КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И политики всеобщего благоденствия
Теории социального государства
Понятие «социальное государство» используется для характеристики такого государства, которое осуществляет политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Разработка концепции социального государства и практический переход правительств ряда западных стран к социально ориентированной политике – одно из главных теоретических и практических достижений XX столетия. Контуры такой политики впервые были обозначены в Германии в 80-е гг. XIX в., когда правительство Бисмарка, стремясь ослабить влияние социал-демократов, осуществило ряд мер по повышению «благосостояния рабочих». В 1919 г. социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Это получило закрепление в Веймарской конституции – первой конституции, наделившей граждан социальными правами: правами на объединения в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности. Процесс формирования концепции социального государства был длительным и сложным. Он прерывался экономическим кризисом 30-х гг., второй мировой войной, тормозился либералами, которые отказывали государству в каких-либо функциях регулирования экономических отношений. С их точки зрения нет объективных критериев социальной справедливости и потому бессмысленным является и само понятие «социальная справедливость». Следовательно, считают они, принципиально невозможно справедливое перераспределение доходов среди различных социальных групп. Эта политическая и идеологическая риторика маскировала несовершенство государств либерально-демократического типа, их неспособность обеспечить социальные права и достойный уровень жизни всем своим гражданам. И лишь ряд новых факторов, в полную меру проявившихся в первой половине XX в.: обострение классовой борьбы, революционные процессы, советский опыт решения социальных проблем, переход к постиндустриальным технологиям производства, – вынудил правящие круги западных стран отказаться от либерально-демократической общественной модели в пользу социально-демократической, признать, что в современных условиях государство не может ограничиваться лишь установлением и защитой правового равенства граждан, но должно принимать меры к тому, чтобы те обладали реальной возможностью удовлетворения своих насущных материальных и духовных потребностей, равно как и участием в политической государственной жизни. Вскоре после второй мировой войны в политическую и правовую литературу вошел и сам термин – «социальное государство», в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «soziales Rechtsstat», которое переводится как «социальное правовое государство». Затем эта формула появилась в программных документах многих политических партий, а также в конституциях Франции и Испании. Социальное государство в 50-е гг. понималось как государство, политика которого направлена на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. Согласно современным представлениям, социальное государство для достижения своих целей призвано обеспечивать следующие задачи и принципы организации жизнедеятельности общества: конституционные гарантии гражданских, политических, экономических и официальных прав личности; многоукладность экономики, включающей частную, коллективную и государственную формы собственности; сочетания плановых и рыночных механизмов общественного производства; доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; заботу властей о создании условий для всеобщей занятости населения; государственную поддержку малоимущих категорий граждан; организацию эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями; разработку и осуществление государственных программ в области демографической политики, охраны окружающей среды, защиты национальной культуры и др. Ныне и замысел социального государства (реальные гражданские права для всех), и его метод (перераспределение доходов) являются общепризнанными как в научных, так и в политических кругах. Но общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как «государство социальных услуг», важнейшими задачами которого являются умиротворение общества, утверждение в общественной жизни отношений солидарности и социального партнерства. Социал-демократы рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели – демократическому социализму. Идеологи средних классов и демократически настроенная интеллигенция занимают промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов. В их среде оформилась теория государства всеобщего благоденствия. Создателем этой теории считают шведского экономиста и государственного деятеля Карла Гуннара Мюрдаля (1898-1987гг.). Суть концепции государства благоденствия он сформулировал следующим образом: «мирно и без революции – а фактически взамен революции – проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику в соответствие с интересами большинства граждан». Отличительными признаками такого государства называют смешанную экономику, ответственность государства за занятость, социальные услуги и расширение доходов, децентрализацию политической власти, народный контроль над политическим процессом, отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев, их участие в распределении социальных благ, сочетание рыночных отношений с государственным планированием и др. Ныне в законодательстве, в официальных документах западных стран понятие «государство благоденствия» используется крайне редко. Его фактически вытеснил термин «социальное государство». Но дело здесь не в терминологии, а в том, что теория государства благоденствия утратила целостный характер, поскольку социально-экономическая практика последней четверти XX в. опровергла многие её положения.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |