Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовая теория анархизма




 

Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.

Основные его теоретические положения были сформулиро­ваны немецким философом Максом Штирнером (1806-1856гг.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1856гг.).

Анархисты крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Государство трактуется ими как сила, повелевающая членами политического общества, застав­ляющая их выполнять волю властвующих, подчиняться зако­нам. Даже если в законе отражается общая, народная, коллек­тивная воля, то и это не делает человека свободным. «Управле­ние людей людьми есть рабство», – писал Прудон. В условиях государства, заключает Штирнер, я являюсь собственным ра­бом. Поэтому государство, любую политическую власть они объявляли злом, которое должно быть уничтожено в процессе мирной социальной революции.

Основную задачу социальной революции анархисты виде­ли в установлении безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автоном­ных производственных ассоциаций, коммун, провинций, наций и социальных общностей. Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и резуль­татами труда, на договорных отношениях между индивидуаль­ными производителями, их общинами и группами, на трудо­вой собственности.

На обыденном уровне термином «анархия» зачастую обо­значают полный хаос, беспорядок, которые возникают в жиз­ни при отсутствии необходимого управления. Однако анархи­сты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видели отнюдь не в хаосе, неупорядоченности и неуправляемо­сти общественных процессов. Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их мнению, и может породить действительный об­щественный порядок, основанный на самоуправлении и взаи­модействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать популярный девиз привержен­цев этого движения: «Анархия – мать порядка».

Сильной стороной взглядов анархистов, в значительной мере обусловившей их определенный успех, была критика со­циально-экономического и политического строя современных буржуазных государств. Конституционный образ правления в тогдашней Франции Прудон характеризовал как «конфедера­цию буржуа против рабочих и короля». Слабой стороной их взглядов были наивность, утопизм, поскольку устранение го­сударства на данном этапе исторического развития общества немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям.

Антиэтатизм определял и правовое мировоззрение анархи­стов. Прудон, к примеру, принципиально отрицал значение за­конов, которые установлены государством, полагая, что они посягают на свободную волю индивидов. Но он признавал дру­гой источник права – договоры. «Я готов договариваться, –писал он, – но я не желаю законов». Не всегда лестно он отзы­вался и о правоведах, считая, что они ограничиваются «раб­ской ролью комментаторов и буквоедов».

Идеи Прудона оказали заметное влияние на развитие социалистического движения во Франции и других странах Ев­ропы, на анархистские проекты российских мыслителей – М. Ба­кунина и П. Кропоткина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.