, а распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомое дорог. Терпимость же демократии к различным политическим силам открывает простор тем из них, кто стремится её уничтожить. Иными словами, демократия вызывает «духов, с которыми не может совладать». Выход из кризиса демократии Новгородцев видит не в культуре, национальном сознании народа, а в Высшей Воле, в религии. «Будущее демократии, – писал он, – как и всякой другой формы, зависит от будущности религии». Новгородцев сформулировал ряд оригинальных суждений, касающихся будущности России. Он полагал, что русским людям не следует «мечтать о сложном аппарате государств Запада», а надо «придумывать учреждения более простые и более приспособленные» к условиям русской действительности. А в своей последней статье, опубликованной уже посмертно, он писал: «Не политические партии спасут Россию, её воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух». В целом к концу XIX в. российская либеральная мысль как и всегда отличалась большой пестротой умонастроений. Откликаясь на сложности социально-политической обстановки, либералы развивали политико-правовые идеи и доктрины, которые могли быть использованы для поддержания авторитета государства и права, для изображения их как выразителей всеобщих интересов, как важного итога развития человеческой культуры. Однако политико-правовые идеалы либералов расходились с существовавшими в России порядками: самодержавие не желало идти на сотрудничество с либерально ориентированными кругами общества. Это нежелание в конечном счете стало одной из причин трагедии российской самодержавной власти, лишившей себя реального шанса обрести социальную опору в либеральных слоях дворянства. В этом заключена и одна из причин того, что к началу XX в. значительная часть российской интеллигенции оказалась в непримиримой оппозиции к верховной власти, сделав практический шаг в сторону радикальной идеи и революционного практического действия. Либеральное политическое движение России так и не смогло объединиться в единую организацию и надолго утратило свое влияние в обществе, уступив место иным, прежде всего радикальным, идейно-политическим силам.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |