КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовая теория анархизма
Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Основные его теоретические положения были сформулированы немецким философом Максом Штирнером (1806-1856гг.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1856гг.). Анархисты крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Государство трактуется ими как сила, повелевающая членами политического общества, заставляющая их выполнять волю властвующих, подчиняться законам. Даже если в законе отражается общая, народная, коллективная воля, то и это не делает человека свободным. «Управление людей людьми есть рабство», – писал Прудон. В условиях государства, заключает Штирнер, я являюсь собственным рабом. Поэтому государство, любую политическую власть они объявляли злом, которое должно быть уничтожено в процессе мирной социальной революции. Основную задачу социальной революции анархисты видели в установлении безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций, наций и социальных общностей. Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, на договорных отношениях между индивидуальными производителями, их общинами и группами, на трудовой собственности. На обыденном уровне термином «анархия» зачастую обозначают полный хаос, беспорядок, которые возникают в жизни при отсутствии необходимого управления. Однако анархисты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видели отнюдь не в хаосе, неупорядоченности и неуправляемости общественных процессов. Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их мнению, и может породить действительный общественный порядок, основанный на самоуправлении и взаимодействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать популярный девиз приверженцев этого движения: «Анархия – мать порядка». Сильной стороной взглядов анархистов, в значительной мере обусловившей их определенный успех, была критика социально-экономического и политического строя современных буржуазных государств. Конституционный образ правления в тогдашней Франции Прудон характеризовал как «конфедерацию буржуа против рабочих и короля». Слабой стороной их взглядов были наивность, утопизм, поскольку устранение государства на данном этапе исторического развития общества немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям. Антиэтатизм определял и правовое мировоззрение анархистов. Прудон, к примеру, принципиально отрицал значение законов, которые установлены государством, полагая, что они посягают на свободную волю индивидов. Но он признавал другой источник права – договоры. «Я готов договариваться, –писал он, – но я не желаю законов». Не всегда лестно он отзывался и о правоведах, считая, что они ограничиваются «рабской ролью комментаторов и буквоедов». Идеи Прудона оказали заметное влияние на развитие социалистического движения во Франции и других странах Европы, на анархистские проекты российских мыслителей – М. Бакунина и П. Кропоткина.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |