КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические концепции государства и права
Многие юристы и государствоведы стремились выйти за узкие рамки юридического позитивизма, исследовать внешние по отношению к праву и государству социальные и иные факторы, с помощью которых можно было бы глубже идеологически обосновать их природу, источники, функции, тенденции развития. Среди тех, кто пытался дать государству и праву социологическое обоснование, одним из самых заметных в европейской юриспруденции второй половины XIX в. был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892гг.). Он предложил изучать право не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий правопорядок, раскрывать содержание права, его социальное происхождение. Центральными понятиями его теории являются понятия социальной цели и интереса. Иеринга называют создателем так называемой реалистической теории государства. Согласно его концепции, общество есть «царство целей», где действует не причинность, а целесообразность. В основе же целесообразности лежит интерес, стремление к получению тех или иных благ. Для достижения своих интересов люди вступают в отношения друг с другом, в результате чего возникает общество, или «общность людей». Но люди нуждаются в организованном принуждении, чтобы оградить себя от эгоистических проявлений. Для этого и существует государство и право. Государство и право, по Иерингу, взаимно связаны, но эта связь не равнозначна. Право выражает интересы общества, которые составляют его содержание, но при одном непременном условии – их защите и гарантии со стороны государства. Право есть защищенный государством интерес. Иеринг дает и несколько иную формулировку того, что образует содержание права: «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Иеринг характеризует право как придаток власти, как политику, проводимую государственной властью. «Право без власти, – подчеркивал он, – есть пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть». Следовательно, государство не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Сугубо «государственническое» понимание права отнюдь не означает, что Иеринг был сторонником правового произвола. Обеспечить защиту общих интересов, выполнить цели права и государства невозможно, подчеркивал он, игнорируя право, закон. «Лишь при господстве права, – писал Иеринг, – процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются вполне присущие народу умственные и нравственные силы. Право есть разумно понятая политика власти». Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин XX в., в том числе на мировоззрение таких известных российских юристов, как С.А. Муромцев и Н.М. Коркунов, которые внесли свой вклад в развитие социологической юриспруденции. К учению Иеринга о праве и государстве близко примыкали взгляды известного в свое время австрийского социолога и государствоведа Ладвнга Гумпловича (1838-1929гг.). В рамках своего, как он сам называл, «реалистического» мировоззрения и с позиций социологии Гумплович рассмотрел широкий круг проблем, связанных с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства. Главным фактором социальной жизни он считал борьбу между различными человеческими группами за существование. Определяя эту борьбу как вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного прогресса, Гумплович следующим образом сформулировал высший закон истории: «Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее». Государство, по Гумпловичу, полностью находится в сфере действия данного закона, т.е. формируется в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших, побежденных) другой группе (сильнейших, победителей) в качестве средства принуждения, насилия. Он был убежден, что существование общества без государственного принуждения невозможно. Для него государство – это «естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок». Естественно, что к интерпретации вопросов права Гумплович подходил с «государственнических» позиций. Право у него выступает «лишь воплощением предписаний государственной власти». Государству оно целиком обязано как своим рождением, так и последующим существованием.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |