Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И политики всеобщего благоденствия




Теории социального государства

 

Понятие «социальное государство» используется для характеристики такого государства, которое осуществляет полити­ку, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Разработка кон­цепции социального государства и практический переход пра­вительств ряда западных стран к социально ориентированной политике – одно из главных теоретических и практических до­стижений XX столетия.

Контуры такой политики впервые были обозначены в Германии в 80-е гг. XIX в., когда правительство Бисмарка, стремясь ослабить влияние социал-демократов, осуществи­ло ряд мер по повышению «благосостояния рабочих». В 1919 г. социальная политика была возведена в ранг офици­альной доктрины Германии. Это получило закрепление в Вей­марской конституции – первой конституции, наделившей граждан социальными правами: правами на объединения в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и тру­доспособности.

Процесс формирования концепции социального государ­ства был длительным и сложным. Он прерывался экономичес­ким кризисом 30-х гг., второй мировой войной, тормозился ли­бералами, которые отказывали государству в каких-либо функциях регулирования экономических отношений. С их точ­ки зрения нет объективных критериев социальной справедли­вости и потому бессмысленным является и само понятие «социальная справедливость». Следовательно, считают они, принципиально невозможно справедливое перераспределение доходов среди различных социальных групп.

Эта политическая и идеологическая риторика маскирова­ла несовершенство государств либерально-демократического типа, их неспособность обеспечить социальные права и достой­ный уровень жизни всем своим гражданам.

И лишь ряд новых факторов, в полную меру проявившихся в первой половине XX в.: обострение классовой борьбы, рево­люционные процессы, советский опыт решения социальных проблем, переход к постиндустриальным технологиям произ­водства, – вынудил правящие круги западных стран отказаться от либерально-демократической общественной модели в пользу социально-демократической, признать, что в современ­ных условиях государство не может ограничиваться лишь ус­тановлением и защитой правового равенства граждан, но дол­жно принимать меры к тому, чтобы те обладали реальной воз­можностью удовлетворения своих насущных материальных и духовных потребностей, равно как и участием в политической государственной жизни.

Вскоре после второй мировой войны в политическую и пра­вовую литературу вошел и сам термин – «социальное государ­ство», в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «soziales Rechtsstat», которое переводится как «социальное пра­вовое государство». Затем эта формула появилась в програм­мных документах многих политических партий, а также в кон­ституциях Франции и Испании.

Социальное государство в 50-е гг. понималось как государ­ство, политика которого направлена на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищно­го строительства, а также оказания помощи гражданам, кото­рые не в состоянии собственными силами обеспечить себе ми­нимум доходов.

Согласно современным представлениям, социальное госу­дарство для достижения своих целей призвано обеспечивать следующие задачи и принципы организации жизнедеятельно­сти общества: конституционные гарантии гражданских, поли­тических, экономических и официальных прав личности; многоукладность экономики, включающей частную, коллектив­ную и государственную формы собственности; сочетания плановых и рыночных механизмов общественного производ­ства; доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; заботу властей о создании усло­вий для всеобщей занятости населения; государственную под­держку малоимущих категорий граждан; организацию эффек­тивной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими ан­тиобщественными явлениями; разработку и осуществление го­сударственных программ в области демографической полити­ки, охраны окружающей среды, защиты национальной куль­туры и др.

Ныне и замысел социального государства (реальные гражданские права для всех), и его метод (перераспределение дохо­дов) являются общепризнанными как в научных, так и в поли­тических кругах. Но общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как «государство социальных услуг», важнейши­ми задачами которого являются умиротворение общества, ут­верждение в общественной жизни отношений солидарности и социального партнерства. Социал-демократы рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели – де­мократическому социализму. Идеологи средних классов и де­мократически настроенная интеллигенция занимают проме­жуточное положение между позициями неолибералов и соци­ал-демократов. В их среде оформилась теория государства все­общего благоденствия.

Создателем этой теории считают шведского экономиста и государственного деятеля Карла Гуннара Мюрдаля (1898-1987гг.). Суть концепции государства благоденствия он сформу­лировал следующим образом: «мирно и без революции – а фактически взамен революции – проводить в капиталистичес­ком государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно приве­ла бы экономику в соответствие с интересами большинства граждан».

Отличительными признаками такого государства называ­ют смешанную экономику, ответственность государства за за­нятость, социальные услуги и расширение доходов, децентра­лизацию политической власти, народный контроль над поли­тическим процессом, отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев, их участие в распределении социальных благ, сочетание рыночных отношений с государственным планиро­ванием и др.

Ныне в законодательстве, в официальных документах за­падных стран понятие «государство благоденствия» использу­ется крайне редко. Его фактически вытеснил термин «социаль­ное государство». Но дело здесь не в терминологии, а в том, что теория государства благоденствия утратила целостный ха­рактер, поскольку социально-экономическая практика после­дней четверти XX в. опровергла многие её положения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.