КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование идеологии социал-демократии
Переосмысление политических механизмов, способов реализации марксистской идеи об освобождении трудящихся от эксплуатации и политического гнета началось еще при жизни Маркса и Энгельса. В Западной Европе уже в середине XIX в. возникли новые школы социалистической мысли реформистского толка, полагавшие, что для создания социалистического строя нет необходимости прибегать к насилию и революции. Они ориентировались на постепенные общественные преобразования на основе всеобщего согласия, примирения классов с использованием политических механизмов парламентаризма и демократии. Наиболее ярким теоретиком социальной демократии того времени был Фердинанд Лассаль (1825-1864гг.). Он создал первую рабочую социалистическую партию «Всеобщий германский рабочий союз». Будучи горячим приверженцем марксизма, Лассаль, однако, вопреки Марксу считал государство организующим и объединяющим началом обществ. Но чтобы государство соответствовало своей идеальной сущности, оно должно стать демократическим со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни было имущественных цензов. Посредством всеобщего избирательного права рабочий класс завоевывает большинство в парламенте и делает тем самым государство народным, помогает трудящимся освободиться от материальной нужды и капиталистической эксплуатации. Из государства-охранника буржуазии, её «ночного сторожа» оно превращается в «социальное государство». По Лассалю, это единственно возможный путь к социализму. Во взглядах Лассаля на право наибольший интерес представляют его рассуждения о различии между фактической и юридической конституциями государства. «Реальная конституция, – отмечает Лассаль, – представляет собой действительные соотношения общественных сил страны; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этого соотношения». Это определение конституции как соотношения общественных (классовых) сил страны оказало долговременное влияние на теоретическое государствоведение, а идея «социального государства» послужила в XIX в. одним из оснований теории государства «всеобщего благоденствия». Под влиянием лассальянских идей в 1869 г. в Германии возникла вторая партия – социал-демократическая рабочая партия, объединившаяся впоследствии с Всеобщим германским рабочим союзом. Эта новая партия выработала формы и методы парламентской деятельности, ставшие образцом для социал-демократических партий других стран. Основатели марксизма резко критиковали её программу (особенно Маркс), но одновременно считали немецкий пример использования избирательного права достойным подражания. Энгельс указывал, что социал-демократия в Германии гораздо больше преуспевает с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота. К концу XIX в. концепция мирной трансформации капитализма в социализм становится основополагающей в идейно-политической платформе социал-демократии. Правда, теоретическая часть её программных документов в духе идей марксизма продолжала осуждать капитализм и обосновывала необходимость его низвержения, однако практические требования программ не выходили за пределы реформ, совместимых с развитием капитализма и социализацией гражданского общества. Наиболее последовательным апологетом реформистского течения в рабочем движении этого времени был Э. Берштейн (1850-1932гг.). Определяя социализм лишь как морально-политический идеал, он проповедовал теорию затухания классовой борьбы и признавал единственной задачей рабочего класса борьбу за мелкие, частные экономические и политические реформы в рамках капитализма. Отсюда его известная фраза: «Конечная цель – ничто, движение – всё». Если Маркс полагал, что капиталистический способ производства уже исчерпал свою историческую прогрессивную роль, в силу чего возникла историческая необходимость перехода к посткапиталистическому – социалистическому обществу, то Бернштейн утверждал, что в недрах капитализма возникают реальные элементы нового общества, из чего и выводил возможность мирной трансформации капиталистического общества в социалистическое. Такая трансформация, по мысли Бернштейна, произойдет посредством совершенствования буржуазного общества с помощью демократического законодательства и социальных реформ, расширения уже существующих политических и экономических институтов и учреждений. Эти идеи Бернштейна, а также его идейно-политических последователей К. Каутского, Р. Гильфердинга, Ф. Адлера и других не сразу были восприняты социал-демократами полностью и безоговорочно. На уровне официальных программных документов социал-демократические партии сохраняли верность революционным методам преобразования общества вплоть до середины XX в.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |